Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Конфликтные эмоциональные состояния



Стресс.

Стресс — нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации.

Стресс — это эмоциональное состояние, связанное с тотальной мобилизацией сил на поиск выхода из создавшегося положения, на достижение необходимого приспособительного эффекта. Звучит резкий сигнал аварии на корабле, который уже начинает давать крен. Пассажиры в панике мечутся по палубе корабля, некоторые из них прыгают в пучину океана, другие в состоянии оцепенения — такова типичная картина стрессовой ситуации.

Стрессовое состояние возникает в результате сверхсильных травмирующих воздействий В отличие от всех других видов эмоций стресс не имеет парных проявлений и во всех случаях является отрицательно-эмоциональным состоянием. Это состояние побуждает к поиску выхода из экстремальной ситуации.

Состояние стресса характеризуется общей мобилизацией всех ресурсов организма на приспособление к сверхсложным условиям.

Сверхсильные раздражители — стрессоры (например, неожиданное нападение вооруженного преступника) вначале вызывают вегетативные изменения (учащение пульса, повышение содержания сахара в крови и т.д.) и резкое понижение способности принятия решения о правильное поведении в данной ситуации,

дезорганизацию, понижение всех психических функций. В ответ на очень сложную обстановку организм нередко реагирует пассивно-оборонительным рефлексом. Не видя выхода из стрессовой ситуации, человек нередко тормозит свою деятельность. Так, внезапно возникшая производственная авария вызывает у многих людей заторможенность реакций.

При этом возникают ошибки в отражении действительности: неправильно оцениваются количество и качество объектов, их пространственные и временные характеристики, сужается объем внимания, затрудняется его переключение. Затем постепенно к человеку возвращается способность к правильным действиям.

Понятие стресса (от англ. "stress" — напряжение) введено канадским ученым Гансом Селье (1936). Он определил стресс как совокупность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физическую или психическую травму.

В развитии стрессового состояния Г. Селье выделил три этапа: 1) тревога; 2) резистентность и 3) истощение.

Реакция тревоги состоит из фазы шока (депрессия центральной нервной системы) и фазы противошока, когда восстанавливаются нарушенные психические функции. Стадия резистентности характеризуется возникновением повышенной устойчивости к действию стрессоров, вредного для организма фактора. При длительном воздействии стрессоров силы организма иссякают и наступает стадия истощения, возникают патологические дистрофические процессы (приводящие иногда даже к гибели организма).

Р. Лазарус ввел понятие физиологического и психического (эмоционального) стресса1.

Физиологическими стрессорами являются крайне неблагоприятные физические условия, вызывающие нарушение целостности организма и его функций (очень высокие и низкие температуры, острые механические и химические воздействия). Психическими стрессорами являются те воздействия, которые сами люди оценивают как очень вредные для своего благополучия. Это зависит от опыта людей, их жизненной позиции, нравственных оценок, способности адекватно оценивать ситуации и т.п. Так, злостный хулиганский поступок прохожего для одних людей представляется очень опасной, а для других — не очень опасной ситуацией. Сообщение о тяжелой болезни, предсмертном состоянии близкого человека на одних людей оказывает сверхсильное воздействие, на других — умеренное воздействие. При психическом стрессе происходят сложные психические процессы оценки опасности и поиска соответствующих средств ее предотвращения. Психический стресс сопровождается чрезмерно повышенным эмоциональным напряжением. Характер стрессовой реакции зависит не только от оценки степени вредности стрессора данным человеком, но и от умения реагировать на него определенным образом. Человек способен научиться адекватному поведению в различных стрессовых ситуациях (в аварийных ситуациях, при внезапном нападении и т.п.). Итак, стресс — это неспецифическая адаптационная реакция — общая тотальная мобилизация сил организма в ответ на чрезмерное требование сложной жизненной ситуации. Стресс опасен для жизни, но он и необходим для нее. При стрессе проявляются максимальные адаптационные возможности индивида. Этим стресс отличается от аффекта.

Аффект.

Аффект (от лат. "affectus" — совершать согласно с чувством) — внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания и в крайней активизации импульсивных действий. Аффект вызывается очень сильными и неожиданными раздражителями, когда человек не подготовлен к обдуманной реакции на них. Аффект является эмоциональным взрывом в условиях дефицита информации, необходимой для адекватного поведения. Глубокая обида от тяжкого для данного человека оскорбления, внезапное возникновение очень большой опасности, грубое физическое насилие — все эти обстоятельства в зависимости от индивидуальных свойств личности могут вызвать аффект. Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением волевой регуляции действий человека. Поведение человека при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные действия. В состоянии аффекта нарушается важнейший механизм деятельности — избирательность в выборе поведенческого акта, резко изменяется привычное поведение человека, деформируются его установки, жизненные позиции, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное, представление. Это "сужение сознания" при аффекте с нейрофизиологической точки зрения связано с нарушением нормального взаимодействия возбуждения и торможения. В состоянии аффекта страдает прежде всего тормозной процесс, возбуждение начинает беспорядочно распространяться в подкорковые зоны мозга, эмоции теряют контроль со стороны сознания. Подкорковые образования при аффектах приобретают определенную самостоятельность, что и выражается в бурном проявлении примитивных реакций, "человек выявляется своими инстинктами, какой он есть, без... социальной покрышки при помощи больших полушарий". Нейрофизиологическим механизмом аффекта является резкое изменение уравновешенности нервных процессов, "сшибка" нервных процессов, сопровождающаяся нарушением системы упрочненных связей. Аффект сопровождается значительными изменениями в деятельности внутренних органов (дыхании, сердечной деятельности, химизме крови и т.д.), резкими внешними движениями (жестикуляция, специфические мимические выражения, резкий крик, плач и т.п.). Состояние аффекта связано с нарушением ясности сознания и сопровождается частичной амнезией, расстройством памяти. Во всех многообразных аффектах (страх, гнев, отчаяние, вспышка ревности, порыв страсти и т.п.) можно выделить следующие этапы. На первом этапе резко дезорганизуется вся психическая деятельность, нарушается ориентировка в действительности. На втором этапе перевозбуждение сопровождается резкими, плохо контролируемыми действиями. На заключительном этапе происходит спад нервного напряжения, возникает состояние депрессии, слабости. Субъективно аффект переживается как состояние, происходящее помимо воли человека, как бы навязанное извне. Однако состояние аффекта не является патологическим состоянием. Усиленным волевым контролем в начальной стадии развития аффекта этого состояния можно не допустить. Особенно важно сосредоточить сознание на крайне отрицательных последствиях аффективного поведения. Одним из приемов преодоления аффекта является произвольная задержка двигательных реакций, изменение обстановки, переключение деятельности. Однако самым важным условием преодоления аффектов является моральное качество личности, жизненный опыт человека и его воспитание. Люди с неуравновешенными процессами возбуждения и торможения более склонны к аффектам, однако эта склонность с успехом может быть преодолена в результате самовоспитания. Состояние аффекта не является состоянием невменяемости. Аффект — это не болезненная, не патологическая дезорганизация психики. Дезорганизация сознания при аффекте может учитываться лишь как обстоятельство, смягчающее ответственность (п. 5 ст. 38 УПК РСФСР), а также при квалификации преступного деяния (ст. 104, 110 УПК РСФСР). В этих нормах закона имеется в виду физиологический аффект. Его следует отличать от патологического аффекта — болезненного нервно-психического перевозбуждения, связанного с полным помрачением сознания и парализацией воли. Импульсивные действия, совершенные в состоянии аффекта, являются малоосознанными, но это не означает, что они полностью не связаны с сознанием. Только психически больной человек ничего не осознает. Импульсивные действия, вызванные физиологическим аффектом, являются необдуманными, но не случайными. Они зависят от установок личности, от системы его отношений к различным явлениям действительности. Преступление, совершенное в состоянии аффекта, уголовно наказуемо, ибо человек всегда в состоянии предотвратить наступление аффекта, а само состояние аффекта не предопределяет антисоциальных действий. Поводы возникновения аффекта различны. Лишь определенную группу поводов, вызвавших сильное душевное волнение, закон указывает в качестве квалифицирующего признака состава преступления: насилие, тяжкое оскорбление со стороны потерпевшего и иные противозаконные действия потерпевшего, если эти действия повлекли или могли повлечь тяжкие последствия для виновного или его близких (ст. 104, 110 УПК РСФСР). Как смягчающее ответственность обстоятельство аффект предусматривается законом также лишь в том случае, если он вызван неправомерными действиями потерпевшего (п. 5 ст.38 УК РФ).

Физиологический аффект Патологический аффект
1. Высокая интенсивность возбуждения 1. Сверхинтенсивность перевозбуждения
2. Соответствие вызвавшей причине 2. Несоответствие вызвавшей причине
3. Значительная дезорганизация сознания ("сужение сознания") 3. Полная дезорганизация сознания, умопомрачение
4. Несдержанность в действиях 4. Полная потеря способности отдавать отчет в своих действиях
5. Несвязанность ассоциативных идей, доминирование одного представления 5. Бессвязное хаотическое сочетание идей
6. Сохранение отдельных воспоминаний 6. Амнезия


Схема 6. Различительные признаки физиологического и патологического аффектов

...Валерий 3. постоянно терроризировал соседей по дому и двору. Однажды во дворе он остановил Галю Ш. и из хулиганских побуждений стал ее избивать. Когда она упала, 3. продолжал бить ее головой об асфальт. Выбежавшие соседи пресекли дальнейшее избиение. В слезах Галя поднялась в свою квартиру. Когда она осмотрела себя, то с ужасом увидела, что у нее выбиты передние зубы. Тогда она схватила нож, ворвалась в квартиру 3., где он со своими дружками пьянствовал, и нанесла своему обидчику несколько ножевых ранений, от которых он через два месяца умер. Первоначально Ш. была осуждена за умышленное нанесение тяжких телесных повреждений, повлекших смерть потерпевшего. Но по протесту Генерального прокурора СССР ее действия были переквалифицированы по ч. 1 ст. 95 УК Казахской ССР, предусматривающей ответственность за тяжкие телесные повреждения в состоянии сильного душевного волнения. Аффект может возникнуть и в результате воспоминаний о травмирующем событии и по незначительному поводу в результате суммации, накопления чувств. В действиях, совершаемых в состоянии сильного душевного волнения, цель не конкретизирована, и действие имеет лишь общую направленность. Поэтому следует согласиться с утверждением, что преступление, совершенное в этом состоянии, имеет неопределенный и косвенный умысел. Однако вызывает возражение утверждение, что мотивом действия при аффекте является "слабо осознанная потребность в эмоциональной разрядке"5. Во-первых, нельзя согласиться с тем, что преступление совершается из-за потребности в эмоциональной разрядке. Во-вторых, и это самое главное, аффективные действия, являясь действиями эмоционально-импульсинвыми, т.е. побуждаемыми только чувствами, не имеют и не могут иметь мотива. Мотив — это сознательное, выраженное в системе доводов, понятий, оправдание избранного варианта поведения. Мотив является структурным элементом только полностью осознаваемых действий. Специфика же действий в состоянии аффекта и состоит в том, что сильное, захватывающее всю личность чувство само по себе и является побуждением к действию, это импульсивная реакция в ответ на травмирующий раздражитель. Общим направлением хаотичных действий при аффекте является стремление устранить или нанести ущерб травмирующему раздражителю. В действиях в состоянии аффекта не бывает ни осознаваемых конкретных целей, ни осознанных способов действий. Используемые при этом средства действий ограничиваются объектами, случайно попавшими в поле крайне суженного сознания. Само название аффекта, как уже отмечалось, означает действие в соответствии с данным чувством (а не с доводами разума). Еще И. Кант отмечал, что при аффекте чувства не оставляют места для разума. Волевая регуляция поведения человека может проявиться лишь в стадии возникновения аффекта. Волевой и воспитанный человек может сдержаться в любых обстоятельствах. Однако на дальнейших стадиях аффекта человек "утрачивает волевой контроль, совершает безотчетные движения и безрассудные действия". Достигаемый при аффекте результат лишь создает иллюзию предварительного осознания цели. Но если в действиях была осознанная цель, то именно по этому признаку это действие и нельзя считать действием в состоянии аффекта. Виновность лица, совершившего преступление в состоянии аффекта, обосновывается не наличием преступного умысла и соответствующего мотива, а тем, что это лицо, будучи в состоянии вменяемости, допустило преступный результат, хотя заранее и не предвидело его. Все вышеизложенное позволяет утверждать, что понятие "аффект" и юридическое понятие "сильное душевное волнение" полностью не совпадают, ибо закон предполагает, что могут существовать различные степени душевного волнения, устанавливаемые судом. Аффект же является высшей степенью захвата сознания чувствами, это взрыв чувств. Говоря более точно, при аффекте поведение побуждается даже не чувством, а витальной эмоцией (эмоцией, связанной с инстинктом самосохранения). Поскольку сильное душевное волнение оказывает влияние на квалификацию преступления и на меру наказания, это состояние подлежит доказыванию и для его установления требуется проведение судебно-психологической экспертизы. Рассмотрим одну разновидность аффекта, которая наиболее часто встречается в следственной и судебной практике - страх. Страх — безусловно-рефлекторная эмоциональная реакция на опасность, проявляющаяся в резком изменении жизнедеятельности организма. Страх возник как биологическое явление избегания опасных ситуаций: огня, падения, возможности утонуть, нападения хищников. Животные инстинктивно боятся быстро приближающихся объектов, всего того, что может повредить целостности организма. Многие из этих врожденных страхов сохраняются и у людей, хотя в условиях цивилизации они несколько изменены. У многих людей страх является астенической эмоцией, вызывающей аффектогенный ступор, неподвижность, оцепенелость или понижение мышечного тонуса. При этом лицо приобретает маскообразное выражение. В большинстве случаев страх вызывает сильный симпатический разряд: крик, бегство, гримасы. Характерным симптомом страха является дрожание мышц тела, появление сухости во рту (отсюда хриплость и приглушенность голоса), резкое учащение пульса, повышение сахара в крови и т.д. Инстинктивный страх вызывается стимулом, который сигнализирует о возможной физической боли. Гипоталамус начинает выделять нейросекрет, который стимулирует гипофиз на выделение адренокортикотропного гормона. Этот гормон и вызывает специфические реакции страха. Страх возникает по ассоциации с болью в результате жизненного опыта человека и окружающих его людей. Ребенок не боится тех ситуаций, от которых мать приходит в ужас. Но повторяющийся испуг матери в определенных ситуациях начинает формировать чувство страха у ребенка. У некоторых людей часто отмечается гиперболизация опасностей, непомерное разрастание страха, который завладевает всей их психикой. Социально обусловленные причины страха — угроза общественного порицания, потери результатов длительного труда, унижение достоинства и т.п. вызывают те же физиологические симптомы, что и биологические источники страха. Страх можно уменьшить активной деятельностью, принятием разумных мер по обеспечению безопасности. В этих случаях страх переходит в осторожность, в состояние опасения. Страх преодолевается волевым усилием, мыслительной деятельностью. Различные формы преодоления страха в опасных ситуациях приобретают черты храбрости (разумное действие в опасной обстановке), удали (действия, при недостаточно критическом мышлении), отваги (смелые действия, вызванные чувством долга). Страх является пассивно-оборонительной реакцией на опасность, исходящую от более сильного лица. Если же какая-либо угроза опасности исходит от более слабого лица, то реакция на эту опасность может приобрести активно-оборонительный, наступательный характер — гнев. В состоянии гнева человек предрасположен к мгновенному, часто импульсивному действию. Чрезмерно повышенное мышечное возбуждение при недостаточном самообладании легко переходит в очень сильное действие. Иногда оно направляется на неодушевленные предметы (разбивается мебель, посуда и т.д.). Гнев всегда сопровождается угрожающей мимикой и позой нападения. В состоянии гнева человек теряет объективность суждений, применяет стереотипные фразы, осуществляет мало контролируемые действия. Возбуждение в узкой сфере мозга тормозит все другие его области. Страх и гнев могут достичь степени аффекта, но они могут выражаться и в меньшей степени эмоционального напряжения, могут быть связаны обстоятельствами, смягчающими уголовную ответственность.

Фрустрация

Фрустрация (от лат. "frustratio" - крушение планов) стойкое и глубокое отрицательное эмоциональное состояние, вызванное крушением близкодостижимой и значимой цели, срыв стратегических планов личности, сопровождающееся, как правило, агрессивными проявлениями в отношении фрустратора.

Состояние фрустрации связано со значительной и продолжительной дезорганизацией психических процессов (ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т.п.).

Труднопреодолимость фрустрации связана с тем, что человек не может устранить причины этого состояния. Поэтому в состоянии фрустрации человек сознательно ищет какие-либо компенсирующие выходы или неосознанно совершает неадекватные действия: уходит в мир грез, иногда регрессирует, возвращается к более ранним стадиям психического развития. Фрустрационная толерантность — устойчивость индивида к фрустрационным воздействиям.

Чувства

Чувства — психический механизм непосредственно эмоциональной оценки социально значимых явлений.

Чувства являются эмоциональным регулятором социальных функций личности. Чувства — это психическая форма отражения социальных потребностей. Отрицательные чувства вызываются отклонением обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как личности. Положительные — приведением обстоятельств к нормам, соответствующим мировоззрению данной личности. Чувства обеспечивают интеграцию сознания, подсознания и поведения человека, являются адаптационным механизмом межличностного взаимодействия. Отклоняющееся и в особенности преступное поведение во многих случаях связано с неразвитостью чувств, с неспособностью к сопереживанию, с эмоциональной тупостью. Каждое третье тяжкое преступление против личности совершается из-за неприязни, ревности или мести. Механизмы правопослушного поведения не могут быть сведены только к сознанию. Сознательные действия органически сочетаются со сложной системой установок, влечений и чувств. Чувства классифицируются в зависимости от сферы регулируемых социальных функций человека. Различаются праксические, моральные, эстетические и познавательные чувства. Праксические чувства — чувства, возникающие в практической деятельности. Еще Аристотель говорил, что видов чувств столько, сколько видов деятельности. Всякая деятельности связана с определенным отношением к ее цели и средствам ее достижения. В процессе антропогенеза у человека сформировалась потребность в труде, эмоциональное отношение не только к результатам, но и к самому процессу труда, ибо в этом процессе человек, преодолевая препятствия, утверждает и совершенствует себя, свои психические и физические возможности. Особенно эмоциональны те виды труда, которые связаны с творчеством, с поиском нового. Эмоционально переживается умственное и физическое напряжение трудового процесса. В труде человек удовлетворяет свои потребности. В труде сформировалось чувство радости в связи с достижением цели, успешным завершением дела, подчинением себе сил природы. Недостижение цели вызывает отрицательные чувства.

Моральные чувства — эмоциональное состояние, связанное с оценкой поведения в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам.

Мораль — это форма общественного сознания, совокупность выработанных данным обществом правил и норм поведения. Теория этих норм и правил называется этикой, а практическое их использование — нравственностью. Моральные чувства основаны на принятом в данном обществе понимании добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости. Моральные чувства — важнейший регулятор поведения человека, мотивационная основа межличностных отношений. Регулирующая сила моральных чувств настолько велика, что даже в гипнотическом состоянии человека нельзя побудить к поступку, несовместимому с его моральными чувствами. Так, приказание похитить вещь у другого человека или оскорбить его, как правило, не выполняется большинством людей даже в состоянии гипноза. Нравственная норма является важнейшим средством социализации личности, обогащения индивида достижениями общества. Нравственные нормы — это требования общества к поведению личности. Эти нормы подразделяются на нормы-образцы, нормы-запреты и нормы-рамки. Эти нормы реализуются посредством общественного мнения, авторитета, традиций и обычаев. Для реализации этих норм необходимо соответствующее отношение к ним. И здесь главенствующую роль играет чувство. Моральные чувства делятся на кратковременные, ситуативные (радость, восхищение, восторг, негодование по поводу тех или иных поступков), устойчивые интимные переживания (преданность, привязанность, дружба, любовь и др.) и общественные переживания (патриотизм, интернационализм, коллективизм и др.). Нравственное сознание членов общества является основой формирования правосознания. Широкий диапазон глубоких моральных чувств — необходимое условие высоконравственного и правопослушного поведения. Отрицательные нравственные качества — жестокость, эгоизм, эмоциональная тупость, стяжательство, зависть, властолюбие и др. — являются мотивационной основой как безнравственного, так и преступного поведения. (Не следует смешивать отрицательные моральные качества с отрицательными моральными чувствами, которые лежат в основе нравственного самоусовершенствования. Так, сожаление или угрызение совести, будучи отрицательными чувствами, играют положительную роль в поведении человека.) Моральные чувства побуждают человека учитывать интересы других людей. Они обусловлены нравственными потребностями человека, системой его взглядов и убеждений. Моральные чувства мобилизуют человека к деятельности, они имеют стенический характер. Человек переживает определенные чувства не только в связи с текущими событиями, но и по поводу прошедших или будущих событий. Моральные чувства организуют поведение человека в социально положительном направлении, предотвращают нежелательные действия, побуждают к оценке совершенных поступков. У морально воспитанного человека любое отклонение от общепринятых норм поведения вызывает резкую критическую оценку. Критическая оценка своего поведения у отдельных людей может отсутствовать или в силу пренебрежения общественно принятыми нормами, или в силу их недостаточного осознания. В этих случаях поведение приобретает черты безнравственности или бессовестности. Безнравственность характеризуется тем, что человек знает о соответствующих нормах поведения, но не считает их обязательными ни для себя, ни для других людей; бессовестность — тем, что человек знает общепринятые нормы поведения, но считает их обязательными только для других. Моральные чувства, являясь субъективными переживаниями, объективируются, проявляются в повседневных поступках людей. В зависимости от социальных условий и воспитательных воздействий у человека формируется определенный опыт нравственного поведения, типичное для него отношение к общепринятым нормам и основанное на них поведение. Моральные чувства существуют в виде взаимосвязанной, соподчиненной системы, в которой одни чувства играют ведущую, доминирующую роль в поведении человека, а другие являются кратковременными. Доминирующие чувства являются одной из существенных сторон, характеризующих личность. В практике юриста встречаются самые разнообразные нюансы нравственности (справедливость, долг, совесть, честь и др.). Справедливость и несправедливость — это моральные оценки общественных явлений, посредством которых оправдываются одни явления и осуждаются другие. Эти понятия историчны, то есть меняются с изменением общественных отношений. Долг — это моральная необходимость выполнения обязанностей, которые определяются местом человека в системе общественных отношений. Различаются разновидности долга: общечеловеческий, гражданский, воинский, служебный, семейный и др. Чувство долга — это осознание и переживание тех обязанностей, которые человек берет на себя, вступая в определенные отношения с другими людьми. Смысл жизни людей связан с выполнением правильно понятого долга. Выполнение долга вызывает наивысшее чувство удовлетворения. Совесть — это чувство, вызывающее реакцию человека на требования общества. Эта реакция зависит от понимания данным человеком моральной ответственности за свое поведение. Чувство совести является важнейшим стимулом нравственного усовершенствования личности. Чувство чести — это повышенная эмоциональная впечатлительность по отношению к тем сторонам своей деятельности, которые наиболее значимы для данного общества в целом или для отдельной социальной группы. Правовые нормы тесно связаны с нравственными нормами. В следственной практике особое значение имеет чувство вины. Чувство вины — это самопорицание человека за нарушение своих собственных позиций, норм, убеждений. Чувство вины связано с нарушением норм, которые приняты личностью, интернализированы ею. Беспринципный, аморальный, деградировавший человек не испытывает чувства вины, совершая преступления и неся за него наказание. Чувство вины является тягостным психическим состоянием только для людей, не утративших социальные связи. Люди имеют различные пороги вины, большую или меньшую подверженность самопорицанию. Существует также навязчивое чувство вины, выходящее за пределы психического здоровья. Для людей с высоким порогом вины, т.е. не склонных к самоосуждению, более действенным является наказание внешнее. Их поведение больше ориентировано на внешние факторы (экстраверты). Чувство вины более развито у интровертов — людей более ориентированных на свой внутренний мир. Любовь и ненависть, гордость и высокомерие, нежность и презрение, зависть и обожание, ревность и эгоизм — эти и многие другие чувства определяют устойчивую ориентацию одних людей в отношении других. Чувства, вызываемые людьми друг у друга, зависят от того значения, которое они придают друг другу. Любить или ненавидеть кого-то — это значит по-разному оценивать людей и иметь определенную предрасположенность к соответствующим действиям в отношении них. Эстетические чувства — эмоциональное состояние, связанное с отношением к прекрасному в окружающей социальной и природной среде. Прекрасными могут быть как физические объекты, так и отношения между людьми. Эстетические чувства смыкаются с моральными чувствами (отсюда выражение "красивый поступок", "прекрасный характер" и т.п.). В. Г. Белинский справедливо говорил, что красота — родная сестра нравственности. Нравственное воспитание неразрывно связано с воспитанием эстетического отношения к действительности. Поступки людей оцениваются одновременно и как этическое, и как эстетическое явление, они переживаются и как прекрасное (или безобразное) и как доброе (или злое). В зависимости от свойств явлений эстетические чувства выражаются как переживание прекрасного или безобразного, трагического или комического. Понятие прекрасного изменяется в зависимости от изменений в развитии общества. Так, нормой внешней красоты женщины у крестьян являлось плотное, крупное телосложение, физическая сила, румянец, как признак здоровья, и т.п. Идеал же светской красавицы был совершенно иным. Чувство трагического связано с отражением противоречия между необходимостью и возможностью, с отражением противоборства прекрасного с безобразным. Скорбь в связи с трагическими событиями активизирует прогрессивную деятельность людей. Трагическое вызывает ненависть к низменным явлениям. Чувство комического основано на несоответствии того или иного социального явления, поступков людей объективным свойствам вещей: нового — старому, содержания — форме, реальной сущности человека — его мнению о себе и т.п. Отражение явлений как трагических и комических, смешных и грустных зависит не только от того, что воспринимает человек, но и от его эстетических, нравственных позиций, сложившейся системы оценок. Смех по всякому пустяковому поводу, а тем более в связи с обстоятельствами, неприятными для других людей, не эстетичен, он свидетельствует о непонимании смешного, об отсутствии подлинного чувства юмора. Переживание прекрасного в искусстве выражается в состоянии художественного наслаждения. Оно зависит от систематического общения с прекрасным, от эстетических знаний человека, его художественных оценок и вкусов, эмоциональной возбудимости, впечатлительности, понимания взаимосвязи содержания и формы данного произведения, художественного стиля и метода. Произведения искусства являются одним из самых мощных источников эмоционального опыта человека, они формируют отношение человека к жизни. Эмоциональное воздействие искусства основано на том, что подлинное искусство обнажает сущность явлений, проявляет эту сущность в непосредственно воспринимаемой форме. Интеллектуальные чувства — эмоциональные состояния, связанные с реализацией познавательной потребности. Радость познания — одно из самых сильных чувств, ради которых человек устремляется в космос и на дно океана, рискует жизнью и отказывается от удовлетворения многих потребностей. Возникновение и удовлетворение познавательной потребности связано с особыми психическими состояниями познавательной направленности. Одним из них является состояние любопытства — состояние направленности сознания на снятие неопределенности с той или иной проблемной ситуации. Уличное происшествие привлекает толпу, необычные посетители обращают на себя взоры присутствующих — во всех этих случаях функционирует ориентировочный рефлекс, лежащий в основе состояния любопытства. Состояние любопытства прекращается сразу после его удовлетворения, оно не служит основой для дальнейшего познания. Чем выше культурный уровень человека, уровень его психического развития, тем больше осознается им степень необходимости той или иной информации. На этой основе возникает любознательность — состояние познавательной активности, интеллектуальной впечатлительности, устойчивой познавательной направленности на определенные объекты.

Познание связано с деятельностью в проблемной ситуации, которая всегда содержит в себе элемент рассогласования нашего опыта, знаний с каким-то новым фактом, явлением. Отражение проблемной ситуации вызывает состояние недоумения или удивления. Удивление — более эмоционально насыщенное состояние, чем недоумение, оно активизирует познавательную деятельность. Удивление, сопровождаемое очень сильными эмоциональными переживаниями, переходит в изумление. Изумление возникает в связи с получением очень значимой и совершенно неожиданной информации. Одним из самых ценных интеллектуальных чувств человека является неудовлетворенность достигнутыми знаниями, стремление к постоянному познанию.

4. Общие закономерности эмоций и чувств

В эмоциях и чувствах выражается эмоциональный опыт человека. Текущие внешние воздействия связываются с теми чувствами, которые мы раньше переживали. Приближающаяся грозовая туча обычно вызывает неприятное чувство, хотя мы в данный момент еще и не испытываем каких-либо вредных воздействий. Возникшее в этой ситуации чувство является результатом обобщения прежнего опыта. Возникновение и угасание чувств подчинено всем закономерностям формирования условного рефлекса. Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс однородных объектов. Таким образом, обобщенность и перенос чувств — одна из их закономерностей. Другая закономерность — притупляемость чувств под влиянием длительно действующих раздражителей. Любимая песня надоедает, если ее постоянно и повсюду слышишь, шутка, повторяемая слишком часто, не вызывает удовольствия. Воздействие, вызывающее новые чувства, обычно предпочитается привычным надоевшим воздействиям. Притуплению подвержены как положительные, так и отрицательные чувства. Человек в известной мере привыкает ко всему, в том числе и к отрицательным воздействиям (неприглядным картинам, к неуютной обстановке и т.п.) Притупление отрицательных чувств опасно, так как вследствие этого они перестают сигнализировать о неблагоприятной обстановке и побуждать к ее изменению. Следующая закономерность — контраст чувств. Чувства, возникающие при воздействии различных раздражителей, сопоставляются и влияют друг на друга, взаимодействуют. Чувство досады от неэтичного поступка одного лица усиливается, если оно противопоставляется благородному поступку другого лица в той же ситуации. Удовольствие сильнее чувствуется вслед за неудовольствием. Чем труднее судьба героя романа, тем радостнее воспринимается благополучный исход его злоключений. Одной из закономерностей чувств является их суммация. Чувства, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в результате суммации чувств у нас всю жизнь укрепляется любовь и уважение к родителям, другу, к родным местам. Иногда эта суммация переживаний (например, накопление жизненных невзгод, неприятностей) может привести к аффекту, к очень сильной реакции по поводу внешне незначительного события. В результате суммации чувств повышается эмоциональная чувствительность к тем или иным объектам. Так, человек неоднократно попадавший в автомобильные катастрофы, садится в автомобиль с некоторым опасением. Иногда противоположные чувства, проявляясь одновременно, также усиливают друг друга. Так, чувство страха, возникающее при переходе через пропасть, усиливает чувство удовольствия, связанное с преодолением препятствия. Эмоциональные состояния, не получившие исхода в соответствующих действиях, иногда замещаются эмоциональными состояниями, связанными с другой деятельностью. Так, неудача в одной деятельности, компенсируется успехом в другой деятельности. Одной из закономерностей эмоций является их переключаемость. Успешность переключения зависит от того, насколько велика значимость нового объекта. В ряде случаев сильные эмоции являются взаимно не совместимыми — создается конфликтная ситуация. Так, у алкоголика любовь к семье противоборствует с ненавистью к ней, когда его лишают возможности принять алкоголь. Конфликт между противоположными, амбивалентными чувствами изживается различными способами: вытеснением одних чувств под каким-либо оправдательным предлогом, искажением отдельных представлений. Иногда это может приобрести патологический характер, при котором объективная действительность становится как бы несовместимой с сознанием больного. Эмоции и чувства имеют внешнее проявление — экспрессию. Внешнее выражение эмоций и чувств осуществляется движениями мышц лица (мимика), мышц тела (пантомимика — жесты, поза, осанка), изменениями тона голоса, темпа речи. Вглядитесь в картины Репина, Федотова, Сурикова и других мастеров живописи — их талант очень верно запечатлел внешнее выражение сложных человеческих чувств — мук и страдания, горести и печали, юмора и веселья. Печаль или уныние сопровождаются расслаблением скелетных мышц (согнутая спина, опущенные руки, склоненная на грудь голова), замедлением и неуверенностью движения. В мимике эти чувства выражаются сведением и приподнятием бровей, опусканием уголков рта, появлением характерных складок на лбу и от носа к уголкам рта. Совершенно иное выражение эмоций радости: мышечный тонус повышен, осанка прямая, плечи развернуты, движения энергичны и точны, брови в спокойном положении. Многие внешние выражения эмоций являются невербальным способом общения. Тональность голоса, мимика, жесты помогают людям лучше понять друг друга, дополнить речевую коммуникацию. Однако следует учитывать и то, что люди в значительной мере могут управлять внешними проявлениями чувств и эмоций. Это зависит от волевых качеств человека, от способности его переключать сознание на другие объекты, от переживания других, более сильных чувств. Часто более глубокие чувства бывают внешне мало выраженными и наоборот, эмоции по незначительному поводу проявляются очень выразительно. Переживания, связанные со второй сигнальной системой, внешне менее выразительны, чем переживания наглядно воспринимаемой ситуации. Человек, случайно упавший в лужу, проявляет свое смущение внешне более выразительно, чем в тех случаях, когда он попадает в лужу в фигуральном смысле слова.

5. Эмоции и чувства в следственной практике

Следственная деятельность особенно насыщена эмоциональными проявлениями. Она в значительной мере связана с экстремальными ситуациями и конфликтами, с межличностным взаимодействием, одним из факторов которого являются эмоции и чувства людей. Расследование преступлений невозможно без учета и оценки влияния эмоций на поведение человека.

Такое проявление эмоций, как сильное душевное волнение, требует профессионального диагностирования, поскольку оно является в ряде случаев квалифицирующим признаком состава преступления или обстоятельством, смягчающим ответственность. Следователю необходимо регулировать и свою собственную эмоциональную сферу, ибо его деятельность отличается большими эмоциональными перегрузками, связанными с ответственностью принимаемых решений, дефицитом информации, времени, противодействием отдельных лиц. Эмоции и чувства — важный фактор взаимодействия следователя со всеми участниками следствия. Эмоциональный контакт — необходимое условие успешного осуществления процесса расследования. В юридической и судебно-психологической литературе дается немало рекомендаций по части установления психического контакта. Однако рекомендации типа "с садовником начинайте говорить о цветах, а с шахматистом — о шахматах..." не учитывают главную особенность эмоциональных состояний — эти состояния возникают лишь в связи с доминирующими, актуализированными потребностями. Мария Ивановна никак не реагировала на разговор о розах и тюльпанах. Находясь в изоляции, она дни и ночи думала... о своих двух маленьких детях, оставленных (как она полагала) без присмотра. И прочный контакт возник только после сообщения следователя, что ее дети благоустроены. Стратегия контакта не сводится к тому, чтобы "понравиться" обвиняемому. Общение следователя с обвиняемым, подозреваемым и другими участниками следствия — это общение официально-ролевое: следователь выполняет роль представителя государственной власти. Но это не означает, что это общение должно быть казенным. Объективное и всестороннее расследование предполагает знание личности участников следствия, особенно обвиняемого и подозреваемого, знание ценностных позиций личности, иерархию ее потребностей, характериологических особенностей. В связи с этим могут быть использованы и эмоциональные приемы психического контакта, но они не должны сводиться к заигрыванию с подследственным. Людей особенно обижает равнодушие, высокомерие и тем более презрение. Каждое действие следователя расценивается подследственным лицом как сигнал определенного отношения к себе. Задача следователя не столько установить контакт, сколько не нарушить его своими неправильными действиями. Люди высоко ценят такое отношение к себе, которое содействует их самоутверждению. Они особенно чувствительны к действиям, связанным с выявлением их личностных особенностей. Каждый человек гордится определенными своими качествами и не прощает заниженной оценки этих качеств.

Поведение следователя оказывает эмоциональное заражение. Угрюмое лицо, монотонная постановка вопросов, безразличие и тому подобные отрицательные эмоциональные проявления по правилу "ответной эмоции" приводят к отрицательным последствиям.

Эмоциональные состояния обвиняемого и подозреваемого должны учитываться и в тактических целях.

Отвергая тактику "захвата врасплох" и тому подобных "психологических ловушек", следователь должен правильно выбрать ситуацию для постановки узловых вопросов. Предъявляя улики в последовательности возрастания их значимости, диагностируя и изобличая ложные показания, следователь создает соответствующие эмоциональные состояния. Но весь этот комплекс психических состояний должен содействовать объективному расследованию обстоятельств, а не "выхватыванию" лишь тех сторон обстоятельств, которые больше всего "подходят" к версии следователя.Нередко свидетели испытывают отрицательные эмоции при даче показаний. Это тормозит функционирование памяти. В таких случаях более полные показания могут быть получены в более спокойной обстановке. Следует категорически осуждать стремление некоторых следователей специально нагнетать обстановку строгости, напряженности при допросе свидетелей. Эмоции и чувства широко используются и в следственной практике. Однако при оценке эмоциональных состояний не следует преувеличивать их значения. Замешательство человека, его смущенность отнюдь не всегда свидетельствуют о его желании скрыть истину. Смех человека не всегда свидетельствует о его веселом настроении. "Свидетель может страдать навязчивыми состояниями без навязчивых идей. Он может быть не в состоянии удержаться от непроизвольной и неуместной улыбки, от судорожного смеха, от боязни покраснеть, под влиянием которой кровь бросается ему в лицо и уши... Надо в этих случаях слушать, что говорит свидетель, совершенно исключая из оценки сказанного то, чем оно сопровождалось". Эмоции и чувства являются мощным средством психического воздействия. Юрист не должен и не может постоянно скрывать своих эмоций и чувств. Его радость и печаль, досада и удивление, презрение и восхищение являются результатом его морально-оценочной деятельности, средством воспитательного воздействия. Чуткость, отзывчивость, искреннее сопереживание бед и страданий случайно оступившихся людей, всемерная помощь им для возвращения к новой жизни — все это возможно лишь при достаточно высоком уровне эмоционального развития следователя и судьи, прокурора и защитника. Утрата эмоциональной отзывчивости является симптомом профессиональной деформации юриста. В то же время юрист должен уметь контролировать свои эмоции, не допуская их диффузии, когда эмоции становятся фактором дезорганизации сознания, начинают препятствовать объективному и всестороннему расследованию преступления, логическому построению системы доказательств.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое эмоции? Какова их отражательная и регулирующая функции?

2. Чем отличаются чувства от эмоций?

3. Назовите свойства эмоций и их виды.

4. Дайте краткую характеристику отдельных видов эмоций и чувств.

5. В каких случаях и почему сильное душевное волнение может быть смягчающим обстоятельством при определении меры наказания за преступление?

6. Перечислите общие закономерности эмоций и чувств.

 

Упражнения и практические методики самоконтроля в профессиональных милицейских ситуациях

 

 

САМОКОНТРОЛЬ ПРИ СТРЕЛЬБЕ ИЗ ПИСТОЛЕТА

/пример формирования и реализации/

При медленной стрельбе по условиям начального или первого упраж­нения контролировать себя можно по следующей схеме.

Вышел на рубеж открытия огня. Подготовил оружие и боеприпасы. При­нял заученную стойку. .Проверил :стою правильно. Стоять удобно. Ничто не мешает ,не отвлекает (заставить себя не отвлекаться).Взял оружие и по­ка осуществляется хватка пистолета, посмотрел на мишень и еще раз уточ­нил район прицеливания (допустим, жестко под черное "яблоко" или под "восьмерку" грудной мишени N 4).Проверил стойку еще раз, подняв руку в направлении мишени. Рука направлена правильно. Несколько раз прицелив­шись, два-три раза выполнил спуск курка вхолостую без патрона. После этого по команде присоединил заряженный магазин и зарядил оружие, дос­лав патрон в патронник.

Предстартовое состояние : сердце колотится в груди, руки подрагива­ют; Нормальное рабочее состояние, обычное при производстве выстре­ла. Вспомнил как выполнялось прицеливание на тренировках. Два-три глубо­ких вдоха и выдоха (на счет: вдох- 7 сек.выдох-11 сек.)Рука на рукоятке пистолета вспотела. Мысленно себе:"Держать ,держать всеми пальцами, не отпускать захвата. Недопустимы перехваты,"жевание"рукоятки пистолета пальцами. Пистолет в руке лежит правильно. Держать его удобно."

Направил пистолет в цель. Проверил устойчивость руки с оружи­ем. Дрожи большой нет ,устойчивость удовлетворительная, хотя "ровная" мушка (вместе с целиком)пистолета колеблется в разных направлениях. Ло­коть руки ,в которой находится оружие "выключить",то есть выпрямить руку с некоторым усилием, и "закрепить" кисть, мысленно достав рукой ми­шень.

Взглядом нашел мушку, расположил ее в середине прорези и на одном уровне с верхними краями целика. Внимательно слежу за просветами между мушкой и боковыми гранями прорези. Просветы одинаковые...Указательный палец чувствует пружинистость спускового крючка. Резких сокращений мышц нет (грубая наводка осуществлена).Дыхание постепенно замедляется, пере­ходит в поверхностное, и на естественном полувыдохе задерживается. Уточ­няется прицеливание. Стараюсь держать ровную мушку в районе прицелива­ния. Постепенно затухают резкие колебания оружия. Указательный палец в этот момент плавно усиливает нажим на спусковой крючок. Усилия других пальцев не изменяются. Чувствую плавность движения указательного пальца очень хорошо. Наступает относительный покой оружия. Остались нез­начительные мягкие колебания. Прицельное приспособление как-бы плавает в районе прицеливания. ВСЕ В Н И М А Н И Е ДОЛЖНО БЫТЬ НАПРАВЛЕНО НА КОНТРОЛЬ ЗА ДВИЖЕНИЕМ УКАЗАТЕЛЬНОГО ПАЛЬЦА.(При этом нельзя останавли­вать обработку спускового крючка. Даже в условиях незначительного коле­бания руки с оружием ,а может быть и более сильного, нужно продолжать усиливать нажим на спусковой крючок)."Смотреть ,смотреть ,не ми­гать, просветы, просветы у мушки, палец продолжает плавное движение..."

Неожиданно выстрел...(его не ожидал потому, что в этот момент все внимание было сосредоточено на плавном движении указательного пальца и удержании "ровной"мушки в районе прицеливания).Сам звук выстрела не пугает, а воспринимается глухо, как будто выстрел происходит за сте­ной. Отдача принята на "дальнее плечо"(успел проконтролировать, почувс­твовать, как прямая рука жестко толкнула в плечо).Выстрел удержан.

По величине отклонения мушки в момент выстрела определяю, далеко или близко пробоина к лучшему результату ("отметка выстрела" возможна тогда, когда зрение сосредоточено на прицельном приспособлении, когда оружие "не снимается" с линии прицеливания в момент выстрела, т.е. рука не сгибается в локтевом суставе ,кисть закреплена.Образно выража­ясь, выстрел не "ломает" руку. Указательный палец продолжает удерживать спусковой крючок нажатым, не отскакивает от него, не "обжигается".Не опуская руки, анализирую весь выстрел и отдаю себе ясный отчет о его результате. Только после этих действий перехожу к подготовке и выполне­нию следующего выстрела, контроль за которым должен выполняться точно по такой же схеме.

ПРИМЕЧАНИЕ: Когда появится опыт, то контроль за всеми элементами можно будет осуществлять параллельно с другими действиями. Самоконтроль при производстве выстрела является важным элементом психологической подготовки. Об этом нельзя забывать. Необходимо учесть ,что чтение всего выше описанного занимает одну - две минуты. Самоконтроль при непосредс­твенном производстве выстрела укладывается в 10-12 секунд, не бо­лее. Больше указанного времени тратить на выстрел не целесообразно, так как увеличение времени на удержание пистолета прямо пропорционально развитию усталости, что в конечном итоге будет отрицательно влиять на результат стрельбы.

Деятельность работников органов внутренних дел протекает в условиях более или менее выраженного психоэмоционального напряжения, которое может приводить к утомлению и переутом­лению, возникновению различных эмоционально-стрессовых со­стояний, нервно-психических заболеваний и нарушению профессио­нальной деятельности. Действие психотравмирующих факторов че­рез центральную нервную систему оказывает влияние на весь ор­ганизм. Однако реакция человека на эти психотравмирующие фак­торы зависит не только от их интенсивности и продолжительности, но и от личностных особенностей каждого конкретного индивиду­ума; от его воли, эмоциональной сферы, самосознания, заинтере­сованности в выполнении той или иной работы, черт характера и т. п.

Если в процессе служебной деятельности далеко не всегда удается предотвратить или хотя бы уменьшить влияние психотрав­мирующих ситуаций, то научить личный состав органов внутрен­них дел адекватно реагировать на них представляется важной и вполне разрешимой задачей.

Не вызывает сомнения, что умение путем саморегуляции снять эмоциональное напряжение, подавить чувство страха и неуверен­ности, сконцентрировать внимание и мобилизовать все силы для выполнения поставленной задачи является чрезвычайно важным качеством для работников органов внутренних дел и особенно оперативных подразделений. Частое пребывание в опасных, а иног­да и угрожающих жизни ситуациях требует от этих лиц умения владеть собой, быстро оценивать сложные ситуации и принимать наиболее адекватные решения, что будет способствовать более эффективному выполнению поставленных задач и уменьшению чрезвычайных происшествий и срывов профессиональной деятель­ности среди личного состава органов внутренних дел.

Большое значение имеет также способность получать полно­ценный отдых за короткий промежуток времени в любых условиях. Даже кратковременный (10—15 мин.), но методически правильно проведенный отдых будет способствовать восстановлению затра­ченных сил и предохранять организм от переутомления.

Научиться всему этому поможет аутогенная тренировка (AT), которая включает в себя комплекс упражнений, направленных на повышение возможности саморегуляции исходно непроизвольных

функции организма. Предлагаемые ниже упражнения отличаются простотой II могут быть освоены большинством людей. Под их влиянием нормализуется высшая нервная деятельность, эмоцио­нальная сфера и различные функции организма. Приемы аутоген­ной тренировки усваиваются в процессе систематических упражне­ний, что придает этой методике тренировочный характер. Учиты­вая, что такая тренировка укрепляет силу воли, ее можно считать и активирующей личность. Следует отметить, что основным эле­ментом аутогенной тренировки является обучение мышечному расслаблению (релаксации). Умение расслабляться поможет ра­ботникам органов внутренних дел снять или уменьшить эмоцио­нальное напряжение, а также получить полноценный отдых за ко­роткий промежуток времени.

Время овладения аутогенной тренировкой зависит от инди­видуальных особенностей каждого конкретного человека, по и среднем составляет около 3—4 месяцев при ежедневных двух-трех-разовых занятиях по 10 минут.

В начальном периоде изучения этой методики желательно ис­пользовать для занятий время сразу после пробуждения и непо­средственно перед засыпанием, т. к. в период естественной сонли­вости гораздо легче добиться предусмотренных упражнениями ощущений. В дальнейшем для освоения аутогенной тренировки можно использовать любое время суток.

Прежде чем приступить к изучению специальных упражнений аутогенной тренировки, целесообразно освоить некоторые подго­товительные упражнения.

Наиболее важным подготовительным мероприятием является дыхательная гимнастика, которая состоит в освоении ритмичного полного дыхания. Самым важным условием регулирования дыха­ния является контроль за его ритмом. Нужно всегда помнить, что для того чтобы дышать правильно, необходимо точно отсчитывать установленный ритм. Для определения оптимального ритма дыха­ния удобно пользоваться частотой ударов пульса перед занятиями (этот ритм и служит основой счета при дыхании).

Прежде чем освоить так называемое полное дыхание, необхо­димо овладеть его составными элементами (брюшным, средним и верхним дыханием).

Брюшное (диафрагмальное) дыхание—выполняется стоя, сидя или лежа. Для его выполнения необходимо сосредоточиться на области пупка. Втягивая брюшную стенку, делаем выдох. За­тем медленно делаем вдох. Брюшная стенка при вдохе выпячи­вается наружу и нижняя часть легких наполняется воздухом. Грудная клетка при брюшном дыхании остается неподвижной и только живот производит волнообразные движения, наполняя и освобождая нижнюю часть легких. Вначале тренирующиеся испы­тывают некоторые трудности при освоении брюшного типа дыха­ния однако эти трудности легко преодолимы: для этого достаточно положить руку на живот, чтобы контролировать его движение во время акта дыхания.

Среднее дыхание—выполняется стоя, сидя или лежа. Необ­ходимо сосредоточиться на ребрах. После выдоха медленно вды­хаем, растягивая с обеих сторон ребра. Делая выдох, сжимаем ребра. При этом типе дыхания наполняется воздухом средняя часть, в то время, как живот и плечи остаются неподвижными.

Верхнее дыхание — также выполняется стоя, сидя или лежа. Внимание сосредоточивается на верхушках легких. После выдоха делаем вдох, медленно поднимая ключицы и плечи. Выдыхая, опускаем плечи и ключицы. При верхнем дыхании живот и перед­няя часть груди остается неподвижной.

Полное дыхание—так же, как и его составные части, выпол­няется стоя, сидя или лежа. После полного выдоха необходимо медленно вдыхать, считая 8 ударов пульса, чередуя и соединяя все три вышеописанных типа дыхания в одном непрерывном волно­образном движении. Прежде всего выпячивается живот потом расширяются ребра и, наконец, поднимаются ключицы и плечи. В этот момент стенка живота слегка подтягивается. Выдох произ­водится в той же последовательности, что и вдох: вначале втягиваем стенку живота, потом сжимаем ребра и опускаем ключицы и плечи. При этом весь дыхательный аппарат находится в единообразном дви­жении. Между выдохом и следующим вдохом можно задержать дыхание, пока не появиться естественное желание сделать вдох. Дыхание осуществляется через нос. Одна из важных лелей дыха­тельной гимнастики — обучение концентрации внимания, что бу­дет иметь большое значение для успешного освоения упражнений аутогенной тренировки. Однако следует отметить, что даже при­менение только одного полного дыхания (без специальных упраж­нений AT) снимает (или уменьшает) эмоциональное напряжение, успокаивает нервную систему, наполняет человека чувством спо­койствия и уверенности в себе. Делают это упражнение 5—6 раз с максимальной концентрацией внимания. Занятия аутогенной тре­нировкой целесообразно начинать после выполнения этого дыха­тельного упражнения. Необходимо учитывать, что, освоив «полное дыхание», нет необходимости в выполнении его составных элемен­тов (брюшного, среднего и верхнего дыхания). Лица, которые в силу каких-либо причин не в состоянии освоить полное дыхание, могут использовать для практических целей брюшное дыхание, которое по своему эффекту приближается к полному.

В тех случаях, когда эмоциональному напряжению сопутст­вует чувство усталости и неуверенности в себе, после выполнения полного дыхания целесообразно применить следующее дыхатель­ное упражнение. Стоя, ноги врозь, сделать медленный вдох носом, как при полном дыхании и сразу же начинать выдох следующим образом: губы сжать как-будто Вы собираетесть свистеть и, не надувая щек, рядом коротких отдельных выдохов выталкивать воз­дух. При этом Вы должны ощущать, будто Ваш рот лишь слегка приоткрыт и для выдоха Вам требуется значительное усилие мышц живота и грудной клетки. Если выдох производится слабо, уп­ражнение теряет свою ценность. Это упражнение рекомендуется делать 3 раза. В течение дня его желательно повторять 5—6 раз. Оно повышает уверенность в себе, снижает в какой-то, степени чув­ство усталости, помогает преодолеть угнетенное настроение. При­нимая во внимание активизирующее влияние этого упражнения, применять его непосредственно перед занятиями аутогенной тре­нировкой или перед засыпанием нежелательно.

Необходимо помнить, что выполнение дыхательных упражне­ний не должно сопровождаться чувством головокружения или какого-то недомогания. При возникновении каких-либо неприят­ных ощущений упражнения нужно немедленно прекратить. Во избежание головокружения при выполнении полного дыхания сле­дует соблюдать паузу после выдоха, равную но продолжительно­сти половине вдоха.

Следующими подготовительными упражнениями, которые не­обходимо освоить, являются упражнения и расслабленности мускула­туры. Эти упражнения удобнее начинать с длинных мышц конеч­ностей, а во вторую очередь научиться расслаблять, мышцы затылка и шеи, а также мимические мышцы лица. Мышечное рас­слабление лучше всего осознается по контрасту с напряжением. В качестве примера могут быть рекомендованы следующие упраж­нения:

1. Стоя поднять руки над головой (вдох), с выдохом накло­нить туловище вперед, одновременно уронив руки так, чтобы они свободно раскачивались, подобно маятнику. Повторить 2 ,3 раза.

2. Стоя, расставив ноги на ширину плеч (руки свободно ви­сят вдоль туловища), с умеренной резкостью вращать. туловище вправо и влево. Руки без напряжения следуют за туловищем. По­вторить 4—6 раз.

3. Лежа на спине (ноги вытянуты, руки вдоль туловища), поднять одну руку, прямую и напряженную, вертикально (вдох), затем уронить ее рядом с собой (выдох). Повторить 3 -4 раза для каждой руки.

4. Стоя одной ногой на небольшом возвышении (ступеньке, низкой табуретке и т. п.), свободно положить бедро второй ноги у подколенной ямки на предплечье руки, согнутой в локте (левая рука и левая нога, права рука и правая нога). Быстрым движе­нием выдернуть руку, дать свободно висящей ноге упасть. Вторая рука упирается в стену или о спинку стула для сохранения равно­весия. Повторить 3—4 раза для каждой ноги.

5. Лежа на спине, подтянуть одну из ног пяткой как можно ближе к ягодице (вдох). Пятку при этом не отрывать от ложа. С выдохом сразу расслабить мышцы ноги так, чтобы нога сама резким движением вернулась в исходное положение. Повторить 2—3 раза для каждой ноги.

6. Лежа на спине с мягким изголовьем, слегка приподнятьголову руками за затылок. Выдернуть руки, дать голове упасть. Повторить 2—3 раза.

7. Стоя или сидя в свободной позе, уронить голову на грудь, дать нижней челюсти слегка отвиснуть, ощутить щеки висящими («маска бульдога»). Повторить 3—4 раза.

Можно использовать, и другие упражнения, но повторять си­стематически один и тот же набор упражнений не стоит, т. к. не­обходимо тренировать расслабление различных групп мышц. Вдох должен совпадать с мышечным напряжением, выдох—с расслаблением. Резкого мышечного напряжения следует избегать как возбуждающего. Мышечное напряжение должно нарастать посте­пенно. После того, как тренирующийся четко ощущает и ясно осознает границу между напряжением и расслаблением упражне­ния можно считать освеженными. Цель упражнений в расслабле­нии—воспитание умения расслаблять произвольную мускулату­ру, развитие внимания и воли, тренировка воображения.

Лицам, успешно освоившим приведенные выше предваритель­ные упражнения, будет гораздо легче овладеть и основными (спе­циальными) упражнениями аутогенной тренировки.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.