Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психология деятельности личности



 

Человек живет, значит, он действует. Без бытовой, производственной и общественной деятельности личности невозможна жизнь человека. Только в процессе своей деятельности он познает окружающий мир, его закономерности, различные явления, создает продукты и материальные блага (пищу и одежду, машины и жилище и т.д.), духовные ценности (музыку, поэзию, науку).

Психологическая деятельность человека это форма активного отношения личности к окружающему миру. В отличие от животного психологическая деятельность человека всегда:

- сознательна (сохранена критика и воля);

- целенаправленна (можно поставить цель и задачи);

-планируема(возможно, построение рабочей гипотезы);

- предсказуема (позволяет учесть трудности и препятствия);

- перестраиваема (на другие возможности и варианты);

- предвидима;

- носит общественный характер;

- определяется общественно-историческими условиями;

- приносит удовлетворение обществу или личности;

- накладывает отпечаток на самого человека и его психику;

- формирует характер и его отдельные черты;

- создает динамический стереотип.

В любой деятельности (поступке, действие, поведении) человека всегда выделяют следующие этапы:

- постановки цели и осознание конкретной задачи, ее необходимости;

- планирования работы (выбор наиболее рационального способа и рабочей гипотезы действия);

- выполнения (осуществление деятельности);

- проверки результатов;

- исправления ошибок (если они были);

- анализа, синтеза и сопоставления полученных результатов

- подведения итогов.

Необходимым условием любой человеческой деятельности являются психические процессы, которые ориентируют личность в окружающей действительности, делают осознанной, приводят действия в соответствие с условиями их совершения.

Так осуществляется взаимосвязь и реализуется взаимозависимость психических процессов и деятельности личности, которые распадаются на различные действия. Разберем более подробно этот термин.

Действиями называют составные части или отдельные акты (осознанной или не осознанной) деятельности человека. Они бывают:

- осознанными, которые совершают по определенным мотивам, они направлены на достижение целей, предусматривая определенный порядок и последовательность действий, предполагая их определенные результаты;

- не вполне осознанными или плохо осознанными, когда не совсем понятна цель и последовательность действий, и возможность контроль за ними;

- не осознанными, но производимыми под влиянием сильных чувств или сильнодействующих раздражителей, часто неожиданными и не редко импульсивными.

Действия личности по характеру содержания различают:

- практические, имеющие большое значение в познавательной деятельности и формирование характера людей, а также овладение ими той или иной профессии;

- умственные, возникающие на основе практических действий, и помогающие глубже познать изучаемые предметы и явления окружающей действительности; в свою очередь они поднимают на более высокий уровень практическую деятельность человека.

Действия человека, могут выражать его отношение к окружающему, людям и обществу, что характеризует поступки человека, его поведение (молодой человек уступил место вошедшей пожилой женщине и т.п.).

Действия человека (его деятельность) не могут осуществляться без регулирующей и направляющей деятельности коры головного мозга. И чем сложнее деятельность, тем сложнее и нейрофизиологические процессы регуляции. Это происходит тогда, когда в передние отделы коры головного мозга (где находятся нервные клетки, ведающие сложными процессами движения) поступают сигналы из внешней среды (через систему слуховых и зрительных анализаторов, проводящих путей спинного мозга и т.д.). Но осуществляется и обратная связь: от органов (конечностей), то есть внешних раздражителей, в кору головного мозга, вносятся поправки в те или иные движения или действия (например, на возникшее препятствие во время движения).

Действия могут возникать не только под влиянием внешних раздражителей – предметов и их свойств, но и под влиянием слова, словесно оформленной задачи действия и словесно намеченного плана действия. При этом в кору головного мозга поступают соответствующие сигналы, которые вызывают, обеспечивают и контролируют необходимые действия и движения.

В структуре действия, взаимодействия, деятельности (общения) людей выделяют всегда три составляющих компонента (по Я.Л.Коломинскому): поведенческий, эмоциональный и когнитивный. Разберем их:

а) поведенческий компонент – к нему относят результаты деятельности, поступки, жестикуляцию, пантомимику, локомоцию (динамику перемещения), речь;

б) эмоциональный компонент – он проявляется в разнообразных эмоциональных (аффективных) состояниях и может быть зафиксирован на уровне физиологических проявлений эмоций (по интенсивности как положительные, так и отрицательные; по наличию конфликтности как межличностные, так и внутриличностные; по удовлетворенности, как собой, так и партнером, работой);

в) когнитивный компонент – он включает негативные психические процессы (состояния), вызванные личностными противоречиями между потребностями и интересами в получении возможного и желаемого, связанного с познанием окружения и самого себя (например, ощущения, восприятия, представления, памяти, мышления и т.д.), и вследствие того, личность вынуждена действовать в направлении перестройки своих знаний и отношений, а также получения опыта.

Человек действует, работает, живет среди людей, с которыми у него устанавливаются те или иные отношения (официальные, производственные, деловые, правовые, нравственные, спортивные, религиозные, личные и др.). Отношения людей (личностей) между собой в процессе какой-либо деятельности носит характер межличностных отношений. Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми во время той или иной совместной очной или заочной деятельности.

Виды деятельности личности: учебная, трудовая, спортивная, научная, медицинская и др. В этих случаях выделяют своеобразный вид деятельности, выражающейся в общении и взаимоотношениях с товарищами, коллективом и обществом, в стремлении действовать и жить общими интересами.

Таким образом, психология деятельности личности – та область знания, овладение которой имеет наибольшее значение не только в обычной бытовой, но и производственной и общественной деятельности. Незнание возможностей психики и психологических особенностей людей может привести к негативным последствиям в их жизни и даже к преступной деятельности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.