Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Модуль 9. Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста. Психология личности юриста



Социально-психологическая характеристика правоохранительной деятельности - разновидности государственной службы. Структурно-психологический анализ правоохранительной деятельности.

Профессиограмма профессиональной деятельности юриста. Когнитивная (познавательная) подструктура. Коммуникативная подструктура. Психологические особенности решения юристом организационно-управленческих вопросов. Теория и практика современного менеджмента применительно к правоприменительной деятельности. Правовоспитательная подструктура.

Психологические аспекты повышения эффективности труда юристов.

Психологическая структура личности, профессионально значимые качества юриста. Основные факторы профессиональной пригодности и соответствующие им социально-психологические качества личности (психограмма) сотрудников правоохранительных органов.

Конвенциальность, развитое правосознание. Высокий уровень социализации личности. Установочное отношение к соблюдению правовых, нравственных норм.

Познавательная активность, продуктивность сознания. Развитый интеллект. Гибкое, творческое мышление. Высокая умственная работоспособность. Аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделять главное. Воображение, интуиция.

Коммуникативная компетентность юриста. Способность устанавливать и поддерживать эмоциональные контакты с участниками общения. Свободное владение вербальными и невербальными средствами общения. Способность к поиску компромиссов. Гибкость, адаптивность коммуникативного поведения. Адекватная самооценка, развитый самоконтроль.

Организаторские, управленческие качества личности юриста. Активность, инициативность, находчивость, распорядительность, воля. Умение прогнозировать последствия принимаемых решений. Самостоятельность, организованность, аккуратность в работе.

Нервно-психическая устойчивость. Выносливость, высокий уровень работоспособности в условиях длительного воздействия перегрузок и других неблагоприятных факторов. Сохранение мотивации достижения успеха. Стенический тип реагирования в психогенных (фрустирующих) ситуациях.

Профессиональный психологический отбор на службу в правоохранительные органы. Прогнозирование индивидуальной успешности профессиональной деятельности юриста. Понятие профессиональной надежности. Концепция профессиональных ограничений для кандидатов, отбираемых на службу в правоохранительные органы. Объективные (внешние) и субъективные (психологические) критерии профессиональной пригодности лиц, отбираемых в правоохранительные органы.

 

 

IV. Основные рекомендации по выполнению реферата

 

Цели выполнения реферата можно сформулировать следующим образом:

- расширить и углубить знания студентов по определенной тематике, способствовать развитию у них творческого мышления, способности к научно-исследовательской деятельности, выработать и закрепить навыки и уме­ния обнаруживать передовой опыт в юридической практике, изучать и вне­дрять его в свою профессиональную деятельность.

- углубить методологическую подготовку студентов, способствовать выработке у них умения опираться на достижения юридической психологии при оценке общественных явлений, решении практических задач.

- совершенствовать методику самостоятельной работы обучающихся, их умение планировать свою работу и изыскивать пути достижения поставленной цели.

- способствовать воспитанию и закреплению у студентов ответственности, трудолюбия, инициативы, культуры и других важных качеств.

 

Тематика рефератов

 

Тема реферата выбирается каждым студентом самостоятельно или рекомендуется преподавателем. В виде исключения допускается разработка одной актуальной для практической деятельности темы двумя студентами (исследовательский коллектив). Такой подход позволяет учитывать степень подготовки студентов по предмету, их личную заинтересованность в работе над определенной проблемой, что способствует формированию у студентов способности эффективно осуществлять научно-исследовательскую работу. Возможна также подготовка реферат по теме, которую в инициативном порядке сформулировал сам студент. В этом случае предложенная тема согла­суется с преподавателем.

 

Планирование процесса подготовки реферата

 

Подготовка и написание реферат представляет собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов в деятельности студента, главны­ми из которых являются:

- выбор темы реферата.

- разработка плана и программы исследования.

- подбор и ознакомление с литературой по избранной проблеме.

- определение проблемы, объекта, предмета, целей и задач исследования.

- углубленное изучение литературы, являющейся методологической и научно-теоретической основой работы.

- сбор материалов из практики для анализа изучаемых психолого-педагогических явлений, их систематизация.

- написание реферат, формулировка общих и частных выводов и рекомендаций.

- подготовка к защите и защита реферата.

 

 

4.3. Выбор темы и общий план подготовки реферата

 

Практика показывает, что далеко не все студенты, остановив свой вы­бор на той или иной теме, могут сразу «схватить» ее сущность. Особое значе­ние здесь имеет определение методологической основы работы, уяснение общих и конкретных методологических закономерностей и принципов, опре­деление путей развития и функционирования исследуемых психологических проблем и явлений. В силу этого, прежде всего, необходимо глубокое знание фундаментальных трудов. Далее следует изучить общую теорию вопроса, описанную в учебной и научной литературе.

Анализ выполнения реферативных работ свидетельствует, что не так уж редки случаи, когда написанный реферат не в полной мере соответствует по своему содержанию названию темы. Избежать подобной ошибки можно при четком определении объекта и предмета исследования. Объектно-предметная область должна строго соотноситься с целями, задачами и гипо­тезой исследования. При возникновении трудности в ее определении, целесообразно посоветоваться с научным руководителем, экспертами, которые хорошо знают проблематику изучаемого вопроса.

Успех дальнейшего проведения исследования во многом зависит от того, насколько качественно составлен план реферат. Опыт передовиков учебы показывает, что при составлении плана работы необходимо выделить не более двух-трех основных вопросов, которые могут делиться на подвопросы (параграфы). В процессе изучения и накопления материала план может изме­няться. Однако многие научные руководители, опытные методисты рекомендуют студентам перед составлением плана выработать четкую логическую схему исследования.

Логическая схема - первичный рабочий документ при написании рефе­рат. Основная ее цель - поиск общей логики построения работы, выделение узловых проблем, системы их взаимосвязи, последовательности решения, определение частных задач. Очень важно «увидеть» свою будущую работу в ее развитии, всю систему логических связей, предполагаемый результат. Все это позволяет целенаправленно и целеустремленно подойти к поиску и накоплению фактического материала, к углубленному изучению специальной психолого-педагогической литературы.

Построение логической схемы дает возможность четко сформулиро­вать план и определить методику исследования. Важно помнить, что методи­ка - это не простая арифметическая сумма применяемых методов исследова­ния, а именно их совокупность. Ее составление предполагает выявление того, какими признаками и в каких сферах проявляется сущность исследуемого явления. Это позволяет в дальнейшем определить метод (или методы, если один не гарантирует достоверности), при помощи которого можно исследовать характер проявления признака, найти подходы к определению критериев измерения и оценки.

Существенным является этап сбора и анализа фактического материала. Задача студента - соединить в реферате теорию с практическими делами. При сборе и систематизации примеров из практики следует обеспечить их достоверность, объективность, типичность для изучаемой проблемы.

Основные источники фактов - результаты проведенного исследования, архивные документы, статьи в газетах, журналах, наблюдения, жизненный опыт, специальная и мемуарная литература и т.д. Накоплению необходимых данных помогает практика, которая во многом способствует повышению практической направленности реферат, формирует у студентов навыки и умения применять теорию для оценки жизненных явлений.

Закончив изучение, обработку и систематизацию теоретического и фактического материала, необходимо приступать к написанию текста реферата и ее оформлению. Особенно следует обратить внимание на убедитель­ность и четкость изложения своих мыслей. При составлении текста лучше стараться изложить мысли собственными словами, высказывать свою точку зрения на исследуемую проблему. Прежде чем печатать текст, его нужно полностью завершить.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.