Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общие понятия о личности



 

В психологии довольно часто оперируют понятием «личность». Разберем этот термин более подробно.

С одной стороны, человек – биологическое существо, то есть, по сути, животное, наделенное сознанием, способностью познавать окружающий мир и активно изменять и преобразовывать его. Как высокоразвитому животному человеку присущи особая телесная организация – прямохождение, развитие рук как средство познания и преобразования мира, высокоразвитый головной мозг и речь.

С другой стороны, человек – социальное существо, на которого влияет общественная жизнь и общественные отношения, общение с себе подобными и труд. Именно они изменили и подчинили себе биологическую, телесную организацию человека.

В то же время, личность – это более узкое понятие, чем человек. Но личность как человек рассматривается, прежде всего, как социальное существо, как продукт общественных отношений, как активный деятель общественного развития, как носитель определенных качеств (свойств) психики.

Итак, личность– это индивид, который в тоже время выделяется:

а) как субъект социальных отношений и созидательной деятельности;

б) как устойчивая система значимых биологических черт, его характеризующих;

в) как носитель определенных свойств, особенностей, возможностей психики, полученных только в процессе жизни.

Своеобразие жизненного пути и воспитания, условия жизни и деятельности приводят к тому, что нет и не может быть двух абсолютно одинаковых личностей. Поэтому в психологии наряду с понятием «человек», «личность» употребляется еще и понятие «индивидуум» как «индивидуальность». Под индивидуальностью личности, имеется в видуличность в ее конкретном своеобразии, как неповторимое сочетание его психических особенностей. Все это в целом образует психологическую характеристику личности. Рассмотрим ее.

Психологическая характеристика личности.В основном ее образуютследующие элементы: устойчивость, единство и активность.

Устойчивость личности – это постоянство психологического ее склада, которое делает возможным предсказать поведение данной личности в той или иной ситуации.

Единство личности – определяется как тесная связь и взаимозависимость психических процессов, свойств и состояний личности, где каждая черта личности неразрывно связана с другими, хотя и приобретает свое значение. Она формируется в целом, а не по частям. Например, настойчивость – это умение достичь цели, преодолеть трудности, но и она имеет положительное значение в сочетании с высокими моральными качествами, порядочностью и чувством долга перед обществом.

Активность личности – отражается в многообразной и многосторонней деятельности, направленной на изменение и преобразование окружающего мира.

Психология в отличие от других наук (философии, юридических наук и т.д.) изучает ту сторону личности, которая выражается в ее духовном (психическом) облике, поступках и поведении. Поэтому, рассматривая любой поступок человека, следует изучить:

1) какие мотивы (побуждающие причины) обусловили то или иное поведения, потребности, интересы; своеобразие в выражении чувства?

2) какие психологические предпосылки явились успешными для той или иной деятельности (воспитание, образование, интеллект, микросоциальные условия и др.)?

3) какие психологические особенности поведения (темперамент и характер) являлись в конкретном случае доминирующими?

Следует также знать и то, что на формирование личности влияют: биологические и социальные факторы; условия воспитания и обучения; внешние условия жизни и деятельности; и, конечно, биологическая основа, наследственность и генетические предпосылки. Но все-таки наибольшее значение следует придавать социальным факторам и общественным отношениям. Следует признать, что психически здоровый человек усваивает быстрее и прочнее принятые в обществе законы, правила поведения, обычаи, нравственные нормы вне зависимости от биологической, генетической и наследственной предпосылки.

Итак, личность человека определяется его общественным бытием. В то же время биологические факторы и биологические (природные) особенности человека(психическое и соматическое здоровье, наследственность, генетика) – важные предпосылки и необходимые условия его психического развития. В зависимости от типа нервной системы одни черты характера воспитывать труднее, другие легче, хотя пути и средства развития этих черт будут различными. Во многом черты характера определяются направленностью личности.

Направленность личности. Чаще всего её определяют общение, активность, потребности, интересы, убеждения, стремления, мотивы человека. Следует помнить, что движущая сила развития личности (его направленность) заложена во внутренних противоречиях между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Нормальная личность всегда находится в состоянии своего непрерывного развития. Рассмотрим некоторые из них.

Общение – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают и формируются межличностные отношения; при этом предполагается обмен мыслями, чувствами, переживаниями, знанием, опытом и т.п.

Активность – это целенаправленная деятельность человека в процессе взаимодействия с окружающей средой по изменению своего психологического облика или окружающего мира, совершенствования своей личности.

Потребности – это побудительные причины, которые обуславливают достижение цели, когда имеется нужда в чем-либо. Именно они являются продуктом общественно-психологического развития личности. Среди основных потребностей выделяют:

- естественные (природные), которые обеспечивают существование человека (пища, сон, одежда);

- социальные (духовные), которые определяют общение с людьми, потребность в труде, культуре (телевидение, радио, театр, книги и т.д.).

Интересы – это активная познавательная потребность личности в том или ином предмете, явлении или деятельности. Они выражают побудительную силу значимых для человека объектов деятельности. Интересы человека определяются общественно историческими и индивидуальными условиями жизни, общественным и индивидуальным бытием. Термин «интерес» означает – необходимость побуждения к овладению знаниями, поиска пути и способов углубленного познания, расширения кругозора.

Интересы характеризуются определенной направленностью: Их рассматривают как:

- по содержанию (материальный или корыстный, общественно-полити-ческий или профессиональный; познавательный; научный или учебный, эстетический или спортивный;

- по концентрации и распределению между объектами (широкий или узкий разносторонний или ограниченный, изолированный, глубокий или поверхностный;

- по сохранности и длительности (устойчивый или неустойчивый, постоянный, длительный или временный);

- по действенности (активный или пассивный);.

- по целям (прямой или непосредственный, косвенный или опосредованный).

Убеждения – это положения, суждения, мнения, которые понятны личности, осмысленны, глубоко прочувственны и пережиты им, в истинности которых он не сомневается, считает их бесспорно убедительными и стремится к тому, чтобы руководствоваться ими в жизни. Наконец, это – принципиальная точка зрения. Но если убеждения образуют определенную систему, то они становятся мировоззрением человека, которое может носить классовый характер; при этом человек активно стремится к его доминированию в обществе.

Необходимо помнить, что формирование личности – это, прежде всего, воспитание психологических особенностей, складывающихся под влиянием жизненного опыта человека и его деятельности, и во многом подражанием родителям, учителям, авторитетным лицам из социального окружения, героям телепередач и кинофильмов. При этом особую роль играет воспитание в семье и школе, спортивных секциях, музыкальных и иных кружках, которое является сознательным и целенаправленным процессом воздействия, так как его цель – формирование определенных качеств личности, отвечающих запросам и требованиям общества.

Следует признать, что обучение и воспитание эффективны при следующих условиях:

- человек является активным, а не пассивный объект воздействия;

- внешние условия воздействуют на психику не прямо, а через процесс взаимодействия человека со средой, через его деятельность и подражание в этой среде, через учителя, воспитателя и авторитного для индивида лица;

- развитие психики в конечном итоге обусловлено внешними условиями и воздействиями, которые преломляются через личный (индивидуальный) жизненный опыт человека, в его психические особенности и склад личности, его систему отношений к действительности;

- человек может сам сознательно изменять собственную личность самовоспитанием, то есть сознательной работой, направленной на совершенствование своих личных качеств (путем определенных упражнений);

- при одной и той же деятельности могут формироваться различные качества личности в зависимости оттого, что мотивирует эта деятельность;

- необходимо закреплять не только правильную форму поведения, но и правомерный мотив этого поведения.

Личность и коллектив. Как правило, человек действует не сам по себе, а в коллективе, поэтому и формируется как личность под его влиянием. Именно под воздействием коллектива складываются направленность и воля человека, организуются его деятельность и поведение, создаются условия для развития способностей у личности. Коллектив является наиболее действенным средством борьбы против таких негативных качеств как эгоизм, эгоцентризм, индивидуализм, черствость, пассивность и др.

Коллектив обладает огромной силой воздействия, способной перевоспитывать и обеспечивать расцвет личных способностей человека, содействует его всестороннему развитию.

Таким образом, личность человека характеризует его индивидуальность, но ее формирование зависит не только от биологических основ и направленности, но и от влияния на индивида воспитания и обучения, воздействие коллектива, социального окружения и общества в целом.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.