Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ш. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ



 

      Наименование, содержание тем, разделов и занятий   Количество часов
Всего В том числе
Группо вое занятие Практи-ческое занятие Контроль ная работа
            Тема 1. Чрезвычайные ситуации и их классификация Тема 2.Единая государственнаясистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Гражданская оборона Российской Федерации (ГО РФ).   Тема 3.Основы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Нормативно-правовые акты МЧС РФ по «Защите населения и действиям в чрезвычайных ситуациях». ФЗ-116 от 2000 г. Ст. 18, 19 Занятие 1. Мероприятия по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях Занятие 2. Основы организации защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях   Тема 4. Защита населения и территорий при авариях на радиационно (ядерно) опасных объектах с выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду Занятие 1. Аварии на радиационно (ядерно) опасных объектах и радиоактивное загрязнение окружающей среды. Контроль радиоактивной обстановки, определение мер по защите населения при авариях на радиационно (ядерно) опасных объектах (АС) Занятие 2. Специфика мероприятий по защите населения и территорий при авариях на радиационно (ядерно) опасных объектах (АС)   Тема 5.Защита населения и территорий при авариях на химически опасных объектах с выбросом (проливом) аварийно химически опасных веществ в окружающую среду Занятие 1. Аварии на химически опасных объектах и химическое заражение окружающей среды. Контроль химической обстановки. Определение мер по защите населения при авариях на химически опасных объектах Занятие 2. Специфика мероприятий по защите населения и территорий при авариях на химически опасных объектах                                                                   -   -     -     -   -     -   -     -   -   -     - -   -     -     -   -     -   -     -   -   -     -  
                      Контрольная работапо теме 1-5   Тема 6.Терроризм. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, обусловленными террористическими актами (обычными и биологическими средствами)   Тема 7.Защита населения и территорий при пожарах и взрывах на объектах инфраструктуры. Общие сведения о пожарах и взрывах. Специфика мероприятий по защите населения и территорий при пожарах на объектах.   Тема 8.Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного характера Занятие 1. Защита населения и территорий в условиях землетрясений Занятие 2. Защита населения и территорий в условиях наводнений и природных пожаров   Тема 9.Медицинская помощь населению в чрезвычайных ситуациях   Тема 10.Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях военного характера. Возможный характер современных войн. Современные средства поражения. Специфика мероприятий по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях военного характера Зачет                                 -                             -   -     -     -   -   -     -     -   - -   -     -     -   -   -     -     -   -
  Всего часов -

 

IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Контроль осуществляется в следующих формах: письменной контрольной работе и зачета в конце каждого семестра.

 

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Рекомендуемая литература (основная)

6. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие для высшей школы/В.М. Емельянов, В.Н. Коханов. П.А. Некрасов. Под ред. В.В.Тарасова. М. Академический проект, 2003.

Рекомендуемая литература (дополнительная)

1.Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Защита населения и территорий в ЧС природного и техногенного характера. М., 1999.

2. Гражданская защита – понятийно-терминологический словарь /под общ. ред.Ю.Л. Воробьева. МЧС РФ. М., 2001.

3. Нормы радиационной безопасности НРБ-99. М., 1999.

4. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, обусловленных террористическими актами, взрывами, пожарами: Методическое пособие / МЧС. Институт риска и безопасности. М., 2001.

5. Указ Президента РФ «Об основах государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны». М., 1999.

6. Фалиев М.И. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. МЧС РФ. 2001.

7. Федеральный закон Российской Федерации «О защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» от 21.12.1994.

8. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданской обороне» от 12.02.1998.

9. Электромагнитное загрязнение окружающей среды и здоровье населения России / под. Ред. Демина А. К. М.. 1997.

 

Начальник Факультета военного обучения при МГУ

Генерал-майор В.И. Красногорский

 

Заведующий кафедрой Защиты и действий населения

в чрезвычайных ситуациях

доцент Е.И. Насс

 

« » _________________2012 года

 

 

В процессе изучения данной дисциплины выпускники должны освоить выше обозначенные знания и навыки, способствующие приобретению следующих ключевых профессиональных компетенций:

Программа курса «Безопасность жизнедеятельности» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Министерства Российской Федерации и предназначена для студентов специальности «Менеджмент организаций».Согласование с другими дисциплинами. Курс опирается на системно-ориентированные разделы физиологии и гигиены труда, философии и экономики и др.

Издание содержит учебно-методический комплекс курса «Безопасность жизнедеятельности», составленный на основании Федерального государственного обще-образовательного стандарта (ФГОС 3 поколения - бакалавриат). Основная задача дисциплины – вооружить слушателей теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для: грамотного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций; Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» обязательная общепрофессиональная дисциплина, предметом которой является изучение причин возникновения и особенностей протекания чрезвычайных ситуаций, негативных факторов производственной среды, безопасности производственных процессов и вопросы защиты от всех этих факторов.

В процессе изучения дисциплины достигается формирование у студентов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях. Дисциплина ориентирована на повышение гуманистической составляющей при подготовке специалистов и базируется на знаниях, полученных при изучении социально-экономических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин. Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются: знание основных причин возникновения чрезвычайных ситуаций, методов их преодоления, базового научного понятийного аппарата дисциплины; умения работать с научной литературой и источниками по курсу, находить необходимую информацию в учебной, научной и справочной, в том числе и через Интернет; владение терминологией БЖД

Краткий словарь понятий и терминов, изучаемых в данном курсе

 

Авария – опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также нанесению ущерба окружающей среде.

Аварийно химическое опасное вещество (АХОВ) – опасное химическое вещество, применяемое в промышленности, сельском хозяйстве, при аварийном выбросе которого может произойти загрязнение окружающей среды, поражение людей и живой природы.

Альфа-излучение– вид ионизирующего облучения, поток положительно заряженных частиц, испускаемых при радиоактивном распаде и ядерных реакциях. Опасно при попадании внутрь организма с пищей, водой или через повреждения кожи.

Безопасность –состояние защищенности личности, общества, государства и среды жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз.

Безопасность жизнедеятельности– наука о безопасном взаимодействии человека с окружающей средой.

Бета-излучение –электронное или позитронное корпускулярное ионизирующее излучение, испускаемое при ядерных превращениях. При внешнем облучении организма поражает поверхностные ткани, опасно при внутреннем облучении.

Взрыв — физический или химический быстропротекающий процесс с выделением значительной энергии в небольшом объёме за короткий промежуток времени, приводящий к ударным, вибрационным и тепловым воздействиям на окружающую среду и высокоскоростному расширению газов.

Вторичное облако– облако загрязнения воздуха, образующееся в результате испарения разлившегося аварийно химически опасного вещества с подстилающей поверхности.

Гражданская защита– комплекс мероприятий по подготовке защиты населения, окружающей среды, материальных, культурных ценностей от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их.

Загородная зона – территория в пределах административно - территориального деления РФ, расположенная вне зон воздействия поражающих факторов возможных чрезвычайных ситуаций.

Катастрофа– крупная авария (стихийное бедствие), повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей среде.

Радиационно опасный объект(РОО) — объект, на котором хранят, перерабатывают, используют или транспортируют радиоактивные вещества и при аварии, на котором или его разрушении может произойти облучение ионизирующим излучением или радиоактивное загрязнение людей, сельскохозяйственных животных и растений, объектов народного хозяйства, а также окружающей природной среды.

Риск– вероятностная мера опасности или совокупности опасностей, установленная для определенного объекта в виде возможных потерь за заданное время.

Риск приемлемый– допустимый уровень риска, оправданный с точки зрения экономических, социальных и экологических факторов ради получения определенных положительных результатов.

Химически опасный объект (ХОО) –объект, на котором хранят, перерабатывают, используют или транспортируют опасные химические вещества при аварии на котором может произойти гибель или химическое заражение людей, сельскохозяйственных животных, растений, а также окружающей природной среды.

Ядерная зима– глобальная экологическая катастрофа, гипотетическое состояние биосферы в результате широкомасштабной ядерной войны. Применение ядерного оружия может привести в начале к «ядерному аду», а затем в результате экранирования поверхности планеты от поступления солнечной энергии – к резкому похолоданию и невозможности сохранения на земле высших организмов.

 

основная образовательная программа - совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса по данному направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования;

направление подготовки - совокупность образовательных программ для бакалавров, магистров, специалистов различных профилей, интегрируемых на основании общности фундаментальной подготовки;

профиль - совокупность основных типичных черт какой-либо профессии (направления подготовки, , ее содержании;

компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

модуль - часть образовательной программы или часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания;

зачетная единица - мера трудоемкости образовательной программы;

результаты обучения - усвоенные знания, умения и освоенные компетенции.

 

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО - высшее профессиональное образование;

ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт

высшего профессионального образования;

ООП- основная образовательная программа;

УМО -учебно-методические объединения;

ОКСО - общероссийский классификатор по образованию;

УЦ ООП- учебный цикл основной образовательной программы;

ОНК -общенаучные компетенции;

ИК- инструментальные компетенции;

СЛК - социально-личностные и общекультурные компетенции.

 

Основы безопасности жизнедеятельности:
1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;


стандарт образование обучение государственный реализация программа оценка развитие

 

3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;
10) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
11) умение оказать первую помощь пострадавшим;
12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

вид профессиональной деятельности – методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования;

зачетная единица – мера трудоемкости образовательной программы;

компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области;

модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения;

направление подготовки –совокупность образовательных программ различного уровня в одной профессиональной области;

объект профессиональной деятельности– системы, предметы, явления, процессы, на которые направлено воздействие;

область профессиональной деятельности – совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении;

основная образовательная программа бакалавриата (бакалаврская программа) - совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии;

профиль –направленность основной образовательной программы на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности;

результаты обучения – усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции;

учебный цикл - совокупность дисциплин (модулей) основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей сфере научной и (или) профессиональной деятельности.

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО – высшее профессиональное образование;

ООП- основная образовательная программа;

ОК – общекультурные компетенции;

ПК -профессиональные компетенции;

УЦ ООП- учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО – федеральный государственный образовательный стандарт

высшего профессионального образования.

формирование:

- культуры безопасности, экологического сознания и риск-ориентированного мышле-

ния, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматрива-

ются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;

- культуры профессиональной безопасности, способностей идентифицикации опасно-

сти и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности;

- готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных

экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в

сфере своей профессиональной деятельности;

- мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры

безопасности;

- способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических

проблем и проблем безопасности;

- способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения

безопасности.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.