Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Проблемы эффективности психологической коррекции в работе практического психолога



Целесообразность проведения коррекционной рабо ты определяется развитостью теоретических представлений о предмете воздействия, будь это эмоциональное состояние человека, уровень его активности, содержание действий, характер целей и т. п. Кроме того, характер коррекционного воздействия будет зависеть от того, ка­кое содержание нормы психического развития будет стремиться реализовать в своей работе психолог.

Из нейропсихологической практики известно, чтс восстановление психических функций может проис­ходить несколькими путями. Каждый из них приво­дит к одному и тому же результату — психологичес­кая функция восстанавливается. Это следующие пути

• растормаживание нарушенной функции;

• перестройка функции;

• перемещение функции в сохранные отделы больших по­лушарий;

• спонтанное восстановление.

Первый путь предлагает применение фармаколо­гических воздействий, позволяющее устранить запре­дельное торможение.

Второй путь — это путь возвращения утерянных функциональных возможностей через длительное спе­циальное восстановительное обучение либо на основе включения сохранных звеньев нарушенной системы (внутрисистемная перестройка), либо путем включения в функциональную систему новых звеньев взамен на­рушенных (межсистемная перестройка).

Третий путь — путь перемещения функций в сохран­ные отделы больших полушарий. Изучение показало, что при работе определенных пунктов одного полушария возбуждение симметрических пунктов другого полуша­рия изменяется, причем эти изменения сохраняются на длительное время. Эти «зеркальные фокусы», возникаю­щие в симметрическом полушарии, дают основания считать, что всякая работа мозга вовлекает фактически оба полушария и что симметрическое полушарие участвует в работе непосредственно действующего полушария. Сте­пень вовлеченности его варьирует, абсолютной доминантности полушарий практически не наблюдается.

Спонтанное восстановление высших психических функций, по мнению многих исследователей, идет путем автоматической компенсации нарушенной фун­кции. Эти компенсации могут быть внутри- и межси­стемными и могут протекать на разных уровнях орга­низации нарушенной функции.

Эти данные о путях восстановления высших пси­хологических функций ставят, по нашему мнению, перед практическим психологом вопрос об интенсив­ности коррекционной работы, который в конечном счете связан и с ее эффективностью.

Нейропсихологические данные, а также данные физиологии мозга' позволяют психологу принять пра­вильное решение об интенсивности и целесообразно­сти коррекционной работы.

Психологическая диагностика должна сочетаться с физиологическими исследованиями активности моз­га, только в этом сочетании методов исследования может быть принято оправданное решение о коррек­ционной работе. Показатели эффективности коррекци­онной работы будут зависеть от сочетания психологи­ческих и медикаментозных методов воздействия.

Этот путь оценки эффективности коррекционной работы предполагает фиксацию динамики физиологи­ческих (например, ЭЭГ) и психологических показате­лей активности клиента.

Кроме того, эффективность того или иного коррек­ционного воздействия определяется динамическим содержанием периода возрастного развития. Как из­вестно, выделяют относительно стабильные возраст­ные периоды, периоды сензитивные, периоды кризис­ные, которые принципиально изменяют динамику внутреннего мира человека, сказываются на процес­сах освоения информации, в том числе и психологи­ческой информации. Эффективность коррекционного воздействия будет определяться степенью его соответ­ствия тенденциям возрастного периода.

Остановимся, с этой точки зрения, на некоторых тенденциях различных возрастных периодов, используя материалы работы практических психологов'. Так, в возрасте шести-семи месяцев у детей уже складывает­ся предпочтение в контактах со знакомыми и незнако­мыми людьми. А малышам в голову не приходит, что они могут пострадать от последствий своих действий. Мла­денцы и малыши живут в основном в настоящем време­ни. В полтора-два года проявляются признаки запоми­нания и, стало быть, обучения на опыте прошлого. Но минутное желание может взять верх над тем, что ребе­нок усвоил ранее, поэтому истерики двухлетних детей можно считать фазой в развитии самосознания.

В определенный период малышам свойственна аг­рессивность, проявляющаяся в фактической агрессии. В отношении ее важно соблюдать постоянство относи­тельно пределов дозволенного и недозволенного.

Уже по отношению к малышам коррекционная работа предполагает собой не только воздействие, но и уход взрослого от воздействия, создание для ребенка возможности самому справляться со своим состояни­ем. Хотя есть и другой вариант активного коррекционного воздействия — тесный физический контакт взрос­лого и ребенка с эмоциональными нарушениями — ранним детским аутизмом.

Приведя эти данные, хотелось бы подчеркнуть, что эффективность коррекционной работы не определя­ется ее интенсивностью, количеством предпринятых воздействий, казалось бы, обоснованных целью.

Эффективность коррекционной работы прежде всего в ее соответствии тенденциям развития как от­дельного качества внутреннего мира человека, так и его обобщенных, интегральных характеристик.

Если коррекционная работа строится как группо­вое или индивидуальное обучение для контроля за ее эффективностью, можно применять принципы постро­ения формирующего эксперимента как одного из ме­тодов академической психологии.

Как известно, схема проверки эффективности коррекционного воздействия строится следующим образом:

I этап: проводится констатирующий замер в контрольной и экспериментальной группах. Контрольная груп­па — это группа, к которой не будет применено коррекционное воздействие. Экспериментальная группа — это группа, к которой будет применено коррекционное воздействие.

II этап — осуществление коррекционного воздействия на экспериментальную группу.

III этап — проведение диагностического замера в экспе­риментальной и контрольной группе. Сопоставление результатов констатирующего замера и диагности­ческого замера в контрольной группе; сопоставле­ние результатов констатирующего и диагностичес­кого замера в экспериментальной группе. Сравнение этих результатов между собой с применением ста­тистических методов.

Применение этой схемы для анализа результатов коррекционного воздействия дает возможность судить о его эффективности.

Кроме этой схемы для контроля за эффективнос­тью коррекционного воздействия могут быть использо­ваны данные лонгитюдных исследований, позволяющие анализировать динамику психической активности опре­деленной возрастной группы и сопоставлять с нею динамику внутреннего мира человека, к которому были применены коррекционные воздействия.

Ответственность за целесообразность коррекцион­ной работы психолог несет перед клиентом и перед свои­ми коллегами, с которыми он обязан работать совместно.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.