Правотворчество – это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.
Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах.
В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие
виды, как:
1. Непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни).
2. Правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ).
3. Правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра).
4. Правотворчество органов местного самоуправления.
5. Локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждениии организации).
6. Правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).
В зависимости от значимости правотворчество делится на: 1. Законотворчество (правотворчество высших представительных органов – парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы – законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой).
2. Делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа).
3. Подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам – президентом, правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций). Оно характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществ-ляющих его конкретных субъектов.
Вопрос 73. Способы (формы) правотворчества.
Правотворчество – это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.
В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие
виды, как:
1. Непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни).
2. Правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ).
3. Правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра).
4. Правотворчество органов местного самоуправления.
5. Локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации).
6. Правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).
В зависимости от значимости правотворчество делится на:
1. Законотворчество (правотворчество высших представительных органов – парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы – законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой).
2. Делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа).
3. Подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам – президентом, правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций). Оно характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществ-