Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методические модели процесса обучения



На семинарах по дисциплине «Юридическая психология» применяются следующие методики:

- устный опрос и письменный экспресс-контроль - с целью определения знаний обучающихся;

- подготовка сообщений (докладов) по отдельным вопросам темы семинара, свободная дискуссия - с целью закрепления и углубления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы обучающихся;

- решение ситуационных учебных задач в ходе семинара с использованием, как действующих правовых актов, так и психологических особенностей их применения - с целью активизации мыслительной деятельности.

Каждая тема, предлагаемая на семинар (практическое занятие), начинается с обсуждения теоретических вопросов, то есть с выяснения степени освоения обучающимися основных понятий и категорий. Эти вопросы не дублируют вопросы лекции, а формулируются таким образом, чтобы сконцентрировать внимание обучающихся на наиболее важных и трудных для усвоения проблемах данной темы.

Методика проверки теоретических знаний может быть различной: назначение докладчиков и содокладчиков, групповая беседа без предварительного выступления докладчика и т.д. Главная задача этой части занятия заключается в развитии у обучающихся навыков осмысления правовых и психологических понятий и категорий. Основное содержание второй (практической) части занятий составляет решение предлагаемых ситуационных задач (казусов). Методика решения задач следующая: ознакомившись с условиями конкретной задачи, обучающийся должен, прежде всего, уяснить юридический и психологический смысл ситуации, а затем найти целесообразные пути ее решения. На этой основе формулируется ответ на поставленный вопрос. Однако ответ не должен быть формальным (типа «да» - «нет»), необходимо, чтобы он содержал юридическую мотивировку. Кроме обсуждения теоретических вопросов и решения ситуационных задач на практическом занятии могут быть предложены обучающимся краткие задания тестового типа.

Методы активизации мыслительной деятельности обучающихся: разрешение конкретных сложных и актуальных ситуаций в маленьких группах на основе знаний правовых норм и психологических закономерностей непосредственно на занятии; деловые ситуационные игры и др.

Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа обучающихся имеет целью закрепление и углубление полученных знаний, умений и навыков, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием автоматизированных систем, а также выполнение домашних заданий, написание рефератов, подготовку к предстоящим учебным занятиям, зачету и экзамену.

 

Формы контроля.

 

Текущий контрольпроводится на практических и семинарских занятиях. Степень усвоения теоретического материала, умение решать ситуационные учебные задачи на основе полученных знаний учитываются преподавателем при выставлении оценок.

Итоговый контроль осуществляется на зачете в 6-м семестре обучения.

 

III. Содержание курса

БЛОК I. ВВЕДЕНИЕ В ЮРИДИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Модуль 1. Предмет, система и содержание юридической психологии.

Предмет юридической психологии, ее место в системе психологической науки. Этапы формирования юридической психологии, как прикладной отрасли психологической науки. Основные пути и направления ее развития.

Содержание, система юридической психологии как научной отрасли психологических знаний и как учебной дисциплины. Задачи, решаемые юридической психологией, ее роль в формировании личности юриста, в повышении эффективности и качества труда работников правоохранительных органов, юридических служб предприятий, учреждений, адвокатуры.

Юридическая психология в системе различных научных отраслей знания, ее методологические, естественнонаучные и правовые основы. Междисциплинарные связи юридической психологии с общей, социальной, возрастной, педагогической, медицинской, инженерной психологией, с психологией управления, труда, а также с уголовным, гражданским правом, и процессом, криминалистикой и криминологий, оперативно-розыскной деятельностью. Связь юридической психологии с судебной психиатрией.

 

БЛОК II. ЛИЧНОСТЬ В СФЕРЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Модуль 2. Психология личности в правоохранительной деятельности. Индивидуально-психологические особенности личности. Использование знаний о них юристом в практической деятельности.

Понятие личности в психологии и правовой науке. Индивидуальность, личность, субъект деятельности. Структура личности, биологическое и социальное в структуре личности. Этапы формирования личности. Мировоззренческая основа, ценностные ориентации, направленность, мотивационная сфера личности

Неосознаваемое в структуре личности, в побуждениях человека. Цели изучения личности в профессиональной деятельности юриста.

Психологические методы изучения личности субъектами правоприменительной деятельности. Методы психологической диагностики. Место и роль психолога при изучении психологических особенностей участников уголовного, гражданского процессов. Использование юристом психологических знаний о личности в профессиональной деятельности.

Темперамент. Понятие о темпераменте как о динамической характеристике психической деятельности индивида. Типологические свойства нервной системы - основа свойств темперамента. Учение И.П. Павлова об основных свойствах нервной системы. Дальнейшее развитие учения И.П. Павлова о свойствах нервной системы. Основные свойства различных типов темперамента.

Учет особенностей темперамента в правоохранительной деятельности. Свойства нервной системы, темперамента как составные части человеческого фактора. Их влияние на динамические процессы в деятельности юриста. Изучение и учет свойств темперамента различных участников процесса, иных лиц в ходе профессионального общения.

Характер и его свойства. Проявление в характере индивидуального своеобразия личности. Факторы, влияющие на формирование характера. Акцентуации характера. Акцентуированные свойства, индивидуально-психологические, характерологические особенности личности, предрасполагающие к различным формам противоправного поведения, к несчастным случаям. Воля в структуре характера личности. Понятие «порока воли» в праве.

Направленность, мировоззрение, правосознание, мотивационная сфера в структуре личности субъектов правоприменительной деятельности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.