на стадии правотворчества его результаты являются исключительно нормативными, т.к. выражаются в установлении, изменении или прекращении действия норм права, имеющих общеобязательный характер и официально рассчитанных на неоднократность их реализации, неопределенный круг лиц (субъектов-адресатов). Соответственно правовое регулирование на этой его стадии называется нормативным правовым регулированием.
На стадиях же правореализации и правозащиты правовое регулирование является главным образом индивидуализирующим. Установленные на стадии правотворчества общие нормы права уточняются, конкретизируются применительно к специфике регулируемого ими отдельного отношения. Такое правовое регулирование в теории права получило названиеиндивидуального правового регулирования. Оно является продолжением и реальным воплощением в действительности нормативного правового регулирования на основе логической связи с ним в форме движения «от общего к частному» и «от частного к общему».
Из сказанного следует, что правовое регулированиеподразделяется на нормативное правовое регулирование и индивидуальное правовое регулирование, имеющие различное функциональное значение в осуществлении правового регулирования в целом. Их можно считать и определенными формами правового регулирования в целом.
В итоге можно сказать, что правовое регулирование проявляется в двух основных своих видах:- нормативном правовом регулировании и индивидуальном правовом регулировании. Но их, в свою очередь, также можно подразделить на подвиды в зависимости от статуса субъектов их осуществления. Например, нормативное правовое регулирование в федерации подразделяется на федеральное нормативное правовое регулирование (осуществляемое федеральными органами власти и управления), нормативное правовое регулирование субъектов Федерации (осуществляемое их органами власти и управления), муниципальное правовое регулирование (осуществляемое органами местного самоуправления) и локальное нормативное правовое регулирование (осуществляемое органами управления коммерческих и некоммерческих организаций). Кроме того, данный вид правового регулирования можно подразделить на законодательное правовое регулирование (осуществляемое органами только законодательной власти, самим народом) и подзаконное нормативное правовое регулирование (осуществляемое органами только исполнительной власти и иными органами и лицами, например, президентом).Индивидуальное правовое регулирование, осуществляемое третьими лицами, не являющимися непосредственно участниками регулируемых отношений,можно подразделить на: 1) индивидуальное судебно-правовое регулирование, 2) индивидуальное административно-правовое регулирование. Эти подвиды носят властныйхарактер, придаваемый им их соответствующими властными субъектами – судами и административными государственными органами.Однако в правовом регулировании существует и индивидуальное правовое регулирование, осуществляемое самими участниками регулируемых общими нормами права отношений. Оно получило в теории права название «саморегулирование». - регулирование отношений их участников посредством заключения ими различных, в первую очередь, гражданско-правовых договоров (купли-продажи, аренды, дарения, перевозки, хранения, страхования, брачных договоров и т.д.), а также трудовых договоров, контрактов, мировых соглашений, в т.ч. в судебном процессе.Данные договоры, соглашения и контракты основаны на нормах права и собственном усмотрении сторон, разрешенном им законом. Они также индивидуализируют (дедуктивно конкретизируют) соответствующие нормы права применительно к конкретным отношениям и их индивидуально определенным субъектам. В силу этого они относятся к индивидуальному правовому регулированию в качестве его третьей разновидности – индивидуальному правовому саморегулированию.В философском аспекте индивидуальное правовое регулирование характеризует переход от абстрактной неопределенности реализуемых норм права к их индивидуализированной, практической определенности. И этот переход осуществляется, как отмечено, посредством дедуктивной конкретизации норм права как в правотворчестве (подзаконном), так и в правореализации, включая судебное правоприменение. В целом правовое регулирование должно обеспечивать реализацию общих и специальных связываемых с ним целей, т.е. быть эффективным.
91. Законность и правопорядок: понятие, принципы, гарантии и соотношение.Законность может пониматься в различных значениях: это точное, строгое и неукоснительное соблюдение и исполнение всеми субъектами права всех действующих на территории государства нормативно-правовых актов; это принцип деятельности государственных органов; это метод государственного руководства обществом, это режим общественной жизни, основанные на всеобщем соблюдении правовых предписаний.Принципы законности:- единство: единообразное понимание, толкование и применение нормативно-правовых актов;- верховенство закона над подзаконными актами;- гарантированность прав и свобод личности: обязанность государства их защищать;- всеобщность и непререкаемость: не должно быть государственных органов или иных субъектов права, находящихся вне закона;- неотвратимость наказания за нарушение законности;- недопустимость противопоставления законности и целесообразности:Гарантии законности –это объективные и субъективные условия и специальные юридические средства и способы обеспечения законности. К ним относятся:- общие условия: политические (методы осуществления государственной власти, уровень демократии), экономические (уровень экономического развития общества, уровень жизни населения), правовые (степень нормативного урегулирования общественных отношений, непротиворечивость законодательства) идуховные или идеологические (уровень общей и правовой культуры населения);- специальные юридические средства: средства предупреждения, выявления, пресечения правонарушений, средства защиты, юридическая ответственность, организационные средства.Правопорядок –это основанная на праве и законности организация общественной жизни, которая отражает качественное состояние общественных отношений на определенном этапе общественного развития.Принципы правопорядка:- определенность: правопорядок должен быть основан на формально-определенных правовых предписаниях;- системность: единство и взаимосвязь системы права и законодательства,- организованность: его реализуют специально созданные правоохранительные органы;- гарантированность государством;- устойчивость: его дестабилизация пресекается, нормы действуют длительное время;- единство: государственная воля и законность едины на всей территории государства.Государство является главным элементом и необходимым условием правопорядка.Таким образом, правопорядок является результатом реализации принципа и режима законности на территории всего государства.