Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 12. Психология потерпевшего



 

Что изучает психология потерпевшего. С какими науками связана психология по­терпевшего. Психологическая характеристика потерпевшего. Кто признается потерпев­шим по уголовно-процессуальному законодательству России. Поведение потерпевшего, относящееся к объективным признакам состава преступления. Психологическое исследо­вание личности потерпевшего и его деятельности. Специальные методы исследования личности и поведения потерпевшего. Факторы, влияющие на поведение потерпевшего в момент совершения преступления. По каким критериям «жертва преступления» отличает­ся от «потерпевшего от преступления».

Роль жертвы в генезисе преступления. Ее межличностные связи и отношения с преступником. Взаимосвязь и взаимообусловленность личности и отрицательного пове­дения потерпевшего до преступления, Динамика психологического механизма их разви­тия. Доминирующие по устойчивости и значимости качества личности в структуре нрав­ственно-психологического облика потерпевших. Развитие самооценки личности - важный регулятор поведения ее. Заниженная самооценка у потерпевших - низкий уровень соци­альной адекватности поведения в ситуации конфликта, конформность. Завышенная само­оценка личности, некритичность к себе, тенденция брать на себя невыполнимые задачи, склонность к риску. Неадекватная самооценка потерпевших и полное непонимание моти­вов собственного поведения.

Психологический анализ показаний потерпевшего. Критерии отличия показаний потерпевшего от свидетельских показаний. Отношение потерпевшего к установлению ис­тины по делу. Гарантированное законное право потерпевшего - дача показаний как участ­ника процесса. Содержание показаний потерпевшего. Стадии формирования показания по­терпевшего. Взаимоотношения обвиняемого и потерпевшего с точки зрения их конфликта и отношения к другим людям. Мотивация потерпевшего. Психологические закономерности и особенности процесса формирования показаний потерпевшим.

 

Тема 13. Психология несовершеннолетних

 

Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии. Уровень развития по­знавательных и общественных интересов у так называемых трудных и педагогически запущенных подростков. Влияние сверстников на формирование идеалов подростка.

Юношеский возраст - период завершения физического созревания. Юность завершающий этап первичной социализации. Низкий уровень социализации у личности трудного подростка. Недостатки в трех основных сферах воспитания. Повышенная конфликтность в отношениях со взрослыми, родителями, учителями. Перестройка отношений со сверстниками. Потребность общения и самоутверждения подростка. Половое воспитание подростков. Нервно-психические заболевания, отклонения, акцентуации, затрудняющие социальную адаптацию детей и подростков. Отставание в умственном развитии. Физические недостатки и дефекты речи, приводящие к отчуждению и изоляции в детских коллективах Социальный фактор и особенности ближайшего окружения индивида.

Подросток и преступление. Негативные условия в семье (ссоры, скандалы, алкого­лизм, физические наказания подростков). Отрицательное отношение к учебе у трудновос­питуемых подростков. Противопоставление себя коллективу класса, школы, училища. Фак­торы, обусловливающие антисоциальное поведение несовершеннолетнего. Подростковый, отроческий возраст - переходный в биологическом смысле. Возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. Рост потребностей современных подростков. Не­правильные самооценки подростков, приводящие к конфликтным ситуациям. Организация преступных групп с участием несовершеннолетних. Криминальная направленность групп. Формирование субкультуры группы (жаргон, специальные клятвы, особый ритуал поведе­ния). Распределение ролей и функций при совершении преступлений. Мотивация преступ­ного поведения подростков. Неосознанная мотивация преступного поведения.

Психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних. Знание психологических особенностей подростков. Индивидуальный подход к подростку. Выбор и применение наиболее соответствующих ситуации тактических приемов, Анализ лично­сти несовершеннолетнего правонарушителя на предварительном следствии. Наследст­венно-биологические факторы. Ближайшее социальное окружение подростка. Личност­ные характеристики подростка. Правосознание подростка. Изучение семейных условий жизни несовершеннолетнего до и после совершения преступления. Поведение несовер­шеннолетнего по месту его учебы и работы.

Этапы допроса несовершеннолетних. Первоначальный этап допроса. Вступление в психологический контакт между допрашивающим и допрашиваемым. Получение основ­ной информации по делу. Устранение противоречий и неточностей в полученной инфор­мации при допросе и представление ее в письменном виде допрашиваемому.

Нормализация отношений с трудным подростком - основная предпосылка его объ­ективного изучения. Воспитание, перевоспитание и побуждение к самовоспитанию подростка. Роль личности, положительно влияющей на ребят; нейтрализация тех, кто оказы­вает отрицательное влияние. Выбор тактики общения с допрашиваемым несовершенно­летним. Установление положительных качеств несовершеннолетнего правонарушителя. Установление организатора, главаря преступной группы. Выбор места и обстановки про­ведения допроса несовершеннолетнего члена группы. Проверка показаний несовершен­нолетнего на месте, следственное действие, требующее тщательной подготовки.

 

Тема 14. Психологические основы предварительного расследования

 

Общая характеристика психологических особенностей следственной деятельности. Следствие - целенаправленный процесс восстановления прошлого события по следам, об­наруженным в настоящем. Расследование как познавательный и удостоверительный про­цесс. Особенности следственного мышления. Профессиональная интуиция. Интуиция и логические процессы. Собирание, систематизация и переработка информации в процессе расследования дела. Мысленное моделирование. Версия как информационная модель. План как модель будущего поведения в процессе расследования.

Решение мыслительных задач в следственной деятельности. Задачи простые и творческие, их виды и способы решения. Эвристические методы. Проблема «человек и ав­томат» в расследовании преступлений.

Психология оценки доказательств следователем. Внутреннее убеждение как про­цесс и результат познания. Стороны внутреннего убеждения. Взаимодействие внутреннего убеждения и правосознания.

Психология осмотра места происшествия. Первоначальное и незаменимое следст­венное действие. Представление картины события после непосредственного восприятия обстановки. Неотложный характер следственного осмотра. Познавательный элемент дея­тельности этого следственного действия.

Место происшествия как источник информации о расследуемом событии и его участниках. Способы совершения и сокрытия преступления и факторы внешней и внут­ренней детерминации. Инсценировки с точки зрения психологии. Выявление психиче­ских особенностей преступника, его мотивов к целей по материальным следам. Способ совершения преступлений и психологический стереотип.

Психология обыска и задержания. Принудительный характер обыска. Его поиско­вый характер. Психология ищущего. Поисковая доминанта. Внимательность наблюда­тельность, целеустремленность обыскивающего. Психология прячущего предметы Фак­торы, определяющие способ сокрытия. Значение поведения обыскиваемых. Оценка демаскирующих признаков- Психологические основы поисковых приемов и особенности обыскиваемого и разыскиваемого.

Задержание подозреваемого. Следственное действие, проводимое с обыском. Особенности подготовки к задержанию. Сложности при осуществлении группового задержания.

Психология допроса свидетелей и потерпевших. Стадии формирования показаний. Получение, запечатление, переработка и передача информации свидетелем. Прием свиде­тельской информации допрашивающим; ее процессуальное запечатление. Допрос как взаимодействие допрашивающего и допрашиваемого. Время и место допроса. Способы вызова свидетеля, потерпевшего. Формы допроса. Наводящие вопросы. Повторное освиде­тельствование. Использование уровня системного анализа для выявления диалоговой фор­мы на предварительном следствии. Допрос - борьба за истину. Психологические особенно­сти допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших.

Психология допроса подозреваемого и обвиняемого. Мотивация показаний. За­щитная доминанта. Психологическая природа «улик поведения». Психологический кон­такт и психологическая борьба. Психология лжи. Диагностика причастности. Индивиду­альный подход к обвиняемому.

Психология очной ставки. Психологические факторы, определяющие порядок и тактику очной ставки. Природа противоречий в показаниях. Характер взаимодействия участников очной ставки. Конфликтная ситуация. Взаимное влияние допрашиваемых. Особенности их личности и предшествующие отношении. Эффект присутствия. Маски­ровка поведения. . .

Психология предъявления для опознания. Закономерности узнавания. Опознава­тельные признаки и их виды. Особенности восприятия человека человеком. Опорные признаки человека: рост, возраст, особенности голоса и речи, жесты, мимика, походка. Статистические и динамические признаки. Психологические особенности организации и проведения опознания. Симультанное и сукцессивное узнавание. Вероятность опознания и степень его достоверности.

Психология следственного эксперимента. Учет психологических особенностей отдельных лиц (наличие способностей, умений, навыков). Моделирование объективных факторов. Моделирование субъективных факторов. Моделирование проверяемого дейст­вия, события или явления. Особенности проведения следственного эксперимента.

Психологические основы назначения судебных экспертиз. Основания назначения судебной экспертизы. Случаи назначения экспертизы. Воздействие экспертизы на обви­няемого.

Предмет и задачи судебно-психологической экспертизы. Методика ее проведения. Этапы проведения судебно-психологической экспертизы. Оформление результатов судебно-психологической экспертизы.

Психология проверки показаний на месте. Особенности топографических восприятий. Пространственная ориентация. Топографические ориентиры и опорные пункты. Искание следов и иных способов оживления воспоминаний. Психологическая подготовка обвиняемого. Внимательное наблюдение за действиями обвиняемого. Фиксация хода и результатов проверки показаний на месте.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.