Понятие, предмет и функции науки теории государства и права
Теория государства и права - общетеоретическая юридическая наука, изучающая закономерности функционирования государства и права в их неразрывной взаимозависимости. Являясь фундаментальной, она занимает ведущее место в системе юридических наук. Теория государства и права рассматривается в двух значениях (смыслах):
в широком понимании - это все учение о государстве и праве в целом, как юридическая наука, юриспруденция, правоведение;
в узком понимании - как один из видов юридической науки.
Теория государства и права, как юридическая наука представляет собой систему объективных, знаний о государственно-политической и правовой деятельности.
Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, всей государственно-правовой деятельности. Эти закономерности и составляют ее предмет. Она изучает государство и право в целом, исследует государство и право в их единстве и в неразрывной взаимосвязи.
К функциям теории государства и права относятся:
1. Познавательная - выражается в познании и объяснении явлений и процессов государственной правовой жизни общества.
Теория государства и права изучает государственно-правовую надстройку, ее развитие, выявляет, какие закономерности лежат в основе этих процессов, определяет их сущность и содержание.
2. Эвристическая - открывает новые закономерности государственно-правовой жизни общества.
3. Прогностическая - определяет устойчивые тенденции в развитии изучаемых ею явлений.
Особенность функций теории государства и права состоит в том, что они осуществляются в форме общетеоретического мышления, при помощи которого логическим путем выявляет причинные и функциональные связи государственно-правовых явлений, определяет общие закономерности их развития в освобожденном от исторических случайностей и отклонений виде.
Методология теории государства и права.
Если понятие предмета отвечает на вопрос – что изучает данная наука, то понятие метода – как она это делает.
Метод науки– это совокупность приёмов и способов, которые она использует при изучении (исследовании) своего предмета.
Методы подразделяются на общие, распространяемые на многие науки и частные, используемые для изучения отдельных наук.
Методология - это учение о методах. Методология представляет собой совокупность принципов, правил, приемов научной деятельности, применяемых для получения истинных и объективно отражающих деятельность знаний.
Общим методом ТГП является метод диалектического и исторического материализма, в свете которого государство и право исследуются во взаимосвязи друг с другом, а также с материальными, историческими, классовыми, национальными и иными условиями жизни общества. Частные методы – это: сравнительный метод, посредством которого сравниваются государственно-правовые явления различных исторических типов, эпох в целях выявления сходства или различия между ними; статистический метод – заключается в накапливании и обработке статистических данных, которые отражают состояние, динамику развития государственно-правовых явлений; метод моделирования – состоит в изучении государственно-правовых явлений, процессов и институтов на их моделях; метод эксперимента – связан с постановкой эксперимента (например, при положительном результате при обкатке одного законопроекта в одном регионе, он может быть применён в других регионах); социологический метод – состоит в опросе и анкетировании населения, по результатам которого делается вывод об эффективности либо неэффективности проводимых государственно-правовых мер.
Место и роль теории государства и права в системе юридических наук.
Теория государства и права занимает ведущее место в системе юридических наук, поэтому предмет её исследования составляют следующий круг вопросов: а) наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права; б) сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия государства и права; в) разработка и формулировка основных государственно-правовых понятий, таких, как государство, право, закон, норма права, правоотношение, юр.отв.и т.д.Теория государства и права тесно связана со всеми юридическими науками. С одной стороны она выполняет методологическую роль, представляя собой фундаментальную отрасль правоведения. С другой стороны, она успешно развивается, используя и обобщая данные и выводы других юридических наук. ТГП также связана с гуманитарными науками: историей, философией, социологией, экономическими науками и др. В исследовании государственно-правовых явлений она опирается на фундаментальные положения этих наук. Например, из философии – положения диалектического и исторического материализма, из экономической науки – учение о производных отношениях и законы, регулирующие развитие исторически сменяющих друг друга социально-экономических формаций, из политологии – данные о политической системе общества и места человека в нём.
4.Основные теории происхождения государства и права: содержание и взаимосвязь.Процесс возникновения государства и права носит постоянный характер.Среди теорий происхождения государства и права особенно распространенными являются следующие:Теологическая теория - одна из первых, которая объясняла возникновение государства и права в результате божественной воли. Известным представителем этой теории был ученый-богослов Ф. Аквинский (1225 - 1274 гг.). Он считал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира. Ее представители утверждали, что Земля и всё сущее на ней было создано Богом 10000 лет назад. Окаменелости являются результатом разрушительных последствий Всемирного потопа, ставшего причиной гибели динозавров. Эта теория полностью отрицает процесс эволюции и естественного отбора (теория Дарвина). Прочные позиции эта теория завоевала в период становления и развития феодализма. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть;Патриархальная теория - возникла в древности (в рабовладельческом обществе). Ее основатель - Аристотель. Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава семьи становится главой государства - монархом. Его власть, таким образом, - это продолжение власти отца. Аристотель считал, что государство является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения (семьи, селения). В средние века эта теория служила обоснованием абсолютной ("отеческой") власти монарха. Положения этой теории развивал и китайский ученый Конфуций. Государство он рассматривал как большую семью. Власть императора им рассматривалась как власть отца нации, обязанного заботиться о подданных;Органическая теория - возникла в древности и окончательно сформировалась в XIX в.Первые представления о государстве как своеобразном подобии человеческого организма были сформулированы древнегреческими мыслителями. Платон сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм. Общество и государство представляют собой единый организм.В соответствии с органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира - от низшего к высшему. Наиболее полное научное объяснение этому процессу дал Чарльз Дарвин, рассматривавший этот процесс как эволюционное происхождение всех видов путем естественного отбора в течение многих тысяч лет. Он считал, что человек произошел от обезьяны. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга. Низшие классы обеспечивают его жизнедеятельность;
Теория насилия - новая теория (Дюринг, Каутский). На этапе первоначального формирования - возникновение государства и права факторами военно-политического характера, т.е. завоеванием одним племенем другого. В этой связи для подавления порабощенного племени создается государство и принимаются законы. Марксистско-ленинское учение к этой теории относилось избирательно. Для подтверждения правильности своих практических действий представители этой теории выделяют три вида насилия: революционное, либеральное и реакционное;Психологическая теория - возникла в середине XIX в. (Л.И. Петражицкий 1867-1931 гг.) - объясняет появление государства и права через свойства человеческой психики, т.е. потребностью подчиняться и быть зависимыми от элиты. Народ рассматривался как пассивная инертная масса, ищущая подчинения. Человеку присуща психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, а также в необходимости коллективного взаимодействия;Договорная теория - объясняет происхождение государства посредством заключения общественного договора, рассматриваемого как результат разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей с целью лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Поэтому государство рассматривается как искусственное произведение сознательной воли людей, стремящихся таким способом более эффективно обеспечить принадлежащие им свободы и порядок в обществе. Её отдельные положения разрабатывались еще в V - IV в. до н. э. софистами в Древней Греции. Согласно этой теории в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других людей, нарушается порядок, возникает насилие. Для обеспечения нормальной жизни люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Эта теория критикуется. Основные положения договорной теории были сформулированы в работах Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка. Они сходились во мнении о том, что правовое государство может возникнуть только посредством заключения общественного договора;
Ирригационная теория - её представителем является современный немецкий ученый К. Виттфогель - возникновение государства он связывает с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Материалистическая (классовая) теория. Основные положения этой теории изложены в работах Ф. Энгельса ("О происхождении семьи, частной собственности и государства") и К. Маркса. Она характеризуется двумя аспектами. Первое - государство возникает как продукт непримиримости, классовой борьбы, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второе - в результате экономического развития усложняется само общество, его производительная и распределительная сфера. Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.
5. Государство: понятие, признаки, сущность и социальное назначение.Государство – это особая организация публично-политической власти, обладающая суверенитетом, действующая на определённой территории, взимающая налоги и использующая в своей деятельности право и специальный аппарат легализованного принуждения.Государство имеет свои признаки: а) наличие особой публичной власти означает, что государственная власть носит политический характер, состоит из аппарата людей, которые специально занимаются управлением в классовом обществе, опираясь при этом на принудительные органы (полицию, суды, армию и др.). Т.е. наличие системы права – непременный атрибут государства (Право определяет все взаимоотношения); б) население страны представлено следующими категориями – граждане, в том числе лица с двойным гражданством – бипатриды, без гражданства – апатриды,иностранные граждане, пребывающие на территории другой страны;
в) наличие территории – означает, что государственная власть распространяется на определённую территорию, а граждане, на ней проживающие, являются подданными государства. В родовом строе отношение человека к роду или племени определялось признаком кровного родства, а не территории. Территория страны делится на собственную и условную (квази-территрия). Собственная – суша в пределах границ, граница в историческом плане, внутренние воды, территориальные воды (пространство протяжённостью 12 миль от точки макс. отлива), воздушное пространство (некий вертикальный ограничитель), недра (никакими пределами не ограничиваются). Условная – это юридическое продолжение территории страны за его пределами (дип. представительства со своими посольствами, воздушные и морские суда под флагом страны, территории военных баз страны за рубежом);г) принудительные сборы материальных средств с населения в виде налогов и займов, которые необходимы как для содержания публичной власти, так и осуществления социальных программ в интересах всего общества;д) государственный суверенитет (внутренний и внешний) – важнейший признак государства, который в дополнение к трём признакам отличает его от иных организаций классового общества – политических партий, профсоюзов и др. Государственный суверенитет – это верховенство государства на всей территории и независимость его в международных отношениях. Во- первых – означает верховную власть на своей территории, т.е. только государственная власть может признать ничтожной любую иную власть (партийную, профсоюзную); во- вторых, только государство издаёт законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права; в-третьих, только государство может независимо и самостоятельно решать свои внутренние и внешние задачи; в-четвёртых, только государство располагает правоохранительными (карательными) органами, армией и органами безопасности;
е) наличие финансовой основы – достигается за счёт следующих источников: - налоговая система, - золотовалютный резерв, - система внутренних и внешних займов, - стабилизационный фонд. Сущность – делится на классовый подход и общесоциальный. Сущность определяется – кому принадлежит и кому подчиняется.
6. Типология государства: понятие и значение для изучения государства..Типология – классификация (распределение) государств и правовых. Форма государства – это совокупность элементов, характеризующих способы структурной и территориальной государственной власти и методы её осуществления, в которых выражается сущность государства.ФОРМА ГОСУДАРСТВА – состоит в совокупности из трёх элементов (сторон): формы правления, формы государственного устройства, формы политического режима.Формы государства очень разнообразны в следствие следующих причин: - тип государства; - соотношение социальных сил; - географическое расположение страны; - национальный состав населения; - исторические традиции; - конкретно-исторические условия; - идеологический фактор.Форма гос. правления – элемент формы государства, который характеризует структурную организацию верховной государственной власти.По форме правления государства разделяются на следующие виды: - монархия - принадлежит монарху, он является творцом права, здесь отсутствует юридический институт ответственности (Великобритания, Испания, Япония);- республика, которая подразделяется в свою очередь на президентскую (США, Мексика) и парламентскую (Италия, Германия);- смешанная республиканская форма – т.е. полупрезидентская полупарламентская республика (Австрия, Португалия, Польша, Франция, Россия и др.).Форма государственного устройства – это территориально-организационная структура государства. По форме устройства все государства подразделяются на:- простое (унитарное) – единое, в его составе нет других государств, а на территории созданы административно-территориальные единицы, характерно: единая территория, население, власть и законодательство (Польша, Япония, Китай), существует один уровень организации гос. власти, один уровень законодательства.- сложное (федеративное) – состоит из нескольких самостоятельных государственных образований, добровольно объединившихся в одно союзное государство. Они образуются по национальному или территориальному принципам, либо создаются, используя и первое и второе начало (США, Индия, Россия и др.), не имеют право цессии (право выхода), 2-х уровневая система организации власти, разграничение полномочий между Федеральным центром и субъектом федерации;- сложное (конфедеративное) – состоит из нескольких самостоятельных государственных образований, добровольно объединившихся в одно союзное государство, но временно и для достижения определённых целей. После чего они распадаются либо перерастают в федеративное государство (как это было в истории становления федерации в США). Т.е. сохраняют свою концессию (право выхода), создаются на основе договора, не имеют общей территории, отсутствует единый гос.аппарат (только консультативный существует), каждый член сохраняет свой бюджет, свой суверенитет в полном объёме.
7. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства: достоинства и недостатки Типология – классификация (распределение) государств и правовых систем на группы по определённым критериям (основаниям).В настоящее время выделяются два критерия в типологии государства и права: формационный и цивилизационный.
Формационный подход (признавался в качестве единственно возможного и научного) - поскольку выражает марксистское отношение к вопросу о типе государства. Он выделяет важный, но единственный аспект исторической жизни общества – социально-экономический, который недостаточен в понимании сложных явлений, как государство и право.Цивилизационный подход– получает всё большее признание в современной отечественной науке. Под ним понимают общность религиозных, психологических, культурных, национальных, географических и др. признаков, присущих определённым государствам и правовым семьям.
При изучении вопроса о типах государства следует пользоваться одновременно как формационным, так и цивилизационным подходами.
В формационном подходевыделяют четыре исторических типа государства и права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.ТИП ГОСУДАРСТВА И ПРАВА – это конкретизация их экономической основы, классовой сущности и социального назначения.Для определения исторического типа государства и права выясняют три черты (признака): а) экономическую основу; б) классовую сущность, т.е. какой класс стоит у власти или волю какого класса выражает право; в) социальное назначение.
В цивилизационном подходе выделяют четыре типа государств: древневосточные, древнеафинские, древнеримские, современное государство. А у правовых систем выделяют типичные семьи:
- семья англо-саксонского права (отсутствуют кодифицированные отрасли, в качестве источника права – огромное количество судебных решений (прецедентов)); - романо-германская (корни из римского права) – основной источник – писаное право, т.е. юридические правила (нормы), сформированные в законодательных актах государства;
- мусульманское право (источники - Коран, сунна и иджма) – содержатся высказывания пророка Магомета, нормы-традиции, комментарии ислама, составленные толкователями – докторами мусульманской религии;- славянская правовая семья (основывается на культурно-исторических ценностях славянских стран – России, Украины, Белоруссии, Чехии и др.).