Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 2. История развития юридической психологии



Происхождение юридической психологии. Становление юридической психологии как самостоятельной науки. Юридическая психология в 20 веке.

 

 

а) Как большинство новых наук, возникших на стыке различных от­раслей знания, юридическая психология на первых этапах своего развития не была самостоятельной и не располагала специальными кадрами.

как и многие другие отрасли психологической науки прошла путь от чисто умозрительных построений к научно-экспериментально­му исследованию.

Одним из первых авторов, который рассмотрел ряд судебно-психологических аспектов в контексте идеи гуманизма, был М. М. Щербатов(1733-1790).В своих трудах он требовал, чтобы законы разрабатывались с учетом индивидуальных особенностей личности человека, одним из первых он поднял вопрос об условно досрочном освобождении от наказания. Он положительно оценивал фактор труда в перевоспитании преступника.

Представляют интерес и работы И. Т. Посошкова (1652-1726), в которых дава­лись психологические рекомендации относительно допроса обвиняемых и свидетелей, классификация преступников, затрагивались и некоторые другие вопросы.

Значительное количество работ по юридической психологии появилось в Рос­сии в третьей четверти XIX в. Это работы И. С. Баршева «Взгляд на науку уго­ловного законоведения», К. Я. Яновича - Яневского «Мысли об уголовной юстиции с точки зрения психологии и физиологии», А. У. Фрезе «Очерк судебной психоло­гии», Л. Е. Владимирова «Психические особенности преступников по новейшим исследованиям» и некоторые другие.

Попытка использовать данные психологии в расследовании преступлений сде­лана в работах немецких ученых И. Гофбауэра «Психология в ее основных применениях в судебной жизни» (1808) и И.Фридриха «Систематическое руководство по судебной психологии» (1835).

Психологические вопросы оценки свидетельских показаний занимали и выда­ющегося французского ученого математика Пьера Симона Лапласа. В «Опытах философии теории вероятностей», изданной во Франции в 1814 г., П. С. Лаплас де­лает попытку дать материалистическую интерпретацию вопроса надежности судеб­ных решений.

Изучение проблем судебной психологии долгое вре­мя не шло дальше этих первых попыток. Во второй по­ловине XIX в. не только успешное развитие естествен­ных наук, но и рост преступности во всех ведущих капиталистических странах послужили толчком к даль­нейшему расширению судебно-психологических иссле­дований.

 

б) Конец XIX и начало XX в. связаны с интенсивным развитием психологии, психи­атрии и ряда юридических дисциплин (в первую очередь — уголовного права).

Развитие психологии, психиатрии и права привело к необходимости оформле­ния юридической психологии как самостоятельной научной дисциплины. П. И. Ко­валевский в 1899 г. поставил вопрос о разделении психопатологии и правовой пси­хологии, а также введении этих наук в курс юридического образования.

Примерно в этот же период развернулась борьба между антропологической и социологической школами уголовного права. Родоначальником антропологиче­ской школы был Ч. Ломброзо, создавший теорию «врожденного преступника», ко­торый в силу своих природных особенностей не может быть исправлен.

Представители социологической школы использовали идеи утопического со­циализма и придавали решающее значение в объяснении причин преступности со­циальным факторам.

В начале XX в. в юридической психологии начинают использоваться экспери­ментальные методы исследования.

Значительное количество работ этого периода посвящено психологии свиде­тельских показаний.

Появляются работы, в ко­торых исследуется психология личности преступника.

Наиболее обстоятельная работа по судебной психологии принадлежала Гансу Гроссу.

В изучении психологии расследования преступлений серьезным шагом вперед было непосредственное применение экспериментального метода психологии. Один из создателей этого метода, французский психолог Альфред Бинэ, первым стал экспериментально изучать вопрос о влиянии внушения на детские показания. В 1900 г. он опубликовал книгу под названием «Внушаемость».

В 1902 г. эксперименты по определению степени достоверности свидетельских показаний производил немецкий психолог Вильям Штерн. Опираясь на свои данные, В. Штерн утверждал, что свидетельские показания принципиально недосто­верны, порочны, поскольку «забывание есть правило, а воспоминание — исключе­ние». Итоги своего исследования В. Штерн доложил на заседании Берлинского психологического общества, и в Европе.

Доклад В. Штерна вызвал бурную реакцию и у русских юристов. Они самостоятельно провели серию опытов, подобных опытам В. Штерна, и сделали аналогичные выводы.

Исследования по криминалистической психологии проводились и в других странах: во Франции — Клапаредом, в США — Мейерсом,а также Кеттелом, который в 1895 г. провел эксперимент с памятью студентов, а затем предложил составить указатель степеней точности свиде­тельских показаний.

Над вопросами психологии свидетельских показаний в России работали также.

Однако необходимо отметить, что далеко не все юристы и психологи того пери­ода разделяли негативное отношение к свидетельским показаниям. Среди них, прежде всего, следует назвать крупнейшего русского юриста А. Ф. Кони.

Он гово­рил: «Нельзя скрывать, что исследования Штерна крайне односторонни, нельзя также скрывать и того, что, в сущности, это столько же поход против свидетелей, сколько и судей и особенно присяжных заседателей».

В середине XIX в. Чезаре Ломброзо одним из первых попытался научно объяс­нить природу преступного поведения с позиции антропологии. Теория Ломброзо находит последователей и в наше время.

Если до конца следовать логике антропологической теории Ч. Лом­брозо, то борьба с преступностью должна осуществляться путем физического унич­тожения либо пожизненной изоляции «врожденных» преступников. Биологизаторский подход в объяснении природы преступного поведения был подвергнут серьезной, справедливой критике уже со стороны современников Ломброзо, когда преступность начала изучаться как социальное явление.

 

в) Конец XIX — начало XX в. характеризуется социологизацией криминологического знания. Причины преступности как социального явления начали изучать социологи Ж. Кетле, Э. Дюркгейм, П. Дюпоти, М. Вебер, Л. Леви-Брюль и др.

Отличительная особенность современного криминологического знания — это системный подход к рассмотрению и изучению причин и факторов отклоняющего­ся поведения, разработка проблемы одновременно представителями различных наук: юристами, социологами, психологами, медиками.

Это, в свою очередь, позволяет подходить к практике предупреждения преступ­лений комплексно. Немалую роль при этом играет психолого-педагогическое обес­печение правоохранительной, превентивной и пенитенциарной деятельности со­ответствующих социальных институтов.

Американский национальный центр психического здоровья в 1970 г. опубликовал доклад, включающий обзор 45 исследований предполагаемой связи хромосомных аномалий с преступностью. Всего было исследовано 5342 преступни­ка, при этом специально была подобрана группа лиц высокого роста, что якобы чаще всего связано с агрессивным поведением при хромосомных нарушениях. Среди этих лиц у 2 % были обнаружены хромосомные нарушения, среди преступников любого роста — 0,7 %, среди контрольной группы законопослушных граждан, которая составляла 327 человек, - 0,1 %'.

По существу, это исследование установило некоторую минимальную связь хромо­сомных аномалий не столько с преступностью, сколько с душевными заболеваниями.

На Международной конференции во Франции в 1972 г. исследователи разных стран высказали единодушное мнение, что зависимость между генными нарушени­ями и преступностью не подтверждается статистически.

Особое внимание последователи биологизаторского под­хода, и в частности представители фрейдистской и неофрей­дистской школ, уделяют объяснению природы такого свой­ства, как агрессивность, которая якобы служит первопри­чиной насильственных преступлений.

Все большая роль в природе агрессии отводится социальным прижизненно дей­ствующим факторам.

В настоящее время в западной криминологии большое место занимают социаль­но-психологические теории преступности, объясняющие социально-психологи­ческие механизмы усвоения так называемой делинквентной морали механизмами нейтрализации морального контроля, или защитными механизмами.

Развитию отечественной юридической психологии в начале советского периода способствовал большой общественный интерес к вопросам осуществления правосудия, законности, личности преступника и др. В стране начался поиск новых форм предупреждения преступно­сти и перевоспитания правонарушителей. Юридическая психология приняла активное участие в решении этих проблем. В 1925 г. в нашей стране впервые в мире был организован Государственный институт по изучению преступности ипреступника. В течение первых пяти лет существования этим институтом было опубликовано значительное количество работ по юридической психо­логии.

 

Одновременно велись исследования по психологии свидетельских показаний, по психологической экспертизе и некоторым другим проблемам.

Значительный вклад в развитие юридической психологии того времени внесли такие известные специалисты, как В. М. Бехтерев и А. Ф. Кони.

Юристы и психологи настойчиво искали новые формы борьбы с преступностью. Новый общественный строй видел в преступнике, прежде всего человека. Этот гуманистический принцип, положенный в основу советского законодательного регу­лирования вопросов доказывания, естественно, усиливал интерес к психологиче­ским особенностям людей, вовлеченных в орбиту уголовного судопроизводства, вводил психологию в круг проблем, изучение которых было важно для успешного расследования преступлений.

В Московском государственном институте экспериментальной психологии (ныне Институт психологии РАН) А. С. Тагер возглавлял экспериментальные ра­боты по психологии свидетельских показаний. Он составил программу исследо­ваний, которая охватывала формирование показаний свидетелей от процесса восприятия фактов и явлений в различных ситуациях до их процессуального закрепления.

Представляют интерес и работы К. И. Сотонина, в которых освещались пси­хологические аспекты деятельности следователя и судьи, вопросы получения правдивых свидетельских показаний, методы обнару­жения в них непроизвольной лжи.

Достижения экспериментальной психологии начинают использоваться в этот период ив судебной практике.

Первым значительным исследо­ванием в области судебно-психологической экспертизы была книга А. Е. Брусиловского «Судебно - психологическая экспертиза: ее предмет и методика», вышедшая в свет в 1939 г. в Харькове.

В работах того периода активно исследовалась личность правонарушителя. Это имело свои положительные стороны, так как позволяло точно иправильно квалифицировать совершенные преступления, учитывая все объективные и субъектив­ные моменты. Но, с другой стороны, эксперт брал на себя задачу определить, насколько правдивы или ложны эти показания.

Следует отметить, что тогда в психологической практике не было эффективных научно обоснованных методик всестороннего исследования личности, и поэтому экс­пертная задача не могла быть решена.

Уровень практической психологии в тот период еще отставал от юридической практики. Психолог не только выявлял достоверность показаний, но и определял вину лица, совершившего преступление. Такая неправомерная переоценка ком­петенции психологической экспертизы вызвала негативное отношение к эксперт­ным психологическим исследованиям, существовавшее вплоть до 1960-х гг.

И только в конце 1950-х—начале 1960-х гг. был поставлен вопрос о необходимости восстановления в правах юридической психологии и судебно-пси­хологической экспертизы.

Иссле­дования отечественных юридических психологов позволили на качественно новом уровне ставить и решать психологические задачи применительно к целям след­ственного и судебного процессов. В 1980 г. было разработано и принято методиче­ское письмо Прокуратуры СССР, посвященное назначению и проведению судебно-психологической экспертизы.

Одной из частных задач судебно-следственного процесса является оценка личности обвиняемого, потерпевшего или свидетеля.

В 1934 г. была опубликована работа М. С. Строговича и А. Е. Брусиловского «Свидетельские показания в качестве судебных доказательств», которая явилась своеобразным итогом судебно-психологических исследований того периода.

В начале 30-х гг. исследования по судебной психологии, так же как и исследова­ния в области трудовой, социальной, медицинской психологии, были остановлены, и до середины 50-х гг. развитие их прервалось.

В мае 1971 г. в Москве состоялась 1-я Всесоюзная конференция по судебной психологии.

В июне 1971 г. в Тбилиси на 4-м Всесоюзном съезде психологов судебная психо­логия была представлена отдельной секцией.

Осенью 1986 г. в городе Тарту (Эстония) прошла Всесоюзная конференция по юридической психологии. Существенный вклад в становление и развитие юридической психологии вне­сли В. В. Романов и М. И. Еникеев: первый - в сфере внедрения юридической психологии в сферу военной юстиции, а второй — в области организации препода­вания этой дисциплины в московских вузах.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.