Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Функции правоприменительной практики



Функции правоприменительной практики - это относительно обособленные направления ее воздействия на общественную жизнь.

В зависимости от сферы общественной жизни, которая подвергается воздействию со стороны правоприменения, все функции практики можно разграничить на экономическую, политическую, социальную, идеологическую, демографическую, экологическую и др.

Учитывая, что правоприменение решает задачи, стоящие не только в области внутренней жизни нашего общества, но в известной степени в области внешних отношений, можно, видимо, говорить о внутренних и внешних его функциях. По времени действия их можно подразделить на постоянные и временные.

Имеет определенное значение классификация функций практики на основные, главные и неосновные, поскольку в определенные исторические этапы развития общества акцент может быть сделан на одной или нескольких важнейших направлениях воздействия (охрана собственности или природы и т.п.).

Наиболее ярко сущность и социальное назначение правоприменительной практики проявляется в ее специфических юридических функциях, где за основу классификации берется характер совершаемых субъектом правоприменительных действий и полученный результат. К ним относятся регистрационно-удостоверительная, регулятивно-ориентационная, правоконкретизирующая, правоохранительная, функция социально-правового согласия и установления компромиссов, координационная, контрольная, правовосполнительная, правотворческая и иные функции правоприменительной практики.

Значение регулятивно-ориентационной функции обусловлено тем местом, которое занимает правоприменительная практика в процессе реализации права. С ее помощью осуществляется правовая ориентация участников общественных отношений, индивидуальное регулирование конкретных социально-правовых ситуаций.

Суть регистрационно-удостоверительной функции заключается в удостоверении прав и законных интересов граждан, их коллективов и организаций, договоров, сделок, имеющих правовое значение фактов общественной жизни, в официальном регистрировании и свидетельствовании подлинности и верности документов и т.д.

Правоконкретизирующая функция любой правоприменительной практики включает преобразование, перевод абстрактного содержания правового предписания на более конкретный уровень.

Правоохранительная функция правоприменения состоит из ряда подфункций: правообеспечительной, превентивной, правовосстановительной, компенсационной, карательной и др.

Правообеспечительная подфункция связана с эффективным исполнением законов или иных правовых актов. Для решения стоящих перед компетентными органами (судом, органами дознания, следствия и т.п.) задач в уголовном судопроизводстве применяются, например, такие правообеспечительные меры, как подписка о невыезде, личное поручительство, залог, в гражданском судопроизводстве - наложение ареста на имущество или денежные суммы, принадлежащие ответчику и находящиеся у него или других лиц и т.п.

Правоприменительная практика - важный канал общесоциального, специально-криминологического и индивидуального предупреждения правонарушений. Римские юристы считали, что “правосудие истинно предупреждающее предпочтительнее, чем сурово карающее“ (melior est justitia vere praeveniens quam severe puniens).

Правовосстановительная подфункция связана с отменой неправомерных решений, фактическим и юридическим восстановлением правопорядка, прав и законных интересов граждан, их коллективов и организаций.

Значение компенсационной подфункции заключается в том, что все разновидности правоприменительной практики должны быть нацелены на возмещение любого материального или морального вреда (ущерба), который причинен противоправными (а иногда и правомерными) действиями отдельным лицам, социальным группам, организациям или обществу в целом. Суть карательной подфункции проявляется в применении к правонарушителю таких мер юридического воздействия, которые связаны с лишением материального, личного, организационного или иного характера.

Таким образом, правоохранительная функция правоприменительной практики, как правило, вызвана правонарушением либо связана с реальной угрозой его наступления.

Правовосполнительная функция обусловлена неполнотой законодательства и практическими потребностями оперативного восполнения пробелов с помощью аналогии закона и аналогии права в процессе правоприменения.

Контрольная функция правоприменительной практики выражается в том, что определенные органы (органы прокуратуры и внутренних дел, ведомственного контроля и др.) осуществляют проверку соблюдения прав и свобод человека и гражданина, надзор за исполнением законов отдельными лицами, их коллективами и организациями.

Суть координационной функции заключается в устранении параллелизма, дублирования в работе соответствующих организаций, установлении целесообразного и оптимального соотношения между действиями органов (органа) в целом и их звеньями (структурными подразделениями). На прокуратуру, например, возложена координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью.

Суть «правотворческой» функции заключается в том, что правоприменительная практика сигнализирует правотворческим органам о недостатках, неполноте законодательства, о неэффективности норм права или отдельных нормативных актов, которые необходимо исправить.

Функция социально-правового согласия и установления компромиссов нацелена на разрешение юридических споров (трудовых, семейных и т.п.) и конфликтов (национальных, межгосударственных и т.п.).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.