Место и роль государства в политической системе общества определяется тем, что оно сосредоточивает в своих руках огромные материальные и финансовые средства. В ряде стран оно является исключительным собственником основных орудий и средств производства. Это можно было наблюдать на примерах социалистических стран, в том числе и в бывшем СССР.Место в политической системе общества занимает государство как единая политическая организация, власть которой распространяется на все население страны в пределах ее государственных границ. В то же время государство обладает суверенитетом, т.е. верховенством по отношению к другим властям внутри страны и независимостью от любой иностранной власти. Государство в политической системе общества координирует основные стороны жизни общества. Поэтому степень "демократичности" политической системы в первую очередь зависит от сущности государства.Государство взаимосвязано и взаимодействует с другими элементами политической системы - партиями, профсоюзами, молодежными, религиозными и иными объединениями на основе принципов сотрудничества, помощи и содействия друг другу, а также контроля. Государство как важнейший элемент политической системы на любом этапе развития общества выступает как самая массовая организация.Оно стремится объединить вокруг себя самые различные слои населения. В конституциях и других основополагающих актах оно стремится закрепить себя и представить непременно как организацию для народа. Это особенно ярко проявляется в конституциях таких государств, как Германия, Франция, Япония, США, Швеция.В Конституции США, например, записано: "Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спокойствия, ... учреждаем и вводим эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки". Подобные отсылки к народу содержатся и в Конституции России 1993 г.В.В. Путин отметил, "что авторитет государства должен основываться не на вседозволенности и попустительстве, а на способности принимать справедливые законы и твердо добиваться их исполнения".Исключительное место и роль государства в политической системе определяется еще и наличием у него специального аппарата управления и принуждения. У политических партий и массовых общественных организаций тоже есть свои хорошо слаженные и постоянно действующие аппараты. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в своей структуре правоохранительных и силовых органов (суд, милиция, прокуратура, вооруженные силы, органы государственной безопасности). Кроме того, они не обладают государственно-властными полномочиями.Государство располагает разветвленной системой юридических средств. Это даёт возможность оперативно управлять многими отраслями экономики и оказывать воздействие на все общественные отношения. Государственные органы обеспечивают реализацию нормативных правовых и индивидуальных актов.
Государство посредством использования прямых и косвенных методов воздействия на законодательной основе может принимать меры по дозированию информации, распространяемой средствами массовой информации.
25. Правовое государство: понятие, признаки, общая характеристика основных элементов.
В нашей стране идея формирования правового государства была официально провозглашена в 1986 года, а позднее получила закрепление в Конституции России.
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и глее в основу организации власти положен принцип разделения (обособления) властей.
Правовое государство характеризуется следующими признаками:
- разделение властей (три ветви: законодательная, исполнительная, судебная). В правовом государстве эти ветви должны быть независимы и сдерживать одна другую. В противном случае – опасность установления деспотического (авторитарного) режима;
- верховенство закона во всех сферах государственной и общественной жизни (закон обладает высшей юридической силой в системе действующих нормативных актов);
- связанность государства и его органов правом (предполагает, что гос. власть действует только в рамках установленных правом. Если гражданину в правовом государстве разрешено всё, что законом не запрещено, то государственным органам и их должностным лицам, напротив, дозволено только то, на что их уполномочил закон);
- взаимная ответственность государства и личности (государство берёт на себя обязательства обеспечивать справедливость в своих отношениях с гражданами, а также нести политическую, правовую и моральную ответственность за невыполнение взятых на себя обязательств. Важна также и ответственность личности перед государством);
- независимый суд – важнейшее условие – должен выступать в роли не зависимого от кого-либо влияния, от каких-либо государственных и общественных структур арбитра, решающего споры о нарушенном праве;
- правовое государство предполагает высокий уровень правовой и политической культуры граждан, развитое гражданское общество.
26. Право: основные подходы к пониманию, признаки, сущность и социальное назначение.Право – система обязательных формально-определенных норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.Право продукт общественного развития, основной нормативный регулятор общественных отношений. Главные признаки права:- имеет волевой характер (выражает возведенную в закон общую волю);- общеобязательность (означает, что все правовые нормы обязательны для исполнения теми, кому они адресованы);- нормативность (содержанием права являются общеобязательные правила поведения, правовые нормы);- связь с государством (государство официально устанавливает право обеспечивает его исполнение, в т.ч. с помощью государственного принуждения). Наиболее существенный признак;- формальная определенность (устанавливаются государством в официальных актах в письменном виде – законах, судебных решениях);- многократность применения (действует многократно до тех пор, пока она в установленном порядке соотносящими государственные органы не будет изменена либо отменена);- властно-регулятиваня природа (права указывает на то, что, с одной стороны, право регулирует общественные отношения, с другой стороны, это регулирование является государственным. Именно государство устанавливает и охраняет правовые нормы. Этим право отличается от морали и иных социальных норм).Сущность права видится в «обеспечении» или «разграничении» жизненных интересов людей, в «выражении их воли», в «установлении» определенного порядка общественной жизни.При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:1) то, что любое право есть прежде всего регулятор (формальная сторона);2) то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).Можно выделить следующие подходы к сущности права:- классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса);- общесоциальные, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т.п.).Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых и нормативных договорах.Право делится на объективное (собственно понятие ПРАВО, лично мне не принадлежит, вне зависимости от моей воли) и субъективное право (конкретные юрилические возможности, которые возникают на основе и в пределах объективного права мера возможного поведения, для удовлетворения собственных интересов субъекта.)27. Принципы права: понятие, признаки и виды. Принципы российского права их значение в правоприменении.Принципы права - это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Они воплощают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.Принципы выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на основе которой создаются и реализуются не только нормы, институты или отрасли, но и вся система права. Они служат своеобразными ориентирами для правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности. От степени их соблюдения в прямой зависимости находится уровень слаженности, стабильности и эффективности правовой системы.В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые, отраслевые принципы права. К общеправовым (характерным для всего права) относятся такие принципы как: 1.справедливость, выражает сущность права и поиск компромисса между участниками правоотношений, гражданином и гос-вом. 2.юридическое равенство граждан перед законом и судом 3.гуманизм 4.демократизм 5.единство прав и обязанностей 6.законность, строгое соблюдение и исполнения правовых предписаний всеми субъектами права. 7.сочетание убеждений и принуждений 8.федерализм К межотраслевым принципам (характерным для нескольких отраслей) относятся: 1. В ГПК и УПК гласность и обязательность судопроизводства 2. В УП, ГП, АП неотвратимость ответственности 3. В ГП, СП,Брачном Праве равенство сторон К отраслевым принципам (присущи отдельной отрасли права)относятся: 1.В УПК презумпция невиновности 2.В ТП свобода труда 3. В ГП всеобщность защиты гражданских прав. Принципы закреплены в Конституции Принципы делятся на общеправовые, межотраслевые и отраслевые. Общеправовые – характеризуют систему права в целом, они присущи всей системе права. Межотраслевые присущи двум и более отраслям права. Отраслевые принципы присущи одной отрасли права. Принципы гр-го права и т.д. ТГП изучает только общеправовые принципы межотраслевые и отраслевые изучаются отраслевыми юр-ми науками. Общеправовые принципы системы права :1) принцип демократизма (сис-ма права строится на демократических началах).2) гуманизма.3) принцип справедливости (имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание. Законы отражают эту соразмерность, если отвечают принципу справедливости.),4) принцип равенства юр-их прав и обязанностей,5) принцип единства прав и обязанностей.6) Принцип уважения прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В ст. 18 Конституции записано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». 7) Содержание принципа законности заключается в том, что, «Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы». 8) Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке. Принцип права по разному проявляется в системе права, Одни формируются в виде специальных правовых норм, другие выражаются в виде определенной идеи вытекающей из содержания различных правовых норм. Как правило межотраслевые и отраслевые принципы выражены в виде норм принципов, а общеправовые принципы выступают в форме правовых норм.