Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Что такое эмоциональные состояния возбуждения и напряжения? Дать им характеристику и процессуальную оценку



 

______________________________________________________________________________________________

Глава 12. Судебно-психологическая экспертиза[3]

____________________________________________________________________

Учебные вопросы.

12.1.Основные принципы организации судебно-психологического исследования.

12.2.Цель, задачи и предмет экспертизы.

12.3.Методы психодиагностики при экспертном исследовании.

Теория и практика уголовного и гражданского процессов признает необходимым прибегать в сложных и проблематичных судебно-следственных ситуациях, связанных с психической деятельностью обвиняемых, потерпевших, свидетелей, истцов и ответчиков, к специальным знаниям психологов, если речь идет о психически здоровых людях и их процессуальной дееспособности. Производится это чаще в виде экспертных психологических заключений при производстве дознания, предварительного следствия и судебном разбирательстве.

 

12.1 Основные принципы организации судебно-психологического

исследования

 

В области теории и практики судебно-психологической экспертизы (В.Л.Васильев, 1991, 2001; М.И.Еникеев, 1999; В.В.Романов, 1998; Ю.В.Чуфа-ровский, 1995 и др.) имеются вопросы, раскрывающие закономерности формирования показаний в судебно-следственном процессе, связанных с индивидуальными способностями личности человека и состоянием его органов чувств. В следственной и судебной практике всегда требуется конкретное решение проблемы или четкое определение психического состояния и понимание ситуации, в котором находился подэкспертный в момент деяния. Актуальность этого вопроса задействована с необходимость объективного восстановления самого факта совершения инкриминируемого деяния и достоверной его констатацией свидетелями и потерпевшими.

Применение психологических знаний способствует – современному решению юридических задач по раскрытию и расследованию преступлений, уточнению психического состояния его участников во время правонарушения и т.п. Но, в тоже время, несмотря на сложность решаемых проблем, у юристов отсутствуют специальные знания о человеческой психике, психических состояниях в норме и патологии и, в целом, психологии деятельности людей, особенно противоправной. Поэтому и назначается судебно-психологическая экспертиза, в процессе которой только эксперт-психолог, используя свои специальные познания и психодиагностические методики, получает данные о психическом (психологическом) состояние подследственных и подсудимых, а в необходимых случаях, и других участников уголовного и гражданского процессов до, во время и после деликта.

Судебно-психологическая экспертиза – это система психологических исследований личности субъектов уголовного или гражданского процессов и дача экспертного заключения, применяемая тогда, когда требуются специальные знания о психическом их состоянии или деятельности во время правонарушения или заключения гражданско-правового акта, и проводимая экспертами-психологами по постановлению органов следствия или определения суда, для установления истины по делу.

К компетенции судебно-психологического эксперта (эксперта-психолога) относится, главным образом, определение аффективных состояний, которые, если они вызваны неправомерными действиями потерпевшего, являются либо смягчающим ответственность обстоятельством, либо обусловливающим привилегированную квалификацию отдельных составов преступлений. Исследование интенсивности, длительности и механизма аффективного состояния методами судебно-психологической экспертизы обеспечивают научную обоснованность и практическую достоверность выводов предварительного и судебного следствия. При этом следует указать на то, что заключение экспертной комиссии психологов не может иметь заранее установленной силы и, в частности, решать вопрос о достоверности показаний допрашиваемых лиц.

Юристы должны помнить о трудностях, стоящих перед психологами, у которых при экспертном обследовании стоит задача: выделения психологических доминант, прежде всего, на каждом этапеправонарушения подэкспертного, То есть, в процессе решения и реализации этого исследуется по частям динамика психического реагирования личности на антиобщественный поступок. Рассмотрим это на примере правонарушения.

На первом этапе – анализируются возможности в процессе жизни у личности формирования преступной (антиобщественной) ориентации и, в частности, ее правосознание, система самооценок, развитие реальных жизненных ценностей и нравственно-нормативных установок; важное место занимает и изучение индивидуально-типологических характерологических особенностей испытуемого; то есть, анализируются индивидуальные свойства личности.

На втором этапе – исследуются особенности формирования у личности способа принятия конкретного решения на совершение правонарушения (антиобщественного поступка); то есть, рассматривается процесс взаимодействия личностных черт субъекта и мотивы его поведения с особенностями внешней ситуации, в которой испытуемый должен действовать; только как выявленные личностные характеристики соотносятся с образами внешней ситуации.

На третьем этапе – учитываются реализация правонарушителем решения о совершении самого преступного (антиобщественного) действия, включая и само преступление и наступление вредных последствий; то есть, инвариантные свойства человека обусловливают однородность поведения, а индивидуальные свойства свидетельствуют о разнородности человеческого поведения.

Необходимо пояснить, что в психологии принято:

- к инвариантным (постоянным) свойствам личности относить такие черты как система памяти, направленность человеческих действий на определенные цели (целеустремленность), последовательный характер психических процессов, которые обусловливают однородность поведения людей;

- к индивидуальным (разнообразным) свойствам личности относят такие черты как оригинальность мышления, уровень тревожности, степень агрессивности, самостоятельность, импульсивность, экстравертивность, интровертивность, эгоизм, эгоцентризм и другие, которые обосновывают разнообразие в поведении людей.

Юристы должны знать, что в организме человека имеется специальная регулятивная система стабилизации личности, которая направлена на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Это функция психологической защиты – «ограждение», осознание негативных и травмирующих личность переживаний. Необходимо уточнить, что среди защитных механизмов у таких лиц также выделяются фантазия (виртуальность), рационализация, проекция, вытеснение или отрицание реальности и др. Могут наблюдаться более сложные формы защитных реакций в виде симулятивного поведения. Механизмы психологической защиты связаны с реорганизацией и регуляцией осознаваемых и неосознаваемых компонентов системы ценностей. Особенности такой защиты во многом и определяют индивиду-ально-психологические и возрастные характеристики.

Необходимо учитывать, что каждый человек характеризуется индивидуальной комбинацией психологических приемов выхода из затруднения, и эти приемы можно рассматривать как форму адаптации. Рассмотрим это в качестве примера для лучшего понимания возможности судебно-психологической экспертизы.

Реакция человека на непреодолимые препятствия, барьеры, блокирующие его деятельность, носит разнообразный характер. Следует знать, что дезорганизация сознания и деятельности, которая возникает, когда мотив остается неудовлетворенным или его удовлетворение тормозится, называется фрустрацией. Чтобы прогнозировать ее характер, нужно наблюдать человека в ситуациях, где блокируются его потребности, намерения, действия.

Реакция фрустрации принимают два основных направления: импульсивность (действие) и толерантность (устойчивость). Например, эксперт-психолог анализирует реакцию подэкспертного на фрустрацию с помощью экспериментально-психологического метода (теста Розенцвейга), а также с помощью биографического метода (изучение истории жизни) и метода наблюдения.

Юридическая психология, как наука, так и практика, выработали ряд принципов, соблюдение которых в значительной мере облегчит юристам психологическое обеспечение их деятельности в период предварительного следствия и судебного разбирательства в уголовном процессе, а также при судебном производстве в гражданском процессе. Рассмотрим основные аспекты организации экспертного исследования.

Судебно-следственные обстоятельства, при которых целесообразно назначать экспертизу:

- для определения психологического состояния обвиняемого или подсудимого в тех случаях, когда возникают сомнения в том, что во время деликта или к моменту производства по уголовному делу данные лица полностью осознавали фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо могли руководить ими, то есть, определения у них уголовной процессуальной дееспособности;

- для определения психологического состояния истца и ответчика в тех случаях, когда возникают сомнения в том, что во время заключения сделки или к моменту производства по гражданскому делу данные лица полностью понимали значение своих действий либо могли руководить ими, то есть определения у них гражданской процессуальной дееспособности;

- для определения психологического состояния потерпевшего или свидетеля в случаях, когда возникает сомнение в их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правдивые показания;

- для решения проблемы, находящейся на стыке различных отраслей науки, технике, искусства, ремесла.

Организация экспертизы при решении психологических задач базиру-ется на том, что у следователя или судьи:

- выбор эксперта всегда должен падать на наиболее авторитетных и признанных специалистов в области судебной психологии, то есть психологов, знающих право и специализирующихся на судебно-психологических (научно-практических) исследованиях субъектов уголовного и гражданского процессов;

- постановка вопросов (задач) перед экспертами-психологами обязательно должна основываться на определенных психологических знаниях юристов;

- для получения полноценных экспертных заключений перед психологами необходимо ставить четко сформулированные целенаправленные вопросы (задачи);

- экспертные оценки должны быть получены от судебных психологов в максимально систематизированной и понятной форме, дающей возможность их обобщения и интерпретации;

--судебно-психологические экспертизы лучше проводить комиссией не менее чем из дву-трех психологов, из-за известного субъективного суждения таких экспертов о психической деятельности человека и отсутствия достоверных (объективных) методов ее исследования.

Основные принципы построения экспертного психологического исследования (Б.В.Зейгарник, 1986; Т.В.Сахнова, 1997; Ф.С.Сафуанов, 1998) сводятся к следующему:

- психологическое исследование (психологический эксперимент) является своеобразной «функциональной пробой», в процессе которой исследуются специфические функции головного мозга у обследуемого человека;

- психологическое изучение проводится с целью выявления нарушения конкретных форм познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, изменений личности и психической деятельности испытуемых;

- психологическая специфика требует определения при экспертизе качественной характеристики особенностей психической деятельности подэкспертного до, во время и после деликта;

- психологическая методика требует учета не только трудности экспериментального задания и количества допущенных ошибок исследуемым лицом, но и ход его рассуждений и суждений, и их мотивировку;

- психологические результаты при экспертном исследовании должны быть достаточно объективными и обоснованными и выносить целостное суждение о подэкспертном.

В отличие от традиционных психологических обследований судебно-психологическая экспертиза имеет свою специфику, которая описывается ниже.

Специфические особенности организации судебно-психологической экспертизы состоят в необходимости:

- получить сведения из уголовного или гражданского дела, уточняющие те или иные достоверные показатели (отдельные детали) о психической деятельности испытуемого до, во время и после деликта;

- проанализировать значения конкретных условий и ситуаций, поведения и действия других участников криминального эпизода как факторов, которые обусловили поведение испытуемого (например, ситуативные факторы излагаются в материалах уголовного или гражданского дела);

- провести психологическое обследование испытуемого с обоснованным анализом природы психических процессов, которые активизировались при совершении инкриминируемых ему действий, с заключением, выводами и ответами на поставленные следствием (судом) вопросы;

- использовать при судебно-психологическом исследовании испытуемых специальные знания эксперта-психолога.

Специальные знания судебно-психологического эксперта – это профессиональные знания психолога, имеющее юридическое значение, необходимые для производства судебно-психологической экспертизы, по основаниям и в порядке, определенным Федеральным Законом «О государственной судебно-экс-пертной деятельности в Российской Федерации» (от 31.05.2001 г.), а также уголовным и уголовно процессуальным или гражданским и гражданским процессуальными кодексами.

Таким образом, необходимо сделать вывод, что при проведении судебно-психологической экспертизы необходимо соблюдение основных принципов организации и проведения судебно-психологического исследования с учетом экспертных особенностей. Это позволит разрешить юристам психологические проблемы, возникающих в следственной и судебной практике. В тоже время такое исследование предъявляет к эксперту-психологу дополнительные требования, – иметь специальные знания. Он должен знать, помимо общей и юридической психологии, закон и право в части проведения процедуры экспертного исследования, специфические условия и возможности предварительного следствия и судебного разбирательства, а также гражданского судопроизводства.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.