1. Строгая иерархия источников (форм) права, среди которых безусловно главным является закон.
2. Деление права на частное и публичное.
3. Имеется деление права на отрасли.
4. Систематизация законодательства происходит в основном в виде его кодификации
Англосаксон-
ская
1 . Ведущий источник права — судебный прецедент.
2. Нормативные акты содержат нормы казуистичного характера.
3. Главная роль отводится процессуальному (т. ел доказательственному) праву.
4. Отсутствует деление права на частное и публичное
5. Разделение права на отрасли является нечетким, отраслевые кодексы отсутствуют, большее значение придается правовым институтам
Мусульманская
1. Ведущий источник права — религиозные книги (Коран, Сунна, Иджма).
2. Важная роль принадлежит доктрине как источнику права.
3. Архаичность и казуистичность большинства, правовых норм.
4. Отсутствует деление права на частное и публичное.
5. В некоторых странах - - дуализм правовой: системы (сосуществование кодексов западного образца и правил шариата
Социалистичес-
кая
1. Господство публичного над частным.
2. Подчиненное положение закона по отношению к партийно-административным решениям.
3. Отрицание возможности суда выступать в роли создателя правовых норм.
4. Имеется деление права на отрасли.
5. Систематизация законодательства происходит в основном в виде его кодификации
Африканская
1. Ведущий источник права — правовой обычай.
2. «Правовая многослойность» (сосуществование традиционной правовой системы с правовой системой страны-колонизатора)
Справка. В Англии обязательными для других судов являются решения Палаты лордов, Апелляционного суда и Высокого суда.
Мусульманское право представляет собой яркий пример «права юристов», созданного учеными-богословами и учеными-юристами на основе неполных предписаний Корана и казуистических положений Сунны. В случае, если предписания Корана или Сунны являются слишком общими или в них существует пробел относительно правил поведения в данной конкретной ситуации, то поиск таких правил осуществляется на основе рационального толкования предписаний ислама — иджтихада. Его имеют право давать только специальные мусульманские правоведы, облеченные правом на иджтихад, — муджтахида.. Суть иджтихад заключается в том, чтобы на не имеющие готового решения вопрос найти такой ответ, который бы соответствовал шариату. Судьи же при рассмотрении дела обычно не обращаются к Корану или Сунне, а ссылаются на мнение муджтахида.
В современной юридической науке наряду с основными ученые выделяют так называемые «кочующие» правовые семьи. Носителями и представителями «кочующих» правовых семей являются люди, который находятся как в зоне действия правовой системы конкретного государства, в котором они проживают, так и зоне действия своей более обширной правовой семьи (африканской, мусульманской и т. п.), связи с которой у них не обрываются, а сохраняются. Причинами появления «кочующих» правовых семей являются:
1) взаимное влияние различных правовых семей;
2) увеличение масштаба миграций, происходящих в современном мире.
Носителями «кочующих» правовых семей могут быть учащиеся, рабочие, эмигранты, беженцы, переселенцы и т. п. Они отличаются от коренных жителей, граждан страны проживания:
а) сильным влиянием соответствующей коренной правовой семьи и национальной культуры;
б) своеобразным правопониманием, «образами права» и толкованием закона;
в) структурой и уровнем правового воспитания и правовой культуры;
г) специфическим выбором правовых приоритетов.
Носителями «кочующих» правовых семей могут быть также землячества, национальные автономные районы, национально-культурные автономии.
Домашнее задание по темам 21, 22.
Задание 1.
К какой правовой семье, на Ваш взгляд, относится правовая система современной России и в чем состоят особенности ее правовой системы?