Студент выбирает тему работы из перечня, разработанного преподавателями кафедры теории государства и права и публично-правовых дисциплин и утвержденного на заседании кафедры. При этом необходимо исходить из возможных перспектив дальнейшей научной работы студента, его личных интересов. Не рекомендуется выбирать тему, которая ни коим образом не затрагивает интересы студента. В идеале следует исходить из того, какую специализацию в будущем выберет студент, над какими проблемами он будет работать. Нужно учесть склонности к изучению тех или иных отраслевых наук, событий текущей общественно-политической жизни. Научный руководитель может рекомендовать ту или иную тему также исходя из степени ее разработанности, обеспеченности источниками.
Перечень тем курсовых работ, утвержденный кафедрой, включает актуальные на настоящий момент темы. В то же время студенты, которые приняли решение заниматься научной работой в научном студенческом обществе по теории государства и права, могут по согласованию со своим научным руководителем и с разрешения заведующего кафедрой теории государства и права и публично-правовых дисциплин выбрать тему работы, которая не входит в перечень официально утвержденных тем. Это же касается студентов второго, третьего и четвертого курсов, которые в порядке исключения, с разрешения заведующих соответствующих кафедр выполняют курсовую работу по теории государства и права, занимаясь в студенческом научном кружке по теории государства и права.
Тему курсовой работы необходимо выбирать заблаговременно, с учетом рекомендаций научного руководителя, не позже срока, установленного кафедрой – 20 октября текущего года.
В процессе выбора темы работы также следует иметь в виду, что дисциплина «Теория государства и права» изучается на первом курсе в течение двух семестров. При этом тематика курсовых работ затрагивает практически все дидактические единицы, указанные в рабочей программе этой дисциплины. Поэтому возможна ситуация, когда студент работает над темой, которая будет изучаться на лекционных и семинарских занятиях лишь во втором семестре, вплоть до момента защиты работы. В таком случае возрастает роль научного руководителя, который должен разъяснить значимость темы, а также ее смысловые связи с другими темами. Кроме того, в такой ситуации в задачу студента входит самостоятельное предварительное изучение данной темы перед переходом к разработке плана и сбору материала.
Темы курсовых работ могут быть узкими и широкими. Например, тема «Закон как источник права» является более узкой, чем тема «Источники права». Это означает, что в первом случае студент должен быть ориентирован на глубокую проработку материала, специализированную литературу, тогда как во втором – на осмысление проблем более широкого спектра, на анализ соотношения избранной темы со смежными вопросами (скажем, вопрос о соотношении источников права с понятием права, с системой права). Студенту не нужно бояться узких тем и недостатка в специальной литературе, так как такие темы дают широкий простор для самостоятельного исследования, выдвижения гипотез, выработки рекомендаций по совершенствованию социальной и правовой жизни.
Выбранная тема курсовой работы регистрируется методистом кафедры теории государства и права и публично-правовых дисциплин в специально заведенном журнале. Последующее изменение темы работы не допускается, возможна лишь корректировка темы с разрешения заведующего кафедрой по ходатайству студента и его научного руководителя.
Перечень тем составлен таким образом, что исключается работа над одной и той же темой одновременно двумя студентами, обучающимися на одном курсе. Однако в исключительных случаях, с разрешения заведующего кафедрой теории государства и права и публично-правовых дисциплин, такое возможно, при этом темы работ таких студентов должны быть скорректированы.
IV. РАЗРАБОТКА ПЛАНА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
После выбора темы работы студент под руководством научного руководителя приступает к составлению плана курсовой работы.
Учитывая, что студент впервые начинает работу над сочинением и ранее не изучал материал по теме, перед составлением плана необходимо определить примерный перечень вопросов, которые должны быть рассмотрены в работе. Для этого нужно изучить несколько учебников или учебных пособий, где излагается выбранная студентом проблема.
В первую очередь должен быть разработан план работы, который должен включать следующие элементы: введение; основная часть с главами, подразделенными на параграфы; заключение; список использованных нормативных актов, материалов юридической практики и специальной литературы[2]. Оптимальное количество глав в основной части работы – от двух до четырех. Как правило, каждая глава должна быть разбита на параграфы, число которых может варьироваться от двух до четырех. Возможно, что одна из глав работы может и не быть развита на параграфы, но при этом общее количество глав в работе должно составлять не менее трех. Не допускается составление плана, в котором фигурирует много глав без структуризации на параграфы. Естественно, что конкретный план индивидуален и зависит от темы работы, тех проблем, которые входят в ее круг. Однако принято строить изложение курсового сочинения по принципу «от общего – к частному». Исследование того или иного явления, которое обозначено как основное в теме работы, стоит начать с рассмотрения понятия, основных признаков, а затем переходить к анализу отдельных аспектов или разновидностей явления. Например, если обозначена тема «Форма правления», то вначале необходимо раскрыть, что из себя представляет форма правления, каковы признаки этого явления, а потом (в следующих главах) можно рассматривать монархии и республики как разновидности формы правления. Если разновидности явления не планируется рассмотреть в работе, тогда можно строить исследование от понятия к анализу признаков, а также взаимосвязи данного явления с другими, близкими по значению. К примеру, раскрывая тему, посвященную предмету теории государства и права, вначале нужно рассмотреть правоведение как совокупность юридических наук, затем раскрыть понятие и значение теории государства и права, а в последующих главах – соотношение предмета теории государства и права с предметами иных юридических наук.
Заголовки к главам и параграфам являются кратким выражением содержания этих разделов. Заголовок должен отражать сущность содержания, быть четким и немногословным, грамотно сформулированным и недвусмысленным в своем словесном выражении. Правильное выделение глав и параграфов, умелое композиционное построение текста, тщательное продумывание заголовков и оформление выводов по разделам – все это служит характеристикой курсовой работы.
Нужно отметить, что построение плана может носить проблемный характер. Это означает, что изложение идет по тем научным проблемам, которые выявлены в рамках данной темы. Это могут быть проблемы, связанные с формулировкой какого-либо понятия, с обозначением его признаков, с соотношением данного явления и схожих с ним явлений. Например, тему «Правовое регулирование» при таком подходе можно построить следующим образом: в первой главе – проблемы содержания понятия «правовое регулирование», вопросы, связанные с его признаками. Во второй главе в таком случае можно рассмотреть проблемы, связанные с соотношением правового регулирования, правового воздействия, реализации права. Однако нужно иметь в виду, что проблемный способ построения плана и изложения достаточно сложен и может использоваться лишь в том случае, если студент максимально подробно изучил содержание темы, владеет обширной информацией по библиографии, научным подходам.
Иной способ построения плана – хронологический. Его можно использовать при написании работ, темы которых связаны с историко-правовыми аспектами. Например, тему «Форма государственного устройства» можно изложить в зависимости от того, как исторически менялись формы государственного устройства стран мира.
Примерные планы по ряду тем приводится в Приложении 2.
Перед началом работы над курсовым сочинением необходимо составить проспект работы, которым должен отражать логику исследования темы. Он в сжатом виде включает самые главные аспекты тематики, которые необходимо раскрыть. Рекомендуется составлять для себя так называемый расширенный проспект, в котором можно более четко отразить, по какой схеме пойдет изложение в каждой главе и каждом параграфе. Например, в теме, посвященной правовому регулированию, в главе первой можно расписать, что в первом параграфе «Понятие правового регулирования, его соотношение со смежными правовыми явлениями» будут рассмотрены следующие вопросы: краткое обозначение подходов к понятию права; основные трактовки правового регулирования; их критический анализ; вывод о том, каким понятием правового регулирования будет руководствоваться автор при дальнейшем изложении материала; соотношение правового регулирования и правового воздействия, правового регулирования и реализации права. Если говорить абстрактно, то каждый параграф можно строить по системе: определенный тезис – анализ точек зрения по данному вопросу – критический анализ точек зрения с аргументацией, с изложением фактов, подтверждающих или опровергающих ту или иную точку зрения – выводы автора, то есть собственная формулировка понятия, которую предлагает студент. Конечно, подробный обзор научных взглядов может быть затруднительным для студента, так что в этом случае фактологическое обоснование и аргументация, почему студент склоняется именно к изложенной им точке зрения, обязательны.
При составлении расширенного проспекта получится, что у студента есть подробный алгоритм работы над курсовым сочинением. Кроме того, в таком случае более осмысленным и четким будет процесс подбора и обобщения материала. Наконец, расширенный проспект помогает видеть студенту общее построение, структуру работы, то есть ее архитектонику. Здесь очень важно, чтобы были соблюдены пропорции объема глав и параграфов. Нельзя допускать, чтобы одни главы были по объему слишком маленькими, а другие очень большими. То же самое качается и параграфов. Рекомендуется параграф строить по объему не менее чем на 3 – 4 страницы. Поэтому в плане должен быть сразу определен примерный объем каждой структурной части сочинения.
Следует также учесть, что названия глав не должны повторять название темы работы; названия параграфов – название темы и глав, поскольку общее название темы отражает общее направление исследования, а названия глав и параграфов – только отдельные аспекты.
Если для студента сложно сразу составить полный план работы, то рекомендуется начать с предварительного плана. Однако и в нем нужно обозначить хотя бы названия глав. В последующем количество параграфов в главах и их названия корректируются по согласованию с научным руководителем.
Студент также должен стараться составить план работы над курсовой работой в целом. Это требование не является обязательным, однако составление такого плана полезно для точного распределения времени и сил. Можно составить график совершения действий по сбору материала, написания и представления глав работы по отдельности, затем работы в целом. Этот план также необходимо согласовывать с руководителем. Сроки данного плана не должны устанавливаться более длительными, чем сроки, установленные кафедрой. В то же время более ранние сроки допускаются по согласованию с научным руководителем.
План работы студента над курсовым сочинением можно конкретизировать, то есть подробно расписать, в каких формах будет проходить работа по сбору и обобщению материалов (например, работа в библиотеках, с информационными справочными системами, с использованием поисковых программ), над текстом (например, сроки написания глав в черновом варианте, работа над выводами и аргументацией, вставка примеров из юридической практики, если необходимость в ней имеется), над оформлением курсового сочинения.
План работы над курсовым сочинением может выглядеть следующим образом:
Подготовительный этап:
1. Составление плана содержания и плана работы над курсовым сочинением и согласование его с научным руководителем;
2. Работа в библиотеках (далее по каждому виду действий указываются сроки);
3. Работа с информационно-справочными системами;
4. Систематизация материала.
Рабочий этап:
1. Осмысление проблематики и формирование личного отношения студента к постановке и разрешению проблем;
2. Написание глав;
3. Работа над выводами по главам;
4. Работа над выводами в целом;
5. Оформление научно-справочного аппарата (цитаты, сноски, список литературы);
6. Сдача чернового варианта работы научному руководителю.
Заключительный этап:
1. Доработка чернового варианта с учетом замечаний руководителя;
2. Окончательное оформление курсовой работы с учетом предъявляемых требований;
3. Сдача окончательного варианта работы научному руководителю;
4. Проверка работы руководителем, решение вопроса о допуске работы к защите и составление рецензии с замечаниями;
5. Допуск работы к защите заведующим кафедрой;
6. Подготовка к защите курсовой работы;
7. Защита курсовой работы.
Дополнительный этап(в случае получения оценки «неудовлетворительно» на защите):
1. Исправление замечаний и недочетов, указанных во время защиты;