Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 3. Специфика деятельности психолога в юридической практике



Консультация на предварительномследствии. Судебно – психологическая экспертиза: цели и задания. Судебно – психологическая экспертиза эмоциональных состояний.

 

 

а) Применение психологических знаний способствует правильно­му решению задач раскрытия и расследования преступлений и перевоспитания лиц, совершивших преступления.

Использование психолога в процессе предварительного следствия осуществляется в настоящее время в форме:

■ консультанта по делу;

■ специалиста;

■ эксперта.

 

б) Судебно-психологическая экспертиза представляет собой исследование, проведенное сведущим лицом — экспертом — на основе специальных познаний в области психологии с целью дачи заключения, которое после соответствующей его проверки и оценки следователем либо судом будет являться доказательством по уголовному делу.

Предметом судебно-психологической экспертизы является изучение конкрет­ных процессов, свойств, состояний и механизмов психической деятельности чело­века, имеющих значение для установления истины по уголовному делу.

Объектом судебно-психологической экспертизы является психическая деятель­ность здорового человека.

В центре исследования всегда находится личность подэкспертного (обвиняе­мого, потерпевшего, свидетеля).

К компетенции судебно-психологической экспертизы относятся:

· установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих при­знаки отставания в психическом развитии, полностью сознавать значение своих действий, руководить ими;

· установление способности обвиняемых, потерпевших и свидетелей адекват­но воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;

· установление способности потерпевших по делам об изнасиловании (в том числе малолетних и несовершеннолетних) правильно понимать характер и значение совершенных с ними действий и оказывать сопротивление;

· установление наличия или отсутствия у подэкспертного в момент совершения преступления состояния аффекта или иных непатологических эмоциональ­ных состояний (сильного страха, депрессии, эмоционального стресса, фру­страции), способных существенно влиять на его сознание и деятельность;

· установление наличия у лица, предположительно покончившего жизнь самоубийством, в период, предшествовавший его смерти, психического состоя­ния, предрасполагавшего к самоубийству, и определение возможных при­чин возникновения этого состояния;

· установление ведущих мотивов в поведении человека и мотивации отдель­ных поступков как важных психологических обстоятельств, характеризующих личность;

· установление индивидуально-психологических особенностей подэксперт­ного, способных существенно повлиять на его поведение и на формирова­ние у него намерения совершить преступление;

· установление структуры преступной группы на основе имеющихся данных о психологических особенностях личности ее участников, которые позво­ляют занимать лидирующее или

какое-либо иное положение в группе.

Кроме того, проводятся судебно-психологические экс­пертизы (СПЭ), направленные на определение наличия или отсутствия у лица, управлявшего техническим устройством, психического состояния, существенно повлиявшего на его способность управлять им (на транспорте, на производстве).

Юридическое основание для производства судебно-пси­хологической экспертизы — соответствующее постановление следователя или опре­деление суда.

При назначении судебно-психологической экспертизы должны быть правиль­но сформулированы вопросы, ставящиеся перед экспертом.

Так, недопустима подмена психологических понятий (физиологический аффект, эмоциональное состояние, эмоциональная реакция) правовыми, например: «вне­запно возникшее сильное душевное волнение».

Перед экспертом-психологом не могут быть поставлены вопросы относитель­но достоверности показаний допрашиваемых лиц.

Формулируя вопросы, необходимо учитывать: 1) общий предмет, объекты и научно-методические возможности СПЭ; 2) уголовно-правовое, уголовно-процессуальное и криминалистическое значение фактов, устанавливаемых с помощью заключе­ния экспертов и 3) конкретные обстоятельства дела, в которых возникли повод и основание для назначения СПЭ.

Любые психологические исследования в рамках судебно-психологической экс­пертизы состоят из следующих этапов:

· изучение экспертом поставленных перед ним вопросов и уяснение предме­та судебно-психологической экспертизы;

· постановка задач исследовательского характера;

· отбор методов исследования в соответствии с поставленными задачами,

· непосредственное проведение исследования;

а) психологический анализ материалов уголовного дела;

б) наблюдение за подэкспертным;

в) беседы с подэкспертным;

г) применение инструментальных методов исследования индивидуально - психологических особенностей подэкспертного;

· анализ и обработка полученной информации;

· работа со специальной литературой;

· составление заключения эксперта.

Заключение эксперта наряду с другими фактическими данными является доказательством по уголовному делу.

С целью уменьшения ошибок допускаемых иногда судами при квалификации преступлений, целесообразно обязательное проведение такой экспертизы по делам о преступлениях несовершенно летних, при неосознаваемых мотивах взрослых преступников и при наличии данных, дающих основание полагать, что преступление было обусловлено аффекте генным мотивом.

Судебно - психологическая экспертиза в состоянии дать полную характеристику личности обвиняемого, без исследования которой нельзя установить юридический мотив совершения преступления по некоторым категориям де.

За последние десятилетия в нашей стране институт судебно - психологической экспертизы получил достаточное развитие. В настоящее время в ряде научных центров страны (Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Ярославль, Волгоград и др.) следственные и судебные органы в состоянии получить квалифицирован­ную психологическую помощь по самым различным направлениям судебно психологической экспертизы.

 

 

в) Данный вид экспертизы назначается работниками следственных или судебных органов в тех случаях, когда возникает вопрос о возможности квалифицировать действия обвиняемого как совершенные в состоянии сильного душевного волнения и это состояние предусмотрено законодателем в качестве смягчающего вину обстоятельства по делам об убийствах и нанесении тяжких телесных повреждений.

Высокая степень эмоциональных переживаний специфически воздействует на характер познавательных процессов и на структуру сознания субъекта. Это воздействие приводит к феномену сужения сознания, что, в свою очередь, делает де­ятельность субъекта односторонней, негибкой. Психологии известен ряд эмоцио­нальных состояний, характеризующихся высоким эмоциональным напряжением. К ним относятся состояние физиологического аффекта (сильного душевного волнения), стресс (психическая напряженность) и фрустрация.

Состояние аффекта характеризуется краткостью и «взрывным» характером, ко­торое обычно сопровождается ярко выраженными вегетативными (например, из­менение цвета лица, выражения глаз и др.) и двигательными проявлениями.

Состояние аффекта формируется у субъекта очень быстро и в течение долей секунды может достичь своего апогея, оно возникает внезапно не только для окру­жающих, но и для самого субъекта. Обычно аффект протекает в течение нескольких - Десятков секунд. Как уже указывалось, он характеризуется высокой напряженно­стью и интенсивностью реализации физических и психологических ресурсов че­ловека. Именно этим объясняется, что в состоянии аффекта физически слабые люди Ударом высаживают дубовую дверь, наносят большое количество смертельных те­лесных повреждений, т. е. совершают те действия, на которые они не были способ­ны в спокойной обстановке.

Одним из последствий аффективного состояния является частичная утрата па­мяти (амнезия) в отношении событий, которые непосредственно предшествовали аффекту и происходили в период аффекта.

Особенность физиологического аффекта заключается в том, что он воспринима­ется как необычная, парадоксальная, чуждая личности подследственного форма реагирования.

Сам момент совершения преступления представляет собой внезапный выплеск накопившегося эмоционального напряжения, неуправляемую аффективную разрядку. Пусковым стимулом аффекта может служить как угрожающее, агрессивное действие потерпевшего на высоте конфликтной ситуации, так и незначительное, внешне безобидное воздействие, играющее роль «последней капли» на фонепродолжительного конфликта.

Момент аффективной разрядки наступает неожиданно, внезапно для самого обвиняемого, помимо его волевого контроля.

Вследствие этого орудием преступления может стать первый подходящий предмет.

Сознание переполняется слепой яростью, гневом, обидой, соответственно изменяется внешний вид — искажаются черты лица, изменяется его цвет, расширя­ются зрачки глаз. Обвиняемый слабо реагирует на внешнее воздействие, может не обращать внимания на свои ранения, вид крови.

Физиологический аффект необходимо различать от патологического. В отличие от физиологического, патологический аффект рассматривается как острое кратковременное психическое расстройство, возникающее внезапно и характери­зующееся следующими особенностями:

· глубокое помрачение сознания;

· бурное двигательное возбуждение;

· полная (или почти полная) амнезия.

 

Действия в состоянии патологического аффекта отличаются большой разрушительной силой, а в постаффективной стадии наблюдается глубокий сон. Патологический аффект — это болезненное состояние психики, и поэтому его эксперт­ная оценка должна осуществляться врачом - психиатром.

Сложным является вопрос о диагностике физиологического аффекта в состоянии алкогольного опьянения.

Квалифицированная оценка эмоциональных состояний подследственного или свидетеля в значительной степени зависит не только от опыта психолога, но также от объема информации о личности и поведении субъекта преступления в матери­алах уголовного дела. К сожалению, в процессе допросов и других следственных действий следователи редко фиксируют свое внимание на особенностях самочув­ствия, настроения подследственного перед случившимся.

Мы рекомендуем в процессе допроса свидетелей или потерпевших задать им следующие вопросы.

1. Как выглядел подследственный в момент деликта:

а) какой был цвет его лица?

б) как выглядели его глаза (бегающие зрачки, суженные или расширенные)?

в) наблюдался ли тремор рук или других частей тела?

г) каковы были особенности интонации его голоса?

2. Как выглядел подследственный и каковы были особенности его поведения после случившегося:

а) плакал?

б) сидел неподвижно?

в) пытался оказать помощь жертве?

г) адекватно отвечал на вопросы?

д) какой был темп его речи (ускоренный, замедленный, нормальный)?

е) каково было содержание его высказываний? и др.

3. Каковы были особенности взаимоотношений между подэкспертным и жертвой?

4. Каковы особенности личности и поведения подследственного?

5. Каковы личностные особенности жертвы?

 

В процессе допроса подследственного, особенно на первых этапах следственных действий, следователю необходимо выяснить у него следующие моменты:

· соматическое состояние накануне деликта (наличие соматических, нервных и других заболеваний, наличие хронической усталости, бессонница и др.);

· особенности межличностных отношений подследственного с жертвой (наличие конфликтов, их специфику и способы их разрешения);

· особенности личности жертвы (особенности темперамента, характера, осо­бенности взаимоотношений в семье и др.);

· особенности и динамику взаимоотношений с жертвой (что послужило источником конфликта, были ли раньше конфликты; если были, то как они разрешались; есть ли общие знакомые с жертвой, общие интересы и др.).

В постановлении о назначении судебно-психологической экспертизы эмоцио­нальных состояний следователем ставятся следующие вопросы.

1. Каковы индивидуально - психологические особенности подследственного?

2. Каковы особенности межличностных отношений жертвы и подследственно­го (социально-психологическая характеристика динамики их межличност­ных взаимоотношений, их конфликта, анализ способов разрешения конф­ликтных ситуаций и др.)?

3. Как выявленные личностные характеристики могли повлиять на особенно­сти поведения подследственного в исследуемой ситуации?

4. В каком психическом состоянии находился подследственный в момент со­вершения деликта?

5. Находился ли подследственный в состоянии физиологического аффекта или ином эмоциональном состоянии, оказавшем существенное влияние на его поведение?

В психологии стресс понимается как состояние психического напряжения. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность человека, включая даже полную ее дезорганизацию.

Но главным признаком стресса является изменение функционального уровня деятельности, что проявляется в ее напряжении. В результате такого боль­шого напряжения человек может мобилизовать свои силы или, наоборот, в резуль­тате чрезмерного напряжения функциональный уровень понижается, и это может способствовать дезорганизации деятельности в целом. Различают физиологиче­ский и психологический стрессы. Физиологический стресс вызывается непосред­ственным действием неблагоприятного стимула на организм. Психологический стресс как более сложное интегративное со­стояние требует обязательного анализа значимости ситуации, с включением ин­теллектуальных процессов и личностных особенностей индивида.

Важным является также разграничение физиологического аффекта от такого эмоционального состояния, как фрустрация.

Фрустрация, как уже отмечалось, — это психическое состояние дезорганиза­ции сознания и деятельности человека, вызванное объективно непреодолимыми препятствиями. Несмотря на многообразие фрустрирующих ситуаций, они ха­рактеризуются двумя обязательными условиями: это наличие актуально значи­мой потребности и наличие препятствий для осуществления этой потребности. Необходимым признаком фрустрации является сильная мотивированность лич­ности к достижению цели, удовлетворению значимой потребности и наличие пре­грады, препятствующей достижению этой цели.

Необходимо отличать псевдофрустрационное поведение человека от ис­тинного фрустрационного поведения. Для фрустрационного поведения характер­но нарушение мотивированности и целесообразности, при псевдофрустрационном поведении сохраняется одна из перечисленных выше характеристик.

Фрустрационное поведение — это то поведение, которое не контролируется ни волей, ни сознанием человека, оно дезорганизовано и не имеет содержатель­но-смысловой связи с мотивом ситуации. При таком поведении свобода осозна­ния и волеизъявления ограничена.

Фрустрация проявляется не только в агрессивных формах поведения. В неко­торых случаях наблюдается «уход в себя» (эмоциональное замыкание) с целью ослабления эмоционального дискомфорта. Иногда наблюдаются регрессивные формы поведения.

Состояние фрустрации может способствовать возникновению сильного душевного волнения, и его можно рассматривать как смягчающее вину обстоятель­ство.

Эффективная оценка этих состояний зависит от профессионального опыта психолога, а также от объема и качества информации о личности и поведении подследственного в изучаемых ситуациях деликта, представленных в материалах уголовного дела.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.