Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Фактический юридический состав в механизме правового регулирования

Можно выделить следующие основные элементы механизма правового регулирования:

1. норма права;

2. юридический факт или фактический состав (особенно организационно-исполнительный правоприменительный акт);

3. правоотношение;

4. акты реализации прав и обязанностей;

5. охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

На второй стадии механизма правового регулирования, после формулирования общего правила поведения, происходит определение специальных условий, при наступлении которых "включается" действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве "спускового крючка" для движения конкретных интересов по юридическому "каналу".

Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим. Им выступает правоприменительный акт, требующийся в самый "последний момент".

Юридический состав - совокупность нескольких юридических фактов, необходимых для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий.


68. Понятие и формы реализации права.

Под реализацией правовых норм понимается фактическое осуществление их предписаний в поведении субъектов. Реализация права представляет собой необходимую сторону жизни, существования права, без чего оно утрачивает свой социальный смысл.

В зависимости от характера действий субъектов выделяют четыре формы реализации права:

-соблюдение (с ее помощью осуществляются запреты, от нарушения которых лицо должно воздерживаться);

-исполнение (связано с выполнением активных обязанностей, строго определенных в законе действий в интересах управомоченной стороны);

-использование (выражается в осуществлении субъективных прав, посредством чего лицо удовлетворяет свой собственный интерес и тем самым достигает определенного блага, ценности);

-применение (это властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт).

Применение — особая форма реализации права, характеризующаяся следующими признаками:

1) применяют право только уполномоченные на то компетентные субъекты (государственные, муниципальные органы и т.п.);

2) носит властный характер;

3) имеет ряд стадий (установление фактической и юридической основы дела, принятие решения);

4) осуществляется в процессуальной форме (в целях усиления гарантий законного и справедливого разрешения дела данная деятельность жестко регламентирована нормами права);

5) связано с применением соответствующего индивидуального, властного (правоприменительного) акта.

Правоприменение необходимо тогда, когда субъекты не могут сами, без помощи властных органов реализовать свои права и обязанности, когда возникает потребность в государственном принуждении, когда имеется спор по поводу юридического факта и т.п.


69. Применение права как особая форма реализации права: понятие и признаки.

Применение права - это такой способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них специальные функции и полномочия; это - одна из форм государственной деятельности, направленной на претворение правовых предписаний в жизнь, практику.

Применять нормы права - это значит применять власть, а нередко - принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляют только специальные субъекты. Именно поэтому рядовыеграждане не могут применять правовые нормы, иными словами, употреблять власть; такими прерогативами они не наделены.

Правоприменение непосредственно связано с эффективностью действия законов и иных нормативных актов, совершенствованием механизма правового регулирования, поддержанием правопорядка и дисциплины в обществе. Его цель - упорядочение взаимоотношений между людьми и их объединениями, придание им организованного и стабильного характера.

Одновременно, сам процесс применения права должен протекать в строгих рамках законности, исключающих произвол, своеволие,бюрократизм, волокиту, тем более - вымогательство и взятки.

Характерные признаки применения права:

1. это - властно-императивная форма реализации права;

2. осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами;

3. носит процессуально-процедурный характер;

4. состоит из ряда последовательных стадий;

5. имеет под собой соответствующие юридические основания;

6. связано с вынесением правоприменительных актов;

7. является разовым и индивидуально-определенным действием, касающимся персонифицированных субъектов;

8. направлено на урегулирование конкретных ситуаций.

Указанные признаки показывают специфику правоприменения и достаточно четко отграничивают его от первых трех форм реализации права - соблюдения, исполнения и использования. Следует лишь помнить, что при использовании, как уже отмечалось, нередко тоже требуется "вмешательство" соответствующих агентов власти, но оно носит здесь характер содействия, участия в осуществлении гражданином своего права, ибо без этого субъект просто не сможет воспользоваться предоставленной ему законом возможностью (например, уволиться с работы, вступить в брак, заняться предпринимательской деятельностью). В целом же в названных выше трех формах право реализуется добровольно, без принуждения.


70. Принципы, субъекты и стадии правоприменительного процесса.

Применение права (правоприменение) – это властная деятельность уполномоченных на то государственных органов и лиц по обеспечению реализации норм права их адресатами.

Основные признаки (черты) применения права

Правоприменение – это деятельность:

-Властная, то есть осуществляемая по одностороннему волеизъявлению уполномоченного на то органа, лица;

-Управленческая, то есть являющаяся разновидностью государственного управления;

-Организационная, то есть организующая реализацию права в конкретной ситуации для конкретных лиц;

-Процессуальная, то есть осуществляемая в определенных законом процессуально-процедурных формах;
-Правоконкретизирующая, то есть конкретизирующая (индивидуализирующая) общее правило поведения (норму права) непосредственно к данному случаю;

-Компетентная, то есть ее осуществляют только уполномоченные на то компетентные субъекты(например государственные органы, органы местного самоуправления);

-Обеспечительная, то есть обеспечивающая реализацию права третьими лицами.

Правоприменительный процесс включает в себя шесть стадий:

1. Установление и анализ фактических обстоятельств дела.

2. Выбор правовой нормы, подлежащей применению.

3. Проверка подлинности данной нормы.

4. Толкование правовой нормы, разрешение возможных коллизий.

5. Принятие решения по делу и издание акта правоприменения, доведение его содержания до сведения исполнителей.

6. Реализация принятого акта. Основные признаки:

• Представляет собой разновидность правовых актов;

• Фиксирует принятое решение по делу;

• Имеет официальное значение;

• Имеет государственно-властный характер;

• Принимается в установленном законом порядке;

• Имеет соответствующую, установленную законом форму;

• Выносится уполномоченным на то субъектом;

• Содержит персонифицированное, то есть адресованное конкретному (индивидуально-определенному) лицу (лицам) предписание;

• Направлен на индивидуальное регулирование общественного отношения (регулирование в индивидуальном, а не нормативном порядке);

• Содержит предписание (веление), являющееся индивидуальным правилом поведения (правилом поведения индивидуального характера);

• Выполняет роль юридического факта (устанавливает, изменяет, отменяет, подтверждает соответствующие права и обязанности субъектов права).

Виды правоприменительных актов:

• По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности применяемых норм) – конституционно-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые и др.;

• По субъектам принятия – акты главы государства, органов правосудия, органов прокуратуры и др.;

• По юридическому значению – основные (содержат решение по юридическому делу – например, приговор, решение суда), вспомогательные (содержат предписания, подготавливающие принятие основных актов);

• По форме внешнего проявления – акты-документы, акты-действия (словесные, конклюдентные);

• По характеру действия во времени – акты однократного действия (например, наложение штрафа), длящиеся акты (например, назначение пенсии).

• По характеру предписаний – обязывающие, запрещающие, уполномочивающие;

По функции в правовом регулировании – охранительные, регулятивные.


  1. Правоприменительные акты, их виды и структура.

Правоприменительный акт — это индивидуальный правовой акт, изданный на основании правовых норм и юридических фактов, определяющий права и обязанности конкретных субъектов.

Виды правоприменительных актов:

Правоприменительные акты могут быть классифицированы по самым различным основаниям.

В зависимости от субъектов, применяющих право, они подразделяются на акты органов законодательной власти, акты органов исполнительной власти, акты органов правосудия, акты контрольно-надзорных органов.

По отраслевой принадлежности выделяют акты применения норм административного права, акты применения норм гражданского права, акты применения норм уголовного права и т. д.

По характеру решения правоприменительные акты подразделяются на запрещающие, обязывающие, управомочивающие (поощрительные, удостоверительные).

По значению в правоприменительном процессе они подразделяются на основные (например, приговор суда) и вспомогательные (например, постановление об избрании меры пресечения обвиняемому).

По целям правоприменения выделяют правоустановигель- ные акты (например, разрешение на право хранения и ношения охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия) и правоохранительные акты (например, постановление по делу об административном правонарушении).

По способу выражения выделяют правоприменительные акты-документы, акты-действия и акты-символы.

По наименованию все правоприменительные акты подразделяются на приказы, постановления, указания, представления, резолюции, указы президента о награждении, помиловании, протоколы, решения, разрешения, предупреждения, предписания, приговоры.

Структура правоприменительных актов:

Правоприменительные акты, воплощенные в форму письменного документа, подразделяются на отдельные структурные части. Ими являются: вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная части.

Вводная часть включает в себя наименование акта (приговор, решение, постановление, приказ и т. д.), место и дату его принятия, наименование органа или должностного лица, издавшего акт, указание на разрешаемую правовую коллизию.

Описательная часть содержит описание фактов, имеющих отношение к рассматриваемой правовой коллизии.

Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих имевшие место факты, их юридическую квалификацию, разъясняет смысл применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.

Резолютивная часть содержит решение по делу, обязательное для участников правовой коллизии (об установлении прав и обязанностей сторон, включая обязанность претерпеть определенные санкции за совершенное правонарушение).


72. Толкование права: понятие, способы и виды.

Толкование права - мыслительный процесс, включающий уяснение и разъяснение смысла и содержания правовых норм.

В толковании выделяются два аспекта - внутренний (уяснение) и внешний (разъяснение). Сначала требуется понять, осмыслить правовую норму, затем - объяснить свое понимание нормы третьим лицам. Уяснение есть толкование для себя, разъяснение - толкование для других.

Реализация права, включая правоприменительную деятельность, всегда сопровождается толкованием права. Существует множество причин, обусловливающих необходимость толкования права. Как и любая целенаправленная деятельность, реализация права объективно требует его сознательно-волевого осмысления. Кроме того, законодатель и субъекты, реализующие право, не совпадают в одном лице.

Главная цель толкования - обеспечить правильное и единообразное (унифицированное) понимание и реализацию права. Толкование способствует приданию праву признака формальной определенности. При этом выявлению подлежит не только содержание (буква), но и смысл (дух) правовой нормы.

Способы толкования права:

1. Грамматическое толкование - анализ юридического текста с использованием правил языкознания - грамматики, орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации и т. п. Речь идет об исследовании юридического языка закона. Выясняется значение отдельных слов, формулировок, знаков препинания, связи слов в предложениях и т. д.

2. Систематическое толкование - выявление смысла и содержания нормы путем ее сравнительного анализа с другими нормами права.

3. Логическое толкование - использование логического анализа, то есть исследование внутренних связей между словами, формулировками и суждениями.

4. Историческое толкование - изучение конкретно-исторических условий создания нормы, причин и целей издания соответствующего нормативно-правового акта. Речь здесь идет об изучении политических аспектов правотворчества.

5. Функциональное толкование - изучение сложившейся практики реализации (применения) правовых норм. Этот способ особенно актуален при анализе оценочных правовых категорий.

Виды толкования:

Официальное - толкование права компетентными государственными органами, носящее общеобязательный характер. Официальное толкование осуществляется в установленной процессуальной форме, его результат оформляется специальным актом. Акты официального толкования обладают юридической силой, то есть признаком общеобязательности.

Официальное толкование классифицируют по субъекту на аутентичное (авторское) и делегированное. Аутентичное толкование осуществляется самим органом, издавшим толкуемую норму. Eius est interpretari legem, cuius est condere (с лат.) - тот вправе толковать закон, кто вправе его устанавливать (Цельс). В данном случае субъект правотворчества и субъект толкования права совпадают в одном лице. Делегированное толкование осуществляется специально уполномоченным субъектом. Например, Конституционный Суд уполномочен законом официально толковать нормы Конституции России.

По содержанию официальное толкование подразделяется на нормативное и правоприменительное (казуальное). Первое распространяется на все юридические ситуации определенного рода, второе - на конкретную юридическую ситуацию (казус). Процесс нормативного толкования идентичен правотворчеству. Акты нормативного толкования содержат конкретизирующие нормы, то есть имеют нормативный характер.

Неофициальное - толкование права частными субъектами. Неофициальное толкование осуществляется в произвольной форме - устной или письменной и не обладает признаком официальной обязательности для третьих лиц. В неофициальном толковании выделяют три разновидности - доктринальное, профессионально-юридическое и обыденное.

По объему выделяют буквальное, расширительное и ограничительное толкование. При буквальном результаты толкования полностью совпадают с текстом толкуемой нормы; при расширительном - они шире текстового содержания нормы; при ограничительном - толкование сужает текстовое содержание нормы.


73. Акты толкования права, их структура и требования, предъявляемые к ним.

Термин "акты толкования" относится только к актам официального толкования норм права, т.е. имеются в виду результаты государственновластной деятельности по разъяснению норм права.

Акты официального толкования (интерпретационные акты) - это правовые акты, принятые компетентными государственными органами и должностными лицами и содержащие разъяснения норм права.

В общем признаки актов толкования и их отличия от иных правовых актов уже были рассмотрен нами выше. Обобщив сказанное, можно выделить следующие особенности актов толкования:

- не устанавливают новых норм права, не отменяют и не изменяют действующих юридических норм;

- имеют юридическую силу и практическое значение только в течение срока действия толкуемой нормы;

- содержат указания на то, как следует понимать и применять действующие юридические нормы;

- обладают государственной обязательностью, что обусловлено наличием у издающих их органов государственновластных полномочий;

- адресуются органам, применяющим право, а не субъектам, действия которых непосредственно регулируются нормой.

16.6.1. Виды интерпретационных актов

По внешней форме:

- письменные

- устные.

По юридической значимости:

- акты нормативного толкования

- акты казуального толкования.

Это одна из основных классификаций интерпретационных актов. Акты нормативного (общего) толкования адресуются правоприменительным органам и содержат общие разъяснения правовых норм, которыми правоприменитель обязан руководствоваться во всех случаях, когда возникает необходимость применить разъясняемую норму права. Например, Постановление № 3/1 Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суд РФ от 5.02.98г. "О некоторых вопросах применения ФЗ "О переводном и простом векселе"" является актом нормативного толкования.

Акты индивидуального толкования обязательны только в отношении конкретного юридического дела. Элементы индивидуального толкования содержатся в мотивировочной части судебных решений и приговоров, где суд разъясняет, какие именно нормы права и почему он считает нужным применить в этой ситуации. Примером актов индивидуального толкования могут служить определения судебных коллегий Верховного Суда РФ, выносимые в результате рассмотрения конкретных дел высшей судебной инстанцией и содержащие подробные разъяснения правовых норм, касающихся данного юридического спора.

В зависимости от субъекта издания:

- акты аутентичного толкования

- акты легального толкования.

Акты аутентичного толкования издаются органами, которыми был издан и сам разъясняемый акт.

Акты легального толкования издаются органами, специально уполномоченными на дачу официальных разъяснений действующего законодательства. Наибольшую значимость среди актов легального толкования имеют постановления Конституционного Суда РФ, а также постановления пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ.

В зависимости о отраслей права акты толкования можно подразделить на:

- конституционноправовые

- уголовно-правовые

- гражданско-правовые

- другие.

Пишутся акты толкования в произвольной форме. Даже для актов судебного толкования не разработаны какие-либо формы, образцы, типовая структура.


74. Пробелы в праве и способы их восполнения и преодоления. Аналогия права и аналогия закона.

В правоприменительной практике иногда возникают ситуации, когда спорное отношение имеет правовой характер, входит в сферу правового регулирования, но не предусмотрено конкретной нормой права. Правоприменитель обнаруживает пробел в праве.

Пробел в праве – это полное или частичное отсутствие юридической регламентации общественного отношения, входящего в сферу правового регулирования.

Пробелы в праве существуют в основном вследствие двух причин: во-первых, в результате появления новых общественных отношений, которые в момент принятия закона не существовали и не могли быть учтены законодателем; во-вторых, из-за упущений при разработке закона.

Пробелы в праве устраняются (восполняются) законодателем (принимается соответствующим правотворческим органом недостающая норма или группа норм), преодолеваются правоприменительными органами (не вправе отказаться от решения данного юридического дела по причине неполноты законодательства). Способы преодоления пробелов в праве (методы их оперативного преодоления): аналогия закона и аналогия права.

Аналогия закона – это применение к неурегулированному в конкретной норме отношению нормы закона, регламентирующей сходные отношения. Необходимость применения данного приема заключается в том, что решение по юридическому делу обязательно должно иметь правовое основание. Поэтому, если нет нормы, прямо предусматривающей спорный случай, то надо отыскать норму, регулирующую сходные со спорным отношения. Правило найденной нормы и используется в качестве правового основания при принятии решения по делу.

Аналогия права – это принятое решение по конкретному делу на основе общих начал и смысла законодательства. Для применения аналогии права не требуется наличие сходных норм, как при приме­нении аналогии закона.

При аналогии права решения принимаются в соответствии с общими принципами и смыслом законодательства. В этом состоит отли­чие аналогии права от аналогии закона.

Применение аналогии права, таким образом, обосновано при наличии двух условий: при обнаружении пробела в законодательстве и при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, что не дает возможности использовать аналогию закона.


75. Юридические коллизии.

Законодательство является очень сложным, многоотраслевым образованием, в котором очень много разночтений, несогласованностей, конфликтующих или конкурирующих норм и институтов.

Юридические коллизии – это противоречия между правовыми актами, которые регулируют одни и те же общественные отношения. Они привносят в правовую систему несогласованность, дефекты, являются причинами неудобств в правоприменительной практике, затрудняют использование законодательства.

Причины юридических коллизий могут быть:

1) объективными, в частности при отставании права от более динамично развивающихся общественных отношений. В этом случае происходит то, что одни нормы устаревают, а другие появляются, не всегда обязательно отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними;

2) субъективными, которые прежде всего возникают из-за недостатка опыта законодателя, а также низкого качества законов, непоследовательной систематизации нормативных актов и др.

Юридические коллизии – это расхождения или противоречия между различными нормативно-правовыми актами, которые регулируют одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, которые возникают в процессе правоприменения и осуществления уполномоченными органами и должностными лицами своих действий.

Можно выделить следующие виды юридических коллизий РФ:

1) между Конституцией и всеми другими нормативными актами (данная коллизия должна разрешаться в пользу Конституции);

2) между законами и подзаконными актами (должна разрешаться в пользу законов как актов большей юридической силы);

3) между общефедеральными актами и актами субъектов Российской Федерации (если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он; если последний принят вне пределов ведения, то в силу вступает общефедеральный закон);

4) между актами одного и того же органа, но изданными в разные периоды времени (действует тот акт, который принят позже);

5) между актами, которые приняты разными органами (применяется тот акт, который обладает более высокой юридической силой);

6) между общим и специальным актами (если они приняты одним органом, то применяется последний; если разными органами – действует первый).

Существует несколько способов разрешения коллизий: 1) отмена старого акта; 2) принятие нового акта; 3) внесение изменений в действующие акты;

4) систематизация законодательства; деятельность судов; 5) референдумы; 6) переговоры через согласительные комиссии; 7) толкование и др.

Разрешить юридическую коллизию можно, анализируя практику реализации законов и оценки использования актов полностью или их отдельных норм. Зачастую это делается в ответ на запросы государственных органов разных уровней, а также по обращениям общественных организаций и отдельных граждан. Основной причиной запросов и обращений являются неясности в трактовке понятий и терминов, некоторых норм, различные позиции в отношении области их применения, круга субъектов, на которых должно распространяться их действие. Несогласованность в действиях различных органов и организаций также может дать повод для того, чтобы обратиться за официальной оценкой нормативного акта. Юристы, чтобы устранить коллизию, должны иметь высокий профессионализм, выполнять точный анализ обстоятельств дела, выбрать единственно возможный или наиболее целесообразный вариант решения.


76. Понятие и виды правомерного поведения.

Правомерное поведение - такое поведение, которое соответствует требованиям юридических норм. Правомерное поведение — поведение, соответствующее мере (норме) права, не нарушающее норму права. Оно, как правило, является поведением общественно полезным, одобряемым. Однако правомерность и общественная полезность совпадают далеко не всегда. Неучастие в выборах, частые браки и разводы - поведение правомерное, однако общественно не полезное. Значение правомерного поведения состоит в том, что в нем реализуются нормы права. Право осуществляет главным образом регулирование правомерного поведения. Правомерное поведение - это условие существования законности и правопорядка. Правопорядок является результатом правомерного поведения.

Признаки правомерного поведения:

1.Субъектами выступают люди.

2.Может выражаться в действии или бездействии

3.Является правовым, юридически значимым

4.Является общественно полезным или общественно допустимым

Виды правомерного поведения

По объективной стороне правомерного поведения (по внешней форме проявления правомерного поведения):

1. Действия - активное правомерное поведение. 2 Бездействия - пассивное правомерное поведение.

По субъективной стороне правомерного поведения (психическая сторона): 1 Активно-сознательное правомерное поведение (социально-активное) - основано на внутреннем убеждении субъекта поступать правомерно. Свидетельствует о высокой степени ответственности субъекта. При реализации правовых норм действует активно, стремясь осуществить правовое предписание как можно лучше, эффективнее. 2 Положительное (привычное) поведение - осуществляется в рамках сформировавшейся привычной деятельности личности по соблюдению и исполнению правовых норм, т.е. человек поступает так в силу привычки, в силу воспитания. Особенностью данного поведения является то, что человек не фиксирует в сознании ни социальное, ни юридическое его значение, не задумывается над этим, оно становится внутренней потребностью человека. 3 Конформистское правомерное поведение - такое правомерное поведение, которое основано не на глубоком внутреннем убеждении субъекта, а на том, что так поступают все окружающие. Ему присуща низкая степень социальной активности. Личность пассивно соблюдает правовые предписания, стремиться не выделяться, ''делать как все''. 4 Маргинальное правомерное поведение - когда субъект поступает правомерно из-за боязни неблагоприятных последствий за неправомерное поведение (см. Вопрос 6). 5 Законопослушное поведение – это ответственное прав поведение, характеризуемое сознательным подчинением людей требованиям закона. Правомерные предписания используются добровольно, на основе надлежащего правосознания.

По сферам общественной жизни, в которых реализуется правомерное поведение: 1 Правомерное поведение в экономической сфере. 2 Правомерное поведение в политической сфере. 3 Правомерное поведение в культурной сфере и т.д.

По субъекту, осуществляющему правомерное поведение: 1 Правомерное поведение личности (индивида). 2 Правомерное поведение организаций. 3 Правомерное поведение государства, его органов, должностных лиц.

По отраслевой принадлежности юридических норм, регулирующих правомерное поведение: 1 Конституционное правомерное поведение. 2 Уголовное правомерное поведение. 3 Гражданское правомерное поведение и т.д.

С точки зрения форм реализации норм права - это соблюдение, исполнение, использование и применение норм права.

С позиции юридических фактов (в зависимости от юридических последствий, которых хочет достигнуть субъект реализации) это могут быть юридические поступки и действия, создающие объективированный результат и юридические акты.

В зависимости от субъектов права, осуществляющих правомерные действия: правомерное индивидуальное и групповое поведение. Групповое – объединение действий членов определенной группы, которые характеризуются определенной степенью общности интересов, целей и единством действий.


77. Понятие и признаки правонарушения.

Правонарушение - это противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан.

Признаки правонарушения:

1.Совершается людьми. Но не все люди могут быть субъектами правонарушения, что связано с вменяемостью и достижением определенного возраста.

2.Правонарушение, это деяние, т.е. внешнее поведению людей, а не их мысли.

Деяние может выражаться в действии или бездействии. Бездействие является правонарушением, в случае если закон предписывает действовать.

3.Правонарушение это противоправное деяние, оно всегда связано с нарушением норм действующего права.

4.Правонарушение это виновное деяние.

Вина это психическое отношение правонарушителя к совершенному им деянию. Правонарушения являются сознательными волевыми актами. Исключение составляет невиновное причинение вреда владельцем источника повышенной опасности и ответственность поручителя за чужую вину - вину основного должника.

5.Правонарушение от общественно вредное деяние. Оно наносит ущерб охраняемым правом общественным отношениям. Вредность и антиобщественность составляют материальное содержание правонарушения, а противоправность является юридическим выражением вредности поступка. Вред это совокупность неблагоприятных последствий наступивших в результате правонарушения.

6.Правонарушение - наказуемое деяние, т.е. оно влечет юридическую ответственность. Деликтоспособность -это способность нести ответсвенность за гражданские правонарушения (деликты), а также вменяемость как условие уголовной ответсвенности.


78. Состав правонарушения.

Юридической наукой разработано понятие состава правонарушения, которым называется описание признаков правонарушения по схеме:

- объект;

- объективная сторона;

- субъект;

- субъективная сторона.

Объект правонарушения – охраняемые законодательством общественные отношения, на которые посягает виновный. Виды объектов правонарушения:

- общий (вся совокупность общественных отношений, охраняемых правом);

- родовой (совокупность однородных общественных отношений, охраняемых правом);

- непосредственный (конкретное общественное отношение, охраняемое правом).

Объективная сторона – это совокупность установленных законодательством признаков правонарушения, которые характеризуют внешнюю сторону посягательства на охраняемые законодательством общественные отношения.

Объективная сторона правонарушения включает в себя основные и факультативные элементы.

К основным элементам можно отнести:

- деяние (в форме действия или бездействия) – действие подразумевает активную форму поведения, т.е. виновный не ожидает естественного течения событий, а сам вмешивается в их развитие для того, чтобы достичь желаемого результата. Бездействие же – пассивная форма поведения, выражающаяся в воздержании от совершения тех или иных действий, которые субъект мог и обязан был осуществить в сложившейся обстановке;

- противоправность деяния (нарушение запрета, который содержится в законе или подзаконном акте, либо невыполнение обязанности, которая вытекает из нормативно-правового акта или заключенного на его основе трудового или иного договора);

- общественная опасность (в результате совершения правонарушения причиняется вред интересам личности, общества или государства);

- причинно-следственная связь (необходимая связь между явлениями, при которой одно явление (причина) предшествует другому (следствию) и порождает его).

Факультативные элементы: время, место, способ, обстановка.

Субъект правонарушения – достигшее определенного возраста деликтоспособное, вменяемое лицо или организация.

Ряд составов правонарушений предусматривает специального субъекта – должностное лицо, военнослужащий, медицинский работник.Также субъектами целого ряда правонарушений могут быть и организации - за нарушения правил строительных работ, правил по охране природы и др.

В уголовном праве ответственность наступает с 16 лет (в отдельных случаях – с 14 лет), в административном – с 16 лет, в трудовом – с 16 лет, в гражданском полная ответственность – с 18 лет, частичная – с 14 лет.

Субъективная сторона правонарушения – это совокупность установленных законодательством признаков, характеризующих внутреннюю сторону общественно опасного посягательства (психическую), которая определяется конкретной формой вины, мотивом, целью посягательства, эмоциональным состоянием субъекта правонарушения. Основной элемент субъективной стороны правонарушения – вина.

Вина – это психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию и его последствиям, выражающееся в форме умысла или неосторожности.

Умысел – лицо, совершившее правонарушение, сознавало общественно опасный характер своего действия или бездействия, предвидело его общественно опасные последствия и желало их (прямой умысел) или сознательно допускало наступление этих последствий (косвенный умысел).

Неосторожность – лицо, совершившее правонарушение, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение (самонадеянность) либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность).

Факультативный элемент субъективной стороны правонарушения: цель, мотивы.

Цель – идеальное предвосхищение результата.

Мотив – это те внутренние побуждения, которыми руководствовался правонарушитель.


79. Классификация правонарушений по различным основаниям.

Правонарушения классифицируются по:

степени общественной опасности — на преступления и проступки; принадлежности норм права, которые нарушаются, в соответствующих отраслей права: уголовные, гражданские, административные, правонарушения в сфере трудового законодательства и др.); кругом лиц — личные и коллективные; характером правовых предписаний — нормативно-правовые и дисциплинарные; в зависимости от характера гражданско-правового нарушения — договорные и внедоговорные правонарушения; правонарушения в сфере общественной жизни (в сфере социально-экономических отношений, в общественно-политической сфере, в сфере быта и досуга).

В зависимости от характера гражданско-правового нарушения различают: Договорные правонарушения и Внедоговорные правонарушения. Первые связаны с нарушением обязательств сторон гражданско-правового договора, Вторые — с неисполнением или с несоблюдением условий гражданско-правовых норм.

В зависимости от социальной опасности все правонарушения подразделяются на преступления и проступки. В соответствии со ст. 15 УК РФ «преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания».

Преступления подразделяются на: преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает трех лет лишения свободы.

Преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы.

Тяжкими преступлениями признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает десяти лет лишения свободы.

Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

Проступок – виновное противоправное деяние, не являющееся общественно опасным, влекущее применение не наказания, а взыскания.

Проступки принято подразделять на административные, дисциплинарные и гражданско-правовые деликты.

Административным проступком признается посягающее на государственный или общественный порядок, государственную или общественную собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Дисциплинарным проступком называется нарушение трудовой, служебной, учебной и воинской дисциплины.

Гражданско-правовые деликты – это причинение неправомерными действиями вреда личности или имуществу гражданина, а также причинение вреда организации, заключение противозаконной сделки, неисполнение договорных обязательств, нарушение права собственности, авторских или изобретательских прав и других гражданских прав.


80. Понятие и признаки юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Юридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения к правонарушителю за совершенное им противоправное деяние, связанное с претерпеванием виновным лишений личного или имущественного характера.

Юридическая ответственность характеризуется следующими признаками:

заключается в наступлении для правонарушителя неблагоприятных последствий (ограничений, лишений, страданий) личного (например, лишение свободы), имущественного (конфискация имущества, штраф), организационного (лишение права занимать определенные должности) характера;

налагается от имени государства принудительно, т.е. вопреки несогласию правонарушителя; государство располагает эффективными средствами пресечь попытку виновного уклониться от исполненных ему по закону ограничений;

налагается только за виновно совершенное правонарушение (необходимо, чтобы присутствовали все элементы состава правонарушения):

сочетается с публичным государственным осуждением, порицанием поведения правонарушителя (при этом преследуется цель его исправления):

вместе с карательной ответственностью преследует также цели предупреждения новых правонарушении как со стороны данного лица, так и со стороны других неустойчивых лиц.

 

К основным принципам юридической ответственности можно отнести (рис. 4):

 

Рис. 4. Принципы юридической ответственности

 

ответственность за виновные деяния, или презумпция не­виновности. Привлекаемое к ответственности лицо считается не виновным, пока его вина не будет доказана и установлена соот­ветствующим правоприменительным актом. Впервые провозгла­шенная во французской Декларации прав человека и гражданина (1789 г.), нашедшая в последующем отражение во Всеобщей дек­ларации прав человека (ст. 11), презумпция невиновности закреп­лена в Конституции России (ст. 49) и федеральном законодатель­стве (ст. 17УПК).


81. Виды юридической ответственности.

В соответствии с видами правонарушений юридическая ответственность классифицируется как уголовно-правовая, гражданско-правовая, административная, дисциплинарная, а также материальная.

Уголовная ответственность наступает за преступления и поэтому представляет собой наиболее суровый вид юридической ответственности. Только наличие в действиях индивида состава уголовного преступления служит основанием возникновения уголовной ответственности. Возлагается она специальным правоприменительным актом – приговором суда, определяющим соответствующую деянию меру наказания. Уголовная ответственность воздействует непосредственно и прямо на личность преступника, даже если при этом наказание сопровождается ограничением его личных имущественных прав. Уголовное судопроизводство осуществляется в строго регламентированной процессуальной форме, обеспечивающей установление объективной истины по делу и наказание действительно виновных.

Гражданско-правовая ответственность предусмотрена за нарушение договорных обязательств или за причинение внедоговорного имущественного ущерба. Она имеет свои характерные черты, определяемые спецификой данной отрасли права и предмета ее регулирования. Наиболее характерные санкции здесь сводятся к возмещению правонарушителем имущественного вреда и восстановлению нарушенного права. Закон предусматривает также возможность взыскания с виновного в нарушении договорных обязательств неустойки в виде штрафа или пени, и в этом проявляется ее компенсационный, правовосстано-вительный характер.

Осуществляется гражданско-правовая ответственность не только в судебном, но и в арбитражном, административном порядке.

Административная ответственность следует за административные правонарушения. Через институт административной ответственности реализуются нормы различных отраслей права (административного, трудового, хозяйственного, финансового и др.), поэтому круг актов, имеющих к ней отношение, весьма многочислен. Центральное место среди них занимает Кодекс об административных правонарушениях, где предусмотрены следующие виды административных взыска-• ний: предупреждение, штраф, возмездное изъятие или конфискация

определенных предметов, временное лишение специального права, исправительные работы, административный арест.

Дисциплинарная ответственность наступает вследствие совершения дисциплинарных проступков. Дисциплинарными санкциями могут быть замечание, выговор, строгий выговор, временный перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность, увольнение с работы и т.д. Осуществляется дисциплинарная ответственность через должностных лиц, обладающих дисциплинарной властью.

Различают три вида дисциплинарной ответственности: в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, в порядке подчиненности и в соответствии с дисциплинарными уставами и положениями, действующими в некоторых министерствах и ведомствах.

Первый вид ответственности распространяется на всех рабочих и служащих, работающих по найму, и налагается за нарушение трудовой дисциплины руководителем предприятия или учреждения.

В порядке подчиненности ответственность несут должностные лица, имеющие право приема на работу, а также находящиеся на выборных должностях, и некоторые другие.

В уставах и положениях, наряду с общими мерами, содержатся специальные нормы с более жесткими санкциями, распространяющиеся на служащих строго определенного министерства или ведомства.

Материальная ответственность наступает за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей.


82. Понятие, структура и виды правосознания.

Правосознание — это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву. Правосознание — это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т.п.

Структура правосознания вкл. два элемента:

1) правовую психологию (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву; это уровень чувств, настроений, во многом выражающий поверхностные, эмоциональные оценки права субъектами);

2) правовую идеологию (понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение людей к действующему или желаемому праву; это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, характеризующее более рациональный уровень правовых оценок).

С одной стороны, развитие правосознания в определенной степени обусловлено действующим правом; с др. стороны, само право зависит от правосознания как на уровне правотворчества (принимая нормативные акты, законодатель должен учитывать уровень правосознания общества и отдельных групп населения), так и на уровне правореализации (правосознание обеспечивает добровольное соблюдение норм права и помогает правоприменению; оно необходимо для толкования правовых предписаний, для оценки доказательств, для преодоления пробелов).

Т.о., правосознание пронизывает весь механизм правового регулирования, предшествует изданию юридических норм и сопровождает на всем протяжении их действия.

Виды: по критерию: конкретных носителей – субъектов: индивидуальное, групповое и общественное.

Индивидуальное правовое сознание формируется у каждого члена общества, так или иначе включенного в общественные отношения, в различные движения, партии, структур, также под воздействием присущих ему психических и физиологических особенностей. (Личные потребности и интересы, социальное положение, привычно практикуемые индивидом стереотипы правовой деятельности, конкретно-неповторимые черты восприятия, исповедуемая мораль, самооценка). Индивидуальное правосознание формируется через СМИ, сведения о праве, сборники, рассказы и представления, идущие из глубины веков. Различное социальное положение, разные уровни культуры, образования и т.п. предрешают различия в уровне правосознания индивидов. Индивидуальное правосознание должностных лиц в наше время чаще всего не ориентировано на исполнение закона и на активное продвижение Правовых требований в жизнь. Широко среди должностных лиц распространены эмоциональные представления о законе, который, по их мнению, что столб: свалить нельзя, а обойти можно.

Групповое правосознание играет роль как бы промежуточного звена между индивидуальным и общественным. Любая социальная группа, так или иначе, включена в состав общества, поэтому в её правосознании всегда присутствуют оценки, императивы, схемы правосознания общества. Но наряду с ними в правосознании общественной группы есть и собственные групповые установки, критерии, стандарты, нормативные ценности, которые, прежде всего, влияют на оценки членами группы сложившейся юридической системы. Групповое правосознание отражает специфику соответствующей социальной группы, общность интересов всех членов данного коллектива, особое влияние в нем отдельных лиц (лидеров) обусловливает единообразное восприятие всеми членами того или иного сообщества действующих норм права.

Общественное правосознание отражает характер отношения к праву сложившегося в обществе. Когда складывается гармоничное сочетание общественных и личных интересов, Правовые требования исполняются большинством населения добровольно. Правосознание общества (массовое правосознание) проявляет себя в ходе общенациональных акций типа референдума, голосования за тех или иных кандидатов в депутаты, на должность президента и т. п.


83. Правовая культура.

Правовая культура — общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

Правовая культура вкл. в себя такие элементы, как право, правосознание, правовые отношения, законность и порядок, законотворческую, правоприменительную и другие виды деятельности в сфере функционирования права в обществе, и имеет разветвленную систему социальных институтов — законодательные органы, суд, прокуратуру, полицию, пенитенциарные учреждения.

Право вырастает из обычая, тесно взаимодействуя с моралью и религией. В разные эпохи существовали различные формы правовой культуры.

Современная Правовая культура основывается на принципах равенства, свободы и справедливости. Любое общество, любое государство, любая общность людей имеют свою правовую культуру. Правовая культура, с одной стороны отражает существовавшие ранее и существующие в данный период реалии государственно-правовой действительности страны, с др. — оказывает на эту действительность влияние.

Виды правовой культуры:

1. Правовая культура общества – это доля общей культуры, которая передает степень правового сознания и правовой активности общества;

отличают след. черты: 1) уровень совершенства Законодательства; 2) правовая активность населения государства; 3) уровень развития в государстве юридических норм, литературы и образования; 4) соотношение в нормах права национального и общечеловеческого начал; 5) эффективность работы правоприменительных органов государства.

2. Правовая культура личности – это культура отдельного члена общества, человека. Состоит из элементов:

1) знание, а вместе с этим и понимание права;

2) отношение человека к праву, т. е. привычка, проявляющаяся в законопослушном и правомерном поведении человека;

3) уровень правового поведения – юридически значимого поведения, которое может проявляться в наличии у человека умений эффективного использования средств права с целью осуществления субъективных прав и свобод или для достижения своих личных целей;

4) правовая психология;

5) правовая идеология.

3) Правовая культура социальной группы – это специфичная культура для таких социальных групп, как профессиональная группа, молодежь и т. д.

Отличают след. черты: 1) знание, почитание права и законодательства; 2) соблюдение законности; 3) наличие умения использовать предоставленную народом и правом власть; 4) наличие умений по эффективному обеспечению прав и свобод граждан; 5) правовое обучение и воспитание граждан; 6) способность правильно и быстро составлять, оформлять нужные юридические документы.

В правовой культуре можно выделить четыре основных уровня (состояния):

-идеологический (правовые идеи);

-нормативный (правовые нормы);

-поведенческий (правовые поступки);

-объективированный (правовые учреждения, закрепляющие результаты правовой деятельности).

С этих позиций Правовая культура общества предстает как разновидность общественной культуры, отражающая определенный уровень правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики и охватывающая все ценности, которые созданы людьми в области права. Развитое массовое правосознание, зрелая правовая активность отдельных граждан является основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства. Поэтому воспитание правосознания граждан — необходимая часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью в Современных условиях.

Правовое воспитание представляет собой целенаправленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемое в целях выработки у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения. При этом наиболее эффективный результат достигается через осознанное усвоение индивидом основных положений права.

К средствам правового воспитания относятся: правовое обучение; правовая пропаганда; юридическая практика; самовоспитание. Правовое обучение заключается в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Правовая пропаганда: лекции среди населения, пропаганда и просвещение в СМИ, Действенной формой воспитания является юридическая практика. Сколько бы сил и средств ни тратило государство на пропаганду и обучение, если деятельность судебных органов, прокуратуры и их решения будут иметь несправедливый характер, людей нельзя будет убедить в том, что право соблюдать необходимо и выгодно. Правовой нигилизм как осознанное игнорирование права со стороны представителей власти и злоупотребление правом, обход закона, пренебрежение правами граждан пагубно сказываются на уровне культуры в целом.


84. Понятие, принципы и гарантии законности.

Законность - строгое и неуклонное соблюдение и исполнение всеми субъектами права юридических норм (законов и подзаконных актов).

Принципы законности:

1. Принцип единства: един и одинаков для всех и на всей территории страны.

2. Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности: В процессе соблюдения, исполнения и применения Законов очень важно не допускать подмены законности целесообразностью. Высшая государственная целесообразность заключена в самом законе, коль он принят и действует. Если же исполнители, каждый по-своему, будут оценивать закон с точки зрения его целесообразности или нецелесообразности, нужности или ненужности, выгодности или невыгодности и, следовательно, решать вопрос - руководствоваться им или не руководствоваться, то никакого порядка в обществе установить невозможно.

3. Принцип неотвратимости наказания за нарушение законности:

Давно подмечено, что соблюдение Законов, а стало быть, и законности обеспечивается не столько суровостью наказания, сколько его неотвратимостью.

4. Принцип верховенства закона: приоритет закона над всеми иными нормативно-правовыми актами.

5. Принцип защиты прав и свобод человека как приоритетной цели законности: уважение и всемерная защита прав граждан, борьба с нарушениями этих прав.

6. Принцип взаимосвязи законности и культурности: законность есть почти зеркальное отражение общей, политической и правовой культуры общества, его граждан. Неуважение же Законов, их нарушение, правовой нигилизм - это худшее проявление некультурности, отсталости и незрелости государства. Повышение культуры общества, всех граждан благотворно сказывается на состоянии Законности, способствует воспитанию индивида в духе соблюдения Законов и основанных на них подзаконных актов.

7. Презумпция невиновности: каждый человек предполагается честным, добропорядочным и ни в чем не повинным, пока не будет доказано иное в установленном законом порядке, а именно приговором суда.

Гарантии законности - Объективные и Субъективные факторы, условия, предпосылки, обеспечивающие или по крайней мере способствующие укреплению законности и правопорядка. Сюда же входят и специально установленные средства, направленные на достижение указанных целей. Речь идет о целой системе мер, усилий, механизмов, призванных стимулировать и гарантировать соблюдение законов и поддержание должного правопорядка в обществе.

Виды гарантий законности: общие и специальные

Общие: экономические (обеспечение равноправного статуса разных форм собственности, установление и охрана частной собственности и свободного предпринимательства, устойчивая денежная система и налоговая политика и др.);

политические (развитие и совершенствование демократических институтов, разделение властей и их сотрудничество, гласность, многопартийность и др.);

идеологические (широкая пропаганда правовых знаний, создание атмосферы Законопослушания людей, повышение авторитета права и др.);

социальные (высокий жизненный уровень населения, забота о социально незащищенных слоях общества, и др.).

Специальные: исчерпывающее и эффективное регулирование всех отношений, которые нуждаются в юридической регламентации; совершенствование законодательства и улучшение его технического уровня;

установление специальных институтов и процедур, обеспечивающих законность в деятельности государственного аппарата (судебное обжалование действий администрации, нарушающих права граждан, презумпция невиновности, независимость суда и др.); установление тщательно разработанных процессуальных норм при рассмотрении уголовных, гражданских и других дел; точное определение мер ответственности (юридических санкций) за правонарушения


85. Правопорядок.

Правопоря́док — состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм, одна из составных частей общественного порядка. Правопорядок характеризуется уровнем законности в государстве и степенью реализации прав и свобод граждан, а также исполнении ими и государственными органами возложенных законом обязанностей.

Важные черты правопорядка является:

Правопорядок является результатом действия права и законности;

Предусмотрен нормами и принципами права;

Возникает в результате реализации правовых норм;

Юридически оформляет упорядоченность общественных отношений;

Носит объективный характер;

Обеспечивается, охраняется государством.

К основнм элем-м правопорядка относятся: 1.право и законность; 2.правомерное поведение; 3. участники правоотношений, наделенные субъективными правами и юридическими обязанностями.

Принципы правопорядка:

1. Принцип конституционности. Он означает, что правопорядок подчинен Конституции и обеспечивает ее реализацию.

2. Принцип законности. Законность выступает необходимым условием возникновения и функционирования правопорядка.

3. Принцип целостности и структурности. Целостность и структурность выступают необходимыми свойствами, позволяющими свести многотысячное количество правовых актов в одно целостное образование – механизм функционирования государственной власти и общества.

4. Принцип справедливости и нравственности: означает соответствие правопорядка высоким нравственным устоям. Правопорядок не м.б. аморальным и несправедливым.

5. Принцип гарантированности: достижение правомерными средствами законного результата.

6. Принцип подконтрольности. Данный контроль осуществляется всем обществом (его структурами), государством и гражданами. Он осуществляется за качеством законов и правореализационной практики, за совершенствованием нормативных образцов поведения, за реализованностью прав и свобод субъектами.

Классификационный критерий м.б. различным:

1. По масштабности выделяют: правопорядок страны, федерации, субъектов федерации, региона, города, организации.

2. По объему и значимости – общий, отраслевой.

3. По характеру отношений – конституционный, судебный, финансовый и т.д.

4. По степени оформленности – оформленный (как правило) и неоформленный (реализованность правовых обычаев, традиций, моральных принципов и др.)

На становление и совершенствования внутреннего правопорядка отдельного государства оказывает влияние международный правопорядок.

Международный правопорядок – это сложная и динамичная система взаимоотношений различных государств, формирующаяся на основе общегуманистических и естественно-правовых началах и функционирующая в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного и внутригосударственного права.

Процессуальный механизм вкл. в себя:

1.международно-правовые нормы, содержащиеся в уставах, положениях, конвенциях и договорах и определяющие вопросы деятельности международных организаций, порядок рассмотрения межгосударственных споров и т.п. Каждое государство является самостоятельным суверенным образованием и строит свои взаимоотношения с другими участниками на принципах невмешательства во внутренние дела, территориальной целостности, равноправия и самоопределения народов.

2.международные организации и органы планетарного, регионального характера (международные суды, трибуналы, арбитражные суды и согласительные комиссии). Прежде всего, это Организация Объединенных Наций (ООН), а также примыкающие к ООН международные организации: Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения и др.

3.юридические конструкции, обеспечивающие стабильность, последовательность, универсальность процедур и гарантий функционирования мирового правопорядка.

Основные направления воздействия международно-правовых средств на правовую систему конкретных стран заключаются в следующем.

Во-первых, речь идет о создании механизма прямого действия международно-правовых норм в сфере внутреннего правопорядка того или иного государства.

Во-вторых, на совершенствование внутреннего правопорядка оказывают влияние «ориентирующие» решения международных организаций и органов, имеющих общеправовое значение (рекомендации, стандарты, судебные прецеденты).

В-третьих, большое значение приобретают коллективные решения межрегиональных и региональных сообществ государств. Т.о., вырабатывается «модельное» законодательство для объединившихся стран.


86. Права и свободы человека и гражданина

В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Основными из них является:

признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;

осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;

равенство мужчины и женщины;

приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;

строго определенные условия, допускающие ограничение нрав Законом;

запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

Права гражданина — это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство.

Права человека есть неотъемлемые, неразделимые, материально обусловленные и гарантированные государством возможности индивида обладать и пользоваться конкретными благами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими (личными) и культурными.

Свободы человека - это самостоятельность социальных и политических субъектов, выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.

Задача государства состоит не только в том, чтобы гарантировать права и свободы человека, но и в том, чтобы минимизировать неблагоприятные последствия своего вмешательства в социально- экономические процессы. Излишняя активность государства во взаимоотношениях с гражданским обществом может привести к существенному сужению спектра прав и свобод граждан. Предельная ситуация —тоталитаризм, в условиях которого свобода индивидов и групп отсутствует, практически все общественные отношения регулирует государство. С др. стороны, уменьшение числа функций государства (и даже уничтожение государства в принципе, как предлагают анархисты) может привести к утрате стабильности политических отношений, конфликтам и кризисам.

Гарантии осуществления и защита прав и свобод

Основнми правами и свободами личности считаются те, перечень и гарантии реализации которых указаны в Конституции РФ. Среди них выделяют права:

+естественные, которыми человек обладает от рождения независимо от уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);

+возникающие в связи с развитием государства и общества (например, политические права и свободы, которые в указанных условиях также возникают от рождения, а реализуются во времени по мере наступления о

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.