Правотворчество-д-ть компетентных органов,направ-я на создание,изменение или отмену правовых норм путем принятия нормат-но-правовых актов.Sы:гос. Органы,негос. структуры(профсоюзы),наделенные соот-ми полномочиями,а.т.ж. народ при принятии законов на референдумах.Правотворч-ая д-ть осущ-ся в рамках уст-ых процессуальных норм,содержащихся в Конституции,регламентах,уставах.Правотворч-во заключ. В принятии новых норм права,отмене,либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений.П-пы-это основополагающие идеи,связанные с принятием,отменой или с заменой юр. норм.Виды:по субъекту:1.санкционированное прав-во-разрешенная гос-вом правотворческая д-ть долж. Лиц,рез-том кот. явл. Подзаконные нормат. Акты или правовые предписания,изданные по вопросам,составляющих их компетенцию;2.прав-во гос.органов-д-ть всех органов г-ва,в рез-те кот. формир-ся система зак-ва;3.народное прав-во-осущ-ся в рез-те референдума,кот.проводится по вопросам гос. и общест. Жизни.Рез-ты реф-ма окончательны и пересмотру не подлежат.По юр.силе:1.законотворчество-д-ть уполномоч.органов гос.власти по изданию законов;2.подзаконное прав-во-д-ть уполномоч.органов по изданию подзаконных норм-но-правовых актов;3.локальное нормотворчество местного самоуправления.
53. Коллизии в праве и способы их разрешения
Под юридическими коллизиями понимается расхождение между отдельными НПА, регулирующими одни и те же, либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий.
Одним из способов разрешения юридических коллизий является и толкование законодательства, значение которого является раскрытие действительного содержания правовых норм, в том числе и путём устранения правовых коллизий, для обеспечения единообразного и правильного применения нормативных актов.
юридические коллизии можно подразделить на шесть родовых групп: 1) коллизии между нормативными актами или отдельными правовыми нормами; 2) коллизии в правотворчестве (бессистемность, дублирование, издание взаимоисключающих актов); 3) коллизии в правоприменении (разнобой в практике реализации одних и тех же предписаний, несогласованность управленческих действий); 4) коллизии полномочий и статусов государственных органов, должностных лиц, других властных структур и образований; 5) коллизии целей (когда в нормативных актах разных уровней или разных органов закладываются противоречащие друг другу, а иногда и взаимоисключающие целевые установки); 6) коллизии между национальным и международным правом.Под способами разрешения юридических коллизий понимаются конкретные приемы,средства, механизмы, процедуры их устранения. В зависимости от характераколлизии применяется тот или иной метод, используется та, или иная форма,избирается тот или иной путь снятия возникшего противоречия или выхода изправового тупика.Наиболее распространенными способами разрешения юридических коллизий являетсяследующие:1) толкование;2) принятие нового акта;3) отмена старого;4) внесение изменений или уточнений в действующие;5) судебное, административное, арбитражное и третейское разбирательство;6) систематизация законодательства, гармонизация юридических норм;7) переговорный процесс, создание согласительных комиссий;8) конституционное правосудие;9) оптимизация правопонимания, взаимосвязи теории и практики;10) международные процедуры.На уровне практического правоприменения соответствующие органы и должностныелица при обнаружении коллизий обычно руководствуются следующими правилами:а) если противоречат друг другу акты одного и того же органа, изданные вразное время по одному и тому же вопросу, то применяется последний по принципу, предложенному еще римскими юристами: позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится; б) если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой (например, закон и указ, указ и правительственное постановление, постановление правительства и акт отраслевого министерства); т.е. за основу берется принцип иерархии нормативных актов; в) если расходятся общий и специальный акты одного уровня (коллизии по горизонтали), то применяется последний; если разного уровня (коллизии по вертикали), то - общий.54. Понятие юридической техники и ее требования
Юр-ая техника – это совокупность правил, способов и приемов которые используются при подготовке, оформлении и систематизации нормативных и индивидуальных правовых актов. Исходя из этого определения можно выделить 2 основных вида юр-ой техники.
Во 1ых правотворческая техника, во 2ых техника индивидуальных правовых актов. Правотворческую технику составляют правила, средства и приемы которые используются при подготовке, оформлении и систематизации НПА. Разновидностью правотворческой техники является законодательная техника. 2ой вид – техника индивидуальных правовых актов – это совокупность правил, средств и приемов которые используются при подготовке и оформлении индивидуальных правовых актов (актов применения права, индивидуальных договоров и тп.).
Содержание юр-ой техники складывается из 3х основных элементов:
1. правила юр-ой техники
2. средства юр-ой техники 3. приемов или способов юр-ой техники. Правила юр-ой техники – подразделяются на
3 категории или части: 1ую составляют правила относящиеся к внешнему оформлению НА. Каждый НА должен иметь заголовок указывающий на вид НА. Должно быть название (о чём), место и время принятия, нередко регистрационный номер и подпись официальных лиц. 2ую категорию составляют правила относящиеся к содержанию и внутренней структуре НА. 3ая категория правил – правила относящиеся к изложению самих норм права. Средства юр-ой техники – подразделяются на общие и специальные. К общим средствам юр-ой техники относят терминологию т.е. это язык который является государственным. Терминология подразделяется на общеупотребительную (лит-ый язык), но есть и специальная юр-ая терминология (выраж-ся юр-ой наукой). Пример терминов: дееспособность, сделка, исковая давность. 3ая разновидность терминологии специально техническая терминология – относится к др. областям знаний. Кроме общих средств используются и спец-ые средства. К ним относятся прежде всего юр-ие конструкции – идеальные модели, схемы, шаблоны которые вырабатываются юр-ой наукой и юр-ой практикой. Кроме юр-их конструкций к специальным юр-им средствам относятся презумпции и фикции. Презумпции - это предположения о сущности тех или иных фактов которые используются в процессе доказывания. Фикции – это сформулированные в законодательстве положения о не существующих явлениях, которые принимаются как действительные.
3. Преемственность права – правовая система принимает нормы права, которые были раньше.