Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос №44 Закон как форма (источник) права: понятие, признаки, виды



Закон – нормативный акт высшей юридической силы, принимаемый в особом порядке представительным (законодательным) органом или народом на референдуме и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Классификация законов может проводится по различным основаниям:

1. По юридической силе:

- Конституция;

- Федеральные конституционные законы;

- Федеральные законы;

- Закон субъекта РФ.

2. По субъектам правотворчества:

- принятые в результате референдума;

- принятые законодательным органом.

3. По предмету правового регулирования:

- конституционные;

- административные;

- гражданские;

- уголовные и т.д.

4. По сроку действия:

- постоянные;

- временные.

Все федеральные законы подразделяются на ФЗ и ФКЗ.

Федеральный закон (далее ФЗ) – принимается ГД и Советом Федерации Федерального Собрания РФ с соблюдением установленной процедуры.

ФЗ считается принятым: если за него проголосовало 50% плюс один голос от общего числа депутатов ГД, а также 50% плюс один голос от общего числа членов СФ; Президент подписал ФЗ.

Сроки рассмотрения проекта ФЗ составляют:

- ГД – не ограничены;

- СФ – 14 дней (в случае не рассмотрения СФ принятого ГД в окончательном варианте проекта ФЗ в течении 14 дней со времени его поступления, законопроект считается одобренным СФ);

- Президентом РФ – 14 дней.

Совет Федерации обязан рассмотреть принятые ГД проекты ФЗ по вопросам:

- федеральных налогов и сборов;

- федерального бюджета;

- финансового бюджета;

- валютного, кредитного, таможенного регулирования;

- денежной эмиссии;

- ратификации и денонсации международных договоров;

- статуса и защиты государственной границы;

- войны и мира.

В случае неодобрения СФ принятого ГД проекта ФЗ (наложение вето СФ) данный законопроект может быть рассмотрен в согласительной комиссии палат парламента и передан на повторное рассмотрение в СФ, либо вновь принят квалифицированным большинством (свыше 2/3 голосов) от общего числа депутатов ГД – преодоление вето – и передан Президенту на подпись, минуя СФ.

Президент в течении 14дней рассматривает проект и подписывает его, обнародует. Президент может наложить вето. Вето Президента считается отклоненным, если ГД и СФ вновь примут данный законопроект квалифицированным большинством (2/3). Президент обязан подписать, и обнародовать в течение 7 дней.

Федеральный конституционный закон – принимается для регулирования вопросов прямо указанных в Конституции:

- о военном положении;

- о чрезвычайном положении;

- о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта;

- об изменении статуса субъекта;

- о государственном гимне, гербе, флаге РФ;

- о референдуме;

- о судебной системе;

- о КС, ВС, ВАС.

ФКЗ считается принятым, если за него проголосовало более 2/3 депутатов ГД и 3/4 членов СФ. Президент обязан подписать ФКЗ в течении 14 дней. Право вето в отношении ФКЗ Президент не имеет.

Законы субъектов принимаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов определяются регламентами законодательных органов субъектов РФ, а также конституциями республик и уставами субъектов.

 

С нормативными правовыми актами тесно связано понятие «законодательство», которым широко оперируют юридическая наука и правоприменительная практика, трактуя его содержание весьма неоднозначно.

Законодательство - совокупность нормативных правовых актов, изданных органами государственной власти и управ­ления.

К законодательству в широком смысле относят все без ис­течения нормативные акты, в том числе ведомственные и акты местных органов власти и управления.

Законодательство в узком смысле- совокупность законов.

Российское законодательство делится на определенные блоки в зависимости от вида регулируемых общественных от­ношений. По этому основанию выделяются конституционное законодательство, гражданское законодательство, административное законодательство, уголовное законодательство и другие отрасли законодательства. Такое деление совпадает с делением системы права на отрасли, но не полностью. Например, нет отрасли права - капи­тальное строительство, но есть законодательство о капиталь­ном строительстве.

Закон- это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отно­шения.

Признаки закона:

1) принимается только органом законодательной власти или референдумом в строго установленном порядке;

2) в идеале должен выражать волю и интересы народа;

3) обладает высшей юридической силой, т.е. все подза­конные акты должны соответствовать ему и ни в чем не про­тиворечить;

4) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе нормативных правовых актов, придавая ему качество верховенства. Из­менить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем также в строго установленном порядке.

Виды законов:

1) По юридической силе законы подразделяются: Кон­ституция, конституционные законы и обычные законы.

Конституция - это основной закон государства (республики в составе федерации), основополагающий учредительный по­литико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий феде­ральные органы государственной власти и основы местного самоуправления. Конституция являет­ся юридической базой всего текущего законодательства.

Конституционные законы конкретизируют и дополняют конституцию. Поэтому для их принятия необходимо квалифицированное большинство голосов - не менее 2/3 голосов депутатов парла­мента.

Обычные (текущие) законы требуют для принятия простое большинство голосов парламентариев (50 процентов плюс 1).

Законы субъектов федерации - издаются их представи­тельными органами и распространяются только на соответству­ющую территорию.

2) В свою очередь, эти вышеуказанные законы различаются по сфере дей­ствия: общефедеральные и законы субъектов Федерации.

3) По субъектам законотворчества: принятые на референ­думе или законодательным органом.

4) По предмету правового регулирования: конституционные, административные, гражданские, уголовные, экологические и т.п.

5) По сроку действия –постоянные законы и временные.

Выделяют также чрезвычайные, бюджетные, тематические, орга­нические (кодификационные) и иные законы.

В большинстве современных государств главным источником права является закон. В современной юридической науке и практике термин закон употребляется двояко – как юридический нормативный акт высшего органа власти, принятый в особом порядке парламентом (или с помощью плебисцита), и как нормативный акт (юридический документ) любого органа государства, который содержит юридические нормы, обязательные правила поведения.

Закон – это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона

1. Закон – это юридический документ, содержащий нормы права.

2. Закон является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти (парламента) или всего народа.

3. Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе.

4. Закон обладает высшей юридической силой, что про­является в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы.

5. Закон является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов.

Содержание закона должно быть правовым, т.е. соответствующим неотъемлемым, неотчуждаемым естественным правам человека. Верховенство закона во всех сферах жизни общества означает невозможность произвольного усмотрения в управлении делами общества и государства. Содержание закона образуют первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

Классификация законов может проводится по различным основаниям:

1) по их юридической силе (Конституция, ФКЗ,ФЗ, законы субъектов)

2) по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательного органом)

3) по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские)

4) по сроку действия (постоянные, временные).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.