Политический конфликт - это столкновение противоположных общественных сил, обусловленное определенными взаимоисключающими политическими интересами и целями.
Проблема политического конфликта стара, как мир. Древние философы, изучая общество, пытались определить источник развития. Китайские и древнегреческие философы видели источник всего сущего в противоположностях, в их взаимодействии, в борьбе противоположностей. В той или иной форме подобные мысли высказывали Анаксимандр, Сократ, Платон, Эпикур и др. Впервые попытку анализа конфликта, как социального явления, предпринял А. Смит в своей работе "Исследования о природе и причинах богатства народов" (1776 г.). В основе конфликта, считал А. Смит, лежат деление общества на классы и экономическое соперничество, которое рассматривалось им как важнейшая движущая сила общества.
Важное значение для исследования конфликтов имело учение Гегеля о противоречиях и борьбе противоположностей. Это учение легло в основу теории К. Маркса о причинах политических конфликтов. В соответствии с теорией Маркса политические разногласия обусловлены социально-экономическими структурами. Общество делится на неравноправные классы, это неравенство порождает глубокий антагонизм; в свою очередь, антагонизм является основой политической борьбы. Политическая борьба есть борьба классовая.
Во времена Маркса его теория была достаточно точным описанием главных тенденций политического конфликта. Великие политические битвы 19-го - начала 20-го веков были в основном классовыми в марксистском понимании термина "класс". Другие же факторы - расовые, религиозные, национальные - были лишь маскировкой классовых интересов и имели второстепенное значение, считали марксисты.
В современных условиях эта теория не может адекватно отражать все причины политических конфликтов, потому что:
1) марксизм преувеличивает значение классового конфликта в формировании политических различий;
2) марксизм дает слишком узкое определение класса (через отношение к средствам производства);
3) класса, как социальной группы, каким его понимал Маркс, сегодня просто не существует.
Большой интерес вызывают те конфликты, которые затрагивают основу политической системы - государство. Подобные конфликты характеризуются как политические кризисы.
Политический кризис - это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности. Другими словами, политический кризис можно охарактеризовать как перерыв в функционировании какой-либо системы с позитивным для нее или негативным исходом.
Политические кризисы можно разделить на внешнеполитические и внутриполитические. Внешнеполитические кризисы обусловлены международными противоречиями и конфликтами и затрагивают несколько государств.
Внутриполитические кризисы - это:
1) правительственный кризис - потеря правительством авторитета, невыполнение его распоряжений местными исполнительными органами;
2) парламентский кризис - расхождение решений законодательной власти с мнением большинства граждан страны или изменение соотношения сил в парламенте;
3) конституционный кризис - фактическое прекращение действия Основного закона страны;
4) социально-политический (общенациональный) кризис - включает в себя все три вышеназванных, затрагивает основы общественного устройства и вплотную подводит к смене власти.
Политические конфликты и кризисы соотносятся таким образом, что конфликт может быть началом кризиса и кризис может служить основанием конфликта. Конфликт по времени и протяженности может включать в себя несколько кризисов, и совокупность конфликтов может составлять содержание кризиса.
Политические кризисы и конфликты дезорганизуют, дестабилизируют обстановку, но одновременно и служат началом нового этана развития в случае их позитивного разрешения. По словам В. И. Ленина, "всякие кризисы вскрывают суть явлений или процессов, отметают прочь поверхностное, мелкое, внешнее, обнаруживают более глубокие основы происходящего".
Причины конфликтов.
В качестве основной, универсальной причины конфликта можно назвать несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения. Причинами конфликтов также являются:
- вопросы власти,
- нехватка средств к существованию,
- следствие непродуманной политики,
- несовпадение индивидуальных и общественных интересов,
- различие намерений и поступков отдельных личностей, социальных групп, партий,
- зависть, ненависть, расовая, национальная и религиозная неприязнь
Вопросы власти.
Люди занимают неравное положение в системе иерархий: одни управляют, командуют, другие - подчиняются. Может сложиться ситуация, когда недовольными бывают не только подчиненные (несогласие с управлением), но и управляющие (неудовлетворительное исполнение).
Нехватка средств к существованию.
Недостаточно полное или ограниченное получение средств вызывает недовольство, протесты, забастовки, митинги и т.д., что объективно нагнетает напряженность в обществе.
Следствие непродуманной политики.
Принятие властными структурами поспешного, неотмоделированного решения может вызвать недовольство большинства народа и способствовать возникновению конфликта.
Типология конфликтов.
Известны разные классификации политических конфликтов, они строятся по различным основаниям:
1) по субъектам:
- межгосударственный;
- межнациональный (этнический);
- межклассовый;
- между социальными группами и общественными организациями;
- между расами (расовый) и др.
2) по сферам отношений между конфликтующими сторонами (военный, финансовый, таможенный, правовой и др.)
3) по масштабности:
- мировой;
- региональный;
- локальный
4) по уровню формирования:
- на межличностном уровне;
- на групповом уровне;
- на уровне подсистем общества или государства;
- на региональном и глобальном уровне.
Кроме того, конфликты классифицируют: по содержанию, по времени, по форме и др.
С точки зрения динамики конфликта он обычно описывается по следующей схеме: накопление противоречий и формирование отношений сторон; нарастание и эскалация подготовки; собственно конфликт; разрешение конфликта.
Первая стадия характеризуется накоплением противоречий, выяснением позиций сторон, зондированием потенциальных союзников, скрытым накоплением сил. На этой стадии - в случае выявления - наибольшая вероятность недопущения конфликта.
Вторая стадия является этапом дифференциации и постепенной поляризации сторон. Все более обостряются противоречия. Стороны перестают воспринимать аргументы друг друга. Идет активная эскалация силы, поиск и привлечение на свою сторону союзников, нейтрализация возможных союзников соперников.
Третья стадия - самый острый, самый драматичный этап - протекание конфликта. Это собственно этап политической "развязки". На этом этапе вероятно перерастание политического конфликта в военный.
Четвертая стадия - завершение конфликта.
Исследование политических конфликтов неизбежно приводит к выяснению функций конфликтов. Особенностью функций конфликтов является то, что проявляются они в последствиях, по завершению конфликта.
Функции-последствия политического конфликта:
- политические;
- экономические;
- военные;
- экологические;
- демографические.
Функции конфликта могут быть позитивными и негативными.
К позитивным можно отнести:
1) функция разрядки напряженности между антагонистами. Конфликт играет роль "последнего клапана", "отводного канала" напряженности. Общественная жизнь освобождается от накопившихся страстей;
2) коммуникативно-информационная и связующая функция. В ходе столкновения стороны больше узнают друг друга, могут сближаться на какой-либо общей платформе;
3) стимулирующая функция. Конфликт выступает движущей силой социальных изменений;
содействие формированию социально необходимого равновесия. Своими внутренними конфликтами общество постоянно "сшивается воедино";
4) функция переоценки и изменения прежних ценностей и норм общества.
К негативным функциям конфликта можно отнести следующие:
1. угроза раскола общества;
2. неблагоприятные изменения во властных отношениях;
3. раскол в малоустойчивых социальных группах и международных организациях;
4. неблагоприятные демографические процессы и др.
Задача управления и разрешения конфликта как раз и состоит в том, чтобы не допустить его разрастания или снизить негативные последствия.
Тип конфликта, как правило, предопределяет пути его развития. Так, внутригосударственный конфликт может разрешиться одним из следующих образов:
- революцией;
- государственным переворотом;
- урегулированием путем переговоров конфликтующих сторон;
- иностранной интервенцией;
- политическим согласием конфликтующих сторон перед лицом внешней угрозы;
- компромиссом;
- консенсусом и др.
Путями разрешения межгосударственного политического конфликта могут быть: дипломатическое урегулирование путем переговоров; смена политических лидеров или режимов; достижение временного компромисса; война.
Опыт показывает, что в последнее время для нормализации обстановки в зонах региональных и локальных конфликтов эффективно используется политика национального примирения.
Особой формой политического конфликта является межнациональный конфликт.
Причинами формирования межнационального конфликта могут быть политические, экономические, социальные, территориальные, национально-культурные, исторические, военные, религиозные, экологические проблемы.
В качестве факторов возникновения межнационального конфликта можно считать:
- определенный уровень национального самосознания, достаточный для того, чтобы - народ мог осознать ненормальность своего положения;
- скопление в обществе опасной критической массы реальных проблем и деформаций, влияющих на все стороны национального бытия;
- наличие конкретных политических сил, способных использовать в борьбе за власть два первых фактора.
Противоборствующие силы межнационального конфликта ставят перед собой в качестве основной цели - обретение политической власти, государственности, реализацию права на самоопределение. Вместе с реализацией основной цели решаются также социально-экономические, культурно-языковые, территориальные, идеологические, социально-психологические и другие проблемы.
Межнациональные конфликты, как правило, заканчиваются: победой одной стороны над другой (решение с позиций силы); взаимным поражением (компромисс); взаимным выигрышем (консенсус).
Основными методами предотвращения и разрешения межнациональных конфликтов являются:
1) “Избегание” - игнорирование противника, отсутствие реакции на действия противоположной стороны; уход (добровольный или в силу обстоятельств) с политической арены того или иного национального лидера;
2) эмиграция из государства (республики, штата) представителей отдельных этнических групп;
3) “Откладывание” - своего рода уход от противоборства с надеждой, что изменятся обстоятельства и будут созданы более благоприятные условия для разрешения конфликта.
4) Переговоры - стороны сами избирают наиболее предпочтительную процедуру. Число участников не обязательно зависит от числа втянутых в конфликт сторон.
5) Третейское разбирательство (арбитраж) - добровольная передача спора для разбирательства третьей стороне, решение которой является обязательным для конфликтующих сторон.
6) Примирение - сближение позиций и интересов противоборствующих сторон через посредника или примирительную комиссию. В этом случае создаются: следственные комиссии, которые устанавливают и обследуют факты, вызвавшие конфликт; согласительные комиссии, которые вырабатывают конкретные рекомендации сторонам по преодолению возникающих противоречий.