Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Конфедерация: понятие, признаки, политико-правовая природа



Конфедерация (от лат. confoederatio - союз, объединение). Конфедерация позволяет достигать более высокой степени интеграции в различных сферах общественной жизни (экономической, социальной, политической, военной, идеологической и др.).

Конфедерация – союз для достижения своих целей: сложное (конфедеративное) – состоит из нескольких самостоятельных государственных образований, добровольно объединившихся в одно союзное государство, но временно и (или) для достижения определённых целей. После чего они распадаются (дальше каждый развивается самостоятельно, т.е. цель либо достигнута, либо возникли разные цели) либо перерастают в федеративное государство (как это было в истории становления федерации в США).

Признаки:

- государственные образования, добровольно объединившиеся в одно союзное государство, сохраняют свою концессию (право выхода);

- создаются на основе договора;

- не имеют общей территории;

- отсутствует единый гос. аппарат (только консультативный существует);

- каждый член сохраняет свой бюджет;

- каждый член сохраняет свой суверенитет в полном объёме.

15. Политический (государственно-правовой) режим: понятие и виды.

Политический (государственный) режим - это совокупность приёмов, способов и методов, при помощи которых осуществляется власть в государстве.

По форме политического режима государства делятся на:

- демократические;- авторитарные.

При демократическом режиме государство признаёт и обеспечивает права и свободы личности. Органы государственной власти создаются и функционируют на демократических принципах – выборность, сменяемость, отчётность, гласность и др.

При авторитарном режиме государство в лице его различных органов подавляет личность, ущемляет её права, препятствует её свободному развитию, полным (тоталитарным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни.Чрезвычайные государственно-правовые режимы устанавливаются при наличии реальной угрозы конституционным устоям государства. Носят временный характер. В этом заключается главное отличие вводимого на основе чрезвычайного законодательства одного из видов особых правовых режимов (чрезвычайное положение, военное положение, военное время, режим проведения контртеррористической операции) от разновидностей антидемократических политических режимов (фашистский, тоталитарный, деспотический, милитаристский...), представляющих собой применяемую на постоянной основе совокупность способов и методов осуществления государственной власти.Государство, реагируя на угрозы чрезвычайных ситуаций посредством введения временных ограничений определенного вида на ряд конституционных прав и свобод, помимо обеспечения общественной безопасности отражает не только свою сущность, но также зрелость гражданского общества и степень уважения к гражданам.

16. Функции государства: понятие, признаки, виды.

Перед каждым государством стоят конкретные задачи и цели, для решения которых оно осуществляет свойственные ему функции.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА – это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним задач и целей, в которых выражается его сущность и социальное значение.

Функции государства классифицируются по разным основаниям:

- в зависимости от сферы деятельности: а) внутренние – для решения задач внутреннего содержания; б) внешние – для решения задач на международной арене.

- в зависимости от их назначения: а0 основные, выражающие сущность и назначение государства; б) неосновные, предназначенные для выполнения общих дел, вытекающих из природы всякого общества (организация здравоохранения, образования, средств транспорта и связи, борьба с эпидемиями др.).

- по продолжительности действия: а) постоянные, присущие государству на всех его этапах; б) временные, посредством которых достигаются определённые временные задачи и цели, впоследствии эти функции отпадают.

В современный период присущи следующие основные внутренние функции:

- экономическая (выработка и координация стратегических направлений);

- социальная (обеспечивает социальную защищённость, нормальные условия жизни);

- финансовый контроль (учёт государством доходов, взимание налогов, таможенных сборов и пошлин для использования их в интересах общества);

- охрана правопорядка, защита прав и свобод личности (обеспечение стабильного правопорядка в стране, охрана прав и интересов личности, для этого оно располагает спец. органами – суд, прокуратура, милиция и др.);- природоохранительная (экологическая);- культурно-воспитательная;- идеологическая (терпимости);Основные внешние функции:- оборона страны (система мероприятий по укреплению обороноспособности страны, поддержанию боевой мощи Вооружённых Сил, создание боеспособной армии);- обеспечение мира (недопущение вооружённых конфликтов, поддержание мира);- сотрудничество и укрепление связей со странами СНГ;- интеграция в мировую экономику (решение глобальных проблем – освоение космоса и безопасности планеты, защита мирового океана, охрана растительного и животного мира, реализация интересов России в области экономики, торговли, бизнеса).

17. Формы и методы осуществления функций государства.

Государство осуществляет свои функции в особых формах и посредством специфических методов. Формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства, как она оформлена. Методы представляют собой способы, средства, приемы, используемые при функционировании государства.Правовые (предст.собойзаконодательную (правотворческую), управленческую (исполнительную), судебную (правоохранительную) и контрольно –надзорную) - связаны с изданием юридических актов.Организационные (организац.-регламентирующ., орг-хозяйствен., орг.-идеологич.) - реализуются в пределах уже изданных актов и представляют собой фактические действия, способствующие осуществлению принятых юридических актов, н-р,создание конкретных государственных органов, их структурных подразделений, материальное обеспечение их работы.Группы методов: 1) метод нормативного правового регулирования, 2) метод принуждения; 3) метод рекомендаций; 4) мет.договорн.регулир.; 5) мет.надзора и контроля (н-р, лицензиров.деят.); 6) мет.информац.влияния (идеологич.работа).

18. Механизм государства: основные подходы к пониманию и структура.

Механизм государства – это система его органов, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства.

Механизм государства образуют государственные органы, они разнообразны и осуществляют различные виды государственной деятельности, отличаются друг от друга по ряду признаков, по которым они могут быть разделены на виды:

- по принципу разделения властей – на органы законодательной, исполнительной и судебной власти;

- исходя из федеративного устройства государства – на органы власти федеральные (федеральное собрание, правительство) и органы власти субъектов федераций (областная дума, областная администрация);

- в зависимости от порядка формирования – на выборные (Парламент, Президент) и назначаемые (прокуроры, судьи);

- по составу – на коллегиальные (Парламент, Конституционный Суд) и единоличные (Президент).

Признаки:

- системность – т.е. все элементы гос. механизма взаимосвязаны, скреплены общими нормами и принципами;

- правовой характер деятельности – осуществляется на основе норм права;

- сложная структура – органы, учреждения и т.д.;

- механизм связан с функциями государства.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата – это исходные идеи, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов. Такими принципами являются:

- разделение властей на три ветви:

- законодательную – Федеральное Собрание РФ (Парламент РФ);

- исполнительную – Правительство РФ, формируемое Президентом РФ и Парламентом РФ;

- судебную – Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. Данный принцип исключает произвол и злоупотребление со стороны властных органов и должностных лиц.

- Приоритет прав и свобод человека и гражданина, возлагающий обязанности на гос. органы и должностных лиц признавать, соблюдать и защищать их;

- Демократизм (широкое участие граждан в формировании и организации деятельности гос. органов);

- Законность (неуклонное соблюдение и исполнение законов и иных правовых актов);

- Гласность (освещение СМИ положения дел в гос. аппарате);

- Федерализм (единство системы гос. власти, разграничение предметов ведения между РФ и её субъектами);

- Профессионализм (укомплектование гос. аппарата высококвалифицированными работниками).

19. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Построение и деятельность государственного аппарата основывается на определенных принципах.Принципы организации и деятельности ГА - это исходные идеи, руководящие положения, основные подходы к формированию и функционированию государственных органов.

Принцип гуманизма: означает признание ценности человека как личности, утверждение приоритета его интересов в деятельности государства.Принцип демократизма: проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которой носителем суверенитета и источником власти является народ, который осуществляет свою власть по разным каналам, в т.ч. непосредственно (выборы) или через органы местного самоуправления.Принцип функционального разделения властей: согласно этому принципу государственная власть осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Он предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти.Принцип законности: заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы ко всем ГО и должностным лицам в своей деятельности.

Принцип гласности: выражается в информированности общественности о практической деятельности конкретных государственных органов.Принцип профессионализма: проявляется в использовании наиболее квалифицированных работников в деятельности государственных органов.Принцип сочетания коллегиальности и единоначалия: выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении.Принцип иерархичности: проявляется в строгой «горизонтальной» и «вертикальной» системе подчинения государственных органов.Принцип федерализма: определяется тем, что РФ состоит из равноправных субъектов: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ, которые во взаимоотношения с федеральными органами власти равноправны между собой. Принцип обеспечивает единство ее ГА, разумное сочетание в нем централизации и децентрализации власти, равноправие и самоопределение народов в составе РФ.Принцип соблюдения прав и свобод человека: каждый государственный орган и должностное лицо должны ставить на первое место права и свободы человека.Принцип сочетания координации и субординации.Экономичность государственного аппарата.

 

20. Государственный орган: понятие, признаки виды.Государственные органы – относительно самостоятельная структурно-обособленная часть государственного аппарата, наделённая властными полномочиями в рамках заданной компетенции и выполняющая определённые функции:- гос. организации (армия); - гос. учреждения (исполнение соц. функций); - гос. предприятия (создаются на базе гос. собственности).Признаки государственных органов:- функциональность – реализация тех или иных функций;- наличие властных полномочий (гос. органы могут применять силу, могут применять механизм юр.отв. – уголовное наказание и т.д.);- наличие определённой чёткой компетенции;- наличие финансовых средств (бюджетное финансирование);- наличие определённой структуры (штатное расписание, внутренняя иерархия);- профессиональный характер деятельности (выполнение практической работы гос. служащими).Виды – несколько оснований для классификации:- по принципу разделения властей;- по уровню деятельности (федеральные органы и органы субъектов федераций);- по продолжительности действия (постоянные и временные – например комиссия по ЧС, ФДЦ – федеральный долговой центр при Правительстве РФ);- по способу возникновения (первичные и производные). Например – Администрация Президента по отношению к Президенту, Аппарат Правительства РФ к Правительству РФ;- по широте компетенции (общая и специальная), общая – Правительство РФ, ОЗС; специальная – Министерство юстиции РФ;- по порядку принятия решения (коллегиальные и единоначальные), коллегиальные – общим числом голосования – Гос. Дума, Правительство Кировской области; единоначальные – решение принимается только руководителем любого Министерства.(Президент РФ – глава государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; Федеральное собрание – Парламент РФ, является представительным и законодательным органом РФ, состоит из двух палат: верхняя палата - Совет Федерации (одобрение законов по 2-а представителя от каждого субъекта, сейчас 176 человек) и нижняя палата - Государственная Дума (450 депутатов, формируется путём демократических выборов 1 раз в 4 года); Правительство РФ – осуществляет исполнительную власть в РФ и состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;Судебная власть, в кот. входят на федеральном уровне Конституционный Суд – суд. орган конституционного контроля, Верховный Суд – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции; Прокуратура (следственный комитет) – обеспечение надзора за исполнением законодательства, защита конституционных прав граждан и юр. лиц;

Контрольно-надзорные органы – инспекции (санитарная, налоговая);

Органы внутренних дел – защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, интересов государства;Вооружённые Силы РФ – защита суверенитета и территории РФ от посягательств извне).

21. Особенности построения ГА в федерации.Государственный аппарат — это система государственных органов, уч­реждений и организаций, осуществляющих регулирование в обществе при помощи законодательной, исполнительной, судебной и других ветвей власти, различные формы и методы государственного воздействия. «Клеточка»государственного аппарата — это государственный служащий.Структура государственного аппарата зависит, во-первых, от организации государственной власти (в тотали­тарных социалистических странах отрицается разделение властей),во-вторых, от политико-территориального устройства государства (унитаризм, федерализм,существование автономных образований), в-третьих,от деления на органы и должностные лица, осуществляю­щие властные полномочия(например, парламент, судьи), и органы и должностные лица, образующие обслуживающий аппарат (например, аппарат Правительства РФ, канцелярии судов,эксперты — советники министерств).С точки зрения разделения властей в аппарате управления государства различаются органы (а иног­да—и должностные лица) законодательной, исполнительной и судеб­ной власти. В странах тоталитарного социализма, где принята иная концепция, различаются органы государственной власти, органы госу­дарственного управления, суда и прокуратуры.Наиболее сложным является государственный аппарат в федера­тивном государстве. По существу, он имеет двойственный характер - наряду с государственным аппаратом федерации имеются и государ­ственные аппараты субъектов. Первый представлен общегосударст­венными законодательными, исполнительными, судебными и други­ми органами, а также федеральными государственными служащими, входящими в состав таких органов. Государственный аппарат субъек­тов федерации представлен их законодательными, исполнительными и иногда — своей системой судебных органов, действующих парал­лельно с системой судебных органов федерации (например, в США), однако во многих федерациях существует единая судебная система (например, в Канаде). В России также имеется единая судебная систе­ма, но субъекты федерации учреждают свои конституционные(устав­ные) суды и мировые суды (мировых судей).В деятельности государственного аппарата могут участвовать дру­гие организации, учреждения, органы, если им поручаются отдельные функции органов государственного управления (одновременно переда­ются и материальные средства, необходимые для выполнения таких функций). Такая возможность предусмотрена, в частности, Конститу­цией РФ по отношению к органам местного самоуправления. В этом случае такие органы становятся как бы частью государственного аппа­рата, их решения и распоряжения приобретают государственное значе­ние, а сами они в пределах переданных им функций находятся под контролем государства. Иногда отдельными функциями государствен­ных органов наделяются общественные объединения. Чаще всего это общественные организации лиц творческих профессий, действующие в сфере культуры, иногда —объединения промышленников и торговцев (торгово-промышленные палаты,регистрирующие в некоторых орга­нах товарные знаки, осуществляющие арбитраж по торговым делам).

22. Правовая природа и назначение судебной власти в современном государстве.

В РФ основы организации и дея­тельности судебной власти закреплены в основном зако­не — Конституции РФ. Природа организации и деятельности судебной власти в современной российской государственно-правовой системе базируется на основополагающей идее ее самостоятельности, что призвано обеспечить реализацию названных функций в целях достижения сущностных задач судебной власти как гаранта социального мира и господства права. Функции как основные направления деятельности судебной власти обусловливают состав ее полномочий в системе государственно-властного механизма.
1.Судебная власть — это особая власть, её правовая природа такова, что она в различных правовых системах призвана осуществлять одну и ту же функцию — правосудия, защиты прав и свобод человека и гражданина, функцию контроля за тем, чтобы государство было ограничено правом в своих властных проявлениях.Судебная власть создана для выполнения задач правосудия. Она не может принимать законов, указов и т. д., нормотворчество — не ее предназначение. Судебная власть не вправе также выполнять и функции исполни­тельной власти. Оценивая юридические акты, судебная власть не исследует причин их целесообразности и обос­нованности их принятия, это не ее задача, она восприни­мает документ таким, каким он представлен суду для оценки. 1. Судебная власть – вид государственной власти. Она – одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти.2. Судебная власть осуществляется только специальными государственными органами – судами. Они являются ее непосредственными носителями. Федеральный суд – орган государственной власти, который создается и упраздняется только Конституцией РФ или федеральным конституционным законом. Суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Суд состоит из судей, работающих на профессиональной основе, в его состав могут входить представители народа в качестве присяжных народных и арбитражных заседателей.3. Исключительность судебной власти. Никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия.4. Единство судебной власти находит свое выражение в общих принципах организации и деятельности судов. Исчерпывающий перечень судов установлен Конституцией РФ и Законом о судебной системе. Изменение его возможно только на основе изменения этих актов. Основной закон запрещает создание и деятельность чрезвычайных судов.5. Независимость, самостоятельность и обособленность судной власти. При выполнении своих функций суды подчиняются только Конституции РФ и закону. Вмешательство в деятельность суда в какой бы то ни было форме в целях воспрепятствовать осуществлению правосудия влечет за собой уголовную ответственность. Судебная власть неделима, решение суда не требует дополнительного утверждения. Суды образуют обособленную систему, организационно никому не подчиненную.6. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства (форма реализации судебной власти), что определено ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 Закона о судебной системе.

Судебная власть осуществляется посредством следующих видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного, уголовного, арбитражного (разновидность гражданского и административного).7. Процессуальный порядок деятельности. Этот порядок определяет только закон, изданный на основе Конституции РФ. Процессуальный порядок, регулирующий правила судебной процедуры, является важной гарантией законности деятельности судебной власти, обоснованности и справедливости судебных решений.8. Подзаконность судебной власти – действие в пределах предоставленной компетенции в соответствии с законом либо на его основе и во исполнение закона. Судьи независимы и подчиняются только Конституции рФ и федеральному закону (ст.120 Конституции, ч. 1, 2 ст. 5 Закона о судебной системе).Подзаконность судебной власти распространяется как на все ее проявления, так и на все органы, ее осуществляющие.9. Обязательность постановлений судебной власти для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Решение суда подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Федерации.10. Народное представительство в осуществлении судебной власти. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных и арбитражных заседателей предусмотрено ч. 5 ст. 32 Конституции РФ.23. Политическая система общества: основные подходы к пониманию и элементы структуры.

Политическая система общества - это представленные в едином целостном (системном) комплексе государство и негосударственные структуры, участвующие в политической жизни страны и осуществлении государственной власти. Основными элементами политической системы являются:а) само государство;б) негосударственные структуры;в) органы местного самоуправления.Политическая система общества состоит из следующих взаимодействующих подсистем:- институциональная (государство, политические партии и иные общественные объединения);- нормативная (правовые, моральные, нравственные и иные регулятивные факторы, влияющие на выбор поведенческих мотивов граждан);- функциональная (включает в себя совокупность применяемых государством методов осуществления властных полномочий);- коммуникативная (определяет совокупность форм взаимодействия, принятых внутри политической системы и вне ее - во взаимодействии с другими политическими системами).Функции: государственная политика (политическая система) определяет правовые основы не только своей деятельности, но и всех звеньев политической системы общества.Политическая система как совокупность власти и политических отношений начинает формироваться в обществе с появлением частной собственности, классов, с образованием государства.К числу общественных объединений, участвующих в политической жизни, прежде всего, относятся политические партии, коалиции, движения, блоки и т.п. Их создание предусмотрено основными законами государств как необходимое условие реализации провозглашаемых прав и свобод.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.