Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Участие в гражданском судопроизводстве государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения



 

В соответствии с ч. 2 ст. 42 ГПК государственные органы, органы местного самоуправления в предусмотренных законом случаях могут привлекаться судом к участию в процессе или вступить в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу. Например, дела о признании гражданина ограниченно дееспособным и недееспособным суд рассматривает с обязательным участием органов опеки и попечительства (ч. 1, 2 ст. 261 ГПК). При рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен, иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства (ст. 78 СК). С участием органов опеки и попечительства должны рассматриваться дела об установлении усыновления (ст. 125 СК). Закон предусматривает и другие категории гражданских дел, в которых обязательно дают заключение органы местного самоуправления.

Кроме случаев обязательного в силу закона участия в гражданском судопроизводстве органы местного самоуправления могут вступать в процесс по собственной инициативе или привлекаться судом к участию и в других делах. Основанием для такого участия государственных органов и органов местного самоуправления является их заинтересованность в правильном разрешении дела, вытекающая из тех обязанностей, которые возложены на них в силу их компетенции. Участвуя в рассмотрении и разрешении судебных гражданских дел, государственный орган и орган местного самоуправления в своеобразной по сравнению со своей обычной деятельностью форме осуществляют функциональные полномочия по управлению какой-либо отраслью народного хозяйства или культуры, либо определенной областью общественных отношений. Таким образом, цель участия в процессе государственного органа, органа местного самоуправления, дающего заключение по делу, – осуществление возложенных на него обязанностей, что прямо оговорено в законе (ч. 2 ст. 42 ГПК).

Государственные органы, органы местного самоуправления, участвующие в процессе для дачи заключения, наделены такими же процессуальными правами, что и органы и лица, обращающиеся в суд с иском за защитой прав и интересов других лиц (ч. 3 ст. 42 ГПК). Порядок участия государственных органов и органов местного самоуправления в судебном заседании регулируется ст. 182,185,186 ГПК.

В соответствии со ст. 182 ГПК заключение государственного органа и органа местного самоуправления, привлеченного судом к участию в процессе или вступившего в процесс по своей инициативе, оглашается в судебном заседании после исследования всех обстоятельств дела. Лица, участвующие в деле, и их представители могут задавать уполномоченным этих органов вопросы в целях разъяснения и дополнения заключения. В ст. 182 ГПК не оговорено, что заключение должно быть представлено в письменной форме. Но использование законодателем применительно к заключению слова «оглашается» дает основание полагать, что имеется в виду письменная форма, так какогласить можно только то, что написано.

Обычно письменное заключение составляется до судебного разбирательства и подписывается руководителем государственного органа, органа местного самоуправления. Однако нельзя не учитывать, что далеко не всегда их заключение основано на материалах предварительного обследования, как, например, в делах по спорам о детях. Кроме того, будучи заинтересованными в исходе дела, государственный орган, орган местного самоуправления в своем заключении касаются не только отдельных фактов, но и существа спора (чем они значительно отличаются от юридически не заинтересованного в исходе дела эксперта).

В своем заключении государственный орган, в компетенцию которого входит охрана определенной группы общественных отношений, оценивает конкретный судебный спор не только с позиций интересов сторон, но и с позиции государственного интереса, помогая суду правильно разрешить этот спор. Следовательно, выраженное в письменном заключении его мнение по делу окончательно формируется только в процессе установления фактических обстоятельств дела в самом судебном заседании.

В судебных прениях представители государственных органов, органов местного самоуправления выступают с речью после сторон и третьих лиц (ст. 185 ГПК). Именно в судебных прениях представитель государственного органа, органа местного самоуправления с учетом установленных в процессе исследования доказательств оглашает краткое окончательно сформированное заключение. Заключение государственного органа, органа местного самоуправления для суда необязательно. Если же суд не согласился с заключением, он должен мотивировать свое несогласие. Такое указание по конкретным делам давал Верховный Суд РФ.

То обстоятельство, что заинтересованность в деле государственного органа, органа местного самоуправления носит государственно-правовой характер, сближает его положение в процессе с положением прокурора. Но если прокурор вправе участвовать в рассмотрении и разрешении судом любого гражданского дела и давать заключение как по отдельным вопросам, так и по делу в целом, то государственный орган, орган местного самоуправления участвуют в гражданском судопроизводстве лишь в целях осуществления возложенных на них функциональных обязанностей и только в случаях, предусмотренных законом.

В судебной практике органы, участвующие в гражданском судопроизводстве по вопросам своей компетенции, иногда признаются третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований на предмет спора. Такое решение вопроса ошибочно. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, имеют к исходу дела материально-правовой, личный интерес. Этот интерес основан на связи третьего лица с одной из сторон материально-правовым отношением. Наконец, третьи лица никакого заключения по делу не дают.

Таким образом, цель участия государственного органа и органа местного самоуправления в гражданском судопроизводстве и характер его заинтересованности в деле являются теми критериями, с помощью которых можно определить, кто участвует в процессе – государственный орган, орган местного самоуправления, дающий заключение по делу, или третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора.

Чаще всего для дачи заключения в порядке ст. 42 ГПК в гражданском судопроизводстве участвуют такие органы, как жилищно-коммунальные, здравоохранения, просвещения, финансирования.

Отличие судебных представителей от государственных органов и органов местного самоуправления состоит в том, что судебными представителями могут быть только физические лица. Судебные представители участвуют в гражданском судопроизводстве не только в интересах сторон или третьих лиц, но и от их имени в пределах предоставленных им законом полномочий.

 

20. Понятие судебного представительства. Лица, которые могут и которые не вправе быть представителями в суде по гражданским делам.

 

Граждане могут вести свои дела в суде лично или через представителей. Дела недееспособных лиц ведут их законные представители, дела юридических лиц- их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им законом, уставом или положением, либо их представители.

Судебные представители - это лица, которые на основании предоставленных им полномочий выступают в суде от имени представляемого с целью добиться для него наиболее благоприятного решения, а также для оказания ему помощи в осуществлении своих прав, предотвращения их нарушения в процессе и оказания суду содействия в отправлении правосудия по гражданским делам.

Под судебным представительством следует понимать деятельность представителя в гражданском процессе, осуществляемую им в указанных выше целях.

Необходимость в судебном представительстве обусловлена различными причинами. Некоторые участвующие в деле лица могут не обладать гражданской процессуальной дееспособностью (несовершеннолетние, лица, признанные судом недееспособными). Поскольку недееспособные граждане не могут вести свои дела в суде, поэтому их права защищают представители (родители, усыновители, опекуны).

Юридические лица, возглавляемые коллегиальными органами (правлениями), тоже не могут непосредственно участвовать в рассмотрении дела и вынуждены прибегать к помощи судебного представителя. Наконец, необходимость в представительстве нередко вызвана желанием заинтересованных лиц получить квалифицированную юридическую помощь при рассмотрении их гражданских дел в суде.

Представительство в гражданском процессе призвано оказать юридическую помощь гражданам и организациям, содействовать охране их прав и законных интересов, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению законности. Участие судебного представителя в процессе способствует более полному выяснению всех обстоятельств по делу, проявлению ^инициативы и активности участников процесса.

Представительство в гражданском процессе имеет большое значение и служит важной гарантией в деле обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций. В связи с этим законодатель-

ством установлен широкий круг лиц, которые могут участвовать представителями в суде.

По действующему ГПК представителями в суде могут быть:

1) адвокаты; 2) работники государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций - по делам этих предприятий, учреждений и организаций; 3) уполномоченные профессиональных союзов - по делам рабочих, служащих, членов колхоза, а также других лиц, защита прав и интересов которых осуществляется профессиональными союзами; 4) уполномоченные организаций, которым законом, уставом или положением предоставлено право защищать права и интересы членов этих организаций; 5) уполномоченные организаций, которым законом, уставом или положением предоставлено право защищать права и законные интересы других лиц; 6) один из соучастников по поручению других соучастников; 7) лица, допущенные судом, рассматривающим дело, к представительству по данному делу (ст. 44 ГПК).

Приведенный в законе перечень лиц, которые могут быть представителями в суде, довольно длинный, но тем не менее не полный. В нем, в частности, не указаны патентные - поверенные, работники юридических фирм и др. В то же время учитывая, что бесконечно расширять этот перечень нецелесообразно, представляется более верным правило о лицах, имеющих право осуществлять представительство в суде, изложить в следующей редакции: «Представителем в суде может быть любое дееспособное лицо, имеющее надлежащим образом оформленное полномочие на ведение дела в суде».

Права и охраняемые законом интересы недееспособных граждан, не обладающих полной дееспособностью, и граждан, признанных ограниченно дееспособными, защищают .в суде их законные представители - родители, усыновители, опекуны и попечители.

Вместе с тем закон определил и круг лиц, которые не могут участвовать в процессе в качестве судебных представителей.

Представителями в суде не могут быть лица, не достигшие совершеннолетия или состоящие под опекой или попечительством, а также адвокаты, принявшие поручения об оказании юридической помощи с нарушением правил, установленных законодательством. Лица, исключенные из коллегии адвокатов, не могут быть допущены судом к представительству в случае, предусмотренном п. 7 ст. 44 ГПК.

Законом запрещено участвовать представителями в суде следователям, прокурорам и судьям. Это правило не распространяется на выступления в

процессе указанных лиц в качестве уполномоченных соответствующего суда, прокуратуры или в качестве законных представителей.

Вести дело через представителя в суде могут не все участники процесса, а только стороны, заявители и другие заинтересованные лица, в частности, по делам особого производства, третьи лица с самостоятельными требованиями, третьи лица без самостоятельных требований на предмет спора.

Судебное представительство возможно по всем категориям гражданских дел в суде первой инстанции, в кассационной и надзорной инстанции, при пересмотре вступивших в законную силу решений по вновь открывшимся обстоятельствам и при исполнении судебных решений.

От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в суде выступают уполномоченные представители государственных органов и органов местного самоуправления в пределах их компетенции, установленной положениями или иными актами, определяющими статус этих органов. По специальному поручению этих субъектов от их имени могут выступать в суде уполномоченные представители государственных органов, органов местного самоуправления, а также представители управлений, организаций, иных юридических лиц и граждане.

Для выполнения поставленных задач представитель вступает в отношения с судом. Эти отношения регулируются нормами гражданского процессуального права и имеют процессуальный характер. Отношения же представителя и представляемого регулируются нормами материального права (гражданского, семейного, трудового и др.) и представляют по своему характеру материально-правовые отношения. Например, отношения, вытекающие из договора поручения (ст. 182-189 ГК), являются гражданско-правовыми отношениями, отношения между родителями и детьми -это семейные отношения.

Представитель выступает в процессе от имени представляемого. Формула «выступление от имени представляемого» в данном случае означает правомерные процессуальные действия судебного представителя, совершенные в пределах его полномочий по отношению к суду, осведомленному о представительском характере этих действий, и направленные на получение определенных правовых результатов для представляемого.

Участие в процессе судебного представителя не устраняет из дела представляемое лицо (истца, ответчика, заявителя и т. п.). Оно может участвовать в деле совместно со своим представителем.

Судебное представительство - самостоятельный институт, и его необходимо отличать от других правовых институтов.

Институт судебного представительства существенно отличается от представительства в гражданском праве. Различать их можно по многим признакам: по целям и характеру отношений между представителем и представляемым, по субъектному составу, по основаниям возникновения, по правовым последствиям, которые влечет выдача поручения на совершение юридических действий, и др.

По вопросу о процессуальном положении представителя в гражданском процессе нет единой точки зрения. Одни ученые считают, что представители не являются лицами, участвующими в деле, другие относят их к числу лиц, участвующих в деле. Вторая точка зрения представляется более правильной. Судебный представитель является субъектом гражданских процессуальных отношений, имеет процессуальный интерес в процессе, своими действиями оказывает влияние на развитие процесса. Он имеет самостоятельные процессуальные права и обязанности. За невыполнение своих процессуальных обязанностей он может быть привлечен к процессуальной ответственности.

Статья 51. Лица, которые не могут быть представителями в суде

Судьи, следователи, прокуроры не могут быть представителями в суде, за исключением случаев участия их в процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 51 ГПК РФ

 

Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12128809/5/#ixzz3M4qMzGCy

21. Виды судебного представительства.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.