2. В гуманитарных науках, в отличие от естественных, …
1.
+
субъект познания накладывает значительный отпечаток на полученные знания
2.
используется строгий язык законов и математических формул
3.
знание обязательно доказывается опытным путем
4.
изучаются только типичные, универсальные процессы
3. Универсальным языком естествознания является …
1.
+
математика
2.
физика
3.
философия
4.
филология
4. В ходе процесса интеграции естественнонаучного знания возникла …
1.
+
геохимия
2.
аналитическая химия
3.
органическая химия
4.
минералогия
5. От истинной науки псевдонаука отличается тем, что она …
1.
+
не связана с получением достоверного знания
2.
не претендует на статус науки
3.
связана всегда с получением практически значимых результатов
4.
не содержит в своем содержании противоречащих фактов
Тема: Научный метод познания
1. Установите соответствие между методом научного познания и примером его использования:
1) моделирование
2) абстрагирование Ответ: 1-1; 2-2; 3-3.
3) дедукция
1.
создание макетов техники (самолетов, ракет, кораблей) и приборов в конструкторских бюро
2.
рассмотрение планет в виде материальных точек при описании их движения в Солнечной системе
3.
получение следствий специальной теории относительности об изменении пространственно-временных характеристик объектов
4.
синтез органических молекул, свойственных живой природе, из неорганических газов, присутствующих на молодой Земле
2.Установите соответствие между принципом научного познания и его сутью:
1) принцип верификации
2) принцип фальсификации Ответ: 1-1; 2-2; 3-3.
3) принцип соответствия
1.
для получения статуса научной сама теория и все ее положения должны пройти многократную проверку экспериментом
2.
любая научная теория и любое положение обязательно должны выдержать критику и опровержение со стороны как автора, так и оппонентов
3.
квантовая и классическая механика дают одинаковые результаты при описании объектов, для которых можно не учитывать корпускулярно-волновой дуализм и соотношения неопределенностей
4.
для полного описания поведения микрообъекта необходимо знать как его корпускулярные, так и волновые характеристики, которые могут быть получены только в разных экспериментах
3.Сопоставьте форму научного знания и ее пример:
1) гипотеза
2) закон Ответ: 1-1; 2-2; 3-3.
3) теория
1.
существование фундаментальных частиц вещества – кварков
2.
сохранение энергии в процессах превращения элементарных частиц
3.
кварковая модель строения атомного ядра
4.
существование большого числа атомных ядер с характерным зарядом ядра
4. Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом:
1) создание целостной картины об объекте исследования путем объединения данных, полученных при изучении отдельных частей
2) способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок
3) отвлечение от ряда несущественных для данного случая свойств изучаемого явления с одновременным выделением интересующих свойств
1.
синтез
2.
индукция
Ответ: 1-1; 2-2; 3-3.
3.
абстрагирование
4.
дедукция
5. Установите соответствие между свойством научного знания и его сутью:
1) достоверность
2) системность Ответ: 1-1; 2-2; 3-3.
3) объективность
1.
научное знание должно быть обязательно доказано, например многократным экспериментом
2.
научное знание всегда структурно организовано: одно положение является следствием другого
3.
знание не зависит от личности познающего субъекта и его индивидуальности
4.
знание максимально должно быть приближено к объективной реальности
Тема: Развитие представлений о движении
1. Представление о том, что все происходящее в мире сводится к перемещению тел или частиц по своим траекториям, характерно для …
1.
+
механической научной картины мира
2.
электромагнитной научной картины мира
3.
современной научной картины мира
4.
натурфилософской картины мира Аристотеля
2. Высшая, наиболее сложная из форм движения материи – это …
1.
+
социальная
2.
биологическая
3.
химическая
4.
физическая
3. Под состоянием системы в естественных науках понимается …
1.
+
совокупность данных, необходимых для предсказания эволюции системы
2.
физическое самочувствие, расположение духа, настроение
3.
положение, внешние или внутренние обстоятельства, в которых находится система
4.
капитал, мера материального благополучия
4. Представление о многообразии форм движения и их несводимости друг к другу впервые появилось в _____________________ научной картине мира.
1.
+
электромагнитной
2.
механической
3.
неклассической
4.
современной (постнеклассической)
5. Не может быть описано как механическое перемещение или результат механического перемещения каких-то тел или частиц движение …