Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Государственные правоохранительные органы обеспечения охраны порядка и безопасности



Сущность государства и сущность права – взаимосвязанные категории. Именно государство устанавливает систему юридических норм, методы и способы правовой охраны общественных отношений, в частности, отношений в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства. В этих целях государством создана система специфических органов, которая называется правоохранительными.

Правоохранительные органы – это государственные органы, осуществляющие специализированную правоохранительную деятельность для защиты прав и свобод личности, общественных и государственных институтов от противоправных посягательств.

Каждый правоохранительный орган наделен специальной, предоставленной только ему компетенцией, например, только органы прокуратуры являются высшей надзорной инстанцией. Объединяет многие правоохранительные органы право на проведение оперативно-розыскных мероприятий, предварительного следствия и дознания.

Правоохранительная деятельность представляется как властно-организующая деятельность компетентных правоохранительных органов и их должностных лиц в соответствии с нормами права, направленная на охрану прав и свобод граждан, обеспечение законности, правопорядка, безопасности в обществе.

Правоохранительная деятельность обладает рядом существенных признаков, которые отличают ее от других сходных видов деятельности, а именно: осуществляется только с помощью применения юридических мер воздействия (меры правового принуждения и взыскания (санкции), регламентированные законом); реализуется в установленном законом порядке, с соблюдение определенных процедур (например, судебное заседание проходит только с соблюдением процессуальных действий, соответствующих закону); ее реализация возлагается на специально создаваемые государственные органы.

Правоохранительная деятельность весьма разнообразна в силу выполняемых социальных функций, содержание которых определяется основными направлениями данного вида государственной деятельности.

Основные направления (функции) деятельности правоохранительных органов:

- конституционный контроль (устранение нарушений конституционных предписаний);

- осуществление правосудия и судебный контроль (справедливое рассмотрение и разрешение гражданских, административных, арбитражных дел и исполнение судебных актов);

- прокурорский надзор (выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского надзора);

- выявление, расследование преступлений и правонарушений;

- организационное обеспечение деятельности судов и исполнение судебных решений;

- оказание юридической помощи и защита по уголовным делам.

Все вышеперечисленные функции взаимосвязаны и дополняют друг друга. Для их выполнения существуют конкретные государственные правоохранительные органы и негосударственные правоохранительные организации.

1. Органы Внутренних дел РФ.

Это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности.

Органы внутренних дел занимают одно из основных мест, в правоохранительной системе Российской Федерации, так как выполняют значительный объем работы по охране общественного порядка, обеспечению законности, защите прав и свобод человека, охране законных интересов юридических лиц по борьбе с преступностью и другими правонарушениями.

В соответствии с законом на органы внутренних дел возложены следующие обязанности:

- разработка и принятие мер по защите прав и свобод человека и гражданина;

- защита объектов независимо от форм собственности;

- обеспечение общественного порядка и общественной безопасности;

- организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений;

- руководство органами внутренних дел и внутренними войсками;

- организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда и по иным обстоятельствам;

- совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности.

Правовой основой деятельности органов внутренних дел являются: Конституция РФ, Закон РФ от 18.04.1991 г. № 1026-1 «О милиции», Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 17.07.1996 г. № 1038 и иные нормативно-правовые акты.

2. Органы обеспечения безопасности.

Составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации являются органы Федеральной службы безопасности, которые в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства. Руководство деятельностью органов ФСБ РФ осуществляют Президент Российской Федерации.

Федеральная служба безопасности – это единая централизованная система органов федеральной службы безопасности и пограничных войск, осуществляющая деятельность в соответствии с законом по обеспечение безопасности государства.

Правовую основу деятельности Федеральной службы безопасности РФ составляют: Конституция РФ, Федеральный Закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ, Указ Президента РФ от 11.08.2003 г. № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» и другие законы и нормативные акты федеральных органов государственной власти. Деятельность органов Федеральной службы безопасности реализуется в соответствии с принципами законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, единства системы органов ФСБ и централизованного управления ими, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Основные направления деятельности органов ФСБ:

- контрразведывательная деятельность;

- борьба с преступностью и террористической деятельностью;

- разведывательная деятельность;

- пограничная деятельность;

- обеспечение информационной безопасности.

Контроль за деятельностью органов федеральной службы безопасности осуществляет Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство и судебные органы. Надзор за исполнением законов РФ осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.

Органы внешней разведки – это совокупность специальных государственных органов уполномоченных защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз. Они также являются составной частью сил обеспечения безопасности.

Органы внешней разведки занимаются разведывательной деятельностью, которая заключается в добывании и обработке информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации.

Свою деятельность органы внешней разведки реализуют на основании Конституции РФ, Федерального закона от 10.01.1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке» и иных правовых актов.

Необходимость осуществления разведывательной деятельности определяют Президент РФ и Федеральное Собрание РФ.

Цели разведывательной деятельности:

- обеспечение Президента РФ, Федерального собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;

- обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики государства в сфере безопасности.

Разведывательная деятельность возлагается на Службу внешней разведки РФ, орган внешней разведки Министерства Обороны РФ, орган внешней разведки ФСБ России.

Общее руководство службой осуществляет Президент РФ. За деятельностью органов внешней разведки установлен парламентский контроль. Надзор за соблюдением законности органами внешней разведки РФ осуществляет Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры.

Обеспечение безопасности государственных объектов осуществляют органы Федеральные службы охраны При этом применяются правовые, организационные, охранные, режимные, технические меры. Деятельность федеральных органов государственной охраны регулируется Федеральным законом от 27.05.1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» и иными нормативными актами.

Объектами государственной охраны являются: Президент РФ, лица, замещающие государственные должности РФ, федеральные государственные служащие, главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории РФ. Охране подлежат также здания, сооружения, в которых расположены федеральные органы государственной власти и прилегающие к ним территории и акватории.

Задачи федеральных органов государственной охраны:

· прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам, объектам государственной охраны;

· проведение комплекса мер по предотвращению угроз объектам государственной охраны;

· обеспечение безопасности охраняемых объектов в местах постоянного и временного пребывания и на трассах проживания;

· обеспечение президентской связи (совместно с ФСБ);

· участие в борьбе с преступлениями, в том числе с терроризмом на охраняемых объектах.

Контроль за деятельностью вышеназванной службы осуществляет Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, судебные органы. Надзор за соблюдением законности федеральными органами государственной охраны законности осуществляет Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры.

Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков.

Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков РФ – это специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий в пределах своей компетенции:

· осуществление мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

· координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

· создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту;

· осуществление в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также представление интересов Российской Федерации в международных организациях по указанным вопросам.

Деятельность ФСКН регламентируется Конституцией РФ, Указом Президента РФ от 06.07.2003 г. № 624 «Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ», Указом Президента РФ от 05.06.2003 г. № 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ», Федеральным Законом от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и иными нормативными актами.

Таможенные органы РФ.

Таможенные органы осуществляют защиту экономического суверенитета и экономическую безопасность государства. На них возложено осуществление таможенного дела, под которым понимается «таможенная политика Российской Федерации, а также порядок и условия перемещения через государственную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики (ст. 1 Таможенного кодекса РФ).

Таможенное дело является исключительной монополией государства. Она обеспечивается единой таможенной политикой, единством таможенной территории, таможенной границы, таможенного права, единой системой таможенных органов.

В своей деятельности таможенные органы РФ руководствуются Конституцией РФ, Таможенным Кодексом Российской Федерации от 28.05.2003 г., Федеральным законом от 21.07.1997 г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и другими правовыми актами.

Надзор и контроль за деятельностью таможенных органов осуществляют прокуратура и суд.

Цели таможенной деятельности:

· Экономические цели связаны с осуществлением фискальной и регулятивной функцией таможенного дела;

· правоохранительные цели направлены на обеспечение государственной безопасности, общественного порядка, охрану животных, растений, окружающей природной среды, пресечение незаконного оборота наркотических средств, оружия и т.д., оказание содействия в борьбе с международным терроризмом.

4. Органы юстиции.

Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Правовое регламентирование осуществляется Федеральным Конституционным законом от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Положением о Министерстве юстиции РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 02.08.1999 г. № 954 и другими нормативно-правовыми актами.

Руководство Министерства юстиции РФ осуществляет Президент РФ. Правительство РФ занимается координацией деятельности Минюста России.

Основные задачи Минюста России:

· реализация государственной политики в сфере юстиции;

· координация нормотворческой деятельности органов федеральной исполнительной власти;

· разработка проектов нормативных актов или участие в подготовке таких проектов, вносимых Правительством в порядке законодательной инициативы;

· обеспечение установленного порядка деятельности судов;

· обеспечение исполнения актов судебных и иных органов;

· обеспечение прав и законных интересов личности и государства;

· обеспечение исполнения уголовного наказания;

· обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности.

Надзор и контроль за деятельностью Министерства юстиции РФ осуществляет специализированная прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

5. Прокуратура Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 1 Закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Осуществление деятельности органов прокуратуры определяют Конституция РФ, Закон РФ от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и другие нормативно-правовые акты.

Прокурорский надзор, его предмет и пределы, полномочия прокурора, формы и средства устранения нарушений закона имеет ряд специфических признаков, отличающих его от методов контроля за законностью со стороны иных государственных органов, а именно:

· прокурорский надзор имеет самые широкие надзорные полномочия, которыми не обладает ни один государственный орган. Он распространяется на все министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти, представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, должностных лиц;

· прокуратура осуществляет надзор за всеми законами, а также издаваемыми на их основе правовыми актами;

· прокурорский надзор не распространяется на органы судебной власти и отдельных граждан (физические лица);

· прокурор, при осуществлении надзора не вмешивается в хозяйственную, управленческую и оперативную деятельность (за исключением при расследовании преступлений);

· прокурор не обладает административной властью и не управляет поднадзорными ему организациями.

Основные направления прокурорского надзора:

· надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, а также соответствия подзаконных правовых актов вышестоящим законам;

· надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

· надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

· надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

· надзор за исполнением закона судебными приставами.

Прокуратура также осуществляет в соответствии с правовыми нормами уголовное преследование, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участвует в рассмотрении дел судами, опротестовывает судебные решения, принимает участие в правотворческой деятельности.

6. Органы по правовому обеспечению и правовой помощи:

Нотариат в Российской Федерации.

Нотариат – это система органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, направленных на юридическое закрепление прав граждан и юридических лиц и предупреждения их возможного нарушения в дальнейшем.

Правовыми актами, регламентирующим деятельность нотариата являются Конституция РФ, Основы законодательства Российской Федерации о Нотариате от 11.02.1993 г. № 4462-1 (в ред. от 02.11.2004 г.).

Нотариальные действия от имени государства совершают нотариусы – должностные лица, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой, а также должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений в соответствии с их компетенцией.

Охрана прав граждан и юридических лиц, их законных интересов осуществляется посредством совершения нотариусом в соответствии с законом нотариальных действий, перечень которых не является исчерпывающим.

Нотариальные действия подразделяются следующим образом:

· направленные на удостоверение бесспорных прав;

· направленные на удостоверение бесспорных фактов;

· по приданию долговым и платежным документам исполнительной силы;

· охранные нотариальные действия: принятие мер к охране наследственного имущества, наложение запрета отчуждения имущества, принятие документов на хранение.

Правомочия нотариусов, занимающихся частной практикой (данный вид деятельности не является предпринимательством), и нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, за некоторыми исключениями одинаковы.

Государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются Министерством юстиции. Минюст России ведет реестр государственных нотариальных контор, а также контор нотариусов, занимающихся частной практикой, устанавливает порядок выдачи лицензий на право ведения нотариальной деятельности.

Контроль за исполнением государственными и частными нотариусами своих профессиональных обязанностей осуществляют органы юстиции, нотариальные палаты, суды.

Адвокатура в Российской Федерации.

Адвокатура - это добровольное самоуправляемое объединение (сообщество) юристов-профессионалов, созданное для оказания правовой помощи физическим и юридическим лицам.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатская деятельность – это квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе людьми, получившими статус адвоката, в порядке, установленном Законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Данная деятельность не является предпринимательской.

Функции адвокатуры в соответствии с законодательством:

· консультации и разъяснения, устные и письменные справки по юридическим вопросам;

· составление заявлений, жалоб, завещаний, исков и других документов правового характера;

· осуществление защиты прав и законных интересов доверителей на различных стадиях судопроизводства;

· представление интересов доверителя в органах государственной власти и местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

· участие в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;

· участие в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях;

· оказание иной юридической помощи, не запрещенной законом.

7. Негосударственные организации обеспечения правопорядка и безопасности:

Частная детективная и охранная деятельность.

Частная правоохранительная деятельность – это частная детективная (сыскная) и охранная деятельность по оказанию на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими лицензию, выданную органами внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Данные услуги являются платной предпринимательской деятельностью и направлены на защиту законных прав и интересов граждан и организаций, охрану собственности, обеспечение порядка, поиск без вести пропавших лиц, сбор информации для ведения деловых переговоров, выявление ненадежных деловых партнеров, осуществление функций телохранителя.

Правовую основу частной детективной и охранной деятельности составляют Конституция РФ, Закон РФ от 11.03.1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и иные нормативно-правовые акты.

Частную правоохранительную деятельность составляют: частная сыскная и частная охранная деятельность.

Частные услуги сыска:

· сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

· изучение рынка и сбор информации для деловых переговоров, выявление ненадежных партнеров;

· установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, разглашения коммерческой тайны;

· выяснение данных, характеризующих личность (с письменного согласия лица) при заключении трудовых и иных договоров;

· сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса и др.

Услуги частной охранной деятельности:

· защита жизни и здоровья граждан;

· охрана имущества собственника;

· обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий и др.

Контроль за частной детективной и охранной деятельностью осуществляют органы внутренних дел. За исполнением законодательства надзирает прокуратура.

Правоохранительные органы входят в правоохранительную систему, которая по своему субъектному составу является гораздо шире, поэтому можно сделать вывод о том, что взаимодействие правоохранительных органов между собой и другими органами правоохранительной системы является одним из важнейших условий обеспечения безопасности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.