Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 6. Психологическая подготовка к юридической деятельности



 

Память человека. Понятие о памяти. Память как запечатление. сохранение и воспро­изведение прошлого опыта. Основные типы и формы памяти: кратковременная и долго­временная: непосредственная и опосредованная; непроизвольное и произвольное запоми­нание.

Разные формы памяти и их различное соотношение с процессами восприятия и мышления.

Элементарные формы непосредственной памяти. Последовательные образы. Непо­средственное запечатление эмоциональных переживаний и двигательных навыков. Явле­ние непроизвольной непосредственной фиксации актуальных событий, запоминание под влиянием повторения и подкрепления. Механизм действия «закона эффекта». Непроизвольное запоминание осмысленного материала. Зави­симость запоминания от характера деятельности, в которую оно включено, и от места за­поминаемого материала в структуре деятельности.

Произвольное запоминание. Запоминание как мнемическое действие; специфиче­ские особенности мнемического действия. Целенаправленность произвольного запомина­ния, его зависимость от характера запоминаемого материала и мнемической задачи; точ­ное запоминание конкретного материала и смысловое обобщенное запоминание. Непо­средственные формы произвольного запоминания. Заучивание материала. Условия продуктивности произвольного запоминания. Логическое и механическое запоминание.

Произвольное запоминание осмысленного материала. Опосредствованный характер произвольного запоминания. Внутренне опосредствованное запоминание. Логическая па­мять.

Кратковременная (оперативная) память. Роль оперативной памяти в деятельности. Объем оперативной памяти, выделение оперативных единиц памяти.

Воспроизведение и забывание. Узнавание как первичная форма воспроизведения. Разновидности узнавания. Процессы узнавания и их психологическая характеристика.

Явление забывания. Пути предупреждения забывания. Развитие процессов памяти. Непреднамеренный характер запоминания и воспроизведения в раннем детском возрасте. Возрастные изменения продуктивности памяти. Средства расширения объема и увеличения прочности памяти. Пути воспитания памяти. Влияние потребностей, интересов, установок личности на процессы памяти. Как улучшить память.

Мышление - высшая ступень развития познавательной деятельности человека. Мышление и чувственное отражение действительности; связь и различие между ними. Мыслительные процессы как опосредствованное и обобщенное отражение реальности.

Общая характеристика мышления. Чувственное подсознание и мышление. Мышле­ние и речь. Мышление и общение. Логика и психология мышления. Процессуальный и личностный аспекты мышления.

Мыслительные действия, их специфические особенности как познавательные акты, направленные на раскрытие непосредственно чувственно невосприннмаемых свойств и от­ношений вещей. Мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и др.). Мышление - высшая форма аналитико-синтетической деятельности человеческого мозга, совершающаяся посредством языка. Значение мышления в дознании человеком объ­ективной действительности и в практическом изменении этой деятельности, Логика и пси­хология мышления. Процессы усвоения и использования индивидом общественно сложив­шихся логических форм и операций мышления, ход мыслительных процессов при различ­ных задачах и мотивах деятельности человека.

Мышление как деятельность. Мышление как процесс взаимодействия субъекта с объектом. Детерминация мышления объектом. Значение опыта субъекта, целей и мотивов его деятельности.

Мышление в проблемных ситуациях. Психологическая характеристика мыслитель­ных действий и операции. Роль слова в их формировании и функционировании. Психоло­гическая характеристика суждений и рассуждений. Связь мышления с чувственным опы­том и выход за его пределы.

Психология образования и усвоения понятий. Психологические особенности процесса образования и усвоения понятий. Житейские понятия, их своеобразие и пути форми­рования. Соотношение образа, слова и действий в их усвоении. Роль сравнения, абстракции, обобщения, конкретизации и систематизации в этом процессе. Общие условия усвоения умственных действий и понятий. Понятие и представление. Понятие и слово, их единство и различие. Понятие и понимание. Феномен, внезапности понимания. Патология
мышления.

Интуитивность мышления. Рефлексивность мышления. Развитие мышления. Речь в юридической работе. Речь как особая форма общения между людьми посредством языка. Передача мыслей и воздействие людей друг на друга в процессе речевого общения. Язык как средство мьшления.

Человеческий язык как предмет исторически сложившихся средств обозначения и обобщения явлений окружающей действительности, связей и взаимоотношений между ни­ми. Язык как средство общения.

Психологическая структура речи. Внешняя и внутренняя речь. Устная и письменная речь.

Анализ речевого общения с помощью языка. Процесс словесного формулирования и передачи информации. Путь от мысли к речи. Психология передающего информацию. Процесс получения и переработки речевой информации, путь от речи к мысли и психоло­гический анализ понимания. Психология понимания высказывания (текста), значение вы­сказывания, анализ его смысла; выделение общей мысли высказывания.

Виды и формы речи. Устная диалогическая речь, особенности и зависимость ее строения от условий общения, ее интонационно выразительные, мимические и пантомимические компоненты, сокращенность и предикативность высказывания в диалогической речи. Обыденная и профессиональная речь. Подготовленная и неподготовленная речь. Раз­витие речи в детском возрасте. Развитие понимания речевых сообщений у ребенка. Как развивать свою речь.

Потребности и мотивы деятельности. Общее понятие о потребностях и мотивах.. По­требность - своеобразное отражение тех объективных условий, в которых испытывает нуж­ду живое существо. Выделение предмета потребности и его превращение в мотив деятель­ности. Побудительная роль мотивов и их влияние на динамику поведения. Профессиональ­ная наблюдательность юриста. Понятие наблюдательности. Наблюдательность и психиче­ские функции человека. Развитие наблюдательности.

Волевая подготовка. Проявления воли. Волевые действия как поступки, направлен­ные на достижение сознательно поставленных целей. Роль образа цели; представления о предполагаемых результатах в регуляции произвольных действий. Психологическая харак­теристика волевых действий. Преодоление препятствий,: требующих внутреннего усилия, как специфическая особенность волевого действия. Борьба мотивов. Волевые качества. Во­левая недостаточность. Волевые действия как поступки, направляемые внутренней про­граммой. Роль /второй ситальной системы (речи) в формировании внутренней программы - основа волевого действия. Протекание волевого действия в условиях конфликта с непо­средственными воздействиями. Приемы регуляции волевого поведения. Развитие волевых действий у ребенка. Патология волевых действий. Эмоции и чувства человека. Эмоцио­нальные процессы как развитие регуляции деятельности. Своеобразное выражение субъек­тивного отношения человека к предметам и явлениям окружающей действительности. По­ложительные и отрицательные эмоции.

Особенности эмоциональных процессов. Их связь с познавательными процессами и различие между ними. Роль эмоций в динамической регуляции поведения. Развитие эмоциональных процессов у человека. Положительные и отрицательные эмоциональные реак­ции на успешное или неуспешное протекание деятельности. Напряжение и разряжение, возбуждение и успокоение как основные формы протекания эмоций. Явление стресса и его влияние на поведение.

Аффекты, их психологическая характеристика. Аффекты как острые эмоциональ­ные состояния. Аффекты и стресс. Условия возникновения аффектов, соотношение аффек­та и конфликта. Конфликт («ошибка») противоположно направленных возбуждений и дез­организация («срыв») нервной деятельности. Роль двигательных и вегетативных компо­нентов аффективных процессов.

Высшие эмоции (чувства). Понятие переживания и настроения. Их роль в регуляции поведения человека. Влияние на интеллектуальную деятельность стенических и астенических эмоций.

Классификация высших эмоций по признаку регулируемых ими отношений: эмоции, порождаемые взаимоотношениями с другими людьми, интеллектуальные, нравственные и эстетические эмоции.

Роль социальных условий жизни и воспитания в формировании высших интеллектуальных и нравственных чувств. Зависимость эмоциональных переживаний личности oт особенностей его деятельности и от характера взаимоотношений с окружающими людьми.

Развитие эмоций. Гимнастика чувств и аутогенная тренировка. Патология эмоций.

Понятие темперамента как динамическая характеристика психической деятельности индивида. Различия между людьми в силе, напряженности и скорости протекания психи­ческих процессов, в их впечатлительности и эмоциональной возбудимости. Проявление свойств нервной системы а динамических особенностях поведения.

Особенности характера. Характер как выражение индивидуального своеобразия личности. Характер и направленность личности. Связь особенностей характера с мотивами деятельности человека, с его мировоззрением и нравственными убеждениями. Волевые, эмоциональные и интеллектуальные проявления характера. Черты .характера: самостоя­тельность, настойчивость, общительность. Понятие о сильном и слабом характере; цель­ность характера. Формирование характера в процессе развития взаимоотношений с окру­жающими людьми., в преодолении трудностей. Воспитание и исправление характера в кол­лективе.

 

Тема 7. Социально-психологические аспекты

юридической деятельности

 

Личностный подход в психологии. Лица, подлежащие изучению. Подозреваемые, обвиняемые, потерпевшие, свидетели. Пределы изучения личности в процессе расследования, судебного разбирательства и исполнения наказания.

Методы и средства психологического изучения и оценки личности. Биографическое исследование. Обобщение независимых характеристик. Беседа. Наблюдение. Жесты. Ана­лиз письма. Изучение продуктов деятельности человека. Методы лабораторной диагно­стики и судебно-психологическая экспертиза. Процессуальные и внепроцессуальные сред­ства изучения и оценки интересующей правоохранительные и судебные органы личности. Оценка данных о личности по «Схеме изучения личности». Принципы изучения личности. Значение правильной оценки личности в криминальном, тактическом и пенитенциарном планах. Контакт как особый способ познания личности. Особенности ме­тодов анализа личности педагогами, психиатрами, психологами, юристами. Психологический контакт как процесс установления, развития и поддержания взаимного тяготения об­щающихся. Стадии развития контакта. Психологические барьеры при установлении кон­такта.

Первое впечатление о работнике юридического труда. Из каких компонентов оно складывается. Симпатия ил» антипатия к человеку. Умение слушать - важное качество общения. Познание и понимание человека.

Получение необходимой информации от свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых. Общепсихологическая основа получения информации - теория бессознатель­ного. Пути и приемы получения информации.

Демонстрация конкретных предметов, «оживляющих» в памяти заинтересован­ного лица соответствующие образы и побуждающих его к непроизвольным высказыва­ниям. Использование смежной темы разговора. Постановка прямых, но достаточно мо­тивированных вопросов. «Вызов» субъекта заинтересованности на беседу путем фор­мирования у него определенного Психического состояния в процессе общения. Демон­страция предметов, связанных с преступной деятельностью лица. Создание обстановки привычной деятельности. Комплексность использования приемов получения информа­ции.

Ведение переговоров с преступниками. Умение вести переговоры - проблема дипломатии, сложный вид интеллектуальной деятельности. Проблемы «перего­ворного» процесса. Переговоры - это наука и искусство. Подбор и подготовка перего­ворщиков.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.