Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Роль правовой культуры в профессиональной деятельности юриста



Правовая культура -это обусловленное социальным, духовным, политическим и экономическим опытом качествен­ное состояние правовой жизни общества, выражающееся в уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъек­та, а также степени гарантированности государством и граж­данским обществом свобод и прав человека.

Правовую культуру рассматриваютв широкомиузком смысле.

Правовая культура в широком смысле -это правовая культура общества, которая охватывает все правовые ценнос­ти, в том числе ясные законы, развитую законодательную тех­нику, правовую науку, развитое юридическое образование, со­вершенную юридическую практику и стабильный правопорядок.

Правовая культура в узком смысле- это культура отдель­ного лица, которая включает в себя определенный уровень пра­восознания, качественное овладение умениями и навыками пра­вомерного поведения.

Виды правовой культурывыделяют в зависимости от ее уровня: обыденную, профессиональную идоктринальную.

1. Обыденный уровеньправовой культуры характеризует­ся отсутствием системных правовых знаний и юридического опы­та, имеет поверхностный и фрагментарный характер.

2. Профессиональный уровеньправовой культуры скла­дывается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотрудни­ков правоприменительных органов. Юристы-практики выраба­тывают достаточный уровень правовых знаний в сфере своей деятельности, качественно овладевают правовыми уме­ниями, навыками и профессионально применяют их в юриди­ческой деятельности.

3. Доктринальный уровеньправовой культуры опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не от­дельных его направлений. Правовая культура теоретического уровня вырабатывается коллективными усилиями ученых и пред­ставляет собой идейно-теоретический источник права, способ­ствует совершенствованию законодательства, развитию науки и подготовке юридических кадров.

Правовая культура выполняет три основных функции: по­знавательную, регулятивную и аксеологическую.

1. Познавательная функциязаключа­ется в освоении правового наследия прошлого и достижений современного отечественного и зарубежного права.

2. Регулятивная функциянаправлена на обеспечение эффективного функционирования всех элемен­тов правовой системы и создание устойчивого правопорядка.

3. Аксеологическая (ценностная) функциясостоит в оценке индивидуального поведения, законности, правопорядка и действующего законодательства путем сопостав­ления с норм позитивного права и установок естественного права.

Структура правовой культурывключает в себя следующие элементы:

1. Уровень развития правового сознания населенияпоказывает, на­сколько глубоко усвоены им ценность прав и свобод человека, правовой процедуры разрешения споров, информировано в правовом отношении, каково эмо­циональное отношение к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и про­цедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблю­дение) правовых предписаний и т. д.

2. Уровень развития правовой деятельности.Подобная деятельность состоит из теоретической- деятельность уче­ных-юристов, образовательной - деятельность юридических школ, вузов и т. д. и практической– правотворческой, правореализующей и правоохранительной.

На правовую культуру влияет качество правоприменительной деятельности, зависящей от структуры государственного аппарата, порядка взаимоотношения его органов, личного профес­сионализма и культуры правоприменителя.

3.. Уровень развития системы правовых актов,т. е. доку­ментов, в которых выражается и закрепляется право. Важное значение для правовой культуры общества имеет конституция государства, уровень развития других нормативных правовых актов, со­стояние индивидуальных правовых актов - право­применительных и правореализационных. О качестве закона свидетельствует и наличие реального механизма его реализации.

Правовое воспитание представляет собой сложный, многогранный процесс, решающий важные задачи формирования высокого правосознания и высокой правовой культуры.

В настоящее время правовое воспитание понимается как процесс взаимодействия различных факторов (социально – политических, экономических), участвующих в формировании правосознания и правовой культуры как отдельных граждан, так и общества в целом.

Основными направлениями правового воспитания являются:

- формирование правосознания и правовой культуры в семье;

- обучение основам права и воспитание правовой культуры в школе;

- профессиональная подготовка по правовым наукам в Вузах юридического и родственного профиля;

- самовоспитание;

- распространение правовых знаний СМИ;

- выпуск и распространение через розничную торговлю разнообразной юридической литературы;

- осуществление правовой пропаганды государственными органами и их должностными лицами;

- обучение и распространение СПС «Гарант», «Консультант Плюс», доступная правовая информация через Интернет.

Правовые знания включают в себя:

1) знание норм Конституции РФ;

2) знание содержание наиболее важных ФЗ (в том числе основных положений отраслевых кодексов);

3) понимание сущности правовых учений, доктрин;

4) ориентации в иерархии нормативно – правовых актов;

5) наблюдение за деятельностью законодательных (представительных) органов и учет новейших нормативно – правовых актов;

6) иную информацию.

Основными способами правового воспитания являются:

- убеждение;

- предупреждение;

- поощрение;

- принуждение;

- наказание.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.