Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эмоции. Чувства. Состояние тревожности

Эмоции- это психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий и благоприятности лил вредности для жизнедеятельности индивида. Эмоции возникают в ответ на ключевые особенности явлений, отвечающие или не отвечающие потребностям индивида. Эмоции двуволентные, они положительны или отрицательны. Эмоции являются внутренним организатором процессов, которые регулируют внешнее поведение индивида в напряженных ситуациях. Так эмоция страха обеспечивает преодоление опасности путем активизации ориентировочного рефлекса, торможение всех побочных текущих деятельностей, напряжения, необходимых для борьбы мышц, учащения дыхания и сердцебиения, изменения состава крови, повышения ее свертываемости на случай ранения, мобилизация резервов внутренних органов. По механизму происхождения эмоции связаны с инстинктами. Так, в состоянии гнева у человека появляются реакции его отдаленных предков, оскал зубов, движение скул, сужение век, ритмические сокращения мыщц лица и всего тела, сжимание кулаков, готовых для удара, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз. В критических ситуациях эмоции преодолевают над разумным поведением человека. Эмоциональные проявления связаны с деятельностью человека. Каждый психический образ дает информацию о возможности взаимодействия с объектом отражения. Из множества вариантов поведения человек избирает тот, к которому у него лежит душа. Все живое изначально расположено к тому, что соответствует его потребностям и к тому, посредством чего эти потребности могут быть удовлетворены. Человек действует только тогда, когда действие имеет смысл. Эмоции и являются врожденными сформулированными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ, эмоциональные процессы ориентируют избирательность поведения. Эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями. В развитии истории сформулировались человеческие высшие эмоции- чувства, обусловленные социальной сущностью человека, общественными нормами, потребностями и установками. В практической деятельности человека сформировались практические чувства. В теоретической деятельности связаны зарождения интеллектуальных чувств, а с возникновением образно-изобразительной деятельности - эстетические чувства, в социальном сотрудничестве- нравственные чувства – чувства долга, совести, солидарности, сочувствия, а нарушение этих чувств- чувства возмущения, негодования и ненависти. Эмоции выполняют функцию не только текущего, но и опережающего подкрепления. Чувства радости или тревоги возникают уже при планировании будущего поведения. Эмоции и ощущения – это базовые явления психики. В ощущениях отражаются материальность бытия, в эмоциях – субъективно значимостные его стороны. Эмоционально воспринимать объект, значит возможность взаимодействия с ним. Эмоции расставляют смысловые метки, влияют на формирование внутреннего плана поведения.

В многообразных жизненных ситуациях эмоции обеспечивают мгновенную первичную ориентировку, побуждая к использованию наиболее результативных возможностей и перекрывая бесперспективные направления поведения. Эмоции – это механизм интуитивного смысла образования, спонтанного распознавания первоочередных возможностей и необходимостей, механизм экстренного определения полезности или вредности внешнего воздействия, механизм стереотипного поведения в соответствующих ситуациях. Эмоции и чувства связаны с функциональным состоянием головного мозга. Эмоции и чувства сопровождаются рядом вегетативных явлений: изменениями частоты сокращения сердца, дыхания, тонуса мышц, просвета сосудов. Сердце- символ чувств. Гиппократ различал до шестидесяти оттенков в работе сердца в зависимости от эмоционального состояния человека. Сильные эмоции вызывают прекращение слюноотделения, угнетение работы внутренних органов, изменение кровеносного давления, мышечной активности.

 

 

Чувства-это эмоциональная форма отражения социально значимых явлений. Они вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как личности. Если эмоции связаны с удовлетворением биологических потребностей человека, то эмоции – чувства связаны связаны с личностными, социально значимыми ценностями. Они отличаются от эмоций происхождением – формируются по мере интернализации индивидом социальных ценностей. Чувства человека иерархически организованы. Иерархия чувств определяет мотивационную сферу личности. Различают праксические, нравственные, эстетические, познавательные чувства. Праксические чувства- чувства возникающие в практической деятельности. Всякая деятельность связана с определенным отношение к ее цели и средством достижения. В процессе антропогенеза у человека сформировалась потребность в труде, отношение к процессу труда. Нравственные чувства- эмоциональные отношения личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия его социальным нормам. Совокупность выработанных обществом правил и норм поведения называется моралью. Теория этих норм и правил- этика, а практическая их реализация нравственностью.

Между сознанием и поведением индивида нет прямой связи. Нельзя обучить нравственности – моральные правила могут быть привиты лишь к древу чувств. Нравственный человек – не человек, боящийся плохого поступка, а человек, испытывающий наслаждение от хорошего поступка. Чувство долга- это осознание человеком социальных обязанностей. Совесть- способность личности к нравственному самоконтролю. Чувство чести- повышенная эмоциональная чувствительность по отношению к тем сторонам поведения, которые наиболее значимы для данного общества в целом, для отдельной соцгруппы и для самой личности. Эстетически чувства- Восприимчивость к прекрасному в окружающей социальной среде, придание прекрасному ценностного значения. Прекрасное,как эстетическая ценность отличается от нравственных и теоритических ценностей тем, что оно связано с непостедственным чувственным отражением соответствия действительности его высшим эталоном. Интеллектуальные чувства – радость познания – чувства ради которого человек устремляется в космос. Любопытство – направленность в сознание на снятие неопределенности с той или иной проблемной ситуацией. Любознательность – устойчивое состояние познавательной направленности личности.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.