Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 1. Либертарно-юридическая теория происхождения государства и права



Либертарно-юридическая теория возникновения государства (Основной представитель - В.С. Нерсесянц). Основана на прогрессе свободы, как основного элемента государства. Эта теория отлична от других концепций тем, что трактуя проблемы возникновения права и государства она проводит тесную связь с определенным аспектом понимания их сущности. Каково понимание (понятие) сущности права и государства, такова и соответствующая концепция их происхождения, назначения и развития. По этой причине каждая существующая концепция - это по своему теоретико-познавательному смыслу - составной элемент соответствующего понятия права и понятия государства. Особенностью данной теории является то, что право и государство при всех исторических изменениях и трансформациях обладают статичной сущностью охватываемой одним и тем же понятием. Все исторические трансформации права и государства как специфических социальных явлений происходят в строгих рамках определенной принципиально единой сущности. В противном случае, говоря о прошлом, возникновении права и государства, вкладывается один смысл, а в настоящее время - другой смысл, что означало бы признание произвольного множества сущностей, понятий и привело бы к отрицанию сущностного единства изучаемых явлений, обозначаемых однако непреходящим названием: «право», «государство». На основании либертарно-юридической теории право и государство возникают, функционируют, разви­ваются и действуют (как в прошлом, так и в современном мире) как две взаимосвязанные составные части единого по своей сущности спосо­ба, формы бытия, признания, выражения и осуще­ствления свободы людей.

Исторически свобода проявляется в процессе разложения первобытного общества и дифференци­ации его членов на свободных и несвободных. Право и государство, пришедшие на смену нормам и институтам вла­сти первобытного общества доказывают собой начало прогресса, как форму нормативного и институционального при­знания и защиты свободы в виде правосубъектности и государствосубъектности индивидов в частных и публично-властных делах и отношениях. Последующий всемир­но-исторический прогресс свободы (от рабства к феодализму, капитализму, постсоциалистическому и посткапи­талистическому цивилизму) является прогрессом соответствующих правовых и государственных форм бытия, но никак не сущности права и государства. Само возникновение права и государства означает наличие свободных индивидов - формально равных субъектов права и членов государства. Ведь появление свободы и качественно нового деления людей на свободных и несвободных можно выразить лишь в государственно-правовой форме - в форме признания одних (свободных) субъектами права и власти, а других (рабов) - соответственно объектами права и власти первых.

В тех первобытных обществах, где развитие не дошло до дифференциации людей на две принципиально противоположные группы (свободных и рабов), там не произошло перехода к праву и государству. В таких обществах на смену первобытнообщинному строю пришел деспотический строй. Деспотизм, во всех его формах, от древневосточной деспотии до современного тоталитаризма - это строй без свободы, без права и без государства, основанный на насилии властвующих. Поэтому, представители данной теории предлагают не считать переход от первобытного строя к деспотизму как возникновение государства и права. Деспотическое государство, деспотическое право - это такой же нонсенс, как «тиранический правопорядок». Принципиальное отличие государственно-правового строя от деспотизма, отмеченное Платоном, Аристоте­лем, Локком, Монтескье, Кантом, Гегелем и многими современными авторами заключается в отличии свобо­ды от рабства, права от произвола, государственной влас­ти от насилия.

Существенный момент здесь то, что свобода без права и государства, как и право, государство невозможны без свободы. В сравнении с указной причиной, иные теоретические причины (мифологические, религиозные, органические, психо­логические, насилия, договорные, экономические, классовые), носят в лучшем случае сопутствующий характер. Либертарно-юридическая концепция исходит из того, что право и государство возникают для признания, утверждения и защиты свободы в той форме и мере, в какой это вообще было возможно в конкретный период времени. Это подтверждается эволюционным прогрессом свободы в исторически развивавшихся государственно-правовых формах, вплоть до правовой государственности наших дней.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.