Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные концепции происхождения государства



Причины многообразия теорий: - многообразие трактовок государства (это столько теории сущности) - развитие науки (разные политические идеалы, философские, идеологич. воззрения) - разные государства возникают по-разному (факторы соц. экономич., военно-политич., природно-климатич., нравственно-религиозн. и др.), - разная историческая эпоха авторов.

Теологическая теория – («тео» - божество). Одна из ранних теорий, расцвет приходится на эпоху Средневековья. Основатель - Фома Аквинский (томизм) – задачи католицизма, в соврем. условиях ее развили идеологи ислам. религии, католической церкви (Ж. Маритен), нэотомисты (Месснер). Ватикан офиц доктрина.

Государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей. Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи теологической теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью — церкви и религиозным организациям.

Но эта теория умаляет влияние социально-экономических и других материальных и духовных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо построена в основном на вере.

Патриархальная теория - (древнегреческий философ Аристотель-теория среднего класса, русский социолог Н.К. Михайловского и др.). Люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей и приводит в конечном счете к образованию государства. Таким образом, государство — продукт разросшейся семьи, это своеобразная большая семья.

Отсюда власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая является неограниченной. Поскольку изначально признается божественное происхождение власти «патриарха», подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота монарха способна обеспечить необходимые для человека условия жизни. Как и отец в семье, так и монарх в государстве не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо они — его дети, эта теория создает ореол святости, уважения государственности власти, «родственности» всех в единой стране.

Основные положения теории современной наукой опровергнуты, поскольку установлено, что патриархальная семья появляется в процессе разложения первобытнообщинного строя, вместе с государством, а не до него. Соответственно, государство из патриархальной семьи произойти не могло.

Договорная теория получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII—XVIII вв. в трудах Локк, Гоббс, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др. По их мнению, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство — это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно — ответственность за их невыполнение.

Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но в то же время обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., но, в свою очередь, они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью — расторгнуть договор с ними даже путем свержения.

С одной стороны, она была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя вплоть до восстания. С другой стороны, очевидна недооценка в происхождении государственности объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и пр.) факторов и преувеличение в этом процессе субъективных начал.

Теория насилия (19 век в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др).

Причина: военно-политические факторы — насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

Государство — «естественным» образом (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно, государство — не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила. Внутреннее насилие – подавление воли меньшинства волей большинства (Дюринг). Внешнее насилие - завоевание (Гумплович). Гос-во боле необходимо слабым, защита от посягательства, при дальнейшем развитии – гос-во инструмент всеобщей гармонии и защиты, офиц. идеология фашист. Германии.

С одной стороны, данные факторы нельзя полностью отвергать, исторический опыт это подтверждает например, возникновение древнегерманского гос-ва, древневенгерского. С другой, степень использования насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие – это лишь одна из причин возникновения государства наряду с другими. К тому же военно-политические факторы во многих регионах играли в основном вторичную роль, уступая первенство социально-экономическим (Афины, Киевская Русь).

Психологическая теория (Л.И. Петражицкий, Г Тард, 3. Фрейд и др.) Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т.п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная.

Вместе с тем всегда существовали и существуют люди, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в «узде» подобных психических качеств личности и возникает государство.

Отсюда природа государства — психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной теории, — продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.

Однако роль психологических свойств личности не выступает в качестве решающих причин и должны рассматриваться именно лишь как моменты государствообразования, ибо психика людей формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий.

Марксистская теория (Маркс, Энгельс, Ленин, Плеханов). Соц-экономические причины возникновения гос-ва.

Гос-во – результат изменения соц-экономических отношений (совершенствование орудий, рост производительности, появление избыточного продукта, возникновение частной собственности), способа производства, итог возникновения классов (имущих и неимущих, эксплуататоров и эксплуатируемых) и обострения борьбы между ними. Выделение публичной власти, защита своих экономических интересов – богатых. Гос-во средство угнетения людей, поддержка господства одного класса над другим. С уничтожением классов, отмирает и гос-во.

Недооценка иных факторов (военных, религиозных, духовных).

Ни одна теория не может объяснить внутренние причины и механизм разрушения родоплеменной организации и зарождения государства, показать движущие силы этого процесса.

Проф. Чиркин – элитарная (олигархическая) теория. Военный, аристократический, плутократический.

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.