Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правовые акты и нормативные документы по вопросам обеспечения безопасности



Государственная политика в сфере безопасности формируется на основе Конституции РФ, законах и иных нормативно-правовых актах органов государственной власти. Так, в ч. 5 ст. 13 и ч. 3 ст. 55 Конституции говорится о «безопасности государства», в ч. 1. ст. 82 – о «безопасности и целостности государства», а п. «д» ч. 1 ст. 114 – о «государственной безопасности». Безопасность граждан определена в ч.1 ст. 56 Конституции (при условии введения чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан, могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод). В ч. 3 ст. 56 Конституции указывается на невозможность ограничения прав и свобод, предусмотренных ст.ст. 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч.1), 40 (ч.1), 46-54 Конституции РФ. Но при этом Конституцией предусмотрен ряд допускаемых ограничений прав и свобод граждан. Например, на основании федерального закона (в соответствии с законом сотрудник милиции вправе входить в жилые помещения для осмотра и преследования лиц, совершивших преступление) либо судебного решения (прекращение права собственности по судебному решению возможно по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, в частности, обращение взыскания на имущество по гражданско-правовым обязательствам). Гражданам в Российской Федерации Конституцией предоставлено право защищать свои права и свободы всеми законными способами, а также в соответствии с международными договорами обращаться за защитой в межгосударственные органы, если все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты исчерпаны.

Внешнеполитический курс государственной безопасности в соответствии со ст. 71 Конституцией РФ определяется следующим образом. Внешняя политика России и ее участие в международных отношениях – дело всей Федерации. К ее ведению относятся заключение и обеспечение исполнения международных договоров Российской Федерации. Международные связи поддерживают и субъекты Федерации, но Федерации в этой связи осуществляет координацию этих отношений, таким образом деятельность субъектов Федерации на международном уровне не будет расходиться с общефедеральными интересами. Вопросы войны и мира отнесены к компетенции Совета Федерации Федерального Собрания. Внешнеэкономические отношения находятся в ведении Российской Федерации, так же на Федерацию возложена координация внешнеэкономических связей субъектов РФ. Вопросы обороны и безопасности, оборонное производство, порядок продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования находятся в исключительном ведении Российской Федерации. На этом конституционном основании в РФ существуют единые общефедеральные Вооруженные Силы (субъекты Федерации своих вооруженных сил иметь не должны). Это говорит о централизации как законодательного регулирования отношений в области обороны, так и управления Вооруженными Силами. На основании Конституции Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами является Президент РФ. Он возглавляет Совет Безопасности, утверждает Военную доктрину Российской Федерации, назначает высшее командование Вооруженных Сил. Министерство Обороны подчинено Правительству РФ. Именно Правительство осуществляет меры по обеспечению обороны страны. Под безопасностью, о которой говорится в ст. 71 Конституции, следует понимать государственную безопасность тесно связанную с оборонной, экологической и иными видами безопасности. Государственную безопасность России обеспечивают федеральные органы: Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки, Федеральная служба контрразведки и другие органы.

Правовые основы обеспечения безопасности личности, общества государства закреплены в законе РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности». Данный Закон раскрывает систему и функции безопасности, определяет порядок организации, финансирования органов обеспечения безопасности, контроля и надзора за правомерностью их деятельности. Наряду с оборонной, политической, экономической экологической, информационной и другими видами безопасности Закон называет «государственную безопасность». При этом ст. 2 Закона отводит государству главенствующая роль в обеспечении безопасности. Государство, руководствуясь определенными целями и задачами, определяет виды безопасности, способы, средства, силы обеспечения безопасности всех субъектов. В целях обеспечения безопасности проводится единая государственная политика путем разработки системы экономических, политических мер и правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определения направлений деятельности органов государственной власти и управления, формирования органов обеспечения безопасности и их функционирования, надзор и контроль за их деятельностью (ст. 4 Закона).

Принципы построения и разграничения полномочий органов государственной власти, которые закреплены в Законе «О безопасности», легли в основу разработки федеральных законов в сфере безопасности. Органы государственной власти осуществляют свои полномочия в сфере безопасности путем применения системы мер защиты, в том числе и юридических. Например, введение карантина сопровождается установлением особого порядка въезда на территорию и выезда с нее, усиленной охраной общественного порядка и жизненно важных объектов, юридического регулирования возникновения, изменения и прекращения данных правоотношений.

Утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24 «Концепция национальной безопасности», определила систему обеспечения безопасности в Российской Федерации, которую представляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции дано определение «национальная безопасность Российской Федерации» как «безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации».

В этом документе указано:

- Президент РФ в ежегодных посланиях Федеральному Собранию «определяет направления текущей внутренней и внешней политики».

- Федеральное Собрание РФ – на основе Конституции РФ по представлению Президента РФ и Правительства РФ формирует законодательную базу в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

- Правительство РФ, в пределах своих полномочий и с учетом ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию, координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти; органов исполнительной власти субъектов РФ; формирует в установленном порядке статьи федерального бюджета для реализации конкретных целевых программ в сфере обеспечения национальной безопасности РФ.

- Совет Безопасности Российской Федерации проводит работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности РФ; оперативно готовит для Президента РФ проекты решений по их предотвращению; разрабатывает предложения в области обеспечения национальной безопасности РФ; координирует деятельность сил и органов обеспечения национальной безопасности (рис.9).

- Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства РФ; подзаконных нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ в сфере национальной безопасности; разрабатывают нормативно-правовые акты в этой области и представляют их Президенту РФ и Правительству РФ.

- Органы исполнительной власти субъектов РФ взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства РФ; решений Президента РФ и Правительства РФ; федеральных программ, планов по обеспечению безопасности; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, юридических лиц, общественных объединений в участии решения проблем национальной безопасности в соответствии с законодательством РФ.

Существуют также концепции национальной безопасности на региональном уровне. Например, Концепция безопасности Москвы, которая определяет систему безопасности Москвы как совокупность структур в сфере государственной власти Российской Федерации и Москвы; органов местного самоуправления, организаций и граждан города, специально создаваемых органов управления, сил и средств, деятельность которых направлена на непосредственное участие в реализации целей и задач безопасности города Москвы. Так же в ней перечисляются конкретные виды угроз: техногенные, природные, экологические, экономические, террористические, криминальные, политические, социальные и другие; предусмотрено установление политической, социальной, экономической, правовой стабильности, исполнение законов и поддержание правопорядка, обеспечение нормальными условиями жизнедеятельности жителей города[1]. Региональные концепции имеют более конкретную структуру и содержание, так как они подробнее раскрывают положения Концепции национальной безопасности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.