Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

А) Основные закономерности высшей нервной деятельности



 

Деятельность нервной системы основана на процессах возбуждения и торможения, находящихся между собой в постоянно изменяющихся соотношениях.

Возбуждение – возникнув в определенной области центральной нервной системы, оно распространяется дальше, захватывая новые участки коры мозга и ближайшую подкорку. Процесс возбуждения может и концентрироваться, то есть сосредотачиваться в определенном участке. Стойкие, временно господствующие в центральной нервной системе очаги возбуждения были изучены А.А. Ухтомским и названы доминантными.

Для доминантного очага (доминанты) характерна способность накапливать, притягивать к себе все более слабые возбуждения, мобилизовывать все приходящие в центральную нервную систему импульсы на осуществление определенного акта и тормозить способность других центров отвечать на импульсы, имеющие к ним прямое отношение.

Процессы, лежащие в основе доминантного очага возбуждения, можно установить на таком психическом процессе, как внимание. Слабо доносящиеся звуки музыки могут не отвлекать внимание, а, наоборот, заставляют еще больше сосредоточится. С усилением звуков музыки внимание переключается уже на музыку, и ее звуки становятся доминирующими в нашем сознании, мешая работе.

Торможение – в центральной нервной системе оно участвует как в образовании условных рефлексов, так и при угасании их. Различают внешнее безусловное торможение, которое может возникать во всех отделах нервной системы, и внутреннее условное, развивающееся только в коре больших полушарий.

а) Внешнее безусловное торможение возникает при действии постороннего раздражителя, под влиянием которого выработавшаяся раньше условная реакция прекращается. При действии внезапно возникшего внешнего раздражения достаточной силы выработанный условный рефлекс может проявиться слабо и даже вовсе исчезнуть (например, водитель автомобиля, разговаривающий по сотовому телефону во время движения, не так уж редко в экстремальной ситуации попадает, а то и совершает ДТП).

Видом внешнего торможения является так называемое охранительное торможение, возникающее как защитная реакция нервной системы при чрезмерно сильных раздражителях или при раздражителях, действующих слишком долго (например: шок, нокаут или сон машиниста электропоезда и т.д.).

Охранительное торможение по физиологическому механизму является также и запредельным. Клетки коры мозга в результате раздражении, превышающих их функциональные возможности и предел выносливости, автоматически выключаются, затормаживаются и благодаря этому избавляются от избыточного расходования вещества, связанного с процессом возбуждения, сохраняя свою жизнеспособность. При сильном переутомлении мозга таким охранительным торможением является естественный сон, охраняющий жизнь клетки и восстанавливающий ее работоспособность. Примером запредельного торможения является состояние полной неподвижности и оцепенения у человека под влиянием внезапно возникшего сильного переживания, стресса, аффекта, страха, личного несчастья, смерти близкого человека и т.п.

б) Внутреннее условное или активное торможение наступает при угасании условного рефлекса и многократном вызывание его условным раздражителем без подкрепления безусловным. Так, может угаснуть выделение слюны на звонок при многократном повторении рефлекса без его подкрепления путем подачи пищи. Спустя некоторое время условный рефлекс может снова появиться самостоятельно, без подкрепления. Следовательно, в течение некоторого времени рефлекс находится в заторможенном состоянии (например, лечение больного алкоголизмом кодированием или условно-рефлекторной терапией). Такой процесс получил название угасительного торможения. При этом центральная нервная система животного способна точно различать раздражители, оценивать промежутки времени и приспосабливать организм к многообразным изменениям окружающего мира.

Возбуждение и торможение, как уже указывалось, не ограничиваются тем пунктом центральной нервной системы, в котором они возникли, а распространяются на другие участки и разделы нервной системы с тем, чтобы потом вернуться и сосредоточиться в месте первоначального возникновения. Процесс распространения возбуждения и торможения называется иррадиацией.

Явление, противоположное иррадиации, представляющее собой сосредоточение указанных процессов в каком-либо ограниченном участке мозга, называется концентрацией нервных процессов. Последняя может произойти и без предварительного иррадиирования. В таком случае возбуждение или торможение остаются в пределах того очага, где они первоначально возникли.

Иррадиация и концентрация возбуждения и торможения зависят от силы раздражителя и вызываемых ими нервных процессов, общего состояния коры головного мозга, а также от уравновешенности процессов возбуждения и торможения.

Взаимосвязь между двумя основными нервными процессами: возбуждением и торможением, выражается также в явлениях индукции. Сущность индукции состоит в том, что возникновение одного из процессов (возбуждения или торможения) вызывает развитие другого. Очаг возбуждения, возникший в каком-либо пункте коры мозга, воздействуя на соседние участки мозга, вызывает там торможение. Может быть и так, что возникшее в одном очаге нервной системы возбуждение в силу индукции переходит затем в торможение. Поэтому различают индукцию одновременную, происходящую в разных пунктах (индукция в пространстве), и последовательную, происходящую в одном пункте, но в разное время (индукция во времени). Придается большое значение принципу индукции в работе коры больших полушарий и в ее взаимоотношениях с подкорковыми узлами, нарушение деятельности которых ведет к различным расстройствам движений и чувствительности.

В настоящее время считается установленным, что в обычной жизни раздражители возникают не в качестве изолированных, единичных явлений, а в виде комплекса всевозможных раздражителей. Кроме того, организм отвечает не одной изолированной реакцией, а комплексной. То есть коре головного мозга присуща системная деятельность.

Одной из наиболее сложных форм системной деятельности коры больших полушарий является так называемый динамический стереотип человека, при наличии которого однажды выработанные навыки и привычки осуществляются со значительной экономией нервной энергии, поскольку привычная деятельность осуществляется с большей легкостью, чем новая (например: водитель, конькобежец, опытный работник и т.д.).


б) Учение о первой и второй сигнальных системах.

Первая сигнальная система – она имеется и у человека, и у животного. Причем условно-рефлекторная деятельность, при которой окружающая действительность сигнализируется непосредственно раздражителями: звуком, светом и другими конкретными сигналами, присуща им обоим. Такого рода деятельность, по учению И.П. Павлова, относится к так называемой первой сигнальной системе, в отличие от выдвинутого им же понятия о второй сигнальной системе.

Вторая сигнальная система – есть только у человека, как у единственного обладающего речью. Это качественно более высокая форма нервной деятельности. О ней следует говорить тогда, когда возбуждение на нервную систему оказывается не непосредственным, конкретным раздражителем, а словом, содержащим определенное понятие. Раздражителями в этих случаях являются не предметы или явления, а заменяющие их отвлеченные сигналы в виде слов, произносимых и слышимых. Например, у человека выделяется слюна при раздражении слизистой оболочки рта непосредственно пищей. Это – безусловный рефлекс. Слюна может выделяться при звоне посуды во время подготовки к обеду. Это уже условный рефлекс, относящийся к первой сигнальной системе, поскольку вызывается конкретным раздражителем (звоном обеденной посуды). Но иногда слюна выделяется при одном упоминании о пище, например, при произнесении слова «обед». Выделение слюны в данном случае также является условным рефлексом, но относящимся к явлениям более сложного характера, ко второй сигнальной системе, так как рефлекс вызван не конкретным раздражителем, а словом, имеющим определенное смысловое значение.

При помощи второй сигнальной системы осуществляется человеческое мышление, оперирующее понятиями – основой всей человеческой деятельности, обусловливающее поведение людей. Именно эта система является способом связи человека с окружающей его социальной средой, средством «межлюдской сигнализации», допускающим известное абстрагирование от действительности, но вместе с тем позволяющим глубоко познавать окружающий мир, включая и социальную среду.

 

в) Типы высшей нервной деятельности.

 

Изучая высшую нервную деятельность на животных, И.П. Павлов и его ученики подтвердили наблюдение Гиппократа о наличии особенностей в течение основных нервных процессов у животных в каждом отдельном случае. Одни из них отличались спокойствием, они быстро осваивались в новой обстановке. Другие были, наоборот, были трусливыми, обнаруживали резко выраженные оборонительные реакции и долгое время не могли привыкнуть к новым для них условиям лаборатории. Как показали дальнейшие наблюдения и исследования, указанные индивидуальные особенности зависели от вариаций силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов, которые и были положены в основу определения конкретных типов высшей нервной деятельности, не только животных, но и человека.

И.П.Павлов дифференцировал людей как носителей высшей нервной деятельности на сильный тип, безудержный тип, инертный тип, слабый тип. Причем он пришел к выводу, что типы нервной деятельности у людей в значительной степени соответствуют созданной еще в древние времена (в V веке до н.э.) греческим врачом Гиппократом классификации темпераментов у людей и животных (сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический типы).

Темпераментом называют индивидуально своеобразную, природно обусловленную совокупность динамических проявлений психики (ее интенсивность, скорость, темп, ритм психических процессов и состояний), определяющая во многом поведение животного или человека. Темперамент, как и высшая нервная деятельность, обусловлены биологической организацией индивида, поэтому обнаруживается довольно рано и четко у детей при их общении, играх, занятиях. От темперамента зависят такие свойства как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность. В тоже время следует иметь в виду, что поведение зависит не только от особенностей природной организации личности (темперамента), но и социальных условий, в которых пребывает человек. Темпераменты у людей соответствуют:

- холерическому типу – сильному, неуравновешенному и подвижному;

- сангвиническому типу – сильному, уравновешенному и подвижному;

- флегматическому типу – сильному, уравновешенному, инертному;

- меланхолическому типу – слабому, уравновешенному и тормозному.

В дополнении к этому И.П. Павлов указал, что кроме названных типов, существуют и промежуточные типы, соответствующие разным градациям силы нервных процессов. (Подробней влияние темперамента на характерологические особенности человека будут рассмотрены отдельно в главе 6).

В тоже время для человека, обладающего высшей формой отражения объективной реальности в виде второй сигнальной системой, в дополнение к указанным четырем типам И.П. Павлов выделил дополнительно специфические человеческие типы: мыслительный, художественный и средний. В основу деления на эти типы им положено соотношение между первой и второй сигнальными системами и констатация того, что у нормального человека вторая сигнальная система всегда преобладает над первой, хотя степень ее преобладания у разных людей неодинакова.

К мыслительному типу относятся лица со значительным преобладанием второй сигнальной системы над первой. Для таких людей непосредственные воздействия окружающей действительности не обладают присущими им яркими образами. Люди мыслительного типа склонны к отвлеченным рассуждениям, абстрагированию, находятся во власти мыслительной деятельности, что, правда, не всегда характеризует их с положительной стороны. Чрезмерное превалирование второй сигнальной системы над первой иногда граничит с отрывом от действительности.

К художественному типу относятся лица, у которых более развита первая сигнальная система. Люди этого типа живо и целостно воспринимают действительность с ее конкретными раздражителями. У них, как правило, отсутствует склонность к постоянному абстрагированию.

В то же время И.П. Павлов указывал, что не каждый представитель художественного типа является художником, и не всякий представитель мыслительного типа обязательно должен быть мыслителем.

К среднему типу относятся лица, у которых не выражено преобладание первой или второй сигнальной системы. Они занимают промежуточное положение между мыслительными и художественными процессами. В основном люди принадлежат к среднему типу.

Кроме того, следует подчеркнуть, что принадлежность к тому или иному типу высшей нервной деятельности ни в какой степени не определяет достоинств личности или предел возможных для данного человека достижений. Также нужно иметь в виду возможность изменения врожденных особенностей нервной системы и типов высшей нервной деятельности под действием внешних факторов. Например, под влиянием воспитания и условий жизни человек с нервной системой слабого типа может превратиться в человека с сильным характером и, наоборот, в условиях изнеженного воспитания у человека с нервной системой сильного типа могут развиваться черты слабого типа. Однако для таких изменений у разных людей нужны различные методы воспитания. Следует знать, что специфические типы нервной деятельности человека ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности – мировоззрение человека, его взгляды, убеждения, интеллект, интересы Он имеет отношение лишь к динамической стороне высшей нервной деятельности.

Таким образом, для понимания психической деятельности человека были рассмотрены анатомо-структурное строение его нервной системы и основные нейрофизиологические процессы, протекающие у человека в нормальных условиях жизнедеятельности. Также было разобрано учение о высшей нервной деятельности человека (основные закономерности, первая и вторая сигнальные системы, типы темпераментов, специфические человеческие типы и их обоснование).

 

Контрольные вопросы

1.Каковы общие и основные функции нервной системы человека и животного? В чем их отличие?

2.Какова анатомическая структура нервной системы человека? Дать краткую характеристику центральной, периферической и вегетативной нервной системе.

3.В чем смысл учения о высшей нервной деятельности? Дать краткую характеристику безусловным и условным рефлексам и их взаимодействию в процессе жизни человека.

4.Каковы основные закономерности высшей нервной деятельности? Дать краткую характеристику возбуждению и торможению, доминанте и иррадиации, динамическому стереотипу человека.

5.В чем смысл учения о первой и второй сигнальных системах человека?

6.Какова классификация темпераментов и специфических человеческих типов (по И.П.Павлову)?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.