Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие и виды систематизации нормативных правовых актов



Нормативные акты принимаются различными органами в разное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой находиться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему.

Таким образом, систематизация — это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обес­печения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

1) инкорпорация — форма систематизации путем объединения нор­мативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Прин­ципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпорация — самый простой вид систематизации. Инкорпорация подразделяется на офици­альную и неофициальную. К первой можно отнести Собрание законодательства РФ; ко второй — сборники нормативных материалов по от­раслям права, издаваемые в учебных целях, для просвещения населения и т. п. На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссы­латься в процессе рассмотрения юридических дел, например в суде; бывает полная – весь материал в той или иной области и частичная.

2) консолидация — форма систематизации путем объединения нор­мативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каж­дый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одно­му виду деятельности (охрана природы, образование и т. п.). Особен­ность консолидации состоит в том, что она является "компромисс­ной" систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации;

3) кодификация — форма систематизации путем объединения нор­мативных актов в единый, логически цельный акт с изменением и содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший право­ вой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность (примером подобного может служить принятие первой и второй частей НК РФ). Поэтому кодификация — способ правотворчества, наиболее сложный трудоемкий вид систематизации. Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальной (когда перераба­тываются нормы какого-либо правового института). Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию в их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т. д.).

Признаки кодификации: во-первых, ею имеют право сниматься только специальные органы; во-вторых, в итоге появляется новый нормативный акт — кодекс; в-третьих, кодифицированный акт, выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.

В настоящее время наиболее распространенной "продукцией" ко­дификации являются:

основы законодательства — кодифицированные нормативные пра­вовые акты федерального уровня, содержащие наиболее важные об­щие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъек­тов;

кодексы — систематизированные комплексные законодательные акты, объединяющие в определенном порядке переработанные нормы права, регулирующие однородную сферу общественных отношений

уставы — кодифицированные нормативные правовые акты, объеди­няющие нормы, регулирующие деятельность министерств, ведомств, служб в определенной сфере управления (например уставы железных дорог, ЦБ, общевойсковые уставы, дисциплинарные уставы)

положения— кодифицированные нормативные правовые акты, оп­ределяющие юридический статус и порядок деятельности каких-либо субъектов права, регламентирующие полномочия определенных орга­нов, их структуру, функции (например положения о министерствах, ведомствах, государственных комитетах, о филиалах учреждений и т. д.);

правила— кодифицированные нормативные правовые акты, уста­навливающие порядок какого-либо вида деятельности (например, правила дорожного движения).

Сперанский (при Николае 1)1830-е годы 1) Полное собрание законов с 1969 г. – Соборное уложение включало 56 томов и итог - Свод законов Российской империи 15 томов-по областям права, действующие законы – орден Андрея Первозванного.

Еще один вид упорядочения - электронная система классификации правовых актов (Констультант) – неограниченный объем, оперативность.

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.