Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. Самостоятельная работа студента (слушателя).В настоящее время актуальными становятся



 

Самостоятельная работа студента (слушателя).В настоящее время актуальными становятся требования к личным качествам современного студента – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью. Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых, предоставления им права выбора путей и способов учения. Появляется новая цель образовательного процесса – воспитание компетентной личности, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.

Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.

Внедрение в практику учебных программ с повышенной долей самостоятельной работы активно способствует модернизации учебного процесса.

Самостоятельная работа студентов (СРС) – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей. Повышение внимания к самостоятельной работе студентов обусловлено изменениями в организации учебного процесса в вузах, которые предполагают достижение главной цели – повышения качества подготовки специалистов. В настоящее время организация СРС рассматривается в рамках всей системы управления качеством обучения студентов вследствие очевидных причин: внедрение в процесс обучения теорий развивающих творчество и инициативу личности на основе самостоятельной деятельности; изменение форм и методов обучения; внедрение информационных технологий.

Цель самостоятельной работы студентов заключается в глубоком, полном усвоении учебного материала и в развитии навыков самообразования. СРС является необходимым компонентом получения полноценного высшего образования. Организационные мероприятия, обеспечивающие нормальное функционирование самостоятельной работы студента, основываются на следующих предпосылках:

– самостоятельная работа должна быть конкретной по своей предметной направленности;

– самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой ее результатов.

Предметно и содержательно самостоятельная работа студентов определяется образовательным стандартом, рабочими программами учебных дисциплин, содержанием учебников, учебных пособий и методических руководств. В учебных планах всех дисциплин на нее отводится не менее половины учебного времени. СРС включает все виды ее, предусматривающие:

– подготовку к текущим занятиям;

– изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельную проработку;

– выполнение расчетно-графических работ и заданий, рефератов, домашних заданий, выполнение индивидуально полученных заданий или предложенных по личной инициативе студента, докладов в группе, на студенческих конференциях;

– участие в олимпиадах, конкурсах и другие работы, выполняемые не в обязательном порядке под руководством преподавателя или без его руководства.

Самостоятельная работа выполняет ряд функций, к которым относятся:

• Развивающая (повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей студентов);

• Информационно-обучающая (учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях, неподкрепленная самостоятельной работой, становится малорезультативной);

• Ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается профессиональное ускорение);

• Воспитывающая (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста);

• Исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления).

В основе самостоятельной работы студентов лежат принципы: самостоятельности, развивающее творческой направленности, целевого планирования, личностно-деятельностного подхода.

Задачи самостоятельной работы студентов заключается в глубоком, полном усвоении учебного материала и в развитии навыков самообразования. В целом разумное сочетание самостоятельной работы с иными видами учебной деятельности позволяет реализовать три основные компонента академического образования:

1) познавательный, который заключается в усвоении студентами необходимой суммы знаний по избранной специальности, а также способности самостоятельно их пополнять;

2) развивающий, то есть выработка навыков аналитического и логического мышления, способности профессионально оценить ситуацию и найти правильное решение;

3) воспитательный – формирование профессионального сознания, мировоззренческих установок, связанных не только с выбранной ими специальностью, но и с общим уровнем развития личности.

Самостоятельная работа студентов проводиться с целью:

– систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

– углубления и расширения теоретических знаний;

– формирования умений использовать справочную литературу;

– развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

– формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

– развития исследовательских умений.

Для достижения указанной цели студенты на основе плана самостоятельной работы должны решать следующие задачи:

1. Изучить рекомендуемые литературные источники.

2. Изучить основные понятия.

3. Ответить на контрольные вопросы.

4. Решить предложенные задачи.

5. Выполнить контрольные работы.

Работа студентов в основном складывается из следующих элементов:

1. Изучение и усвоение в соответствии с учебным планом программного материала по дисциплине;

2. Выполнение письменных контрольных работ;

3. Подготовка и сдача зачетов, итогового экзамена, написание курсовой письменной работы.

Самостоятельная работа включает такие формы работы, как:

• индивидуальное занятие (домашние занятия) – важный элемент в работе студента по расширению и закреплению знаний;

• конспектирование первоисточников;

• получение консультаций для разъяснений по вопросам изучаемой дисциплины;

• подготовка к экзамену.

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференциальный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студента.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:

– для овладения знаниями:

• чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);

• составление плана текста;

• конспектирование текста;

• выписки из текста;

• работа со словарями и справочниками;

• работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet.

– для закрепления и систематизации знаний:

• работа с конспектом лекции (обработка текста);

• повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио-, видеозаписей);

• составление плана и тезисов ответа;

• составление схем, таблиц, ребусов, кроссвордов для систематизации учебного материала;

• ответы на контрольные вопросы;

• аннотирование, реферирование, рецензирование текста;

• работа с компьютерными программами;

• подготовка к сдаче экзамена;

• подготовка к написанию курсовой письменной работы.

Правильная организация самостоятельных учебных занятий, их сис­тематичность, целесообразное планирование рабочего времени позволяет студентам развивать умения и навыки в овладении, изучении, усвоении и систематизации приобретаемых знаний в процессе обучения, обеспечивать высокий уровень успеваемости в период обучения, привить навыки повы­шения профессионального уровня.

Подготовка реферата. Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников.

Как правило, реферат имеет научно-информационное назначение, это лишь краткое изложение чужих научных выводов. Этим реферат отличается от курсовой работы, которая представляет собой собственное научное исследование студента.

Преподаватель предлагает студентам список тем в пределах курса для свободного выбора. Темы рефератов указаны в учебно-методических материалах учебной дисциплины.

Объем реферата должен составлять не более 5 страниц печатного текста с учётом списка источников и приложений.

Написание реферата предполагает:

– оптимизацию методов обучения, активное использование информационных технологий, позволяющих студенту в удобное для него время осваивать учебный материал;

– совершенствование методики проведения практик и научно-исследовательской работы студентов, поскольку именно эти виды учебной работы, студентов в первую очередь готовят их к самостоятельному выполнению профессиональных задач;

– модернизацию системы обучения, которая должна повышать роль студента в подборе материала, поиске путей решения задач.

Задачами по выполнению написанию реферата являются:

– систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

– углубление и расширение теоретических знаний;

– формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

– развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

– формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

– развитие исследовательских умений.

Реферат более прост в исполнении, нежели курсовая или дипломная работы.

Текст реферата должен иметь связное, цельное построение. Громоздкие предложения, затрудняющие понимание, лучше расчленить на более простые. Общие требования к языку: краткость, точность, ясность, доступность.

Кроме целевых различий, о которых упоминалось выше, они имеют много общего на стадии исполнения и оформления.

Структура работы над основной частью реферата:

– получение задания;

– выбор темы;

– ознакомление с соответствующим заданию текстом конспекта лекций, учебника, рекомендуемой литературы, осмысление его внешней структуры и содержательной части;

– выделение главных ключевых слов и ключевых предложений (используйте закладки, выписки, заметки);

– отбор наиболее важных сведений из выделенных фрагментов; Составление «связок» из отобранного материала в соответствии с логикой изложения оригинала;

– написание текста реферата. Основная часть содержит изложение и анализ наиболее общих положений, касающихся данной темы. Заключение должно содержать краткие выводы по результатам исследования темы. В заключении подводится итог работы, делаются выводы. Заключение должно быть лаконичным, четким, доказательным, убедительным. Список нормативно-правовых и иных официальных актов и источников должен содержать сведения об источниках, использованных при написании реферата, и соответствовать правилам составления библиографического описания.

Работа с учебником и научной литературой.В настоящее время используется два вида учебников: обычные и программированные.

Базовые учебники просто излагают материал, в них отсутствуют задания, без выполнения которых студент не сможет начать новую тему. По каждой дисциплине таких учебников издано значительное количество; они отличаются не только по объему, но и по качеству. Чтобы студенты могли ориентироваться в массе учебной литературы, на кафедре утверждены базовые учебники. С учетом их содержания создаются рабочие программы, разрабатываются задания и экзаменационные билеты.

Кроме базовых учебников, студенты самостоятельно могут использовать программированные учебники.

Программированный учебник – это книга, в которой кроме учебного материала содержатся указания о том, как учить. Материал программированного учебника разбивается на части (кадры), каждая из которых содержит порцию информации, подлежащей усвоению, и указания о выполнении определённых действий, дополнительные разъяснения, вопросы и ответы для самопроверки.

Программированный учебник выполняет ряд функций преподавателя: служит источником информации, организует учебный процесс, контролирует степень усвоения материала, регулирует темп изучения предмета, даёт необходимые разъяснения, предупреждает ошибки и т. д. Действия обучаемого, как правило, немедленно контролируются ответами. Если действие выполнено правильно, то обучаемому предлагается перейти к следующему кадру; при неверном действии программируемый учебник обычно разъясняет характерные ошибки, допущенные обучаемым. Программируемый учебник не всегда можно читать страницу за страницей, в нём часто встречаются препятствия в виде вопросов и задач для самопроверки, и только правильно найденный ответ позволяет двигаться вперёд.

Независимо от вида учебника, работа с ним должна происходить в течение всего семестра, а его материал – распределяться равномерно по неделям, в соответствии с темами лекций и семинарских занятий.

При ознакомлении с каким-либо разделом рекомендуется прочитать его целиком, стараясь уловить логику и основную мысль автора. При вторичном чтении лучше акцентировать внимание на основных, ключевых вопросах темы. Можно составить их краткий конспект, что позволит изученный материал быстро освежить в памяти перед экзаменом. Важно отметить сложные и не понятные места, чтобы на занятии задать вопрос преподавателю.

Научная литература является главным источником исследовательского труда. Она отбирается для чтения и изучения по ключевым понятиям, составляющим тему исследования; по рекомендации научного руководителя или из имеющихся «под рукой» источников, например, из периодической печати.

Для реферата или контрольной работы литературу рекомендует преподаватель. При достаточной самостоятельности и инициативе студент может сам осуществлять подбор и выбор источников, что и определяет степень его самостоятельности. Чтение научной литературы должно сопровождаться работой со словарями, учебниками, записями лекций. Это помогает адекватно понимать научную терминологию, актуализировать знания и полнее их использовать.

При выборе книги или статьи для чтения целесообразно установить степень сложности источника. Это определяется по количеству непонятных, малознакомых и незнакомых терминов, по наличию неясных положений и утверждений, по сложной конструкции предложений. Определив степень сложности, можно более рационально спланировать изучение источников, начав с более легких для понимания и постепенно переходя к более трудным. Как правило, теоретические тексты более сложны, менее сложны — методические, описательные. Следует познакомиться с работами своих преподавателей, сотрудников своего вуза, составить представление о развитии научных тенденций.

Целесообразно начать чтение научной литературы с источника, в котором интересующая проблема представлена более широко. Он даст общее представление о теме и вопросах, ее касающихся. Если такой источник законспектировать, то им можно пользоваться для ориентировки в ходе всего исследования.

Конспект – это краткое изложение первичного текста, приспособленное к задачам исследования.

Конспектирование – это процесс образования нового знания на основе изучаемого. Оно соответствует особенностям читающего и задачам его деятельности. Конспектирование – способ переработки информации для последующего ее использования самим конспектирующим. Теоретический текст конспектируется с учетом структуры его содержания. Конспектирующий выделяет понятия, категории, законы, принципы, идеи выводы, факты и т. д. Затем выявляются связи и отношения между этими компонентами текста. Эмпирический текст конспектируется с учетом специфики его структуры. В нем чаще всего будут представлены факты, события, ситуации, даты, статистические данные, конкретные свойства явлений и т. д.

Конспектирование бывает выборочное и сквозное, репродуктивное и продуктивное. Каждый вид конспектирования отличается особенностями, определяющими пригодность для решения разных задач.

Конспектировать лучше на одной стороне листа, чтобы потом можно было свободно использовать этот материал: разрезать, вставить в текст, перенести из рамок одной темы в другую и т. д.

Работа над конспектами лекций.Лекция – систематическое, последовательное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета, методов науки преподавателем. Высшая система образования требует от студентов не просто внимания, но и самостоятельного оформления конспекта лекций. Чтобы грамотно вести конспект, а затем с максимальной пользой его использовать, необходимо знать о видах читаемых лекций. Различают лекции учебные и публичные.

Учебная лекция – одна из основных форм учебного процесса и один из основных методов преподавания в вузе. Обычный вузовский курс (в котором последовательно излагается материал по учебной программе) включает следующие виды лекций.

1. Вводная лекция, где автор дает общие представления о дисциплине, ее предмете и объекте, определяет цели и задачи курса, методологию и методы, периодизацию дисциплины, рекомендует литературу, дает ее критический анализ. Ценность таких лекций для студентов состоит не только в содержании. Преподаватель на конкретном примере своей дисциплины показывает, как нужно обобщать, выделять основное в научном исследовании.

2. Текущие лекции по конкретным темам курса, которые также разделяются на виды. Преподаватель может просто ознакомить с новой темой, выделить основные моменты, объяснить причинно-следственные связи, сделать выводы, – это обычный вариант лекции. Как правило, она не вызывает затруднений в конспектировании.

3. Заключительная лекция, в которой преподаватель делает общие выводы по прочитанной дисциплине, характеризует итоги и результаты, определяет тенденции, анализирует перспективы. Такая лекция поднимает знания на более высокий, методологический, уровень.

4. Установочные (характерны для заочного и вечернего обучения в качестве введения в дисциплину) и обзорные лекции (применяются для повторения и обновления материала перед государственными экзаменами). Как правило, в них проводится обобщение, выделяются наиболее важные или спорные аспекты изучаемой дисциплины.

Таким образом, при работе с конспектом лекции нужно учитывать ее разновидность. Одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая понять глубинные процессы развития государства и права, политико-правовой мысли как в истории, так и в настоящее время. Несмотря на наличие разных видов лекций, можно дать несколько общих советов по их конспектированию и дальнейшей работе с записями.

1. Конспект должен легко восприниматься зрительно (чтобы максимально использовать «зрительную» память), поэтому он должен быть аккуратным. Заголовки выделены, один вопрос отделен от другого, абзацы соблюдены, термины подчеркнуты.

2. Необходимо при прослушивании лекции обращать внимание на интонацию лектора и вводные слова «таким образом», «итак», «необходимо отметить» и т.п., которыми он акцентирует наиболее важные моменты, и помечать это при конспектировании.

3. Записывать каждое слово лектора не обязательно, можно потерять основную нить изложения и начать писать автоматически, не вникая в смысл. Техника прочтения лекций преподавателем такова, что он повторяет свою мысль два-три раза. Вначале надо понять ее, а затем записать, используя сокращения.

4. Хорошо создать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов (если их много, надо сделать словарь, иначе существует угроза не расшифровать текст). Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста.

5. Конспектируя лекцию, лучше оставлять поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

 

Тема 1. Понятие, предмет и методы теории государства и права

Вопросы для самоподготовки по теме № 1

 

1. Содержание методологической функции ТДП относительно отраслевых юридических наук.

2. Применение системно-функционального метода в юридической науке.

3. Какие недостатки свойственны социологическому и историческому методам?

4. Применение системно-структурного метода в юридической науке.

5. Общие черты и различия в ТГП и истории.

 

Тема 2. Происхождение государства. Общее учение о государстве

Вопросы для самоподготовки по теме № 2

 

1. Какие факторы в процессе развития первобытного общества привели к отмиранию традиционных форм организации общества?

2. Типичная социальная структура первобытного общества.

3. Возникновения государств по схеме теории насилия.

4. Возникновения государств по схеме договорной теории.

5. Легитимность и легальность государственной власти.

 

Тема 3. Форма государства

Вопросы для самоподготовки по теме № 3

 

1. Назовите признаки теократической монархии и охарактеризуйте их.

2. Определите полномочия монарха при форме правления «парламентская монархия».

3. Приведите исторические примеры феодальных республик.

4. Какие признаки отличают «централизованный» и «децентрализованный» тип унитарного государства?

5. Какие признаки отличают «авторитарный» политический режим от «тоталитарного»?

 

Тема 4. Механизм государства и государственный апарат. Функции государства

Вопросы для самоподготовки по теме № 4

 

1. Определить виды судов и дать характеристику их юрисдикции (на примере России).

2. Какие полномочия относятся к компетенции органов местного самоуправления?

3. Какие принципы регулирования экономики присущи социалистическом государстве?

4. Какие главные направления реализации социальной функции присущие современным государствам?

5. Определить основные направления реализации правоохранительной функции государства.

 

Тема 5. Правовое государство и гражданское общество.

Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Теория демократии

Вопросы для самоподготовки по теме № 5

 

1. Понятие и составляющие правового статуса гражданина.

2. Сравнительная характеристику правового статуса гражданина в демократическом и антидемократичном государстве.

3. Понятие гражданина в концепции правового государства И. Канта и Г. Гегеля.

4. Экономические и политико-правовые признаки гражданского общества.

5. Какие юридические свойства Конституций УССР и СССР устраняли юридическую реальность закрепленных конституционных прав и свобод граждан, превращая их в политическую декларацию?

 

Тема 6. Политическая система и государство. Право, экономика, политика

Вопросы для самоподготовки по теме № 6

 

1. Признаки присущие антидемократической политической системе государства.

2. Сравнительный анализ категорий «общество» и «гражданское общество».

3. Пути формирования современного гражданского общества.

4. Роль политического лидера в политической партии.

5. Взаимодействие элементов политической системы общества.

 

Тема 7. Происхождения права. Общее учение о праве,

принципы в праве. Право в системе социальных норм

Вопросы для самоподготовки по теме № 7

 

1. Какие признаки отличают нормы-обычаи от норм права?

2. Что является источником естественного права в контексте идеалистических (естественноправових теорий)?

3. Какие признаки отличают позитивное право от естественного права?

4. Специфические черты нормотивистского подхода к изучению права.

5. Какие задачи решает аксеологический подход к изучению права?

 

Тема 8. Нормы права

Вопросы для самоподготовки по теме № 8

 

1. Взаимодействие структурных элементов нормы права.

2. Виды гипотез, диспозиций и санкций.

3. Отличие санкций в уголовном и административном праве.

4. Характеристика норм-начал и норм-принципов.

5. Дифинитивные нормы.

 

Тема 9. Система права и система законодательства

Вопросы для самоподготовки по теме № 9

 

1. Предмет правового регулирования публичного и частного права.

2. Метод правового регулирования публичного и частного права.

3. Примеры видов отраслей процессуального права.

4. Примеры отраслей материального права.

5. Характеристика основных признаков отрасли законодательства.

 

Тема 10. Правовые отношения.

Правовое регулирование общественных отношений

Вопросы для самоподготовки по теме № 10

 

1. Предпосылки возникновения правоотношений.

2. Составляющие субъективного права и юридической обязанности.

3. Отличительные черты законного интереса и юридической обязанности.

4. Соотношение правоспособности и дееспособности у юридического лица.

5. Соотношение дееспособности и деликтоспособности у физического лица.

 

Тема 11. Формы права. Правообразование

Вопросы для самоподготовки по теме № 11

 

1. Основные функции правотворчества.

2. Какие черты правотворчества характеризуют специфику тоталитарного и авторитарного государства?

3. Понятие и функции судебного контроля конституционности законодательства.

4. Первичные и вторичные источники права.

5. Содержание понятия «юридическая сила нормативно-правового акта».

 

Тема 12. Правоприменение. Толкование норм права

Вопросы для самоподготовки по теме № 12

 

1. Случаи в правовой практике, требующие правоприменения.

2. Классификация правоприменительных актов.

3. Чем обусловлена необходимость толкования права?

4. Какие уровни юридического анализа охватывают толкование?

5. Виды официального и неофициального толкования.

 

Тема 13. Правомерное поведение,

правонарушение, юридическая ответственность

Вопросы для самоподготовки по теме № 13

 

1. Элементы состава правонарушения.

2. Признаки субъекта правонарушения.

3. Формы вины.

4. Принципы юридической ответственности.

5. Как следует понимать принцип своевременности юридической ответственности?

 

Тема 14. Законность и правопорядок

Вопросы для самоподготовки по теме № 14

 

1. Виды специальносоциальных гарантий законности.

2. Основные принципы законности.

3. Требования законности в сфере реализации права.

4. Правопорядок, как результат общественного поведения.

5. Вмешательство государства в процесс формирования правопорядка.

 

Тема 15. Правовое сознание и правовая культура

Вопросы для самоподготовки по теме № 15

 

1. Функции правосознания.

2. Роль правосознания в процессе реализации права.

3. Формирование индивидуального правосознания.

4. Формирование группового правосознания.

5. Формирование общественного правосознания.

 

Тема 16. Правовые системы современности

Вопросы для самоподготовки по теме № 16

 

1. Основные элементы структуры правовой системы.

2. Соотношение понятий «типология» и «типологизация».

3. Применение правовой доктрины как источника права в юридической практике.

4. Основные признаки романо-германского типа правовых систем.

5. Основные признаки религиозного и традиционного типа правовых систем.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.