Правосознание — это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей (классов, наций, народа) к действующему и желаемому праву.
Будучи субъективной реакцией человека на правовую действительность, правосознание, с одной стороны, представляет форму (вид) общественного сознания (наряду с нравственным, политическим, религиозным, эстетическим и др.), а с другой — важный элемент правовой системы.
Право и правосознание связаны неразрывно. Как замечает проф. С. С. Алексеев, правосознание — неизбежный спутник права. Действительно, право есть интеллектуально-волевой регулятор поведения, у которого как формирование, так и функционирование должны быть опосредованы сознанием и волей людей.
Исторически становление правосознания происходит вместе с формированием государства и права, и дискуссия о том, что возникло ранее — право или правосознание, особой почвы под собой не имеет. Хотя применительно к конкретному типу права, например социалистическому, можно сказать, что правосознание возникло ранее права (в частности, в виде правовых идей, высказанных в трудах теоретиков марксизма).
В социально дифференцированном обществе правовое сознание неоднородно. Примером может служить общество, разделенное на классы. В таком обществе законодатель в первую очередь учитывает правосознание экономически сильного класса.
В правосознании традиционно выделяют в качестве элементов правовую идеологию и правовую психологию.
Правовая идеология — это идеи, теории, убеждения, понятия, взгляды, выражающие отношение людей к действующему и желаемому праву.
Правовая психология — это чувства, эмоции, переживания, которые испытывают люди по поводу тех или иных проявлений права: издания юридических норм, их реализации, законности и др. Можно сказать, что правовая психология — это своего рода чувство права и законности.
Роль главного и активного элемента в правосознании принадлежит правовой идеологии как систематизированному, научно обоснованному, теорети-зированному отражению правовой действительности.
Основу правовой идеологии должна составлять принятая в данном обществе (общепринятая) система политических и правовых идей — государственно-правовая идеология. Особенно актуальна эта проблема для России на современном этапе ее развития.
Правовая идеология тесно связана с юридической наукой, которая придает идеологии теоретический, систематизированный характер.
Правовая психология складывается стихийно и носит несистематизированный, неформальный характер. В то же время в правосознании она имеет как бы первичный характер, поскольку зачастую правовые чувства и эмоции возникают ранее правовых идей. Правовая психология определяет обыденную ценностную ориентацию субъектов в правовой сфере.
С точки зрения социального уровня разделяют обыденное правосознание, профессиональное (правосознание юристов) и научное (правоведение).
С точки зрения общности — массовое (классов, наций, народа), групповое (коллективные представления и чувства формальных и неформальных групп), индивидуальное правосознание (конкретного индивида).
Правосознание имеет общее значение для правовой системы и сопровождает действие всех ее элементов.
Основными функциями правосознания являются познавательная, оценочная и регулятивная. В литературе называют также функции правового моделирования, прогностическую, воспитательную и др.
Регулирующая роль правосознания проявляется в совершении лицом правомерных поступков даже при отсутствии знания тех или иных конкретных правовых предписаний. Категории правосознания дают общую нормативно-правовую ориентацию индивида.
Правосознание тесно связано как с правотворчеством, так и применением права.
Уважение к праву.
В отечественной литературе рядом авторов, характеризующих понятие «уважение к праву», сформулированы его определения. В статье, подготовленной сектором теоретических проблем социально-правовых исследований Института государства и права АН СССР, оно было сформулировано следующим образом: «… уважение к праву, к закону есть такое отношение, которое основано на признании их высоких социальных качеств и характеризуется совпадением позиций закона и гражданина, а следовательно, стремлением к выполнению предписаний, согласованию своих действий с образцами, предлагаемыми нормами права».
В этом определении внимание концентрируется на фактическом поведении граждан, на согласовании ими своих действий с эталонами, содержащимися в нормах права. Являясь плодотворным для разработки понятия «уважение к праву, к закону» как научной категории, оно, в то же время, не охватывает всех возможных проявлений уважения к ним на практике и в силу этого представляется нуждающимся в усовершенствовании. В реальной жизни уважение к праву и к закону не может быть сведено только к согласованию гражданами своего поведения с нормами права, что обусловливается спецификой самого права.
Известно, что установлению либо санкционированию государством норм права предшествует процесс выработки желательных для общества образцов (правил) поведения.
Уважение к праву в сфере законодательной деятельности проявляется:
во-первых, во всестороннем учете особенностей общественных отношений, для регулирования которых издается нормативно-правовой акт;
во-вторых, в согласовании предполагаемых к изданию норм права с экономическими, политическими, идеологическими и другими возможностями обеспечения их реализации;
в-третьих, в учете и использовании всех достижений законодательной техники с целью наиболее точного и всем понятного выражения в нормативных актах воли законодателя.
Уважение к праву проявляется не только в сфере законодательной деятельности, но и в сфере его реализации. И чем в большей мере проявлено уважение к праву субъектами, издающими нормативно-правовые акты, тем в большей мере выработанные ими нормы (по своему содержанию соответствующие праву, то есть являющиеся предписаниями правового закона) отвечают потребностям развития общества, полнее отражают интересы определенных социальных групп или общества в целом, что, в свою очередь, повышает потенциальные возможности закона вызывать уважение к нему со стороны широких масс населения.
Учитывая сказанное выше, можно определить уважение к закону следующим образом: уважение к закону — нравственная и политико-правовая категория, служащая для выражения отношения к нему, основанного на осознании его социальной ценности как регулятора общественных отношений. Оно предполагает в сфере законодательной деятельности согласование юридических норм с потребностями общества и реалиями жизни, а в сфере реализации их предписаний — устойчивые формы поведения, соответствующие природе, принципам и нормам права.
Рассматриваемое в затронутом аспекте уважение к закону выступает в качестве одного из элементов правовой культуры. Его влияние на преобразование российского государства в правовое имеет многоаспектный характер.