Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

I. По субъектам правотворчества



1.Нормы, исходящие от государства (местного самоуправ­ления). В федерациях различают нормы федераль­ного уровня, нормы субъектов федерации (региональный уро­вень), нормы местного самоуправления.

2. Локальные нормы права - нормы, принимаемые орга­нами управления и должностными лицами различных органи­заций.

3. Нормы, принимаемые народом (на референдуме, сходе).

4. Нормы, исходящие от нескольких (двух и более) государств в результате той или иной договоренности (международного со­глашения, пакта и т.д.) или от международных организаций.

II. По территории (пределам) дей­ствия норм.

1. Нормы, действующие на территории всей страны - обще­государственный (федеральный) уровень.

2. Нормы, действующие на территории субъекта федерации (если государство федеративное), автономии – региональный уровень.

3. Нормы, действующие на территории муниципального об­разования - местный уровень.

4. Нормы, действующие в пределах предприятия или орга­низации - локальный уровень.

5. Нормы, действующие на территории государств, присоединившихся к соответствующему международному соглашению, договору, конвенции.

III. По степени общеобязательности различают общие и специальные нормы права.

1. Общие нормы - это большинство правовых норм, устанавливающих общие правила поведения, основные права и обя­занности участников регулируемого правоотношения.

Например, ст. 3 Налогового кодекса РФ содержит такие общие нормы: «Каждое лицо должно уплачивать законно уста­новленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сбо­рах основывается на признании всеобщности и равенства на­логообложения».

2. Специальные нормы предусматривают исключения из общего правила для особых случаев или для отдельных категорий субъектов права. Например, ст. 239 Налогового кодекса РФ определяет, что «от уплаты налога освобождаются обще­ственные организации инвалидов».

IV. По видам регулируемых общественных отношений(так называемые отраслевые нормы) различают конституцион­но-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые, гражданско-правовые нормы и др..

V. Отраслевые нормы в свою очередь можно подразделить на материальные и процессуальные.

1. Материальные нормы закрепляют права и обязанности субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования и т.д.

Они показывают субъекту права, какое право ему предос­тавляется и что оно от него требуется. Например, среди консти­туционно-правовых норм материальной будет норма, содержа­щаяся в п. 1 ст. 105 Конституции РФ.

2. Процессуальные нормы регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права. По отно­шению к материальным процессуальные нормы носят производный характер. Например, «федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации» (п. 2 ст. 105 Конституции).

VI. По назначению и роли норм в механизме правового регулирования.

1. Учредительные (исходные) нормы занимают особое положение в законодательстве, закрепляют основы существующего государственного строя, основы соци­ально-экономической, политической и государственной жизни, формы собственности и др.

К разновидности учредительных (исходных) норм можно отнести: нормы-дефиниции (нормы-опре­деления), нормы-принципы (нормы-декларации).

Дефинитивные нормы содержат определения правовых ка­тегорий и понятий. Например, «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (п. 1 ст. 1 Конституции РФ).

Нормы-принципы (нормы-декларации)закрепляют ос­новополагающие идеи, которые лежат в основе государствен­ного строительства и правового регулирования. Например, «Го­сударственная власть в Российской Федерации осуществля­ется на основе разделения на законодательную, исполнитель­ную и судебную» (ст. 10 Конституции РФ) или «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2 Консти­туции РФ).

2. Регулятивные нормы непосредственно устанавливают модель необходимого или нежелательного поведения людей и регулируют общественные отношения, указывают на взаимные права и обязанности субъектов, условия реализа­ции этих прав и обязанностей, виды и меру государственного обеспечения.

В свою очередь регулятивные нормы также можно разделить исходя из того, в какой форме выражено правило:

А) управомочивающие нормы представляют субъектам пра­во на совершение предусмотренных в них положительных дей­ствий и содержат в своем тексте слова «вправе», «имеет право», «может». Например, «Каждый вправе определять и указывать свою нацио­нальную принадлежность» (п. 1 ст. 26 Конституции РФ).

Б) обязывающие нормы закрепляют обязанность соверше­ния определенных положительных действий и содержат в своем тексте слова «обязан», «должен». Например, «Каждый обязан пла­тить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57 Конститу­ции РФ).

В) запрещающие нормы запрещают названное в них поведе­ние, которое законом признается правонарушением. Например, «Запрещается создание и деятельность обще­ственных объединений, цели или действия которых направле­ны на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безо­пасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (п. 5 ст. 13 Конституции РФ).

Г) уполномочивающие нормы одновременно содержат и пра­вомочие и обязанность субъекта по совершению определенных действий. Например, «Президент Российской Федерации назна­чает выборы Государственной Думы в соответствии с Конститу­цией Российской Федерации и федеральным законом» (п. 5 ст. 13 Конституции РФ).

3. Охранительные нормы направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических го­сударственно-принудительных мер защиты субъективных прав. Это большинство статей Особенной части УК РФ или, напри­мер, статья 306 ГК РФ «В случае принятия Российской Федера­цией закона, прекращающего право собственности, убытки, при­чиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством».

4. Коллизионные нормы призваны разрешать конфликт­ные ситуации, в случаях противоречий между различными пра­вовыми нормами. Например, «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предус­мотренные законом, то применяются правила международного договора» (п. 4 ст. 15 Конституции РФ).

5. Оперативные нормы служат для изъятия устаревших и ввода новых норм. Например, статья 3 Закона о введении в действие части первой ГК РФ «С 1-го января 1995 г. на территории РФ не применяются: раздел 1 «Общие положения», раздел 2 «Право собственности»» и т.д.

VII. По методу правового регулирования (характеру со­держащегося в норме предписания).

Выделяются три основных способа воздействия на поведе­ние субъектов:

императивный - строго обязательное предпи­сание;

автономный (диспозитивный)- возможность для вы­бора или свободного волеизъявления;

рекомендательный, предлагающий наиболее приемлемый с точки зрения государ­ства вариант поведения.

В соответствии с ними выделяют:

1.Императивные нормы - категорические, строго обяза­тельные, не допускающие отступлений и иной трактовки пред­писания. Например, «Финансирование судов производится только из федерального бюджета ...» {статья 124 Конституции РФ).

2.Диспозитивные нормылибо позволяет выбрать из пред­ложенных в норме вариантов поведения, либо предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегули­ровать отношения по своему усмотрению. Сторонам предоставляется возможность самим договориться о взаимных правах и обязанностях и лишь на случай, если они не сделают этого, пред­писывается определенный вариант поведения.

Все это влияет на особенности изложения диспозитивной нормы. Обычно контекст формулировки включает слова: «если иное не предусмотрено договором». В наибольшей мере диспозитивные нормы присущи гражданскому праву. Например: часть 2 статьи 273 ГК РФ «Если иное не предусмотрено договором об отчуждении здания или сооружения, к приобретателю перехо­дит право собственности на ту часть земельного участка, кото­рая занята зданием (сооружением) и необходима для его ис­пользования».

3. Рекомендательные нормы устанавливают варианты наи­более желательного с точки зрения государства урегулирования общественных отношений. Например, Указ Президента РФ от 21.03.1996 № 408 «Об утверждении Комплексной программы мер по обес­печению прав вкладчиков и акционеров» (с изменениями от 02.04.1997, 16.10.2000) п. 4.5.1.В случае неисполне­ния предписаний Центрального банка РФ,... Центральному банку РФ рекомендуется предъявлять учредителям (участникам) бан­ка требования о проведении мероприятий по финансовому оз­доровлению банка либо о реорганизации банка и решать воп­рос о замене его руководителей.

4. Поощрительные нормы - это предписания о предос­тавлении органами и должностными лицами определенных мер поощрения за одобряемый государством и обществом полез­ный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих обязанностей либо в дости­жении результатов, превосходящих обычные требования.

В поощрительных нормах может содержаться и правомо­чие (право работника на дополнительное вознаграждение или льготы при перевыполнении норм выработки и т. п.) и связыва­ние (обязанности администрации поощрить выплатить подоб­ное вознаграждение).

VIII. По степени регламентации поведения.

1. Абсолютно определенные и относительно определен­ные нормы.

Если норма формулирует правило, условия его действия с исчерпывающей полнотой, не допуская каких-либо вариантов или дальнейшей конкретизации в ходе реализации, то она абсолют­но определенная.

Например, п. 1 ст. 4 Патентного закона: «Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, име­ет изобретательский уровень и промышленно применимо».

2. Относительно определенные нормыдопускают возмож­ность вариантов поведения с учетом конкретных обстоятельств. Эти нормы, в свою очередь, подразделяются на ситуационные и альтернативные. Первые допускают возможность усмотре­ния адресата норм в зависимости от ситуации, а вторые - пре­доставляют возможность выбора из обозначенных в норматив­ном акте вариантов.

Например, п. 4 ст. 13. Патентного закона: «В интересах нацио­нальной безопасности(в случае если сложится ситуация зат­рагивающая интересы национальной безопасности) Правитель­ство РФ имеет право разрешить использование объекта промыш­ленной собственности без согласия патентообладателя с вып­латой ему соразмерной компенсации» и «В случае если Государственная Дума в течение 3-х месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объяв­ляет об отставке Правительства либо распускает Государствен­ную Думу» (п. 3 ст. 117 Конституции РФ).

IX. По времени действия выделяют постоянные нормы и временные.

Большинство правовых норм относятся к постоянным нор­мам, что видно из признаков правовой нормы. Однако достаточно часто в переходных положениях нор­мативно правовых актов используются и временныенормы.

Например, Совет Федерации первого созыва и Государствен­ная Дума первого созыва избираются сроком на два года (пункт 7 Раздела второго - Заключительные и переходные положения Конституции РФ).

Кроме того, оперативные нормы выполняют кратковремен­ную задачу: вводят новые и исключают устаревшие нормы.

Нормы права классифицируются по различным критериям.

По роли и месту в правовой системе (по социальному назначению):

- учредительные нормы – выполняют функцию норм – принципов. Данные нормы закрепляют:

1) основы общественно – политического;

2) права и свободы граждан;

3) основы политической системы;

4) основы правовой системы.

Примером указанных норм, являются конституционные нормы.

- регулятивные нормы – выполняют функции правил поведения. Регулирование осуществляется путем предоставления участникам правоотношения субъективных прав и возложения на них обязанностей. Данные нормы могут быть:

1) управомочивающие – предоставляют субъектам правоотношения право на совершение положительных действий;

2) обязывающие – вынуждают к определенным действиям;

3) запрещающие – устанавливают запрет на совершение, или не совершение тех или иных действий.

- охранительные нормы – выполняют функцию охраны общественного порядка. Указанные нормы вступают в действия с момента нарушения требований регулятивных и иных правовых норм. Пример – норы уголовного кодекса, устанавливающие наказание за совершение преступления.

- обеспечительные нормы играют роль норм – гарантий, которые способствуют исполнению других норм, т.е. гарантируют их исполнение).

- декларативные нормы играют информационную роль. Как правило, это нормы программного характера (ст. 7 Конституции РФ, РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека).

- дефинитивные нормы – выполняют функцию норм – определений и объясняют содержание тех или иных понятий.

- коллизионные нормы являются нормами – арбитрами и предписывают действия субъектов в спорных ситуациях.

- оперативные нормы – выполняют роль норм – инструментов и устанавливают даты вступления нормативных актов в силу и прекращения их действия.

По предмету правового регулирования выделяются нормы отдельных отраслей права – материальных и процессуальных.

По методу правового регулирования правовые нормы могут быть:

1) императивными – применяются при отношениях, власти и подчинении, носят строгий обязательный характер;

2) диспозитивными – применяются при регулировании отношений, равных субъектов (как правило, в сфере гражданского права), допускают возможность выбора участниками правоотношения взаимно приемлемого варианта поведения;

3) рекомендательными – указывают на желательный вариант поведения.

По субъектам правотворчества выделяются:

- нормы, исходящие от государства, т.е. изданные государственными органами – к ним относятся большинство правовых норм;

- нормы прямого народного правотворчества (решение сельского схода, референдума).

По сфере действия правовые нормы могут быть:

- нормами общего действия – действуют на территории всей страны в отношении всех граждан – нормы Конституции;

- нормами ограниченного действия – действуют в отношении, как правило, всех граждан, проживающих на какой – либо ограниченной территории – нормы законов, акты субъектов РФ;

- локальными нормами – распространяют свое действие только на членов отдельных государственных либо негосударственных структур – работники предприятий, организаций.

По времени действия выделяются:

- постоянные нормы – действуют неограниченный период до тех пор, пока нормативно – правовой акт не будет отменен, либо изменен;

- временные нормы – действуют в течение определенного, специально указанного промежутка времени.

По кругу лиц различаются нормы, регулирующие статус и поведение отдельных категорий граждан. Например: нормы воинских уставов регламентируют поведение военнослужащих.

По функциональной роли правовые нормы могут быть:

- общими – присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов в соответствующей отрасли права;

- специальные – охватывают часть институтов соответствующей отрасли права, и регулируют исключительно важные, требующие более детальной регламентации вопросы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.