Государство не только результат развития общества, но и фактор формирования политической системы общества.
Политическая система общества — упорядоченная на основе права система всех политических явлений, которые функционируют и взаимодействуют (либо противодействуют) в обществе с целью завоевания, удержания либо участия в политической власти, это механизм организации и функционирования политической власти.
Государство хотя и важнейшая, но не единственная политическая организация в обществе.
В состав политической системы входят такие негосударственные общественные объединения как партии, профессиональные союзы, женские организации ,общественные движения (например, «Народный рух» институты общественного мнения и др.
Элементы политической системы общества:
Субъекты политики-государство, политические партии, движения, общественные объединения и др.;
Политические нормы и принципы;
Политические отношения,
Политическая идеология, сознание, взгляды, культура;
Связи между названными элементами.
Взаимодействие элементов (компонентов) политической системы общества позволяет выделить пять подсистем её функционирования:-
1. Институциональная - субъектный состав (народ, социальные слои, политические партии, общественные организации другие объединения граждан, трудовые коллективы, государство и др.).
2. Нормативная (регулятивная) - - система политических (а также правовых) норм и принципов, которые регулируют отношения между народами, социальными группами, партиями,политическими лидерами.
3. Функциональная — политические отношения, политический процесс, политический режим, поскольку через них формируется, изменяется, осуществляется политика.
4. Идеологическая - - политическая идеология, сознание,взгляды, культура, возможность гражданина оценить политическое бытие и выбрать вариант поведения.
5. Коммуникативная — интегративные (объединяющие) связи всех подсистем функционирования политической системы общества в целом.
Каждая из самостоятельных частей — звеньев политической системы общества имеет собственную структуру, свои принципы организации и деятельности, самостоятельность в решении вопросов, относящихся к их внутренним и внешним делам.
Указанные элементы и части объединяются в единую политическую систему категорией «политическая власть».
Особое место в политической системе общества принадлежит государству, поскольку оно является главным средством достижения целей, стоящих перед обществом, концентрирует в себе многообразие политических интересов, придает устойчивость политической системе посредством упорядочения ее деятельности.
Признаки государства, отличающие его от общественных объединений:
1) в каждой политической системе общества может существовать только одно государство, а общественных объединений -много;
2) государство — организация всего населения, а общественные объединения — части населения;
3) только государство есть единственная полновластная организация в масштабе всей страны, способная защитить основные права и свободы всех лиц, находящихся на его территории;
12. Государство в политической системе.
Сформировались три подхода к соотношению гражданского общества и государства:
1) государство и гражданское общество — совпадающие социальные системы;
2) государство и гражданское общество — разные социальные системы, первичным (ведущим) есть государство, которое контролирует гражданское общество;
3) государство и гражданское общество — разные социальные системы, государство выполняет служебную (подчиненную) роль по отношению к гражданскому обществу.
Признаки (черты) гражданского общества — в его соотношении с государством:
1) не существует до государства и вне государства;
2) не включает государство, развивается самостоятельно -без непосредственного вмешательства государства;
3) состоит из субъектов — свободных и равноправных граждан и добровольно сформировавшихся объединений, находящихся в отношениях конкуренции и солидарности;
4) обладает определенным приоритетом перед государством,однако заинтересовано в благосостоянии государства и способствует его развитию;
5) оказывает влияние на создание и функционирование государственных органов в собственных интересах ;
6) вправе требовать от государства защиты жизни, здоровья,безопасности граждан, не допуская его вмешательства в их частные интересы;
7) формирует право, которое формулируется государством в законах и иных нормативно-правовых актах, гарантирует и защищает его от нарушений со стороны кого бы то ни было. Все потребности гражданского общества реализуются посредством воли государства, выраженной в форме правового акта;
'Первоначально в течение длительного времени гражданское общество вырабатывает норму права в рамках фактических отношений. Благодаря признанию нормы государством фактические отношения доводятся до статуса «юридических».
8) развивается и взаимодействует с государством в границах права, которое выступает как равный и справедливый масштаб свободы и справедливости, а не как способ навязывания государственной воли.
Государство способно содействовать развитию общества либо
препятствовать ему.
В функционировании гражданского общества роль цивилизованного государства должна выражаться в том, что оно:
- служит формой, организующей гражданское общество и создающей условия для его развития;
- является относительно самостоятельным по отношению к гражданскому обществу и осуществляет солидарные публичные интересы всех членов общества;
- устанавливает «правила игры», которых должны придерживаться граждане и их объединения, создаёт благоприятные условия для их существования и развития;
- не вмешивается в частную сферу семьи, быта, культуры (первый уровень гражданского общества): такое вмешательство может иметь место только в целях обеспечения личной или общественной безопасности;
- оказывает необходимую защиту гражданскому обществу\ функционирующему в пределах его территории, в том, что относится к социальной безопасности граждан;
— выступает орудием социального компромисса гражданского общества, смягчает социальные противоречия между различными социальными группами;
- юридически обеспечивает возможности гражданина быть собственником, создавать общественные объединения, коммерческие корпорации, принимать активное участие в политической жизни общества;
- имеет пределы регулирования отношений в обществе, которые определяются конституцией государства, стандартами в области прав и свобод человека, закрепленными в международных актах.
И гражданское общество, и государство функционируют для удовлетворения потребностей и интересов человека. Гражданским обществом можно назвать такое общество, в котором главным действующим лицом является гражданин как автономная личность.
13.Формы осуществления народного суверенитета.
Следует отличать суверенитет государства от суверенитета народа и суверенитета нации.
Суверенитет народа (народ — граждане всех национальностей, проживающие на территории данной страны) означает верховенство народа как источника и носителя власти, его право самому решать свою судьбу, непосредственно или через представительные органы принимать участие в формировании направления политики своего государства, состава его органов, контролировать деятельность государственной власти.
Суверенитет народа, закрепленный в конституции, — качественная характеристика демократии, демократического режима в государстве. В ст. 5 Конституции Украины записано: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления».
Каково соотношение суверенитета государства и суверенитета народа?
Суверенитет государства не обязательно предполагает суверенитет народа. Суверенитет государства может сочетаться с отсутствием суверенитета народа, с наличием тоталитарного режима, деспотии. Как правило (но не всегда) отсутствие внешнего суверенитета государства влечет утрату суверенитета народа как внутренней свободы его политического состояния. В демократическом государстве источником и основой сотрудничества всех властей является учредительная власть народа. Здесь суверенитет народа является источником государственного суверенитета.
Нация (в юридическим отношении) равнозначна термину «народ». В термин «нация» вкладывается и смысл гражданства. Нация — граждане государства различных национальностей, которые объединены сходством в решении существенных политических и психологических проблем. Это сходство воз пикает вследствие проживания на одной территории и длительного общения друг с другом. Нация (в этническом отношении) — этносоциальная общность, у которой сформировалось самосознание своей идентичности (общность исторической судьбы, психологии и характера, склонность к национальным, материальным и духовным ценностям и т.п.), а также территориально-языковое и хозяйственно-экономическое единство. Население — совокупность физических лиц, вне зависимости от их национальности и гражданства, законно проживающие на территории конкретного государства.
Основные права нации:
— право на существование и свободное развитие, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая способность реализовать право на политическое самоопределение (государственная самоорганизация -вплоть до создания самостоятельного государства);
- право на свободное развитие национальных потребностей — экономических и социальных;
— право на духовно-культурное развитие, уважение национальной чести и достоинства, развитие национального языка, обычаев , традиций;
- право распоряжаться природными и материальными ресурсами на своей территории;
- право на мирное сосуществование с другими народами и нациями;
- право на экологическую безопасность и др.
Таким образом, суверенитет нации, ее полновластие означает обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, самостоятельно решать вопросы, относящиеся к развитию национальной свободы и национальных потребностей, право на уважение национальной чести и достоинства, развитие культуры, языка, обычаев, традиций, создание национальных учреждений. Полновластие одной нации невозможно без соблюдения суверенитета других наций и народностей, без уважительного отношения к их национальным потребностям и правам.
Украинский народ политически самоопределился, создав самостоятельное независимое государство. Государство Украина содействует консолидации и развитию украинской нации, сохранению исторической памяти, традиций и культуры, учитывает этническую, культурную, языковую и религиозную самобытность её коренных народов и национальных меньшинств. Конституция Украины определила украинский язык государственным языком, подчеркнув, что государство обеспечивает всестороннее развитие как украинского языка во всех сферах общественной жизни, так и свободное развитие, использование и защиту русского и других языков национальных меньшинств (ст. 10).
Каково соотношение суверенитета государства и суверенитета нации в многонациональных государствах?
В многонациональном государстве его суверенитет не может быть суверенитетом одной нации как этносоциальной общности. Он включает в себя обязанности по отношению к другим нациям, которые являются современниками «титульной» нации, существуют параллельно с ней.
Государственный суверенитет, осуществляемый многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. Если нация осуществила свое право на политическое самоопределение путем объединения в союзное государство (федерацию), суверенитет каждой из объединившихся наций достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики).
Главное состоит в том, чтобы нация, составляющая большинство в стране и давшая название государству, не использовала свой перевес для ограничения прав представителей другой нации. Противоправна и недопустима любая национальная дискриминация или стремление одной нации подчинить другую.
Согласно Уставу ООН, любое государственное образование должно уважать права нации на самоопределение и обеспечить гарантии данного права. Однако право на самоопределение не тождественно праву на государственный суверенитет. Нельзя ставить знак равенства между правом народов на самоопределение и правом на отделение, на вхождение в состав того или иного государства, а также выход из состава государства. Национальный суверенитет не обязательно предполагает государственный суверенитет. Самоопределение может иметь форму культурной автономии, т.е. развитие национального языка, ведение преподавания на родном языке, восстановление и развитие собственной культуры, искусства и т.п. Если все народы, входящие в многонациональное государство, будут добиваться права создания самостоятельного государства (государственного суверенитета), то мир будет вовлечен в хаос.
Государственный, народный и национальный суверенитеты взаимосвязаны в демократическом государстве.
Украина как суверенное демократическое государство воплощает в себе суверенитет государства, суверенитет нации и суверенитет народа. Реализация в Украине права на политическое самоопределение, вплоть до отделения (высшая ступень национального суверенитета, влекущая установление государственного суверенитета) является объективно закономерным процессом. Народ Украины — носитель суверенитета, единственный источник государственной власти
Суверенитет (верховенство - франц.) — особенность власти самостоятельно и независимо от какой-либо другой власти осуществлять свои функции как внутри страны, так и за ее пределами.
народный суверенитет — это самоопределение, полновластие народа в организации экономического, политического и социально-культурного бытия. Полновластие народа осуществляется в разных формах и прежде всего в деятельности государственных органов, разнообразных формах общественной деятельности, в институтах непосредственной демократии.
14. ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГООБЩЕСТВА И ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВАВ УКРАИНЕ
В Конституции Украины понятие «гражданское общество» не зафиксировано, хотя основные нормативные установки гражданского общества нашли здесь свое отражение. Это не случайно, ведь развитого гражданского общества, как и правового государства, в Украине пока нет. Достижение такого качественного состояния общества и государства — дело будущего. Формирование гражданского общества и правового государства в Украине должно идти по таким основным направлениям:
1) развитие частной инициативы. История не знает примеров существования гражданского общества и правового государства без рыночных отношений и частной собственности. Частная собственность, рыночная экономика препятствуют политической монополии партии или социальной группы, создают материальные условия для самостоятельности, свободы и равноправия индивидов. Важнейшие правовые средства в этом смысле — закрепление права собственности и свободы предпринимательства
2) достижение высокого уровня благосостояния граждан, сглаживание социального неравенства. Ни гражданское общество, ни правовое государство невозможно при бедности, социальной незащищенности большинства населения. Традиционной опорой демократии является средний класс, в современных западных государствах достигающий двух третей населения. Украинское государство должно создать правовые и политические условия для формирования среднего класса, преодоления бедности значительной части населения Украины. Этот процесс неразрывно пимами с развитием рыночной экономики, совершенствованием налогового и социального законодательства;
И) формирование гражданской политической культуры. Носители такого типа политической культуры не только осознают цели и назначение политики, но и активно участвуют в политическом процессе. Неотъемлемой частью этого процесса является повышение правовой культуры, уровня правовых знаний населения Украины, преодоление нигилистического и идеалистического отношения к правовым ценностям, политического абсентеизма (отказа от участия в политической жизни, в частности — выборах);
4) совершенствование системы законодательства. Отраслевое законодательство должно быть, как минимум, приведено в соответствие с Конституцией Украины И ратифицированными Украиной международными договорами.
На продвижение нашей страны к гражданскому обществу нацелена Конституция Украины, политическая деятельность всех демократически ориентированных обще-ственных сил.