Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос №42 Понятие, признаки и общая характеристика нормативных правовых актов



Нормативный правовой акт – это правовой документ, изданный в особом процедурном порядке компетентным органом государственной власти, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правила регулирования общественных отношений.

 

 

Он имеет ряд неоспоримых преимуществ:

- нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы;

- нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения и реализации;

- нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм;

- нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются, за исполнение – государственное принуждение.

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Виды законов:

- Конституция – основополагающий правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

- федеральные конституционные законы – принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией;

- федеральные законы – это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально – экономической, политической и духовной жизни общества;

- законы субъектов Федерации – издаются законодательными (представительными) органами и распространяются только на соответствующую территорию субъекта.

Таким образом, закон – это нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, регулирующий наиболее важные сферы общественных отношений и принятый официально, то есть по специально предусмотренному порядку (законодательным органом, либо всеобщим голосованием).

Виды подзаконных актов:

- Указы и распоряжения Президента РФ. Указы обязательны для исполнения на всей территории РФ, не должны противоречить Конституции РФ, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных законодательными нормами. Распоряжения принимаются больше по процедурным, текущим вопросам;

- Постановления, положения, распоряжения, правила, инструкции, утверждаемые Правительством РФ;

- Уставы, правила, инструкции, положения Министерств, ведомств федеральных служб и агентств – регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

- Решения и постановления местных органов государственной власти (представительных областных структур);

- Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (областных глав администраций, губернаторов);

- Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур, и действуют на территории соответствующих городов, сел, поселков;

- Локальные нормативные акты – это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (правила внутреннего распорядка).

Таким образом, подзаконный акт – это нормативный акт, принимаемый компетентным государственным органом в развитии законодательных положений и регулирующий отдельные, конкретные аспекты общественных отношений.

Все нормативно правовые акты могут быть классифицированы по различным основаниям:

- по юридической силе: законы и подзаконные акты;

- по органу, их издавшему: акты Парламента, Президента, Правительства, органов исполнительной власти, государственных органов субъекта РФ, органов местного самоуправления;

- по субъектам правотворчества:

1) акты, принятые на референдуме (Конституция РФ);

2) нормативные акты органов государственной власти;

3) нормативные акты иных общественных организаций;

4) совместные нормативные акты;

- в зависимости от сферы действия:

1) общефедеральные;

2) нормативные акты субъектов РФ;

3) нормативные акты органов местного самоуправления;

4) локальные акты.

- по сфере действия:

1) общего действия (охватывают, и разрешают наиболее схожий круг субъектов)

2) акты специального действия (связаны с разрешением конкретных вопросов);

3) локальные акты.

- в зависимости от срока действия:

1) нормативные акты неопределенно – длительного действия;

2) временные нормативные акты.

Нормативно–правовой акт– изданный в установленном порядке государственными органами юридический документ изменяющий или отменяющий правовые нормы имеющий общеобязательный характер и обеспеченный принудительной силой государства.

Признаки:

1) Всегда имеет письменную форму.

2) Имеет атрибуты позволяющие выделить его из множества других н.а. – наименование, название издавшего данный акт органа, дата принятия, номер, подпись соответствующего должностного лица.

3) Обладает определенной юридической силой в зависимости от уровня принявшего его органа и место акта в системе нпа.

4) Любой нпа имеет определенную структуру (в кодексах обязательно общая и особенная часть). НПА регулирует определенную сферу общественных отношений.

5) Действует в течение определенного времени (он либо указывается в самом акте либо отменяется введением нового акта).

6) НПА охватывает своим действием конкретную территорию (либо всю страну либо отдельную часть)

7) НПА всегда входит в иерархию нпа и взаимосвязан с другими, обеспечен силой государственного принуждения.

Виды:

1) по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты:

виды законов:

а) Конституция – основополагающий учредительный политико–правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства. Верховенство ее в системе н.а.

определяется следующим: принята на референдуме в результате свободного волеизъявления всего народа; принимается и изменяется в результате соблюдения усложненной процедуры правотворчества.

б) ФКЗ – принимаются по вопросам предусмотренными и органически связанными с Конституцией и отличаются особым порядком принятия – требуется ¾ голосов общего числа членов СФ и 2/3 голосов общего числа членов ГД.

в) ФЗ – акты текущего законодательства посвященные различным сторонам социально–экономической, политической и духовной жизни общества. Принимаются ГД после чего передаются на рассмотрение СФ для одобрения. Закон считается одобренным если за него проголосовало более половины общего числа членов палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен СФ. Роль президента в деле принятия законов заключается в его подписании в течение 14 дней и обнародовании.

г) законы субъектов федерации – издаются их представительными органами распространяются только на соответствующую территорию.

Виды подзаконных актов:

а) указы и распоряжения Президента РФ. Указы обязательны для исполнения на всей территории РФ. В качестве предмета регулирования указов выступают основные направления внутренней и внешней политики. В случае противоречия указа Конституции и законами РФ на основании заключения КС РРФ указ утрачивает силу. По сравнению с законами указы относительно быстро принимаются и вступают в силу. Распоряжения по процедурным, текущим вопросам.

б) постановления и распоряжения Правительства РФ – решения имеющие нормативный характер или наиболее важное значение издаются в форме постановлений. Решение по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.

в) приказы, инструкции, положения министерств – содержат нормы права, в случаях и пределах предусмотренных законами РФ, указами президента, постановления Правительства. Поэтому издание любого ведомственного акта должно быть основан на специальном указании вышестоящих органов. Все они издаются для реализации функций государственного управления в разных сферах общественной жизни и обязательны для исполнения для всех подведомственных министерствам и ведомствам организаций, учреждений, должностных лиц.

г) решения и постановления местных органов государственной власти

д) решения, распоряжения и постановления местных органов государственного управления

е) нормативные акты муниципальных органов

ж) локальные нормативные акты – предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения (правила внутреннего трудового распорядка).

2) В зависимости от правового положения субъекта правотворчества различают нпа:

а) государственных органов

б) иных социальных структур (муниципальных органов, акционерных обществ)

в) совместного характера (государственных органов и иных социальных структур)

г) принятые на референдуме

3) в зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:

а) общефедеральные

б) акты субъектов РФ

в) акты ОМСУ

г) локальные нормативные акты

4) в зависимости от срока действия существуют н.а.:

а) неопределенно–длительного действия

б) временные

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.