Законотворчество – это составная часть правотворчества, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс. Кроме законов результатом правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты.
Правотворчество – это деятельность, прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм в целом.
Стадии законотворчества:
1. Законодательная инициатива. Закрепленное в Конституции право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган.
Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение, но принять или отклонить его право законодателя.
По Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит: Президенту РФ, Совету
Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству, представительным органам субъектов, и высшим судам.
2. Обсуждение законопроекта. Начинается в ГД с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Эта стадия необходима для устранения противоречий, пробелов, неточностей и других дефектов проекта. Наиболее важные проекты выносятся на всенародное обсуждение.
3. Принятие закона.
Достигается с помощью голосования (простым либо квалифицированным большинством). Это главная стадия включает три подстадии:
б) одобрение закона Советом Федерации (ФЗ – если за него проголосовало более половины от общего числа, либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, а ФКЗ – если он одобрен большинством не менее 3/4);
в) подписание закона Президентом (в течение 14 дней подписывает и обнародует закон.).
4. Опубликование закона (в течение 7 дней после подписания; неопубликованные законы не применяются).
Вопрос 75. Порядок официального опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов в РФ.
Данный порядок регулируется ФЗ “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания”.
Вопрос 76. Законы и подзаконные нормативные правовые акты: понятие
И виды.
Нормативный правовой акт – это официальный документ, содержащий юридические нормы. Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.
По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Закон – это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. Признаки законов: а) специальный (ограниченный) круг субъектов, обладающих правом принятия законов; б) высшая юридическая сила (верховенство) законов по отношению к любым другим нормативным актам, которые не могут им противоречить; в) регулирование отношений, в которых выражаются наиболее важные интересы и потребности общества и личности; д) особая процедура принятия; е) отмена, изменение или приостановление действия закона возможны лишь путем принятия акта равной с ним юридической силы, то есть нового закона.
Виды законов: 1. Конституция (основной закон ) – основополагающий, учредительный политический правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти. 2. ФКЗ принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией. 3. ФЗ – это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества. 4. Законы субъектов Федерации – издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию. Подзаконный нормативный акт – это изданный на основе и во испол-нение законов акт, содержащий юридические нормы.
Виды подзаконных актов: 1. Указы и распоряжения Президента РФ (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам). 2. Постановления и распоряжения Правительства РФ – акты испол-нительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управ-лению общественными процессами. 3. Приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры. 4. Решения и постановления местных органов государственной власти. 5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления. 6. Нормативные акты муниципальных (негосудар-ственных) органов. 7. Локальные нормативные акты – это нормативные пред-писания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и органи-зации (например, правила внутреннего трудового распорядка). Вопрос 77. Систематизация нормативных правовых актов:
понятие и виды (формы).
Нормативный правовой акт – это официальный документ, содержащий юридические нормы. Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.
Систематизация нормативных актов – это их упорядочение, приведение в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им,устранения устаревших норм права, ликвидации пробелов.
Виды систематизации:
1. Инкорпорация – форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение.
Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия); тематический (по определенной тематике и др.). Это самый простой видсистематизации.
Инкорпорация бывает официальная (Собрание законодательства РФ) и неофициальная (сборники нормативных материалов по отраслям права, изда-ваемые в учебных целях). На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения официальных дел (в суде).
2. Консолидация – форма систематизации путем объединения норматив-ных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждыйих актов те-ряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь они объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности. Особенность консолидации в том, что она компромиссной, сочетая в себе черты корпорации и кодификации. Ее очень часто используют как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации.
3. Кодификация – форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания.
В процессе кодификации устраняются устаревший материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность и логичность. Это способ правотворчества. Наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации.
Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработкеподвергается значительная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института).
Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т.д.)
Признаки кодификации: ею имеют право заниматься только специальные органы, в итоге появляется новый нормативный акт – кодекс, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.