Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Организация, функции и полномочия местного самоуправления



Местное самоуправление — это право территориальной громады (общности), жителей села (или нескольких сел, решивших объединиться в сельскую громаду), поселка, города самостоятельно решать вопросы местного значения в рамках Конституции и законов Украины. Местное самоуправление может осуществляться как непосредственно, так и через органы местного самоуправления — сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы. Управление районами в городах относится к компетенции городских советов. Общие интересы территориальных громад сел, поселков и городов представляют своеобразные вторичные органы местного самоуправления — районные и областные советы. Жители населенных пунктов с согласия соответствующих местных советов могут самоорганизовываться в домовые, квартальные, уличные и другие органы.

Депутаты в органы местного самоуправления избираются на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права путем тайного голосования сроком на 4 года. Территориальные громады таким же образом выбирают сельского, поселкового, городского голову (председателя), который возглавляет исполнительный орган соответствующего совета. Председатели районных и областных советов избираются соответствующим советом.

Раздел Конституции Украины о местном самоуправлении соответствует в основном Европейской Хартии о местном самоуправлении, принятой Советом Европы 15 октября 1985 года. В частности, материальную и финансовую основу местного самоуправления составляют движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, другие денежные средства, земля, природные ресурсы, находящиеся в собственности территориальных громад сел, поселков, городов, районов в городах, а также объекты их общей собственности, находящиеся в управлении районных и областных советов Государство принимает участие в формировании бюджетов органов местного самоуправления.

Права органов местного самоуправления защищаются в судебном порядке. Решения, принимаемые органами местного самоуправления в пределах своей компетенции, определенной Конституцией и законами Украины, являются обязательными для исполнения на соответствующей территории. Решения органов местного самоуправления по мотивам несоответствия их Конституции или законам Украины могут быть приостановлены в законном порядке, но отменить эти решения вправе только суд.

Таким образом, зафиксированная в Конституции система органов самоуправления соответствует стандартам Совета Европы и в корне противоречит традиционному пониманию советской власти, основан ной на принципах демократического централизма, в том числе обязательности решений вышестоящих советов для нижестоящих. Однако утверждать, что европейская концепция этого вопроса у нас утвердилась окончательно, преждевременно.

27.Местное самоуправление
Территория любого государства разделяется на административно-территориальные единицы. Местное самоуправление - особенный вид управления, реализация гарантированного законом права территориальных сообществ граждан и органов, которых они избирают, самостоятельно, под свою ответственность, решать все вопросы местного значения, действуя в рамках закона и выходя из интересов населения. Здесь территориальное сообщество (общество, коммуна, муниципалитет) выступает первичным субъектом местного самоуправления, ее не следует путать с территориальной единицей (село, поселок, город, регион, область), которая является пространственной основой местного самоуправления, а не его субъектом. Местное самоуправление имеет специфическую правовую форму в каждом государстве и зависит от ее уклада, исторических, национальных и других особенностей. При одинаковости признаков местного самоуправления[5] в странах по-разному решается вопрос: представляют ли органы местного самоуправления глубинный слой государственной власти или является видокремленими от государства, но взаимодействующими с ней, специфическими организациями управления делами общества. В конце XX ст. коллективная мысль о местном самоуправлении нашла воплощение в Общей декларации о местном самоуправлении и Европейской хартии о местном самоуправлении от 15 октября в 1985 г. Верховная Рада Украины ратифицировала Европейскую хартию о местном самоуправлении, какая натепер превратилась в часть украинского законодательства. В соответствии с настоящими европейскими документами Конституция Украины (раздел XI) позволила местному самоуправлению самостоятельно решать вопрос местного значения.
Функционирование системы местного управления рассматривается как децентрализация и деконцентрация власти. Под децентрализацией понимается передача центром отдельных полномочий местным выборным органам, а под деконцентрациею - делегирование полномочий призначуваним из центра органам местной администрации. Местное самоуправление - это децентрализована форма управления.
Основные системы местных органов самоуправления и управления таковы.
1. Англо-американская система. В административно-территориальных единицах для решения местных вопросов избирается совет, обычно на 4 года, ее состав может быть как избранным, так и нанятым.
2. Континентальная (романо-германская) (Франция, Италия, Бельгия и др.).
3. Социалистическая система.
4. Иберийская система (Испания, Португалия, некоторые страны Латинской Америки).
5. Гибридные формы характерная для стран Африка. В государствах, где есть кочевые племена (Гана, Камерун, Нигер и др.)
6. Военные режимы (Нигерия - до 29 мая в 1999 г., Алжир и др.).
Черты местного самоуправления в Украине.
1. Не является составной частью государственного механизма управления в стране, однако, как и государство, осуществляет публичную власть, власть народа.
2. Является одной из форм народовластия. Осуществляется обществом («местным содружеством») в пределах определенной территории как непосредственно (референдум, выборы, лестница и др.), так и через органы местного самоуправления.
3. Имеет особенный субъект - население, граждане, которые живут на определенной территории.
4. Имеет особенный объект управления - вопрос местного значения.
5. Имеет самостоятельность, которая выражается в его организационной отделенности, в праве на финансово-экономические ресурсы, в исполнении значительной части общественных дел в рамках закона и др.
6. Несет ответственность за свою деятельность, которая обеспечивается разными формами контроля со стороны населения.
7. Совмещает в себе принципы института гражданского общества и государственной власти: баланс государственных и местных интересов обеспечивается законом. Значительная часть деятельности местного самоуправления - решение вопросов, на которые государство влияет во многие способы (правовых, финансовых и др.).
Организационные формы местного самоуправления выражаются через формы демократии:
непосредственную (широкое личное участие граждан в управлении через общественные советы, комиссии,, уличные квартальные и другие органы домовых самоорганизации населения, референдумы, опросы и другие формы, которые допускаются за законом);
представительскую (наличие представительских высших органов на местах, избранные должностные лица и право отозвания их избирателями; функционирование органов местного самоуправления: сельских, поселковых, городских Советов и их исполкомов

31. Теория деления власти.Что такое «деление власти» как принцип организации работы государственного аппарата?
На схеме это можно изобразить так:
Принцип деления власти на законодательную, исполнительную, судебную имеет давнюю историю и традиционно связывается с именем французского ученого Ш.-Л. Монтескъе (1689-1755). Особенность его взглядов на «три власти» заключается в том, что каждая из них объявлялась самостоятельной и независимой. Тем самым исключалась узурпация власти любым лицом или отдельным органом государства. Уже в подходе к принципу деления власти Монтескъе содержались принципы сдерживания их одна другой, что впоследствии в США при создании Конституции в 1787 г. было названа системой сдержек и противовесов».

 

В отечественной истории еще задолго до Ш.-Л. Монтескъе имели место попытки («Пакты и Конституции» Филиппа Орлика, в 1710 г.) создать конституционный проект независимой Украины с учетом принципа деления власти, их единства и взаимодействия: законодательная власть - Генеральный Совет, который избирается; исполнительная власть - гетман, генеральная старшина и избраны представители от каждого полка; судебная власть. «Пакты и Конституции» П. Орлика, написанные под воздействием западноевропейского парламентаризма[2], заложили засадные принципы республиканской формы государственного правления.
Принцип деления власти состоит из системы требований:
1) деление функций и полномочий (компетенции) между государственными органами в соответствии с требованиями деления труда;
2) закрепление определенной самостоятельности каждого органа власти при осуществлении своих полномочий, недопустимость вмешательства в прерогативы друг друга и их слияние;
3) надел каждого органа возможностью противопоставлять свое мнение решению другого органа и исключения сосредоточения всей полноты власти в одной из ветвей;
4) наличие у органов власти взаимного контроля действий друг друга и невозможность изменения компетенции органов государства поза-конституцийним путем.
Принцип деления власти не является абсолютным. С одной стороны, есть потребность согласования и взаимного правового контроля деятельности разных ветвей власти. С другой стороны, осуществление судебного контроля за законностью деятельности управленческого аппарата означает нарушение принципа деления власти, потому что таким способом судебная власть вмешивается в исполнительную. Следовательно, принцип деления власти нельзя реализовать полностью.
Формы и степень осуществления принципа деления власти зависят от национальных традиций, от конкретной социально-экономической и политической ситуации.
Власть в демократическом государстве в виде ее трех ветвей (законодательной, исполнительной, судебной) является политической формой выражения власти народа. Будучи «разделенной», власть в государстве должна оставаться целостной, единственной, потому что речь идет о делении не власти, а функций осуществления этой власти. И не только о делении, но и о взаимодействии данных функций.
Юридическое проявление единства и гармоничности власти заключается в том, что:
1) органы государственной власти в совокупности имеют компетенцию, необходимую для осуществления функций и выполнения заданий государства;
2) разные органы государства не могут приписывать тем самым субъектам при тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.
Подол власти нужно воспринимать как общий принцип, а не как жесткий регулятор в процессе реформирования государственной власти Украины.


28. Професійна і державна служба.
Професійна служба — професійна діяльність осіб, що обіймають посади в державних органах та їх апараті, об'єднаннях громадян, органах місцевого самоврядування, недержавних структурах за призначенням, обранням, конкурсом, контрактом, що має своїм змістом реалізацію управлінських функцій.
Професійна служба за ознакою її організації і порядком проходження може бути поділена на такі види:
державна служба
служба в органах місцевого самоврядування
служба в комерційних організаціях

Відповідно до ст. 38 Конституції України громадяни користуються рівним правом доступу до державної служби, а також до служби в органах місцевого самоврядування.
Державна служба — врегульована законодавством професійна діяльність осіб, що обіймають посади в державних органах та їх апараті з практичного виконання завдань і функцій держави і одержують заробітну плату за рахунок державних коштів.
Державна служба може бути поділена на два види:
цивільна
мілітаризована
- у державних органах та їх апараті (законодавчої, виконавчої і судової гілок влади)
- у державних установах і органах управління державними підприємствами
- військова (у Збройних Силах)
- воєнізована (в органах міліції та ін.)
Службовими особами є службовці державних органів, організацій, органів управління державними підприємствами, органів місцевого самоврядування, комерційних організацій, що своїми діями створюють юридичні акти або спроможні породжувати, змінювати чи припиняти конкретні правовідносини.
Службовець — учасник подвійних правовідносин:
- трудових, що залежать від професійного особистого становища, трудових прав і обов'язків, від процесу праці;
- адміністративних, що залежать від виконання служби, управлінських функцій (відносин влади).
Державний службовець — працівник державної організації, установи, підприємства, що в установленому законом порядку здійснює трудові функції на професійних засадах на основі трудового договору (контракту), що одержує заробітну плату з державних коштів відповідно до займаної посади і підкоряється службовій дисципліні.
Власне (безпосередні) державні службовці — особи, що мають виконавчо-розпорядницькі повноваження від імені держави. У багатьох країнах даних осіб відносять до чиновників і відрізняють від простих державних службовців (учителів державних шкіл, працівників пошти, телеграфу та ін.). З юридичної точки зору відмінності між ними кореняться в нормах галузі права, що визначає їх спеціальний (службовий) правовий статус: правовий статус чиновників (безпосередніх державних службовців) визначається нормами адміністративного права, а правовий статус простих державних службовців — нормами трудового права (за допомогою трудового договору). Не однаковими є й порядок їх прийняття на службу (присяга), привілеї (незмінюваність) та ін.
Ознаки державного службовця як професіонала управління:
• має інформацію як особливий предмет праці, за допомогою якої впливає на тих, хто управляються (обслуговуються);
• працює оплатно (одержує заробітну плату);
• працює в інтересах тих, хто оплачує роботу;
• працює на професіональній основі, обіймаючи посади відповідно до кваліфікації та досвіду.
Обсяг і порядок використання державним службовцем владних повноважень фіксуються в юридичному документі — посадовій інструкції, штатному розкладі та ін.
Залежно від характеру здійснюваних функцій державних службовців можна поділити на:керівників;
спеціалістів;технічний персонал;допоміжний персонал
Ознаки державної посадової особи:
1) виконує функції публічного характеру;
2) є юридичне наділеною державно-владними повноваженнями;
3) має право видавати правові акти, обов'язкові для інших осіб (підлеглих і/або не підлеглих по службі);
4) виступає носієм і представником державної влади;
5) може бути притягнена до підвищеної юридичної відповідальності.
класифікація посадових осіб держави може бути різною. Категорії посадових осіб залежно від їх статусу.
1. Недержавні службовці, що обіймають державні посади і мають владно-розпорядчі повноваження щодо осіб, не підпорядкованих по службі (представники влади). Це вищі посадові особи (суддя, прокурор та ін.). їх статус визначається Конституцією та іншими законами.
2. Державні службовці, тобто особи, що перебувають на службі в державних органах та їх апараті. Вони діють відповідно до Закону України «Про державну службу», інших законів про організацію і діяльність окремих державних органів.

3. Особи, що обіймають керівні посади в органах управління державних органів і організацій (глави міністерств, відомств та ін.).
4. Особи, що мають виборчий мандат (депутати, Президент). Категорії посадових осіб залежно від обсягу посадових повноважень:
— повноваження яких мають внутрішньоор-ганізаційний характер
— повноваження яких мають публічний характер, тобто поширюються за рамки державних органів на організації і громадян, безпосередньо не підпорядкованих їм по службі
— наділені повноваженнями застосовувати засоби примусу щодо осіб, їм не підпорядкованих
керівний склад підприємств, установ, організацій
міністри, глави державних комітетів, голови місцевих Рад народних депутатів та ін.
судді, працівники міліції та ін.
. Служба в органах внутрішніх справ
Служба в органах внутрішніх справ — різновид державної служби, що протікає в спеціалізованому органі виконавчої влади і здійснюється спеціально уповноваженими суб'єктами з метою реалізації функцій держави в практичній юридичній діяльності. Вона має всі риси і принципи державної служби як різновиду професійної служби.Співробітник органів внутрішніх справ відповідає за свою діяльність перед особою і суспільством, що означає забезпечення простору для самоорганізації і становлення інститутів громадянського суспільства. Він виступає у відносинах із населенням як професійний управлінський робітник, безпосередній представник державної влади, носій державно-владних повноважень. Організована і функціонуюча на демократичних правових засадах державна служба є найважливішою державно-правовою гарантією забезпечення прав і свобод людини і громадянина.Кожна із структур системи ОВС та їх співробітники мають певне службове призначення. Специфіка цілей і завдання служби, правового статусу співробітника підрозділів органів внутрішніх справ, характер службово-трудової функції, правове регулювання праці державних службовців органів внутрішніх справ, їх повноваження і відповідальність визначені в законодавстві.Співробітник органів внутрішніх справ у кожному державному органі повинен працювати на однаково високому професійному рівні, застосовувати однакові засоби і методи вирішення правоохоронних завдань, мати рівні соціально-економічні і трудові права (при різних посадових повноваженнях і зарплаті), поступати на службу, проходити і припиняти її на підставі єдиних організаційно-правових норм і правил.Правову основу служби в органах внутрішніх справ складають Конституція України, закони та інші нормативно-правові акти, у тому числі нормативні акти Міністерства внутрішніх справ України, акти органів місцевого самоврядування, прийняті в межах їх повноважень, Положення про проходження служби рядовим і начальницьким складом органів внутрішніх справ[7], статути органів внутрішніх справ.
водночас службі в ОВС властива низка специфічних ознак. Тут служба є не цивільною, а воєнізованою, що накладає відбиток на професійну працю співробітника ОВС. Воєнізований характер служби значною мірою визначає її спеціальний статус.
Специфічні ознаки служби співробітника органів внутрішніх справ:
1) виконує особливі, охоронні завдання;
2) застосовує державний примус;
3) виконує службову роботу зі зброєю в руках;
4) при вступі на службу має відповідати низці спеціальних вимог;
5) суворо дотримується ієрархії по службі.
Так, ст. 20 Закону України «Про міліцію» чітко встановлює: «Робітник міліції при виконанні покладених на нього обов'язків керується лише законом, діє в його межах і підкоряється своїм безпосереднім і прямим начальникам. Ніхто не вправі зобов'язати працівника міліції виконувати обов'язки, не передбачені чинним законодавством»;
6) має спеціальний правовий статус з широким переліком обмежень і компенсацій.
Основні принципи служби в органах внутрішніх справ:
• пріоритет прав і свобод людини і громадянина;
• пов'язаність діяльності органів ОВС та їх співробітників законом;
• гласність;
• підконтрольність і підзвітність відповідним органам державної влади;
• професійна компетентність;
• службова дисципліна;
• ієрархічність — сувора підлеглість по вертикалі;
• соціальна справедливість — винагорода за працю у відповідності зі здібностями, кваліфікацією та якістю виконання.
Всі співробітники системи ОВС виконують обов'язки відповідно до штатної посади. Це — посади рядового і командного складу. Крім того, є посади службовців і робітників. Особовий склад органів внутрішніх справ утворюють співробітники, що обіймають штатні посади.
Особи командного складу як представники державної влади мають адміністративно-владні повноваження, і їх законні вимоги є обов'язковими для виконання усіма громадянами, посадовими особами та організаціями.

 

32.Общая характеристика трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной
Законодательная власть - это делегированная народом своим представителям в парламенте[3] (Верховной Раде, Государственной Думе, Конгрессе, Сейме, Фолькетинзи, Альтинзи и др.) государственная власть, которая должна исключительный правый принимать законы. В соответствии со ст. 75 Конституции Украины «единственным органом законодательной власти в Украине является парламент - Верховная Рада Украины». Название ветви власти «законодательная» не значит, что, кроме основной законодательной деятельности (законодательная функция), представительские органы не осуществляют никакой другой деятельности.
Не менее существенной функцией законодательной власти финансовая, которая реализуется в праве ежегодно утверждать бюджет страны.
Есть учредительная функция, которая осуществляется через участие парламента в формировании высших исполнительных и судебных органов. Показателем проявления «сдерживаний и противовесов» служит контроль, осуществляемый законодательным органом, за работой правительства, других должностных лиц исполнительной власти (контрольная функция). Выражение недоверия правительству, проверка выполнения законов, парламентские расследования служат мощными стимулами парламентского контроля. Однако главной особенностью организации и деятельности парламента является его представительский характер. Парламент можно назвать властью прямого общенародного представительства.

 

Исполнительная власть -- власть, которая имеет право непосредственного управления государством. Носителем этой власти в масштабах всей страны является правительство. Название правительства устанавливается Конституцией и законодательством. Чаще правительство имеет официальное название - Советы или Кабинеты министров. В Швейцарии, например, - это Федеральный Совет, в Италии -- Совет Министров, в Японии -- Кабинет. Возглавляет правительство его глава. Как правило, это премьер-министр (например, во Франции). Или - председатель Совета Министров (Италия), канцлер (ФРГ), государственный министр (Норвегия)

 

В президентских республиках (США), где эта должность отсутствует, главой правительства является непосредственно президент. Вместе с главой правительства в его состав входят заместитель (вице-премьер), министры, которые возглавляют отдельные министерства.

 

Правительство обеспечивает выполнение законов и других актов законодательной власти, является ответственным перед ней, подотчетным и подконтрольным ей. Однако исполнительная власть не исчерпывается одним лишь «выполнением законов». Она призвана отрабатывать пути и средства реализации законов, заниматься текущим управлением, осуществлять розпорядничу деятельность. В этих целях по всем вопросам своей компетенции правительство выдает нормативно правовые акты (указы, распоряжения и др.), которые имеют подзаконный характер.
Таким образом, назначение органов исполнительной власти - управление, которое охватывает:
исполнительную деятельность - осуществление тех решений, которые приняты органами законодательной власти;
предписывающую деятельность - осуществление управления путем издания подзаконных актов и выполнения организационных действий.
Судебная власть - независимая власть, которая охраняет право, выступает арбитром в споре о праве, отправляет правосудие.Cудова власть осуществляется единолично судьей (при рассмотрении незначительных правонарушений) или судебной коллегией в форме судебной процедуры. Границы действия судебной власти ограничены нормами, которые регламентируют право на обращение к суду, а также принципами права.
Свои функции суд призван осуществлять, руководствуясь лишь законом, правом. Он не должен зависеть от субъективного влияния законодательной или представительской власти. В соответствии с Конституцией Украины любое вмешательство в деятельность судов и судебных заседателей из осуществления правосудия является недопустимым и имеет следствием предусмотренную законом ответственность.

 

В странах общего права (Англия, США, Канада, Австралия), где является признанным судебный прецедент как главный источник права, суды принимают участие в правотворчестве. В Украине суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти. Делегирование своих функций судами, а также присвоение этих функций
другими органами или должностными лицами не допускается (ст. 124 Конституции Украины).
Роль судебной власти заключается в сдерживании двух других ветвей власти в рамках права и конституционной законности путем осуществления конституционного присмотра и судебного контроля за ними.

 

Юрисдикция судов распространяется на все правовые отношения, которые возникают в государстве.

 

Таким образом, основные функции судебной власти:

 

•охранительная, •функція правосудие, - контрольно-наблюдательная

 

Разграничение законодательной, исполнительной и судебной власти является делением государственной власти по горизонтали. По вертикали власть распределяется между всеми органами и должностными лицами, которые принадлежат к той или другой ветви власти .

 

33.Система «сдерживаний и противовесов»органов законодательной, исполнительной и судебной власти
Принцип деления власти дополняется системой «сдерживаний и противовесов». Отмеченная система допускает конкуренцию разных органов власти, наличие средств для их взаимного сдерживания и поддержки относительного равновесия сил. «Сдерживание» и «противовесы», с одной стороны, способствуют сотрудничеству и взаимному приспособлению органов власти, а с другой стороны -- создают потенциал для конфликтов, которые чаще всего решаются путем переговоров, соглашений и компромиссов.

 

Субъектами системы сдерживаний и противовесов по Конституции Украины является Верховная Рада, Президент, Кабинет Министров, Конституционный Суд и Верховный Суд. Данная система выражается в первую очередь через полномочия этих органов, которые включают сурово определенные взаимные ограничения.
В Конституции Украины предусмотрены такие институты системы «сдерживаний и противовесов»:
1) право «вето» Президента на законопроект, принятый Верховной Радой;
2) импичмент Президента со стороны Верховной Рады, которая приводит к его устранению с поста;
3) принятие Верховной Радой резолюции недоверия Кабинета Министров, которое имеет следствием его отставку;
4) участие Верховной Рады в формировании Конституционного Суда (назначение трети состава);
5) контроль Конституционного Суда за соответствием Конституции законов и других правовых актов Верховной Рады, Президента, Кабинета Министров, Верховной Рады Автономной Республики Крым;
6) парламентский контроль Уполномоченным Верховной Рады по правам человека (омбудсманом) за соблюдением конституционных прав и свобод человека и др.
34.соціальні норм в первобытном строе.


В любом историческом обществе для поддержки в нем порядка нужно регуляция с помощью социальных норм, так называемая социальная регуляция. Регулировать - значит направлять поведение людей, их групп и всего общества, вводить их деятельность в определенные рамки. Различают два вида социальной регуляции: индивидуальное (упорядочение поведения конкретного лица, в конкретном случае) и нормативное (упорядочение поведения людей с помощью общих правил - образцов, моделей, которые распространяются на всех, на все подобные случаи). Появление нормативной социальной регуляции послужило качественным толчком к становлению (возникновения и развития) права.
В первобытном обществе нормативным социальным регулятором были нормы-обычаи - правила поведения, которые стали привычкой в результате многократного повторения на протяжении длительного времени. Обычное право - система норм, которые опираются на обычай.
Нормы-обычаи ґрунтувалися на естественно естественной необходимости и имели значение для всех сторон жизни общины, рода, племени, для регламентации хозяйственной жизни и быта, семейных и других взаимоотношений членов рода, первобытной морали, религиозно ритуальной деятельности, их целью была поддержка и сохранение кревнородинной семьи. Это были «монокормы», то есть нерасчленяющие, единственные нормы. В них переплетались, четко не проступая, самые разнообразные элементы: морали, религии, правовых принципов.
Мононормы не предоставляли преимуществ одному члену рода над другим, закрепляли «первобытное равенство», жестко регламентируя их деятельность в условиях противостояния суровым силам природы, необходимости обороняться от враждебных племен. В мононормах права членов рода представляли собой обратную сторону обязанностей, были неотделимыми от них, поскольку первобытный индивид не имел выделенного осознанного собственного интереса, отличающегося от интереса рода. Лишь с распадом первобытного строя, появлением социальной неоднородности все более самостоятельное значение приобретают права. Возникновение мононорм было свидетельством выхода человека из животного мира в человеческое содружество, которое двигается путем прогресса.
В условиях общественной собственности и коллективного производства, общего решения общих дел, неотделения индивида от коллектива как автономного лица, обычаи не воспринимались людьми как такие, которые противоречить их собственным интересам. Эти неписаные правила поведения сдерживались добровольно, их выполнение обеспечивалось главным образом силой общественной мысли, авторитетом старейшин, военачальников, взрослых членов рода. В случае необходимости к нарушителям норм-обычаев применялось принуждение, которое выходило от рода или племени в целом (казнь, изгнание из рода и племени и др.).
В первобытном обществе преобладало такое средство охраны обычая, как «табу» - обязательное и неопровержимая запрещение (например, запрещение под страхом самых тяжелых кар кровнородинних браков). Кроме запрещений (табу), возникли такие способы регуляции, как дозволяння и позитивное обязательство (лишь в зародышевой форме). Дозволяння имели место в случаях определения видов животных и времени охоты на них, видов растений и сроков сбора их плодов, пользования той или другой территорией, источниками воды и др. Позитивное обязательство имело целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления еды, строительства жилищ, разжигания очагов, изготовления орудий и др.
Нормативные обобщения (запрещения, разрешения, позитивные обязательства), которые превратились в обычные средства регуляции первобытнообщинной жизни - истоки формирования права.
Процесс возникновения государства и права происходил при их взаимном влиянии друг на друга и был вызван такими причинами.
1. Потребностями экономических отношений, которые складывались при наличии частной собственности, деления труда, товарного производства и оборота; необходимостью закрепления экономического статуса товаровладельцев, обеспечения для них стойких и гарантированных экономических связей, условий для экономической самостоятельности.
2. Необходимостью поддерживать стабильность и порядок в обществе в условиях углубления и заострения социальных противоречий и конфликтов.
3. Организацией публичной власти, видокремленой от населения и способной санкционировать обычаи, устанавливать юридические нормы и обеспечивать воплощение их в жизнь.
4. Превращением человека на относительно самостоятельного индивида. Нельзя искать право там, где нет деления коллектива (роду, племени) на отдельных субъектов, где индивид не является видокремленой лицом, которое осознает возможности (свободы), которые образуются в процессе развития общества.

 

Таким образом, возникновение права было связано из:
(1) качественным осложнением производства, политической и духовного жизни общества;
(2) отделением лица как участника общественных отношений со своими домогательствами на автономность существования (социальную свободу);
(3) формированием государства, которому понадобился новый нормативный социальный регулятор, в состоянии выполнить такие задания:
а) обеспечить функционирование общества как целостного организма высшего порядка, чем первобытное общество, поддерживать в нем порядок и стабильность;
бы) закрепить и обеспечить индивидуальную свободу автономного лица.
Выполнить такие задания было невмоготу нормативным регуляторам первобытнообщинного строя - нормам-обычаям. Эту роль взяло на себя юридическое право, которое формировалось, определяющей чертой которого стало державне принуждение.. Признаки, которые отличают нормы права от норм поведения в первобытном обществе
Нормы первобытного общества (нормы-обычаи)
Нормы государства (нормы права)
по способу возникновения:
- возникают постепенно в процессе общей жизни
- устанавливаются государством
за волевой направленностью норм:
- выражают волю рода или племени
- выражают государственную волю
по форме внешнего выражения:
- находятся в сознании людей, существуют в неписаной форми- находят внешнее выражение в письменных правовых актах
по времени вступление в силу:
- возникают и отмирают постепенно
- набирают силы или прекращают действие в сурово установленном порядке, официальным путем
по способу обеспечения выполнения:
- осуществляются в результате традиций; в случае нарушения принуждение выходит от рода
- обеспечиваются принудительной силой государства

 

Происхождение права.


В любом историческом обществе для поддержки в нем порядка нужно регуляция с помощью социальных норм, так называемая социальная регуляция. Регулировать - значит направлять поведение людей, их групп и всего общества, вводить их деятельность в определенные рамки. Различают два вида социальной регуляции: индивидуальное (упорядочение поведения конкретного лица, в конкретном случае) и нормативное (упорядочение поведения людей с помощью общих правил - образцов, моделей, которые распространяются на всех, на все подобные случаи). Появление нормативной социальной регуляции послужило качественным толчком к становлению (возникновения и развития) права.
В первобытном обществе нормативным социальным регулятором были нормы-обычаи - правила поведения, которые стали привычкой в результате многократного повторения на протяжении длительного времени. Обычное право - система норм, которые опираются на обычай.
Нормы-обычаи ґрунтувалися на естественно естественной необходимости и имели значение для всех сторон жизни общины, рода, племени, для регламентации хозяйственной жизни и быта, семейных и других взаимоотношений членов рода, первобытной морали, религиозно ритуальной деятельности, их целью была поддержка и сохранение кревнородинной семьи. Это были «монокормы», то есть нерасчленяющие, единственные нормы. В них переплетались, четко не проступая, самые разнообразные элементы: морали, религии, правовых принципов.
Мононормы не предоставляли преимуществ одному члену рода над другим, закрепляли «первобытное равенство», жестко регламентируя их деятельность в условиях противостояния суровым силам природы, необходимости обороняться от враждебных племен. В мононормах права членов рода представляли собой обратную сторону обязанностей, были неотделимыми от них, поскольку первобытный индивид не имел выделенного осознанного собственного интереса, отличающегося от интереса рода. Лишь с распадом первобытного строя, появлением социальной неоднородности все более самостоятельное значение приобретают права. Возникновение мононорм было свидетельством выхода человека из животного мира в человеческое содружество, которое двигается путем прогресса.
В условиях общественной собственности и коллективного производства, общего решения общих дел, неотделения индивида от коллектива как автономного лица, обычаи не воспринимались людьми как такие, которые противоречить их собственным интересам. Эти неписаные правила поведения сдерживались добровольно, их выполнение обеспечивалось главным образом силой общественной мысли, авторитетом старейшин, военачальников, взрослых членов рода. В случае необходимости к нарушителям норм-обычаев применялось принуждение, которое выходило от рода или племени в целом (казнь, изгнание из рода и племени и др.).
В первобытном обществе преобладало такое средство охраны обычая, как «табу» - обязательное и неопровержимая запрещение (например, запрещение под страхом самых тяжелых кар кровнородинних браков). Кроме запрещений (табу), возникли такие способы регуляции, как дозволяння и позитивное обязательство (лишь в зародышевой форме). Дозволяння имели место в случаях определения видов животных и времени охоты на них, видов растений и сроков сбора их плодов, пользования той или другой территорией, источниками воды и др. Позитивное обязательство имело целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления еды, строительства жилищ, разжигания очагов, изготовления орудий и др.
Нормативные обобщения (запрещения, разрешения, позитивные обязательства), которые превратились в обычные средства регуляции первобытнообщинной жизни - истоки формирования права.
Процесс возникновения государства и права происходил при их взаимном влиянии друг на друга и был вызван такими причинами.
1. Потребностями экономических отношений, которые складывались при наличии частной собственности, деления труда, товарного производства и оборота; необходимостью закрепления экономического статуса товаровладельцев, обеспечения для них стойких и гарантированных экономических связей, условий для экономической самостоятельности.
2. Необходимостью поддерживать стабильность и порядок в обществе в условиях углубления и заострения социальных противоречий и конфликтов.
3. Организацией публичной власти, видокремленой от населения и способной санкционировать обычаи, устанавливать юридические нормы и обеспечивать воплощение их в жизнь.
4. Превращением человека на относительно самостоятельного индивида. Нельзя искать право там, где нет деления коллектива (роду, племени) на отдельных субъектов, где индивид не является видокремленой лицом, которое осознает возможности (свободы), которые образуются в процессе развития общества.

 

Таким образом, возникновение права было связано из:
(1) качественным осложнением производства, политической и духовного жизни общества;
(2) отделением лица как участника общественных отношений со своими домогательствами на автономность существования (социальную свободу);
(3) формированием государства, которому понадобился новый нормативный социальный регулятор, в состоянии выполнить такие задания:
а) обеспечить функционирование общества как целостного организма высшего порядка, чем первобытное общество, поддерживать в нем порядок и стабильность;
бы) закрепить и обеспечить индивидуальную свободу автономного лица.
Выполнить такие задания было невмоготу нормативным регуляторам первобытнообщинного строя - нормам-обычаям. Эту роль взяло на себя юридическое право, которое формировалось, определяющей чертой которого стало державне принуждение..

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.