Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Теоретические аспекты аффективных состояний



 

Аффективные состояния относятся к эмоционально-волевой сфере человека (если более конкретно – к сфере конфликтно-эмоциональных состояний). Они возникают у людей в психотравмирующих ситуациях, личностно значимые для них, при определенных условиях и оказывают существенное влияние на восприятие, сознание и поведение, как обвиняемого, так и потерпевших и свидетелей.

Аффект – это внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, сильное душевное волнение, проявляющееся во временной дезорганизации в той или иной степени сознания (вплоть до его сужения) и крайней активизации импульсивных реакций.

Аффект – возникает у обвиняемого в виде эмоционального взрыва, который возникает в условиях дефицита информации и резко изменяющий ситуационное поведение. Его могут вызвать внезапное возникновение большой опасности, глубокая обида (личностно значимая для данного человека), оскорбление, грубое физическое насилие и др. Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением сознательной регуляции действий человека, то есть его поведение при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а чувством, эмоцией, полностью захватившим личность и вызывавшим импульсивные поступки на подсознательном уровне. Именно в таком состоянии нарушается избирательность в выборе поведенческого акта и способность к установлению взаимосвязей между явлениями, резко изменяется привычное поведение человека, деформируются его жизненные установки. В суженном сознании доминирует искаженное представление об окружающем.

"Суженное сознание" при аффекте, с нейрофизиологической точки зрения, связано с нарушением нормального взаимодействия возбуждения и торможения. Но страдает в этом случае, прежде всего, тормозной процесс, а возбуждение стремительно распространяется с коры головного мозга в его подкорковые зоны. И таким образом эмоции теряют контроль со стороны сознания. Кроме этого, при таком сознании возможно появление частичной амнезии (расстройства памяти), сдвиги в системе нервных связей, изменение деятельности вегетативной нервной системы (повышение или понижение артериального давления, учащение или урежение частоты сердечных сокращений, покраснение или побледнение кожных покровов и даже позывы на "стул" и т.д.), психомоторной регуляции (повышенная жестикуляция, резкий крик и т.п.).

Итак, под аффектомв психологии понимают остро возникшие кратковременные, но сильные эмоциональные переживания, которые являются ответной реакцией на внезапный и достаточно энергичный раздражитель, значимый для личности, на уже фактически наступившую ситуацию.

Отличие аффекта от эмоции не столько количественное, сколько качественное. Если эмоции воспринимаются субъектом как состояния своего «Я», то аффекты – это состояния, возникающие помимо воли человека (своего «Я»).

В психологии при всех многообразных аффектах выделяются три стадии:

- первая, когда дезорганизуется вся психическая деятельность, нарушается ориентировка в реальной действительности;

- вторая, когда перевозбуждение сопровождается резкими, плохо контролируемыми действиями;

- третья, когда происходит спад нервного напряжения, наступает резкая слабость, которая может перейти в прострацию.

Главный признак аффекта – отсутствие предварительного осознания цели. Именно это состояние подлежит доказыванию и для его установления требуется производство судебно-психологического исследования.

Наряду с непосредственно аффектом различаются другие аффективные состояния: страх, ужас, гнев, фрустрация. Они будут рассмотрены ниже.

Страх – безусловно-рефлекторная эмоциональная реакция на опасность, выражающаяся в резком изменении жизнедеятельности организма человека. Страх возник в процессе эволюции как биологически защитный механизм. Обычно он выражается в крике, бегстве, гримасах ужаса. Это связано с выделением "по команде" гипоталамуса и избыточного выделения гормона адреналина.

Ужас – наивысшая степень страха, переходящая в аффект. Ужас сопровождается резкой дезорганизацией сознания (безумный страх), оцепенением или беспорядочным мышечным перевозбуждением. В состоянии ужаса человек преувеличивает опасность, и его оборона может быть чрезмерной.

Гнев – это импульсивные действиям наступающие мгновенно, но иногда и с потерей объективных суждений о проступке.

Причем, надо знать, что эмоция страха исходящая от более сильного лица побуждает пассивно-оборонительную реакцию на опасное насилие (просьбы, плач, истерический крик и др.), но возможно и мало осознаваемые действия, основанные на инстинкте самосохранения (в ряде случав не образующих состава преступления. В то же время, угроза опасности исходящая от более слабого лица, вызывает агрессивно-наступательную реакцию (гнев). Страх и гнев могут достичь степени аффекта, но чаще могут выражаться и в меньшей степени эмоционального напряжения, которые все- таки могут быть обстоятельствами, смягчающими уголовную ответственность.

Фрустрация – это конфликтное отрицательно-эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежды или неожиданно возникшими непреодолимыми препятствиями на пути достижения высоко значимой для личности цели.

В случае неустранимости причин фрустрации (невозвратимости потерь) может возникнуть депрессивное состояние, связанное со значительной и продолжительной дезорганизацией психики человека. Труднопроходимость фрустрации связана с тем, что человек не может устранить причины такого состояния.

На практике следует отличать аффект от схожего понятия стресс.

Стресс – это нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которое сформироваться не успела, и идет процесс тотальной мобилизации всех психически и физических сил человека.

В то же время юристам необходимо четко понимать разницу между нормой и патологией.

Понятие «нормы», с позиции права и психологии, выступает как оптимальная регуляция поведения и лежащей в ее основе психической деятельности социально благополучного и психически здорового человека, приемлемого обществом. Рассмотрим это на примере уголовного процесса.

У подэкспертных данная норма наполняется определенным смысловым содержанием и выступает как норма регуляции осознания поведения виновного и способности производить по отношению к нему особые действия у потерпевших, и т.д. Именно сохранность у испытуемых рассматриваемой нормы и позволяет им быть полноценными участниками уголовного процесса. Иными словами, в правовом плане это понятие сформулировано в психологических понятиях «способности испытуемого к тем или иным действиям», раскрывающих, как отмечалось выше, результирующие, наиболее обобщенные особенности отражения окружающего мира и регуляции поведения. Необходимость выяснения степени влияния психической патологии на нормальную регуляцию поведения требует в первую очередь объяснения психофизиологических процессов, системного анализа и экспертной оценки структуры психики. Для этого используются различные подходы и методики. Разберем их.

Первый подход – рассматривает различия между психическим состоянием здорового человека и психическими нарушениями заболевшего как «количественные изменения», – это так называемый «методологический принцип немецкого психиатра и психолога Кречмера» (1930). Согласно такому подходу, существует цепочка: «нормальные характеры – акцентуированные характеры – психопатические характеры», и не случайно центральным становится понятие не личность, а характер. И поскольку в судебной психологии с ее измерительным подходом связывают в первую очередь инструментальные проявления, то в основу учета положены «характер» и «темперамент». То есть, одним из вариантов рассмотрения проблемы нормы и патологии в отношении психики является понятие измерения «количественной (статистической) нормы». В судебной же психиатрии – это так называемая «осевая модель», построена по принципу качественного (оценочного) измерения тяжести и глубины психических расстройств.

Второй подход – обозначают как «оценочный». В крайнем своем выражении такой подход подразумевает психопатологию как социальную патологию, поскольку нормативное, адаптивное поведение предполагает социализацию, приспособление к окружающей действительности. Положение о том, что различие между нормой и патологией выступает как социальное или оценочное, хорошо иллюстрирует история становления взглядов на проблему психопатии. Широко известны попытки ввести в место нее термин «социопатия». В основе понимания психопатии как «анетопатии» также лежат такие основания как отсутствие совести, чувства любви, вины и т.д. В судебной психиатрии такой подход необходим, например, при оценке «социальной опасности» психически больных, совершивших общественно опасные деяния и выборе вида принудительных мер медицинского характера, Итак, другим вариантом соотношения нормы и патологии психических особенностей человека является понятие оценки «социальной нормы».

Третий подход – это «объяснительный», при котором изучается структура психики (структурно-динамических особенностей мотивационной, эмоциональной, волевой, смысловой сфер и др.). В центре внимания такого подхода оказываются различные аспекты психической деятельности, но их объединяет понимание и обоснование разницы между нормой и патологией как различий в структуре психики, мотивации, поведения. Патология выступает как расстройство нормальной структуры психических функций и как системное нарушение. При таком подходе на первый план выходит объяснение «системно-структурная норма».

И так, проблема нормы и патологии психики решается с помощью трех элементов:

- количественных измерений (измерительный подход);

- социальной оценки (оценочный подход);

- обоснование различий в системно-структурной организации психических процессов (объяснительный подход).

В современной психологии существует множество подходов к изучению мотивации (побуждающей причины) поведения (совершения того или иного поступка или в данном случае правонарушения и т.д.). В свою очередь, применение системно-структурного подхода в судебно-психологическом исследовании поведения ее субъектов (обвиняемого, подсудимого, свидетеля, потерпевшего) во время деликта требует системного рассмотрения структуры регуляции поведения и деятельности испытуемого до, во время и после правонарушения. В качестве наиболее обобщенной схемы алгоритма поведения для исследования принято брать схему, разработанную в рамках криминальной психологии и отражающую наиболее значимые звенья генеза поведения.

Первый этап – это формирование личности с определенной социальной ориентацией. Главные ценности личности, ее социальные установки задают (воспитывают) основное направление формирования актуальной ситуативной мотивации, однако не предопределяют однозначно содержания конкретных мотивов поведения и планирования его поступков. Между «ядром» личности и поступком существует статистическая связь с достаточно высокой вероятностью, но наблюдаемая не всегда и не во всех случаях.

Второй этап – заключается в выработке у человека конкретной мотивации. В возникновении и определении конкретных мотивов поведения и деятельности, важнейшим личностным фактором выступает умение и способность личности адекватно соотносить ее субъективные моменты с объективно существующими возможностями, требованиями, связями и отношениями окружающей действительности и сложившейся ситуацией. Последнее неизбежно предполагает наличие у субъекта адекватного целостного образа ситуации, в которой осуществляется какая либо деятельность. На основе данного образа происходит выбор конкретных актуальных мотивов и целей деятельности, построение схем того или иного предполагаемого поведения.

Третий этап – это планирование и принятие решения. Следует всегда помнить, что между мотивацией и поступком лежит данное звено. В основе этого этапа лежит психологический процесс целеполагания, то есть, выбора и постановки цели, на достижение которых будет направлен поступок. При планировании какой либо работы или поступка личность сама должна мысленно построить рабочую гипотезу по ее реализации, оценить свои возможности и способности на основе своих знаний и прошлого опыта, необходимых для достижения цели, и соотнести их с объективными условиями ситуации.

Четвертый этап – это выбор способа достижения цели и реализации принятого решения, исходя из объективных возможностей и условий.

Пятый этап – это процесс итоговой оценки личностью (осознанно или неосознанно) своего поступка и принятие соответствующих мер по его результатам.

На каждом этапе поведения происходит субъективная оценка как функция самосознания, – с одной стороны, так и объективное осознание окружающей действительности, – с другой. На основе соотнесения этих оценок осуществляется личностный контроль формирования каждого этапа мотивации поведения и соответствующая результатам контроля коррекция конкретного звена формирования поведения.

Соответственно уровневой организации поведения и деятельности необходимо рассматривать и иерархическую структуру личности. В наиболее широком плане можно выделить различные уровни интеграции личности, влияющие на отдельные звенья генеза (происхождения) мотивации:

- ценности личности, как осознанные и принятые человеком главные мотивы его жизнедеятельности, в совокупности с общим строением мотивов личности, их иерархией, они имеют определяющее значение при формировании конкретной ситуационной мотивации;

- характер и темперамент, определяющие в большей степени не содержательные, а инструментальные аспекты поведения и типичные способы действия, они влияют на этапы принятия решения и реализации цели;

- черты личности, отражающие как особенности мотивов, так и инструментальные проявления, они определяют, в зависимости от обстоятельств, тот или иной уровень деятельности.

Можно рассматривать организацию личности и более широко, как структурно-динамическую организацию познавательных, аффективных, волевых, физиологических и морфологических особенностей индивида. В любом случае при экспертном исследовании психолог должен уметь выделять интересующий его уровень поведения, деятельности, личности, объясняющий действия испытуемого лица и, соответственно, имеющий значение для уголовного дела, для целенаправленного аналитического и экспериментального изучения.

В судебно-психологической экспертизе в преобладающем большинстве случаев следственные органы и суд интересуют личностные факторы, а не особенности психики человека вообще. Например, у обвиняемого (подсудимого) или потерпевшего их проявление в конкретной ситуации правонарушения, а также во время следствия и суда; у свидетелей в ситуации, когда он мог видеть совершение преступления, то есть во время деликта, а также в следственной ситуации и ситуации судебного разбирательства. Это требует от эксперта обязательного учета влияния на психическую деятельность не только личностных факторов, но и различных ситуационных переменных.

При анализе ситуационных факторов необходимо учитывать, каким именно образом ситуация могла оказывать влияние на поведение и интересующие судебно-следственные органы способности человека к осуществлению той или иной деятельности. Как известно, в истории психологии можно проследить две крайние точки зрения на мотивацию поведения:

- первая – абсолютизирует ситуационные воздействия; здесь поведение рассматривается как реакция на внешние стимулы (бихевиоризм);

- вторая – утверждает приоритет внутренних факторов и вытекающих из этого неосознаваемых форм поведения, но игнорирует внешние условия (психоанализ).

То есть, в психологии мотивация поведения рассматривается как взаимодействие ситуационных (внешних) и личностных (внутренних) факторов. В психологическом плане эти факторы зависимы от сознания, воздействия инволюционных (возрастных) процессов, различных аномалий психики и ряда других причин, поэтому их восприятие, смысловая оценка и поступки будут различными у разных людей. Рассмотрим сознание как наиболее трудное для восприятия понятие.

Сознание – высшая форма психики человека, которая возникла в процессе общественной деятельности людей при постоянном общении между собой, открывающая им возможность обобщенного и всестороннего изучения законов природы и общества, активного преобразования окружающего мира.

В тоже время сознание – высшая форма отражения человеком окружающей действительности, представляющая носителю его, возможность ориентироваться в окружающем, в реальности, во времени и в собственной личности. Сознание обеспечивает преемственность опыта, единство критики и воли при всем многообразии поведения, непрерывность и последовательность психической деятельности. Оно свойственно только людям, и включает в себя индивидуальную активность и реагирование личности, ее эмоционально-ценностный аспект, соотнесение его действий с нравственно-этическими ценностями и действующими правовыми нормами. То есть, при сознании человека постоянно присутствует возможная оценка последствий им своих действий.

Данное обстоятельство отражено в уголовном и гражданском процессах в критериях, констатируемых у подэкспертных. Они состоят из двух: психологического (критерий, характеризующий реальную способность к адекватному осознанию себя и окружающей действительности), и юридического (критерий, заключающийся в способности к регуляции своих действий в инкриминируемой ситуации). Это означает (разберем на примере критериев уголовного процесса), что:

- при экспертизе обвиняемого, – необходимо исследовать способность к осознанию и пониманию характера и целенаправленного осуществления действий виновного лица;

- при экспертизе потерпевшего, – следуетизучить способность адекватно воспринимать, перенесенную им криминальную ситуацию, и степень осознанного сопротивления;

- при экспертизе свидетеля, – важно установить не только способность правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства, но и давать о них правдивые показания.

Эти примеры в должной степени относятся и к гражданскому процессу. Они показывают обязательность психологического учета и оценки единства сознания и действий испытуемых с различным процессуальным положением при проведении судебно-психологической экспертизы.

Юристам необходимо учитывать тот факт, что если способность обвиняемого (потерпевшего, свидетеля, истца, ответчика) к адекватному осознанию себя и окружающего нарушена, то в интересующей следствие или суд ситуации, как правило, бывает нарушена и произвольная (осознаваемая) регуляция его действий и поведения. Но поскольку само действие всегда реализует цель, то цель является осознанным образом предполагаемый результат действия. Однако в судебно-следственной практике имеет место случаи (и это тоже надо учитывать юристам), когда структура сознания в рассматриваемой криминальной ситуации сохранена. Тогда (при аффективных и эмоциональных нарушениях) необходимо поручить судебным психологам более детально исследовать звено регуляции поведения или действий (деятельности), которое может быть в свою очередь расстроено (правда, в более редких случаях) и при осознании ими криминальной ситуации.

Достаточно очевидно, что при экспертном исследовании психологу, чтобы полноценно ответить на вопросы судебно-следственных органов, необходимо исследовать не только психическую деятельность человека в юридически значимой ситуации, но и проанализировать становление основных психических качеств и психологических особенностей человека в целом. По существу это означает, что в каждой отдельной экспертизе без глубокого изучения «психологической биографии человека» (истории его жизни) невозможно провести полноценное экспертное исследование. Изучение психики испытуемого лица в динамике позволяет понять его ценностные ориентации, мотивационное строение личности, характер и темперамент, дает возможность выявить уровень умственного развития и интеллекта, продуктивность ума и т.д.

В то же время чрезвычайно важно учитывать и психическую деятельность подэкспертного в криминальных условиях. Юридически значимые ситуации не бывают одномоментными, они всегда занимают тот или иной промежуток времени и место в динамически изменяющихся условиях. Понимание мотивации поведения как непрерывного взаимодействия личностных и ситуационных факторов диктует необходимость анализа психических процессов в интересующий следствие и суд промежуток времени. Часто именно типичность подобной динамики и позволяют достаточно точно квалифицировать психическое состояние испытуемого (как это происходит, к примеру, при диагностике аффективных состояний).

Изменения психического состояния испытуемого в динамике могут даже привести к различным ответам на вопросы судебно-следственных органов применительно к аналогичным криминальным ситуациям. Например, способность свидетелей преступления правильно воспринимать имеющую значение для дела информацию и давать о них правдивые показания относится: и к ситуации совершения криминала, и к ситуации следствия (которая может занимать довольно длинный промежуток времени), и к ситуации судебного разбирательства. Ясно, что за это время психика человека претерпевает изменения, и варианты такой динамики, как показывает экспертная практика, достаточно разнообразны. Только при таком понимании принципа развития системный подход в судебно-психологической экспертизе предстает как структурно-динамический.

Таким образом, будущие юристы должны понимать, что наиболее общими принципами психодиагностического исследования эксперта-психолога, являются: системный и структурно-динамический подход, учитывающий единство сознания и действий, а также тесное взаимодействие личностных и ситуационных факторов и, как обязательное условие, «психологическую историю жизни испытуемого». Применяя данные принципы (критерии) исследования и установив «нормальность психики» подэкспертного, не отягощенного психическими расстройствами, только тогда может переходить непосредственно к исследованию аффективных состояний у испытуемых.

 

 

11.2. Процессуальное значение диагностики эмоциональных состояний

 

Основные сложности для юристов, связанные с судебно-психологической оценкой эмоциональных (аффективных) реакций и состояний, обусловлены тем, что в Уголовном кодексе РФ (действующим с 1 января 1997 г.), содержится ряд положений, значимых для практики судебно-психологической и судебной (комплексной) психоло-психиатрической экспертиз. При этом особое значение имеет новая редакция статей УК РФ, касающихся квалификации так называемых «аффективных преступлений», то есть тех из них, которые совершаются виновным под влиянием выраженных эмоциональных реакций. Актуальность дифференцированного юридического подхода к оценке таких правонарушений не вызывает сомнений. Недаром психологи (Ю.М.Антонян, 1998; И.А.Кудрявцев, 1988 и др.), психиатры (В.М.Виноградов, 1982 и др.) и криминологи (Г.А.Аванесов, 1984 и др.) отмечали, что число убийств, совершенных в состоянии «сильного душевного волнения» увеличивается в последние годы опережающими темпами, и прямо связывают это с ростом противозаконных посягательств на правопослушных граждан.

Процессуальное значение судебно-психологической экспертизы эмоциональных состояний (прежде всего, аффекта) определяется возможностью переквалификации следствием или судом обвиняемому или подсудимому обвинения на ст.107 УК РФ («Убийство, совершенное в состоянии аффекта») и ст.113 УК РФ («Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта»). Такая переквалификация указанных статей возможна только при экспертном установление аффекта у испытуемого. И, кроме того, это также возможно при наличии аффекта в момент совершения инкриминируемых ему действий таких юридически значимых признаков как: спровоцированное возникновение аффекта насилием, оскорблением либо иными противоправными или аморальными действиями потерпевшего, а равно и длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с противоправным или аморальным поведением потерпевшего. Поэтому основной вопрос судебно-следственных органов, который решается судебно-психологической экспертизой следующий: « Находился ли обвиняемый (подсудимый) во время совершения инкриминируемых ему действий в состоянии аффекта? Если да, то какова его форма и психодиагностические признаки?».

Однако в экспертной практике также имеет место и такой вид судебно-психологической и судебной психолого-психиатрической экспертизы как экспертиза эмоциональных состояний обвиняемых (подсудимых) в условиях длительной психотравмирующей ситуации (не обязательной носящих взрывной характер). Это те эмоциональные состояния, которые экспертами-психологами квалифицируются как «оказывающие существенное влияние на сознание и поведение обвиняемого в момент совершения инкриминируемого ему деяния».

В новом Уголовном кодексе РФ определение состояния сильного душевного волнения (аффекта) у обвиняемого используется только как квалифицирующий признак (ст. 107 «Убийство, совершенное в состоянии аффекта», и ст. 113 УК РФ «Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта»), а не в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, что уже не рассматривается судом. В тоже время, в Уголовном кодексе принята более широкая норма: – смягчающим обстоятельством является любое состояние, возникшее в ответ на противоправное или аморальное поведение потерпевшего, явившееся поводом для преступления (ч. 1 ст. 61 УК РФ).

Судебно-психологическая экспертная диагностика непатологических (не выходящих за пределы «нормы») эмоциональных состояний обвиняемого имеет, по сравнению с прежней практикой, иное юридическое значение. Если состояние «сильного душевного волнения» раньше обычно квалифицировалось судом на основании экспертного вывода судебных психологово наличии у подсудимого состояния физиологического аффекта или эмоционального состояния, оказавшего существенное влияние на сознание и поведение, то теперь в названии статей 107 и 113 УК РФ понятие сильное душевное волнение заменено понятием «аффект». И в тексте эти термины употребляются как синонимы. Иными словами, по смыслу данных статей диагностика состояния сильного душевного волнения приравнивается к состоянию аффекта. Это нововведение, по существу, является ключевым для теории и практики судебно-психологической экспертизы аффекта: употребление юридического термина «сильное душевное волнение» и психологического понятия «физиологический аффект» привело к их фактическому отождествлению.

С практической точки зрения это нововведение означает, что суд теперь при квалификации сильного душевного волнения (аффекта) будет значительно чаще опираться на заключение судебно-психологической или судебной психолого-психи-атрической экспертизы.

Возникновение и развитие аффекта (сильного душевного волнения) в новом УК РФ связывается не только с «насилием, издевательством, тяжким оскорблением либо иными противоправными или аморальными действиями потерпевшего», но и с «длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего». Для экспертов-психологов такое толкование привело к изменению понимания содержания у подэкспертного психологического (осознание характера и опасности действий) и юридического (возможность руководить действиями) критериев, совершенного деяния. Это проявилось:

- во-первых, – в уточнении признака «внезапности» возникновения сильного душевного волнения (внезапность теперь целиком относится к субъективной причине происхождения аффекта, и не означает непосредственного наступления аффективной реакции сразу же после неправомерных действий потерпевшего);

- во-вторых, – существенно расширяется круг эмоциональных реакций, имеющих юридическое значение и подпадающих под понятие «аффекта» или «сильного душевного волнения»; теперь в эти понятия должны включаться не только эмоциональные реакции взрывного характера, но и ряд эмоциональных сос-тояний, возникающих в результате кумуляции эмоционального напряжения в условиях длительной психотравмирующей ситуации (и не обязательно носящих взрывной характер); то есть, это как раз те эмоциональные состояния, которые обычно экспертами квалифицируются «как оказывающие существенное влияние на сознание и поведение обвиняемого в момент совершения инкриминируемого ему деяния».

Таким образом, юристы обязаны усвоить, что процессуальное значение судебно-психологической экспертизы аффекта и эмоциональных состояний определяется возможностью органов следствия и суда, в связи с диагностированием в момент деликта у обвиняемого (подсудимого) внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), на переквалификацию обвинения со ст.105 на ст. 107 («Убийство, совершенное в состоянии аффекта») и ст. 111 и ст.112 на ст. 113 УК РФ («Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта»).

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.