Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Теоретический материал для проведения практического занятия



Воронежский институт МВД России

Кафедра социально-гуманитарных и экономических дисциплин

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры социально-гуманитарных и экономических

Дисциплин

Полковник полиции

_________________ Ю.С.Протасов

« ____» ___________2012 г.

 

План

Проведения практического занятия

По дисциплине « Юридическая психология»

 

Тема 5. Эмоции, чувства, психические состояния, их психолого-правовая оценка

 

 

Разработал:

доцент кафедры СГ и ЭД,

кандидат психологических наук, доцент, полковник полиции

С.Е. Кораблев

 

Воронеж – 2012 г.

 

 

Тема 5. Эмоции, чувства, психические состояния, их психолого-правовая оценка

 

Цель занятия: обучение курсантов и слушателей простейшим приемам, повышающим качественные характеристики эмоционального самоконтроля, вы­явление их индивидуальных особенностей протекания эмоциональных процессов, форми­рование специальных навыков управления эмоциями.

 

Вопросы:

1. Выполнение контрольной работы (экспресс-вариант, метод незаконченных предложений) по проверке знаний психологии эмоций в профессиональной деятельности юриста.

2. Вы­явление индивидуальных особенностей протекания эмоциональных процессов.

3. Профилактика отрицательных последствий стрессовых состояний сотрудников ОВД. Психологические аспекты саморегуляции.

4. Выполнение простейших приемов, повышающих качественные характеристики эмоционального самоконтроля,

5. Форми­рование специальных навыков управления эмоциями.

Задания и методические указания:

1. Изучить литературу:

1. Изард К. Эмоции человека. М., 1980.

2. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. - М., 1991.

3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - М., 1988.

4. Немов Р.С. Психология. - М.. 1990.

5. Профессионально-психологическая подготовка офицеров охраны. - М.,1990.

6. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотруд­ников органов внутренних дел /Под ред. А.Ф. Дунаева, А.С. Батышева. - М., 1992.4.2,3.

7. Семко М.А. Особенности познавательной деятельности личности: характеристика психических процессов и их учет в работе сотрудников органов внутренних дел. - М., 1994.

 

2. Ознакомиться с теоретическими аспектами профилактики отрицательных последствий стрессовых состояний сотрудников ОВД

3. Выполнить практические упражнения на занятии, освоить простейшие механизмы эмоциональной саморегуляции.

Теоретический материал для проведения практического занятия.

Эмоциональная регуляция деятельности

1. Понятие эмоций

Эмоции — психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий.

Неожиданно оказавшись вблизи пропасти, мы испытываем эмоцию страха. Под влиянием этого опасения мы отходим в безопасную зону. Сама по себе эта ситуация еще не причинила нам вреда, но через наше чувство она отразилась как угрожающая нашему самосохранению. Сигнализируя о непосредственном положительном или отрицательном значении различных явлений, эмоции рефлекторно регулируют наше поведение, побуждают или тормозят наши действия.

Эмоция — это общая, генерализованная реакция организма на жизненно значимые воздействия (от лат. "emoveo" — волную). Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов. Особенностью эмоций является их интегрированность — возникая при соответствующих эмоциогенных воздействиях, эмоции захватывают весь организм, объединяют все его функции в соответствующий генерализованный стереотипный поведенческий акт. Эмоции являются приспособительным продуктом эволюции — это эволюционно-обобщенные способы поведения в типичных ситуациях. "Именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособленным к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать на него определенным эмоциональным состоянием, сведя его, так сказать, к общему биологическому знаменателю, т.е. определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие". Эмоции возникают в ответ на ключевые для удовлетворения определенной потребности особенности предметов. Отдельные биологически значимые свойства предметов и ситуаций вызывают эмоциональный тон ощущений. Они сигнализируют о встрече организма с искомым или опасным свойством предметов. Эмоции и чувства это субъективное отношение к предметам и явлениям, возникающее в результате отражения их непосредственной связи с актуализированными потребностями. Все эмоции предметно соотнесены и двухвалентны — они или положительные, или отрицательные (потому что предметы либо удовлетворяют, либо не удовлетворяют соответствующие потребности). Эмоции побуждают к стереотипным формам поведения. Однако особенности человеческих эмоций определяются общим законом психического развития человека — высшие образования, высшие психические функции, формируясь на основе низших функций, перестраивают их. Эмоционально-оценочная деятельность человека неразрывно связана с его понятийно-оценочной сферой. И эта сфера сама влияет на эмоциональное состояние человека. Сознательная, рациональная регуляция поведения, с одной стороны, побуждается эмоциями, но, с другой стороны, она противостоит текущим эмоциям. Все волевые действия совершаются вопреки сильным конкурирующим эмоциям. Человек действует, превозмогая боль, жажду, голод и всевозможные влечения. Однако чем ниже уровень сознательной регуляции, тем большую свободу получают эмоционально-импульсивные действия. Эти действия не имеют сознательной мотивации, цели этих действий также не формируются сознанием, а однозначно предопределяются характером самого воздействия (например, импульсивное отстранение от падающего на нас предмета). Эмоции доминируют там, где недостаточна сознательная регуляция поведения: при дефиците информации для сознательного построения действий, при недостаточности фонда сознательных способов поведения. Но это не значит, что чем сознательнее действие, тем меньшую значимость имеют эмоции. Даже мыслительные действия организуются на эмоциональной основе. В сознательных действиях эмоции обеспечивают их энергетический потенциал и усиливают то направление действия, результативность которого наиболее вероятна. Допуская большую свободу сознательного выбора целей, эмоции определяют основные направления жизнедеятельности человека. Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами становятся настоятельной потребностью. Человек стремится к положительным эмоциям. Лишение эмоциональных воздействий дезорганизует психику человека, а длительное лишение положительных эмоциональных воздействий в детстве может привести к отрицательным деформациям личности. Замещая потребности, эмоции сами по себе являются во многих случаях побуждением к действию, фактором мотивации. Различаются низшие эмоции, связанные с безусловно-рефлекторной деятельностью, основанные на инстинктах и являющиеся их выражением (эмоции голода, жажды, страха, эгоизма и т.п.), и высшие, подлинно человеческие эмоции — чувства.

Чувства связаны с удовлетворением социально выработанных потребностей. Чувство долга, любви, товарищества, стыда, любознательности и т.п. формируются у человека по мере его включения в социальные связи, т.е. по мере становления индивидуума как личности. Переживая те или иные чувства, человек оперирует исторически выработанными нравственными и эстетическими понятиями ("добро", "зло", "справедливость", "прекрасное", "безобразное" и т.д.). Таким образом, чувства в большей мере, чем эмоции, связаны со второй сигнальной системой. Эмоции ситуативно обусловлены, чувства могут быть длительными и устойчивыми. Наиболее устойчивые чувства являются свойствами личности (честность, гуманность и т.п.).

Биологическая и информационная теория эмоций

Биологическая теория эмоций (П. К. Анохин) постулирует: положительные эмоции возникают в связи с достижением успешного результата и закрепляют поведенческий акт, приводящий к этому результату. Отрицательные эмоции тормозят неудачные поведенческие акты и направляют организм на поиск новых приспособительных действий. Информационная теория эмоций (П. В. Симонов) утверждает: "Эмоция есть отражение мозгом силы потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент". Эмоции, по П. В. Симонову, являются механизмом вычленения тех потребностей, которые в данных условиях имеют преимущественную вероятность удовлетворения. В зависимости от реальных возможностей удовлетворения одна и та же потребность может вызвать или положительную, или отрицательную эмоцию. Отрицательные эмоции подавляют потребности с очень низкой вероятностью их удовлетворения. Итак, эмоции — это механизм непосредственной, импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственной оценке жизненных явлений и ситуаций. Эмоции — это состояние жизнедеятельности, связанное с соотнесением актуализированных потребностей с условиями их удовлетворения в текущей ситуации. Можно выделить следующие относительно самостоятельные виды эмоциональных состояний: 1) интерес — возбуждение; 2) удовольствие — радость; 3) удивление — изумление; 4) горе — страдание; 5) гнев — ярость; 6) отвращение — омерзение; 7) презрение — пренебрежение; 8) страх — ужас; 9) стыд — застенчивость; 10) вина — раскаяние. Каждая из этих эмоций имеет свой нервный субстрат. Из этих десяти фундаментальных эмоций образуется 120 сложных эмоциональных комплексов — триад (горе — гнев — отвращение; страх — стыд — вина и т.д.). Эти эмоциональные комплексы имеют адаптационную, приспособительную функцию и характерные внешние мимические, нервно-мышечные выразительные проявления.

3. Свойства и виды эмоций и чувств

Эмоции и чувства различаются в зависимости от их качества (положительные или отрицательное), глубины, интенсивности и продолжительности, влияния на деятельность. В качественном своеобразии эмоций и чувств выражается то, как относится человек к соответствующему явлению. В зависимости от того, насколько существенны отражаемые в чувствах стороны действительности, различаются глубокие и неглубокие чувства. В зависимости от влияния эмоций и чувств на активность деятельности они подразделяются на стенические (от гр. "sthenos" — сила) и астенические. Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека. Так, чувства радости или вдохновения побуждают человека к энергичной деятельности. Астенические эмоции и чувства расслабляют человека, парализуют его силы (чувство паники или страха). Одно и то же чувство может оказывать различное воздействие на деятельность разных людей. Например, чувство страха может и мобилизовать и демобилизовать силы человека. Это зависит от индивидуальных особенностей личности и его волевых состояний. Эмоции и чувства различаются также по интенсивности (сильные и слабые) и продолжительности (кратковременные и устойчивые). Высшие чувства подразделяются еще и по своему содержанию. В связи с этим различаются следующие виды высших чувств: праксические, интеллектуальные, моральные и эстетиЭмоции, являясь психическим процессом, имеют свои закономерности и динамику протекания (возникновение, высшее напряжение и разряжение). Эмоции влияют на все другие психические процессы. Они могут быть как организующими, так и дезорганизующими факторами сознания, деятельности. По регулирующей функции эмоции делятся на следующие виды: 1) эмоциональный тон ощущения; 2) эмоциональный отклик; 3) настроение; 4) конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация.

1. Эмоциональный тон ощущений. Различные ощущения (запахи, цвета, звуки и т.д.) являются для нас приятными, нейтральными или неприятными. Эмоциональный тон ощущения — наше отношение к качеству ощущения. Нам приятен запах цветов, шум морского прибоя, цвет неба при закате солнца, но неприятен запах гнили, скрежет тормозов. К отдельным раздражителям у нас возникает даже органическое болезненное отвращение — идиосинкразия (например, к звукам, издаваемым скрежещущим по стеклу металлическим предметом). Эмоциональное отношение к некоторым предметам (например, к предметам и явлениям, вызывающим боль) позволяет уже при первой встрече с вредоносным объектом принять быстрое решение. Эмоциональный тон различных воздействий, закрепляясь в памяти, затем включается в различные восприятия и представления. Эмоциональная память, эмоциональный опыт человека играют существенную роль в тех случаях, когда надо действовать в условиях дефицита понятийной информации.

2. Эмоциональный отклик — оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в окружающей среде. Вы увидели красивый пейзаж — возникнет эмоциональный отклик. Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимостью человека, его эмоциональным тонусом. Одним из видов эмоционального отклика является синтония — сопереживание эмоциональному состоянию других людей. Это одно из важнейших социальных качеств человека. Исследователи отмечают, что способность к эмоциональному созвучию зависит от условий воспитания. Люди, воспитывавшиеся в условиях недостаточного эмоционального контакта, а также в условиях пресыщения эмоциональными контактами, становятся малоспособными к эмоциональному сопереживанию.

3. Настроение. Каждому человеку из опыта известно, насколько велика роль хорошего настроения в нашей повседневной деятельности. Веселое и серьезное, грустное и жизнерадостное — самые разнообразные настроения постоянно чередуются в нашей жизни. Настроение — ситуативно обусловленное доминирование определенной эмоции или чувства, усиливающее или ослабляющее психическую деятельность на протяжении более или менее длительного периода. Непосредственно отражая значимость явлений, эмоции регулируют функционально-энергетический уровень жизнедеятельности. Настроение является особым видом эмоциональной регуляции жизнедеятельности в результате непосредственного отражения связи данной ситуации с опытом человека, его установками. Настроение вызывается различными положительными или отрицательными воздействиями: успехом или неудачей в работе, комфортной или дискомфортной обстановкой, уровнем культуры в отношениях между людьми, самочувствием и т.д. Настроение всегда причинно обусловлено, хотя причина его иногда и не осознается. Оно связано с отношением к различным явлениям (одобрением, сожалением, обидой и т.д.). Настроения, как и все другие эмоциональные состояния, являются положительными или отрицательными, они имеют определенную интенсивность, выраженность, напряженность и устойчивость. В настроении проявляется стимулирующая функция эмоций и чувств, их динамизирующее влияние на деятельность человека. Наиболее высокий уровень психической активности под влиянием эмоций или чувств — воодушевление, наиболее низкий — апатия. Незначительная дезорганизация психической деятельности, вызванная отрицательными воздействиями, является состоянием расстроенности. Эмоциональная устойчивость человека при различных эмоциогенных воздействиях проявляется в стабильности или нестабильности его настроения и в работоспособности при различном настроении. Один человек при плохом настроении теряет работоспособность, другой способен взять себя в руки и продолжать необходимую работу. В зависимости от преобладающих в опыте данного человека эмоций и чувств соответствующее настроение становится устойчивым и характерным для данного человека. Очень важно дорожить хорошим настроением, культивировать его. Оно стимулирует нас к активной плодотворной деятельности, улучшает отношения между людьми. Человек может в известной мере регулировать свое настроение, сосредоточивая свое сознание на положительных сторонах жизни.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.