Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 74. Законотворчество: понятие и основные стадии



 

Законотворчество – это составная часть правотворчества, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс. Кроме законов результатом правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты.

Правотворчество – это деятельность, прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм в целом.

Стадии законотворчества:

1. Законодательная инициатива. Закрепленное в Конституции право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган.

Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение, но принять или отклонить его право законодателя.

По Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит: Президенту РФ, Совету

Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству, представительным органам субъектов, и высшим судам.

2. Обсуждение законопроекта. Начинается в ГД с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Эта стадия необходима для устранения противоречий, пробелов, неточностей и других дефектов проекта. Наиболее важные проекты выносятся на всенародное обсуждение.

3. Принятие закона.

Достигается с помощью голосования (простым либо квалифицированным большинством). Это главная стадия включает три подстадии:

а) принятие закона ГД (ФЗ принимаются простым большинством – 50 % + 1 голос; ФКЗ – квалифицированным большинством – 2/3 голосов);

б) одобрение закона Советом Федерации (ФЗ – если за него проголосовало более половины от общего числа, либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, а ФКЗ – если он одобрен большинством не менее 3/4);

в) подписание закона Президентом (в течение 14 дней подписывает и обнародует закон.).

4. Опубликование закона (в течение 7 дней после подписания; неопубликованные законы не применяются).

 

Вопрос 75. Порядок официального опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов в РФ.

 

Данный порядок регулируется ФЗ “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания”.

 

 

Вопрос 76. Законы и подзаконные нормативные правовые акты: понятие

И виды.

 

Нормативный правовой акт – это официальный документ, содержащий юридические нормы. Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Закон – это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. Признаки законов: а) специальный (ограниченный) круг субъектов, обладающих правом принятия законов; б) высшая юридическая сила (верховенство) законов по отношению к любым другим нормативным актам, которые не могут им противоречить; в) регулирование отношений, в которых выражаются наиболее важные интересы и потребности общества и личности; д) особая процедура принятия; е) отмена, изменение или приостановление действия закона возможны лишь путем принятия акта равной с ним юридической силы, то есть нового закона.

Виды законов: 1. Конституция (основной закон ) – основополагающий, учредительный политический правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти. 2. ФКЗ принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией. 3. ФЗ – это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества. 4. Законы субъектов Федерации – издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию. Подзаконный нормативный акт – это изданный на основе и во испол-нение законов акт, содержащий юридические нормы.

Виды подзаконных актов: 1. Указы и распоряжения Президента РФ (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам). 2. Постановления и распоряжения Правительства РФ – акты испол-нительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управ-лению общественными процессами. 3. Приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры. 4. Решения и постановления местных органов государственной власти. 5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления. 6. Нормативные акты муниципальных (негосудар-ственных) органов. 7. Локальные нормативные акты – это нормативные пред-писания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и органи-зации (например, правила внутреннего трудового распорядка). Вопрос 77. Систематизация нормативных правовых актов:

понятие и виды (формы).

Нормативный правовой акт – это официальный документ, содержащий юридические нормы. Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

Систематизация нормативных актов – это их упорядочение, приведение в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им,устранения устаревших норм права, ликвидации пробелов.

Виды систематизации:

1. Инкорпорация – форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение.

Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия); тематический (по определенной тематике и др.). Это самый простой видсистематизации.

Инкорпорация бывает официальная (Собрание законодательства РФ) и неофициальная (сборники нормативных материалов по отраслям права, изда-ваемые в учебных целях). На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения официальных дел (в суде).

2. Консолидация – форма систематизации путем объединения норматив-ных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждыйих актов те-ряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь они объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности. Особенность консолидации в том, что она компромиссной, сочетая в себе черты корпорации и кодификации. Ее очень часто используют как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации.

3. Кодификация – форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания.

В процессе кодификации устраняются устаревший материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность и логичность. Это способ правотворчества. Наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации.

Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработкеподвергается значительная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института).

Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т.д.)

Признаки кодификации: ею имеют право заниматься только специальные органы, в итоге появляется новый нормативный акт – кодекс, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.