Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Молодежные субкультуры



Субкультура (лат. Sub – под.; первая составная часть слов, обозначающая: расположенный внизу, под чем-либо или около чего-либо; подчиненный, подначальный; не основной, не главный).

Следовательно, любая субкультура – это часть культуры общества, стоящая около основной культуры, зависящая от неё. Можно говорить о молодежной субкультуре, субкультуре определенных социальных слоев, криминальной субкультуре. Мы будем говорить о молодежных субкультурах. Поколение «Отцов» всегда относилось к молодежной субкультуре в лучшем случае настороженно, в худшем – агрессивно-неприязненно. Отвергая «родительское» мироощущение, неформалы предлагают свое, альтернативное, тем самым намекая старшим на их мировоззренческую и житейскую несостоятельность. Те, со своей стороны, как могут защищаются, объявляя новое мировоззрение деструктивным, идеалы – извращенными и упадническими, манеру поведения – неприличной. Нередки и прозрачные намеки на моральную ущербность и даже душевное нездоровье приверженцев этой или иной субкультуры. Тем самым конфликт поколений обостряется до крайности. И тогда и родители и педагоги начинают лихорадочно искать выход из тупика: Как иметь дело с приверженцами той или иной субкультуры? Спасать? Игнорировать? Перевоспитывать? Можно ли избежать конфликтов?

Конечно, можно. Если мы признаем, что молодежная субкультура – объективная реальность, которую необходимо изучать и знать.Это позволит разрушить привычные стереотипы нашего мышления при изучении не только молодежной субкультуры, но и подростковой и молодежной преступности. Для того, чтобы понять и молодых людей из неформальных объединений, необходимо знать историю и причины возникновения таких объединений, и только после этого выработать к ним свое отношение и наметить те или иные средства воспитательного воздействия.

Причины участия молодежи в неформальных групп:

– непонимание в семье, вызов семье;

– неуспеваемость в школе и отчуждение от школьного коллектива;

– нежелание быть как все;

– желание утвердиться, привлечь к себе внимание;

– дань моде;

– влияние криминальных структур;

– копирование образцов западной культуры, структур и течений;

– отсутствие интереса к чему-либо и цели в жизни;

– неразвитая сфера организации досуга в стране;

– возрастные увлечения, потребность в необычных эмоциональных впечатлениях;

– идейные убеждения;

– вызов обществу, возможность проявить протест.

Первостепенные причины ухода подростков в неформалы – это потребность в друзьях, конфликты дома или в школе, протест против формализма взрослых. Многие из пришедших в «неформалы» те, кто «не знал, как жить дальше». Молодежь всегда и везде стремится к общению со сверстниками, бежит от душевного одиночества и непонимания. Кроме того появление огромного количества неформальных объединений объясняется и сдвигами в самом обществе, в его социальной структуре. Как правило, в любые времена молодежь приходит, взрослея, уже не в тот мир, к которому её готовили в процессе цивилизации. И эта неопределенность и становится почвой для зарождения неформальных сообществ. Классификация неформалов многими специалистами оценивается как сложное явление, т.к. процессы, происходящие в данной среде, динамичны, неустойчивы и противоречивы.

По социально-правовому критерию они подразделяются на:

1. просоциальные (положительной направленности), способствующие позитивной, социальной активности молодежи («зелёные», «пацифисты», клубы самодеятельной песни, коллекционеры, фонды молодежных инициатив, творческие ассоциации, объединения воинов запаса «афганцы», «чеченцы» и др.);

2. асоциальные (нейтрального типа), создаваемые для проведения досуга («панки», «металлисты», «рокеры», «ролевики», «байкеры», «скейтеры», «геймеры», «готы», «рэперы», и др.)

3. антисоциальные (отрицательной направленности) («гопники», «скинхеды», «фашики», «чистильщики», «люберы» и др.)

У неформальных объединений есть ряд признаков, которыми они отличаются от других самодеятельных организаций: отсутствие официального статуса, отсутствие какой-либо программы деятельности, четкой идеологической основы, слабо выраженная внутренняя структура, сложность выделения лидера объединения.

Неформальные объединения, вопреки распространенному мнению, не является изобретением наших дней, а имеют богатую историю. Разумеется, современные формирования существенно отличаются от своих предшественников, однако природа их во все времена была одинакова. Объединения людей с общими взглядами на природу, искусство, установки общества, с общим типом поведения известны с глубокой древности: философские школы античности, рыцарские ордена, литературные и художественные школы средневековья, клубы нового времени и т.д.

Эмо-панки. Субкультура эмо (англ. emo: от emotional – эмоциональный) имеет свою небезынтересную историю. Она возникла на Западе в конце 80-х в связи с возникновением одноименного музыкального стиля. Ее представителей называют эмо-киды или, в зависимости от пола, эмо-бой, эмо-гёрл. Эта субкультура напрямую связана с движением Straight Edge («четкая черта) или с движением sXe, пропагандирующим здоровый образ жизни. Изначально, по своей сути, эмо-киды являются стрэйтэйджерами – противниками не только наркотиков, но и нецеломудрия, алкоголя и курения. Их девиз, актуальный и сейчас: «Скажи «нет!» алкоголю, сигаретам, наркотикам и беспорядочным половым связям». Очевидно, что идеи суицида никак не могли быть свойственны эмо, и хотя со временем эта субкультура стала менее серьезной и более поверхностной, тем не менее, никаких негативных идей в субкультуре нет и сейчас, и как таковая, она пропагандирует идеи, противоположные суициду. Хотя, справедливости ради, стоит заметить, что и в этой, менее опасной, чем готы, среде имеются отдельные представители, романтизирующие суицид. По свидетельству источников, внешняя атрибутика эмо со временем сильно изменилась – яркие краски, розовый цвет в одежде, значки, сумки в шахматную клетку были привнесены в нее позже.

Нужно отметить, что, придя в Россию спустя около двадцати лет после своего возникновения, эмо-культура приобрела исключительно подростковый, полудетский характер, вероятно, привлекая молодежь красивой атрибутикой, трогательным имиджем и яркой эмоциональной окраской. Поэтому мы можем встретиться с совершенно наивными и детскими ее проявлениями. В общем субкультура эмо прямо проповедует позитивные эмоции и выступает против разнообразного зла и насилия. Но, тем не менее, несмотря на общие позитивные установки, воплощение представителями субкультуры эмо в своей жизни идей эмоциональной несдержанности, ранимости и инфантилизма, искусственное генерирование внутренних переживаний и наличие экзальтированных тенденций может таить в себе определенные опасности.

«Выражение эмоций» – главное правило для эмо-кидов. Их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувствительное мироощущение. Зачастую эмо-кид – ранимый и депрессивный человек. Он выделяется ярким внешним видом, ищет единомышленников и мечтает о счастливой любви. Существует стереотипное представление об эмо как о плаксивых мальчиках и девочках. Но позитивные эмоции, также как и индивидуальность, не забываются, а ценятся. Эмо характеризует основанный на эстетике прекрасного принципиально инфантильный взгляд на мир, интровертность, акцент на внутренних переживаниях. Большое значение придается таким ценностям, как дружба и любовь. Они ставятся на пьедестал среди прочих явлений жизни. Духовными идеалами культуры являются правдивость, честность, верность, искренность.

Эмо часто сравнивают с готической субкультурой, что обычно вызывает протест как у готов, так и у эмо-кидов, хотя некоторые соглашаются, что между этими субкультурами есть определенное родство.

Для эмо характерна одежда в розово-черных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками. Основными цветами в одежде являются черный и розовый (пурпурный), хотя и другие яркие сочетания допустимы. Розовый цвет отражает радостные моменты. Это вызов общей мрачности, отрицание связи стиля эмо с готической субкультурой и приближение к «поп-панку». Эмо-субкультура в России еще очень молода, охватывает самых юных и, по сути, до конца еще не сформировалась.

Готы – панки. Существенные отличия готичной субкультуры – стремление к романтике, но не слащавой, а мрачной, печальной, всегда экзальтированной и глубокой. Готов отличает пристрастие к тематике смерти, стремление пофилософствовать на эту тему: «жизнь – это очередь за смертью, но некоторые люди влезают без очереди», «жизнь-наказание, смерть – освобождение» и т.д. Готы нередко пишут стихи и рассказы о смерти, даже о своей собственной. Более опасны их суицидальные настроения, тенденции к нанесению себе физических травм. Внешний облик готов соответствует их мироощущению: мрачные (чаще черные) тона одежды, яркая косметика, отстраненная манера поведения. Подростков привлекает мрачный мир готической культуры (музыка, литература, архитектура, дизайн одежды), достаточно глубокой, но тяжелой для восприятия. Притягательность данной субкультуры состоит в том, что готы постоянно ищут то, что стимулирует разнообразные чувства, позволяя погружаться во внутренний мир. Английский культуролог утверждает, что готика – субкультура, чуждая насилию. «Они вроде хиппи. Я не знаю ни одного гота, который участвовал бы в осквернении кладбища или убивал кошек. Они любят свои кладбища и своих кошек», – говорит культуролог. Чтобы охарактеризовать движение готов, нужно, прежде всего, заметить, что любая субкультура крайне неоднородна, а к готам это относится в высшей степени. Их представители свидетельствуют, что каждый из них имеет свое собственное понимание и толкование ее идеологии. Все характеристики тех или иных движений в литературе и сети Интернет всегда относительны и применимы к их адептам лишь в той или иной степени. Более того, любая субкультура закрыта, достоверно о ней могут рассказать лишь ее представители, а пишущие о ней часто ошибаются, руководствуясь лишь внешними эпатажными проявлениями.

Готическая субкультура появилась на Западе в конце 70-х годов и была связана с возникновением нового (развившегося из пост-панка) стиля в музыке, названного позже «готикой». Однако затем субкультура вбирает в себя интерес к мировому готическому наследию – архитектуре готической и барокко, художественной литературе и искусству эпохи Ренессанса и Викторианской, живописи – начиная от прерафаэлитов и кончая современным модерном, некоторыми современными триллерами и фильмами ужасов.

В литературе описан целый ряд направлений в движении готов. Есть разные классификации, но в каждой из них выделяют тех готов, которые относятся к «готическому» мировоззрению со всей серьезностью (тру-готы), и тех, кто понимает его более свободно; далее – тех, кому нравится чисто внешняя атрибутика, а интеллектуальная сторона и знания готической культуры отсутствуют (псевдо-готы, херки), и просто «начинающих» (бэби-готы). Возможно существование обычных хулиганов, которым просто нравится готический имидж, но они, ни в коей мере не являются выразителями идей субкультуры. Кроме того, готы различаются по культурологическим пристрастиям и стилю одежды, притом, что черные цвета в одежде и «тяжелый» черный грим преобладают в любом случае.

Наиболее интеллектуальной частью готов (возможно, это чисто российское явление) являются декаданс-готы – эрудированные знатоки, имеющие готические черты культуры различных веков. Общепринятое описание мировоззрения готов таково: это «мрачное», декадентское восприятие мира, «особый романтично-депрессивный взгляд на жизнь, отражающийся в поведении (замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость), восприятии реальности (мизантропия, утонченное чувство прекрасного, пристрастие к сверхъестественному), отношениях с обществом (неприятие стереотипов, стандартов поведения и внешнего вида, антагонизм с обществом, изолированность от него), индивидуализм. Естественно, все вышеперечисленное относится далеко не ко всем готам, но, по крайней мере, позволяет понять, что обычно подразумевается под готическим мировоззрением. Неизменной чертой этого мировоззрения является большой интерес к смерти, ее эстетике, всему, что с ней связано, и, увы, к суициду. Один из девизов готов – «готы бессмертны». Характерна также «артистичность», стремление к самовыражению, проявляющаяся в работе над собственным внешним видом, создание поэзии, живописи, других видов искусства.

Готов порой путают с сатанистами, но это совершенно разные явления. Готы – это не религия, готом может быть человек любого вероисповедания, об этом говорят все готические сайты и сами представителя движения. Если отдельные готы и интересуются сатанизмом, то лишь на уровне внешней атрибутики. Настоящих «идейных» сатанистов среди готов нет.

В литературе о данной субкультуры, прежде всего на Западе, имеется немало нездоровых явлений, порой извращений.

В последние годы возникло и стало широко распространяться новое молодежное движение – киберпанкизм. Оно происходит от слов «кибернетика» и «панк». Фантаст и математик Р. Оаккер назвал его «синтезом человека и машины». Киберпанкизм часто характеризуют как «греховный альянс технического мира с низшими проявлениями поп-культуры и уличной анархией». Американский писатель У. Гибсон в романе «Невромантик» описал мир киберпанков, в котором живут девушки с остекленевшими глазами и взвинченные юноши. Мозги молодых людей присоединены к техническим устройствам, усиливающим умственные возможности.Имеются две категории киберпанков: осознающие и не осознающие свою принадлежность к киберпанкам. Вторых значительно больше. Это люди разных профессий, возрастов, социальной принадлежности, которые страстно влюблены в компьютеры. В новой субкультуре панков персональный компьютер ценится значительно выше, чем любые грампластинки. Выполненные средствами компьютерной графики, они уже выставляются в картинных галереях. Журналы киберпанков издаются на компьютерах и передаются на экраны по компьютерным сетям. Несколько популярных эстрадных групп пропагандируют музыку киберпанков. Они записываются на компакт-диски. Новая техника позволяет киберпанков выходить в пространство телефонных номеров и факсов, используемых для компьютерной связи. Тем самым перед ними открываются все временные, государственные и социальные границы.

Криминальная молодежная субкультура

Преступность вообще, и молодежная преступность в частности, – это объективный закономерный общественный процесс. Преступный мир и общество не существуют отдельно друг от друга. Верно, замечено, что преступники – часть общества, порождены обществом, проблему преступности бессмысленно изучать в отрыве от других социальных проблем, да и жизнь общества в целом надо изучать, помня о преступности. Преступный мир имеет свои ценности, нормы, законы. Исследуя субкультуру сообщества, мы можем более глубоко понять внутреннюю сущность преступного мира.Организованная основа преступного мира не может существовать без уголовных традиций, норм, ценностей, атрибутов, подчиняющих поведение людей, втянутых в преступную деятельность, своим законам. Игнорировать криминальную субкультуру, считая, что единственной целью для людей, совершающих преступления, является жажда обогащения – не только заблуждение, но и опасная ошибка. В этом заключается актуальность рассматриваемой проблемы.

Усвоение норм и ценностей криминальной субкультуры является своеобразной формой самоутверждения личности, по каким-либо причинам не получившей признания или неудовлетворенной своей социальной ролью в системе официальных отношений. В условиях всеобщей неудовлетворенности жизнью приобщение к криминальной субкультуре проходит сравнительно быстро и является способом компенсации неудач, постигших подростка и молодого человека в системе отношений: в семье, школе, ПТУ, армии, в трудовом коллективе.

Криминальная молодежная субкультура отличается от обычной подростково-юношеской субкультуры асоциальными и криминальными содержанием, ярко выраженными тоталитарными способами влияния на поведение людей. Благодаря эмоциональному и игровому характеру, налету таинственности и необычности, ложной романтике, она легко усваивается и быстро распространяется прежде всего в среде педагогически запущенных подростков и молодежи. В обычных условиях местами ее функционирования являются школьные и училищные туалеты, подъезды домов, подвалы, чердаки, отдаленные скверы, отдельные строения, а также потаенные места, слабо контролируемые официальными властями. В каждом населенном пункте может быть несколько таких мест, известных подросткам и молодежи и получивших на них жаргонные названия «тусовки».

Важнейшие характеристики криминальной субкультуры:

− криминальная субкультура не любит гласности. Жизнедеятельность лиц, входящих в асоциальные криминальные группы, в значительной степени скрыта от глаз педагогов. Нормы, ценности и требования этой субкультуры демонстрируются только, если нет им противодействия;

− место функционирования – «тусовки». «Тусовка», как правило, представляет собой общение с друзьями, обмен информацией, выпивки, «любовь в очередь», антиобщественное поведение;

− наиболее значимые ценности – деньги, порнография, секс, «тачка»(автомашина),посещение ресторанов, отдых на престижных курортах, работа в охране у банкиров, рэкет;

− в криминальной субкультуре постоянно обновляются и совершенствуются ценности преступной среды (традиционные заменяются новыми или трансформируются в соответствии с требованиями сегодняшнего дня).

Важнейшие признаки криминальной субкультуры, свидетельствующие о ее наличии в среде несовершеннолетних в учреждении: наличие враждующих группировок; групповая стратификация, иерархия ролей; психологическая, а нередко физическая «изоляция» «отверженных»; факты вымогательства денег, пищи, личных вещей; распространенность «тюремной» лирики, поделок, способов проведения досуга; распространенность воровского жаргона; появление случаев токсикомании и употребления наркотиков; татуировки тюремного содержания; уклонение от определенного вида хозяйственных и других «грязных» и непрестижных видов работ; факты насилия; порча общественного имущества (вандализм).

Чтобы не спутать возрастные проявления с проявлениями криминальной субкультуры необходимо глубоко анализировать каждый критерий в отдельности, каждый факт многократно проверять путем наблюдения, бесед, расшифровки настенной живописи на кварталах, столах, надписей в книгах. Следует помнить, что многократная проверка результатов – аксиома социально-психологических исследований.

Деление людей на иерархические группы (стратификация) существует в обществе в целом и внутри разных сообществ. Основания, по которым стратифицируются люди различны: социальное происхождение (деление людей на классы), возраст (возрастная классификация), образование, профессия и т.п. Каждая из этих групп живет своими законами, своей моралью. Преступные группы относятся к сообществам, стратификация в которых подчинена характеру и особенностям преступной деятельности. Стратификация несовершеннолетних и молодежи в криминальной субкультуре, налагающая отпечаток на психологию личности, обладает следующими свойствами: жесткое деление на «своих» и «чужих», а также однозначное определение статусов и ролей несовершеннолетних и молодежи в учебных заведениях и в «своей» группе с однозначным определением прав и обязанностей: «кому что положено и что «не положено».

Социальное клейменение: использование благозвучных, возвышающих терминов, типа «хозяин», «директор, «барин» и др. для обозначения принадлежности несовершеннолетних и молодежи к высшим иерархическим группам. Чтобы обозначить принадлежность человека к низшим иерархическим группам используют менее благозвучные, а чаще – оскорбительные термины («шавка», «обиженный» и др.)

Автономность существования каждой «касты», затрудненность, а чаще невозможность дружеских контактов между их представителями из-за угрозы остракизма и снижения социального статуса для тех представителей «верхов», кто пошел на непосредственные контакты с представителями «низов», например, «блатной» подал руку «помойке», прикоснулся к нему, докурил папиросу после него и т.п. Затрудненность мобильности вверх при одновременной облегченности мобильности вниз, означающая, что перемена социальных ролей и статусов (с низших на высшие) затруднена, а для ряда категорий несовершеннолетних и молодежи («стукачей», «крыс», и др.) исключена. При этом перемена социальных ролей с высших на низшие облегчена. Чтобы стать неофициальным «начальством» в группе (сообществе, подростковой среде в целом) или подняться на ступеньку выше в групповой иерархии (мобильности вверх), необходимо как минимум: пройти жесткую систему отбора (испытаний и конкуренции); иметь покровителя из высшей касты (из числа «земляков», «поделыциков» и т.д.); иметь «выслугу лет» или особые заслуги в криминальной деятельности.

Строгая субординация в межличностных отношениях «верхов» и «низов», беспощадная эксплуатация и притеснение «низов» «верхами» – непременное условие стратификации. Обращение с представителями «низов» как со своими слугами и рабами является показателем высокого статуса и принадлежности к высшей иерархической группе. Разработана целая система унижений и издевательств, которым подвергаются «низы». Это приводит к «закону бумеранга». Человек, выбившийся из «низов» в «верхи», не забывает испытанные в прошлом унижения и начинает унижать, притеснять, обирать других. В «законе бумеранга» необходимо видеть одно из условий живучести криминальной субкультуры, саморазвития и «самосовершенствования» стратификации людей в асоциальной, преступной среде.

Наличие у «верхов» определенных обычаев, условных знаков, табу, ценностей, привилегий весьма притягательна для “низов» и вызывает яростное сопротивление «верхов», если на нее кто-то посягает. Следует помнить об устойчивости статуса. Попытки избавиться от него, например, при переезде несовершеннолетнего на новое место жительства или переводе в другое спецучреждение, жестоко наказываются. Наказуемы попытки и завысить свой статус (путем нанесения «не положенной» татуировки, присвоения «не положенной» клички и т.д.), либо воспользоваться «привилегиями», «не положенными» по статусу. И это несмотря на то, что, как отмечалось выше, в последние годы наметилась тенденция купли-продажи социального статуса в преступной среде, и особенно среди несовершеннолетних и молодежи.

Факторы, определяющие положение несовершеннолетних и молодежи в криминальной среде. Статус подростка и молодого человека в криминальной структуре, его позиция в среде несовершеннолетних (группе, микрорайоне, специальном учебно-воспитательном учреждении, ВТК и т.п.) складывается под влиянием целого ряда факторов. Из всех индивидуально-личностных факторов несовершеннолетние и молодежь прежде всего ценят «бывалость», т.е. жизненный, преступный опыт, умение использовать его для подчинения себе других.

Большое влияние на статус и роль подростка и молодого человека в криминальной среде оказывают социально-групповые факторы: возраст, социальная, региональная и национальная принадлежность. В криминогенной и криминальной среде значимость возраста видна особенно ясно. Возрастные различия влияют на самоутверждение и в среде совершеннолетней молодежи, например, в армейских условиях, о чем говорилось выше. Все это требует дифференциации воспитательной и профилактической работы, а также руководства межличностными отношениями с учетом возраста несовершеннолетних и молодежи.

Важна роль региональной (национальной) принадлежности в определении статуса несовершеннолетнего и молодого человека в криминальной среде и группе. Если криминальная среда однородна по национальному признаку, то важную стратификационную роль играет землячество (члены группы из одного дома, с одной улицы или одного населенного пункта – деревни, города). Если она неоднородна по национальному составу, то роль национальной принадлежности в стратификации личности возрастает. Этот фактор особенно часто проявляется в закрытых специальных воспитательных учреждениях, колониях и армии, когда несовершеннолетний или молодой человек оторван от привычной среды (дома, друзей, знакомых). Национальный (земляческий) фактор приобрел особую остроту в последние годы.

Наиболее сильное влияние на статус, роль и позицию несовершеннолетнего и молодого человека в асоциальной группе оказывают криминологические факторы: стаж асоциального и криминального поведения; категория и квалификация криминальной группы; длительность пребывания («срок») в спецшколе; специальном ПТУ; колонии; поведение в правоохранительных органах; соучастие в прошлых правонарушениях и особенно в преступлениях. Стажу асоциального и криминального поведения сами несовершеннолетние придают настолько большое значение, что отражают это в татуировках. Он становится «сигналом» при опознании «своих» и «заявке» подростка на определенное положение в среде сверстников специального ПТУ, спецшколы, ВТК (приемника-распределителя и т.п.).

Изучение криминальной субкультуры несовершеннолетних и молодежи позволяет сделать вывод, что она представляет собой вполне реальное и объективное явление, находящееся в сложной взаимосвязи с культурой общества, социальными процессами, происходящими в нем, динамикой преступности в стране, изменением ее характера и основных криминологических показателей.

Криминальная субкультура интенсивно обогащается за счет других «субкультурных» источников: алкоголизация населения; видеоискусство, его бесконтрольный репертуар с засилием эротики, порнографии, демонстрацией половых извращений; спекуляция, потребительство, вещизм, их следствие – проституция, сутенерство; преступный бизнес на компьютерной технике; печатная продукция сомнительного свойства; массовая автомобилизация и моторизация; непоследовательность в применении правовых мер в борьбе с преступностью; несвоевременность и непоследовательность в решении молодежных проблем, отсутствие детально разработанной молодежной политики в стране.

Таким образом, любая субкультура – это «поле» самоутверждения, способ самореализации личности, не получившей признания или неудовлетворенной своей ролью в системе официальных отношений. Нельзя по-обывательски сводить сущность молодежных субкультур к причудам и странностям «бесящейся от жиру», «неизвестно чего хотящей молодежи». Успех работы с неформальными объединениями во многом будет зависеть от того, насколько будет преодолен «образ врага; формирующийся часто в сознании лиц, ответственных за воспитание подростков и молодежи профилактику правонарушений. Раздражение, недовольство, оскорбления по поводу причесок, атрибутов и увлечений ничего, кроме негативной обратной реакции, не дадут. Нужно говорить с молодежью «на одном языке», т.е. глубоко разбираться в волнующих ее проблемах, знать истоки модных, популярных течений, их позитивное и негативное содержание и последствия. Некоторые педагоги предлагают путь разобщения групп, но практика показывает, что он малоэффективен.

Противодействие криминальной молодежной субкультуре.При работе с неформальными объединениями возможны следующие варианты:

– переориентация лидера (вожака) группы и последующее воздействие через него на всю группу; в отдельных случаях не исключена изоляция «неподдающегося» вожака от группы (направление его в специальное техническое училище или спецшколу);

– включение нескольких участников группы (под разными предлогами) в другие объединения подростков с положительной направленностью (спортивные команды, поисковые группы и тому подобное) и организация последующего их влияния на остальных участников группы неформальных молодежных объединений;

– приобщение всей группы к увлекательным и вместе с тем полезным видам деятельности под руководствам опытного, авторитетного воспитателя

Прежде всего, необходим индивидуальный подход к каждому участнику группы и дифференцированный подход к каждой группе. Надо делать упор не на запрещение групп, а на обсуждение проблем, волнующих молодежь, убеждать в заблуждениях, показать истинные ценности отечественной и зарубежной культуры.

В некоторых случаях следует применять и запрет, если в группе пропагандируются наркотики, пьянство, насилие, жестокость, порнография, проституция, неофашизм, и тогда, когда деятельность группы приобретает противоправный характер. При разработке рекомендаций по профилактике поведения «неформалов» нельзя не сказать об организации свободного времени подростка.

Определение приоритетов в деятельности школы по организации свободного времени учащихся:

– забота о многообразии содержания, нравственном и физическом здоровье учащихся, их духовном развитии;

– сочетание индивидуальных, групповых и массовых форм работы с учащимися;

– организация совместной познавательной, общественно-полезной, художественно-творческой, спортивно-оздоровительной, досуговой деятельности педагогов, учащихся, их родителей;

– обеспечение гуманистических отношений детей и взрослых, нравственного микроклимата;

– организация общения учащихся как особового вида их деятельности, формирование культуры общения;

– использование игры как принципа, метода, средства организации свободного времени учащихся, специфического вида деятельности;

– создание необходимых условий для включения каждого учащегося во внеучебную деятельность с учетом его интересов, возраста, пола, оказание педагогической поддержки.

Педагогический коллектив и организация свободного времени учащихся:

– отношение педагогов к данной проблеме, осознание ее педагогической актуальности (конструктивное, нейтральное, негативное, скептическое);

– включение каждого учителя в организацию разнообразных форм работы с учащимися во внеучебное время;

– особенности деятельности классного руководителя (организатор, диагност, координатор…);

– вооруженность каждого учителя знаниями и умениями организации учебно- воспитательного процесса на основе единства учебной и внеучебной работы, организация досуговой деятельности учащихся.

Ученик (ученический коллектив и различные его объединения) и организация свободного времени:

– позиция ученика (заинтересованная, созидательная, активная, творческая, организаторская, нейтральная, пассивная, отрицательная);

– включенность каждого учащегося в разнообразные формы внеклассной и внешкольной работы;

– учащиеся-организаторы свободного времени (от выявления интересов учащихся, создания условий для их удовлетворения до определения воспитательной эффективности внеучебной деятельности);

– наличие органов ученического самоуправления, их роль в организации свободного времени учащихся;

– межвозрастное общение во внеучебной деятельности (разновозрастные объединения, сотрудничество старших и младших, поддержка формирования интереса к различным видам деятельности);

Семья и организация свободного времени учащихся:

– формирование у родителей понимания педагогической значимости разумной организации свободного времени их детей;

– включение родителей в совместную с детьми досуговую деятельность;

– создание традиций, ритуалов, обычаев в проведении семейных праздников, торжеств, совместное чтение, посещение музеев, театров и так далее;

– культивирование в семье совместной добротворческой деятельности (помощь окружающим, забота о близких, старых, больных людях);

Взаимодействие школы и учреждений дополнительного образования в организации свободного времени учащихся:

– организация кружков, клубов, творческих объединений для учащихся разного возраста, пола на базе школы;

– включение учащихся в деятельность учреждений дополнительного образования, особенно по видам творчества, организация которых затруднена в школе;

– взаимодействие в организации массовых мероприятий;

– взаимодействие организаторов работы с детьми и внешкольных учреждений независимо от ведомственной принадлежности;

– координация деятельности учреждений, организующих работу с детьми в целях их всестороннего развития, предупреждения перегрузки, дублирования, формализма (совместное планирование, составление единого расписания, совместный анализ и оценка).

Но о каких бы направлениях воспитательной работы образовательного учреждения сегодня ни шла речь, главное, что должна сделать школа – дать подрастающему человеку шкалу ценностей, показать красоту высокого и мерзость недостойного, помочь найти ответ на вопрос о смысле человеческого Бытия.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.