2.Права и свобод личности. Возникновение и развитие теории прав и свобод.
3.Соотношение права и личности.
Методические указания
Ответ на первый вопрос следует начать с определения и соотношения понятий «человек», «гражданин», «личность».
В ответе на второй вопрос следует определить понятий «прав» и «свобод», а затем проследить историю учения о правах и свободах с момента возникновения до настоящего времени, назвав правовые акты его отражающие
При ответе на третий вопрос следует иметь в виду, что понятие права определяется рядом теорий (теоретической, естественной, исторической и др.), каждая из которых по-своему определит соотношение права и личности.
Тема № 11.Парламентская республика.
Примерный план
1. Понятие и виды форм правления
2. Признаки парламентской республики
3. Особенности, достоинства и недостатки парламентской республики.
Методические указания:
В первом вопросе определить понятие и виды форм правления и проследить историю возникновения и развития республики. Во втором и третьем вопросах провести характеристику парламентской республики, отметив, в частности такие недостатки как «парламентский кризис», «правительственный кризис».
Тема № 12.Президентская республика.
Примерный план:
1.Понятие и виды форм правления
2.Признаки президентской формы правления.
3.Особенности, достоинства и недостатки президентской республики.
Методические указания:
В первом вопросе определить понятия и виды форм правления и проследить историю возникновения и развития республики.
Во втором и третьем вопросах произвести характеристику президентскойреспублики, объяснив, в частности, такой недостаток как конституционный кризис.
Тема №13 Функции государственной власти в правовом государстве.
Примерный план:
1.Соотношение государства, государственной власти и органов государства.
2.Понятия и виды задач государства и функций государственной власти.
3.Взаимосвязь задач правового государства и функций государственной власти.
Методические указания:
Приступая к рассмотрению данной темы, следует уяснить понятия: «государство», «государственная власть», «орган государства».
Следует также обратить внимание на то, что необходимо рассмотреть функции государственной власти, а не государства.
В третьем вопросе определить основную задачу правового государства и функции, ей осуществляющие.
Тема № 14 Соотношение формы правления и политического режима.
Примерный план:
1.Происхождение и эволюция понятий формы правления и политического режима.
2.Правовая основа форм правления и политического режима.
3.Формы правления и политические режимы в правовом и тоталитарном государстве.
Методические указания:
В первом вопросе следует определить периоды возникновения и эволюцию понятий «монархия», «демократия», «республика», «аристократия», «олигархия», «деспотия», «либерализм», «тоталитаризм». При этом следует обратить внимание на понятие «принцип правления», сформированный Ш-Л. Монтескье в работе «О духе законов».
Во втором вопросе в качестве правовой основы форм правления и политического режима назвать формы права, им соответствующие.
В третьем вопросе проанализировать формы правлений и политические режимы в правовом и тоталитарном государстве.
Тема№15 . Правовое государство и гражданское общество.
Примерный план:
1.Понятие и признаки правового государства.
2.Возникновение и развитие понятия гражданского общества.
3.Современное определение гражданского общества и его соотношение с правовым государством.
Методические указания
Излагая ответ на первый вопрос, студент должен проследить процесс развития учения о правовом государстве и назвать его отличительные признаки, сделав ссылки на работы ученый.
В ответе на второй вопрос аналогичным образом исследовать учения о гражданском обществе.
При ответе на третий вопрос следует руководствоваться положениями Конституции РФ, определяющими соотношение народного и государственного суверенитетов.