Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социальное государство в России



С 1993 года Россия официально провозглашена социальным государством (Конституция Российской Федерации, глава 1, статья 7), но на деле оно проводит ультраконсервативную социальную политику, обеспечивая достойное существование лишь некоторым группам пенсионеров.

О приверженности идеям социального государства заявляет лидер Справедливой России Сергей Миронов

Критика

Многие утверждают что социальное государство приводит к социальному иждивенчеству, так как, грубо говоря, богатым приходится платить за бедных («скрытая экспроприация»). Неолибералы полагают, что государство всеобщего благосостояния приводит к падению эффективности экономики и несёт в себе риск утраты населением политических свобод.

Коммунисты считают что необходимым условием обеспечения социальных гарантий является только переход от капитализма к социализму. Для социал-демократов социальное государство и есть социализм, но для коммунистов - социальное государство является лишь уступкой государственного капитализма трудящимся

«Шведская модель»

Иногда социализмом называют сочетание социального государства и капиталистической экономики. Так, например, говорят о «шведской модели социализма».

Шведская модель (в оригинальных терминах — «Народный Дом», Folkhem) исходит из того положения, что рыночная экономика наиболее эффективна, поэтому государство придерживается невмешательства в собственно производственную деятельность предприятий и компаний; а негативные социальные издержки рынка — в частности, безработицу и сильное неравенство — можно побороть при помощи активной деятельности государства на рынке труда, перераспределения части прибыли через налогообложение и использование госсектора, преимущественно включающего в себя инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды (а не предприятия).

В реформистской идеологии такая деятельность получила название «функциональный социализм».

Ряд исследователей действительно усматривает в развитом «социальном государстве» признаки реализации социалистической идеи общественной собственности, осуществляемой за счёт перераспределения доходов через систему налогообложения и специальные фонды.

На практике, однако, эта модель постоянно подвергается жёсткой критике как «справа», так и «слева».

Критики «справа» (неолибералы) отмечают, что в сущности такая система осуществляет «скрытую экспроприацию», при которой имущие вынуждены платить за неимущих, и является тупиковой. Отмечается, что «конфискационное налогообложение» душит экономику и уже привело к прекращению экономического роста, а «государство всеобщего благоденствия» приводит лишь к массовому иждивенчеству и апатии населения, большая часть которого живёт преимущественно на государственные дотации и не имеет никакого стимула к деятельности.

С противоположной стороны, от более радикальных социалистов и коммунистов, в свою очередь исходят утверждения, что «шведская модель» — это «политическая маскировка буржуазного паразитизма» и «оправдание грабежа трудящихся», являющаяся лишь мелкой уступкой капитализма с целью сохранить текущее положение вещей. Отмечается, что, во-первых, «шведская модель» никак не устраняет отчуждение и эксплуатацию трудящихся, что является одной из главных задач социализма, а лишь сглаживает их последствия, во-вторых — выгодна в первую очередь крупному бизнесу, так как создаёт ему стабильный рынок сбыта и поддерживает народные массы в относительном спокойствии, при этом все отрицательные явления бьют больнее всего по самим народным массам — «потери при капитализме всегда обобществляются, а прибыли остаются частными».

Менее радикальные критики «слева» отмечают, что, в отличие от государств бывшего «Восточного блока» и в том числе СССР, в Швеции госсектор отнюдь не состоит из предприятий, создающих прибавочный продукт. При этом расходы на социальное обеспечение в ВВП Швеции составляют более 40 %. Извлекаются необходимые для этого средства путём налогообложения, причём основным его объектом является не крупный корпоративный бизнес, а наёмные рабочие и мелкие предприниматели. Таким образом выходит, что в виде «социальных выплат» им возвращается часть ими же и созданной стоимости, ранее у них же изъятой. Максимальная ставка налога на средний доход рабочего составляет — 50-65 %, служащего — до 80 %. Вывод делается следующий:

Социальные, или как их именуют социал-демократы, «умеренно социалистические» реформы, затрагивающие только сферу распределения, всегда оказываются половинчатыми и в долгосрочной перспективе — непременно убыточными. Любая попытка улучшить изнутри такой «распределительный (трансферный) социализм» будет усугублять системные противоречия, скрытые в недрах этого социально-политического порядка. И большая часть грядущих материальных издержек, связанных с реставрацией или модернизацией этой модели «государства благоденствия», вновь ляжет на плечи класса наемных работников.

Американский социолог и экономист Дж. Бьюкенен вполне законно называет подобный тип социально-политического устройства «государством трансфера»:

«Государство трансфера» всего лишь взимает налоги с индивидов и групп, находящихся в его юрисдикции, и переводит [англ. transfers] эти средства в виде выплат наличными другим индивидам и группам данного политического сообщества.

Лишена такая «перераспределительная» социальная система, стоящая на ориентированном на получение прибыли любой ценой (то есть, имеющим с ней строго противоположные цели) рыночно-капиталистическом базисе, и большинства характерных (как практически, так и потенциально) для плановой экономики преимуществ — в частности, рационального, планомерного и научно обоснованного развития производительных сил общества как единого народохозяйственного организма.

Критики справа, в свою очередь, также отмечают и такие свойственные этой системе проблемы, как огромный рост бюрократизации, сильнейшая идеологизация и даже постепенный дрейф к «неототалитаризму», характерные для бесплатной медицины длинные очереди и так далее.

Социали́зм — экономическая, социально-политическая система, характеризующаяся тем, что процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества Важнейшей категорией, которая объединяет различные направления социалистической мысли, является общественная собственность на средства производства, которая полностью или частично заменяет собой частную собственность.

Определения

Марксизм определяет социализм как общественно-экономическую формацию с преобладанием общественной собственности на средства производства.

Марксизм-ленинизм рассматривает социализм как первую фазу коммунизма.

На основе философских идей социализма была также создана политическая идеология, выдвигающая в качестве цели и идеала установление общества, в котором:

· отсутствуют эксплуатация человека человеком и социальное угнетение;

· утверждаются социальное равенство и справедливость.

В соответствии с этой идеологией, главным способом достижения поставленных целей является последовательная отмена права частной собственности на средства производства.

Отъём собственности на средства производства из частных рук под общественный контроль производится для устранения эксплуатации человека человеком, снижения отчуждения человека от результатов его труда, снижения дифференциации доходов, обеспечение свободного и гармоничного развития каждой личности. При этом сохраняются элементы экономического неравенства, но они не должны являться препятствием для достижения вышеуказанных целей…

У истоков социалистической мысли лежит гуманистическая установка европейской культуры. Первые зачатки теорий социализма принято отмечать уже у ранних [христианских – А.Б.] социалистов-утопистов Томаса Мора (1478—1535) и Томмазо Кампанеллы (1568—1639). На острове Утопия, о котором говорит Т. Мор, нет частной собственности, денежного обращения и царит полное равенство. Основу общества составляет семейный и трудовой коллектив. Труд обязателен для всех. Чтобы не способствовать развитию собственнических инстинктов, семьи регулярно обмениваются домами.

Ещё один всплеск социалистических проектов пришёлся в Западной Европе на начало XIX века, и связан он с именами Сен-Симона, Фурье и Оуэна

.

Основные черты, которыми определяется социализм у различных мыслителей:

· Уничтожение или ограничение частной собственности;

· Всеобщее равенство;

В качестве путей достижения справедливости разными мыслителями предлагалось, например:

· упразднение частной собственности при сохранении личной

· замена капиталистических предприятий кооперативами

· создание коммун, внутри которых всё будет общим (социалисты-утописты)

· создание государственной системы социального обеспечения

·

 

 

Вопрос №29.Правовой статус личности: понятие, структура и виды.

Правовой статус личности –правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.

Виды:

1) общий (международный) включает в себя помимо внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно – правовых документах. Н–р ст.15 КРФ предусмотрена возможность применения правил, установленных нормами международного права и международными договорами.

2) Конституционный (базовый) объединяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны. Его характерным признаком является стабильность. Н–р в ст.135 КРФ содержится некоторые гарантии стабильности статуса, определяя достаточно сложный порядок пересмотра статей главы 2 КРФ, содержащих нормы о правах и свободах человека и гражданина.

3) Отраслевой статус из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы – гражданским, трудовым, административным правом.

4) Родовой (специальный) отражает специфику правового положения отдельных категорий людей, которые могут иметь какие–то дополнительные субъективные права и обязанности: военнослужащие, пенсионеров и инвалидов.

5) Индивидуальный характеризует особенности положения человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении государственными делами.

В структуру входят: основные права и обязанности, законные интересы, правосубъектность, гражданство, юридическая ответственность, правовые принципы.

Правовой статус личности – это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.

Основу правового статуса составляют основные права и свободы, закрепленные в Конституции.

Права и свободы человека и гражданина – это возможность иметь и пользоваться определенными социальными благами, созданными в процессе развития человеческой цивилизации и предусмотренные как естественным, так и позитивным правом.

Полностью правовой статус составляют элементы:

- нормы Конституции, которые объявляют человека высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту его прав и свобод – главной обязанностью государства;

- личные права и свободы;

- политические, экономические, социальные и культурные, права в области правосудия;

- обязанности человека и гражданина;

- гражданство;

- правоспособность и дееспособность;

- юридическая ответственность;

- основные принципы действующего права.

 

Различают следующие виды правового статуса:

1. Общий – включает помимо внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно-правовых актах. Его защита предназначена внутренним и международным законодательством.

2. Конституционный – объединяет главные права, свободы, обязанности человека и гражданина и их гарантии, закрепленные в основном законе страны. Его характерным признаком является стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни, и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, предсказуемых и разумных изменений, обеспечивающих сохранение генофонда страны, темпы производства, материальных и духовных ценностей, свободное развитие личности. Конституционный статус должен обладать устойчивостью, его существование должно длиться до тех пор пока основные общественные отношения не изменились в корне и своем большинстве.

Стабильность конституционного статуса зависит от того, насколько полно он соответствует фактическим общественным отношениям, и от того, какой порядок принятия, отмены соответствующих норм и внесения в них изменений закреплен в законе. Конституция РФ в статье 135 содержит некоторые гарантии стабильности статуса, определяя достаточно сложный порядок пересмотра статей.

3. Отраслевой – состоит из правомочий и других компонентов, опосредственных отдельной или комплексной отраслью правовой системы – гражданским, трудовым, административным правом.

4. Специальный – отражает специфику правового положения отдельных категорий людей, которые могут иметь какие – либо субъективные дополнительные права и обязанности: военные, пенсионеры, инвалиды, работники Крайнего Севера.

5.Индивидуальный – характеризует особенности положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении государственными делами.

 

Вопрос №30. Понятие и виды прав человека. Соотношение понятий «права человека» и «права гражданина».

Права́ челове́ка — права, образующие основу правового статуса личности.

Составляют ядро конституционного права правовых государств (т. н. Права́ и свобо́ды челове́ка и граждани́на). Конкретное выражение и объём этих прав в позитивном праве различных государств, как и в различных международно-правовых договорах может отличаться. В международном публичном праве известнейший документ, их закрепляющий — Всеобщая декларация прав человека ООН.

В странах-членах ОБСЕ вопросы прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона носят международный характер и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства [1].

·

[править] История

Впервые понятие «права человека» встречается во французской «Декларации прав человека и гражданина», принятой в 1789 году, хотя до этого идея прирождённых прав прошла долгий путь развития, важными вехами на её пути были английская Великая хартия вольностей (1215), английский Билль о правах (1689) и американский Билль о правах (1791).

В XIX веке в различных государствах по-разному складывается первоначальный либеральный набор гражданских и политических прав (свобода и равноправие, неприкосновенность личности, право собственности, избирательное право и др.), в современном понимании весьма ограниченных (имущественные избирательные цензы, политические запреты, неравноправие мужчин и женщин, расовые ограничения и т. п.).

В XX веке под сильным воздействием социалистических движений к гражданским и политическим правам прибавляются социально-экономические права (как правило, права трудящихся: право на объединение в профсоюзы, на труд, отдых, социальную помощь и т. д.).

В 1922 году по инициативе немецкой и французской лиг за права человека, два десятка организаций в разных странах создают Международную федерацию за права человека (FIDH), первую в мире международную организацию по защите прав человека.

Вторая мировая война и трагический опыт тоталитарных режимов инициировали качественный скачок в развитии института прав человека и гражданина, ведущую роль в развитии которого приобретает международное право.

10 декабря 1948 года резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеей ООН была принята и провозглашена «Всеобщая декларация прав человека»:

в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путём просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путём национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

— Всеобщая декларация прав человека, преамбула

Начиная с 1950 года, ежегодно 10-го декабря отмечается как международный День прав человека.

Также в 1950 году в Европе была подписана Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Главное отличие этой Конвенции от иных международных договоров в области прав человека: создание реально действующего механизма защиты декларируемых прав — Европейского суда по правам человека.

В 1966 году под эгидой ООН приняты «Международный пакт о гражданских и политических правах» и «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах». Эти и последующие международные соглашения утвердили международный стандарт прав человека и гражданина и гарантии обеспечения этих прав, с целью инкорпорации (отражения) в конституционном строе государств-участников. Он не является исчерпывающим: «включение одних прав не означает умаление, а тем более отрицание других прав и свобод человека и гражданина».

Помимо перечисленных в международном стандарте прав человека, в национальных системах права список прав человека и гражданина нередко дополняется новыми положениями. Например, в России — правом на благоприятную окружающую среду[2], правом на информацию [3] и др.

[править] Равноправие — универсальный принцип правового статуса личности

Идея равенства людей своими корнями уходит в глубину веков. Но потребовались столетия для запрета дискриминации групп людей по тому или иному признаку.

Как и в Декларации прав человека и гражданина 1789 года, во Всеобщей декларации прав человека провозглашалось, что все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах.

Однако дополнительно отмечалось:

каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами (провозглашёнными Декларацией) без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

— Всеобщая декларация прав человека, ст. 2

[править] Равноправие женщин и мужчин

Особого внимания в этом отношении требуют женщины. Впервые вопрос о равенстве прав мужчины и женщины стал решаться идеологами Великой французской революции. В 1791 году был принят Закон о женском образовании и предоставлены некоторые гражданские права. Но в годы Термидорианской реакции эти позиции были потеснены. В конце XIX — начале XX вв. в Германии распространилась теория «трех К» — Kinder, Küche, Kirche (дети, кухня, церковь), но параллельно развивались и другие направления общественного мнения. В Великобритании в 1847 году принят Закон о 10-часовом рабочем дне для женщины и открыт доступ к профессии учителя. В США с 1848 года замужние женщины получали право на собственность, а с 1880 года — возможность быть членами профсоюзов. Избирательным правом впервые воспользовались женщины Новой Зеландии в 1893 году.

[править] Демократические принципы закрепления и обеспечения прав и свобод человека и гражданина

Понятия демократии и правового государства в определённой мере связаны с пониманием соотношения прав и свобод человека и государственной власти.

Любой индивид наделён определённой степенью свободы. Однако при реализации своих интересов индивид должен учитывать интересы других индивидов — таких же членов общества, как и он. В этом заключается ограничение свободы индивида правом до определенной степени[4].

Свобода — это способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения. Она предполагает определённую независимость человека от внешних условий и обстоятельств.

Право — это всегда частичное ограничение свободы личности необходимое для совместного сосуществования свободных граждан.

Категории права существуют в трёх основных видах: неотъемлемые права (базовые), временно-неотъемлемые и полностью отъемлемые.

Общие принципы:

· Права и свободы человека принадлежат ему от рождения, а не предоставлены государством;

· Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства;

· Набор закреплённых прав и свобод человека и гражданина в государстве должен соответствовать международно-правовым стандартам;

· В соответствии с принципом равноправия права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому;

· Правовые нормы о правах и свободах человека должны быть непосредственно действующими, а не декларацией;

· Права и свободы человека и гражданина должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность государственной власти и местного самоуправления;

· Государство не должно издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; они могут быть ограничены только в чрезвычайных условиях (кроме базовых);

· Права и свободы человека и гражданина должны быть гарантированы судебной защитой;

· Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

[править] Классификация прав и свобод человека и гражданина

Любая классификация прав человека в известной степени условна, поскольку некоторые права с примерно равными основаниями могут быть отнесены к разным видам и должны охватывать друг друга. Права и свободы человека и гражданина разделяются на базовые (неотчуждаемые), основные (конституционные) и общепризнанные (закреплённые в международно-правовых актах). В правовой доктрине по основной сфере проявления в общественных отношениях права человека обычно делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные, однако, в значительной степени и такое деление символично. Для ряда из них существенно лишь различие между правами человека и правами гражданина. Права человека также можно поделить на 1) личные + политические; 2) социально — экономические; 3) культурные + коллективные. Ниже приведена наиболее популярная теория классификации прав и свобод человека и гражданина.

[править] Личные

Являются правами каждого, и хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека. К личным правам обычно относят:

· Право на жизнь

· Право на свободу и личную неприкосновенность

· Право на достоинство личности

· Право на неприкосновенность частной жизни

· Право на неприкосновенность жилища

· Право на самозащиту, в том числе право на эффективные средства самозащиты, такие как огнестрельное оружие

· Право на национальную и культурную самоидентификацию

· Свобода совести и свобода мысли

· Свобода передвижения и выбора местожительства;

· Свобода выбора национальности и языка общения

· Право на судебную защиту

· Свобода вероисповедания (каждый человек может придерживаться любой религии, или создать свою собственную)

· Право на имя

· Право на частную собственность (некоторыми правоведами относится к экономическим; во Франции признано одним из основных личных прав со времён Великой французской революции[5])

[править] Политические

Основная статья: Политическая свобода

Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны. К политическим правам, как правило, причисляются:

· Свобода слова (свобода информации)

· Свобода средств массовой информации (доступ к информации)

· Право обращений или петиций (то есть обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления)

· Право на объединение (свобода союзов)

· Свобода собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия)

· Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе

· Право на гражданство

· Избирательные права (активное и пассивное субъективное избирательное право: избирать и быть избранным)

· Право на участие в отправлении правосудия

[править] Социально-экономические

К социально-экономическим правам относятся:

· Свобода предпринимательства (право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность)

· Право на частную собственность

· Трудовые права (право на труд и свободу труда)

· Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства

· Право на социальное обеспечение

· Право на жилище

· Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

· Право на справедливое взимание налогов

· Право на восьмичасовой рабочий день, на справедливые условия труда, равную оплату за труд равной ценности и т.д.

[править] Культурные

Культурные права обеспечивают духовное развитие личности. К ним относятся:

· Право на образование

· Свобода творчества (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания)

· Право на участие в культурной жизни

· Академические свободы

· Право на благоприятную окружающую среду

[править] Осуществление и защита гражданских прав и исполнения обязанностей

Осуществление субъективных гражданских прав означает реализацию содержания прав путем совершения действий, которые охватываются возможностью определенного поведения.
Отказ от осуществление своих прав невозможен, если они приписаны законом. Если же права были предоставлены не законом, а допустим учредительным договором, то существует возможность отказа от прав. А любое соглашение, содержащие отказ от прав, считается ничтожным.
Существуют две группы условий, необходимых для осуществления гражданских прав - внешние и внутренние. Так внешними являются материальные и юридические гарантии, а внутренними - поведение управомоченного и обязанного лица.
Некоторые субъективные права после их осуществления не могут быть повторно осуществлены, например, обналичивания чека. Осуществление других прав может носить длящиеся характер. К тому же некоторые права могут быть осуществлены только лично, другие права могут быть осуществлены третьими лицами. В случаи смерти управомоченного лица, его права могут переходить по наследству.

[править] Осуществление субъективных гражданских обязанностей

Осуществление обязанностей заключается в действиях или бездействиях, направленных на реализацию требований, которые содержаться в обязательстве. Существует деление обязательств на пассивных и активных. В большинстве случаев обязательство выражается в бездействие, то есть в не совершении действии нарушающие прав других лиц. Большинство обязательств носят императивный характер, но есть условиях, при которых разрешено отступление от императивности, так: отступления от срока обязанности происходит в интересах кредитора (поверенного и т.д.).
Исполнение обязательств обычно обозначается выдачей определенного документа.

[править] Формы злоупотребления правом

Существуют три формы злоупотребления права:

1. шикана - действия, осуществляемые исключительно с намерению причинить вред.

2. ограничение конкуренции

3. злоупотребление доминирующим положением

Последствия злоупотребления доминирующим положением:

· возвращение прибыли государству

· прекращение нарушенных прав

· осуществление реорганизации юридического лица

· выполнение предписания ФАС

[править] Защита гражданских прав

Право на защиту - субъективное право. Выделяются следующие меры защиты нарушенных прав:

1. самозащита гражданских прав (т.е. действий, которые фактически разрешены законом в целях предотвращения посягательства на права лица, например, крайняя необходимость). В данной случаи применяются лишь в случаи невозможности обращения в компетентные органы

2. меры оперативного воздействия (это меры правоохранительного характера, которые применяются без обращения в компетентные органы). Меры:

3. обращение к компетентным государственным органам с требованием защиты прав

[править] Меры оперативного воздействия

Выделяют следующие меры оперативного воздействия:

· исполнение управомоченным лицом работы, не выполненной должником, но за счет последнего

· обеспечение встречных требований, платежей

· отказные меры

· расчетно-кредитные меры

· удержание

[править] Способы защиты гражданских прав

Ст. 12 ГК содержит открытый список способов защиты:
восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
самозащиты права;
присуждения к исполнению обязанности в натуре;
возмещения убытков;
взыскания неустойки;
компенсации морального вреда;
прекращения или изменения правоотношения;
неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
иными способами, предусмотренными законом.

 

Вопрос № 31. Основные теории происхождения права.

Существуют различные теории правопонимания: естественно – правовая, психологическая, историческая, позитивистская, социологическая, материалистическая.

Согласно теории естественного права, которая получила наиболее завершенную форму в период буржуазных революций XVII – XVIII веках, в обществе существует два права: естественное и благоприобретенное.

Естественное право принадлежит человеку от рождения, и включает в себя право на жизнь, личную свободу, частную собственность, право быть счастливым. Эти права признаются неотъемлемыми, и всякое посягательство на них является правонарушением, либо вовсе преступлением.

Благоприобретенные права устанавливаются государством в форме законов и иных нормативно правовых актов. В основе этого права лежат естественные права человека. Закон признается правовым постольку, поскольку он соответствует, развивает, и конкретизирует естественные права человека.

Несправедливый закон не создает право – основополагающий принцип данной теории.

Представители: Гоббс, Локк, Монтескье, Радищев.

Достоинства – это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции. Она провозглашает источником прав человека природу, либо бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.

Слабые стороны. Такое понимание права уменьшает его формально – юридические свойства, в результате чего размывается критерий законного и противозаконного; подобное толкование связано не столько с правом, сколько с правосудием, которое может быть разным у разных людей.

Историческая школа права.

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в конце XVIII и начале XIX веках.

Представители: Густав Гуго, Савиньи, Пухта, Шталь и др.

Основные идеи:

1) право – историческое явление, которое как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему – либо указанию, а возникает, и развивается постепенно, незаметно, стихийно;

2) право – это прежде всего правовые обычаи, т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от права обычного, которое произрастает из недр «национального духа», глубин «народного сознания».

Развитие права заключается в том, что народный дух постепенно обнаруживает объективно содержащиеся в праве нормы. Поэтому право существует не в виде формальных прав, а в виде живого представления правовых институтов в их органической взаимосвязи. Юристы же лишь извлекают правило нормы, путем анализа и изучения опыта существующего права.

Достоинства:

- впервые так основательно рассмотрены культурно – исторические и национальные особенности права, обращено внимание на необходимость их учета в правотворческом процессе;

- подчеркивается естественность развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению, его задача состоит в том, чтобы познать объективные потребности общего развития, интересы отдельных людей и правильно сформулировать их в нормах права.

Слабые стороны:

1) данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно – правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего строя;

2) переоценка роли правовых обычаев в ущерб законодательству. Между тем, в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений.

Нормативистская теория права.

Данная теория наиболее завершенную форму получила в XX веке.

Представители: Штаммлер, Новгородцев, Кельзен.

Основные идеи:

- исходным в частности для концепции Кельзена, является представление о праве как о системе норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы;

- по Кельзену бытие права принадлежит к сфере должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснование вне сферы норм, и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в чистом виде, вне связи с политическими, социально – экономическими (и другими сущими) оценками;

- в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты – решения судов, договоры, предписания, которые тоже включаются в понятии права и которые должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

Достоинства:

1) верно подчеркивается такое определяющее свойство права как нормативность, и убедительно доказывается необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы;

2) нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов;

3) признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает, и обеспечивает основную норму.

Слабые стороны:

- недооценка связи права с социально – экономическими, политическими и духовными факторами (представители данной теории излишне очищали от них право);

- признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивал роль государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетвориться и устаревшими нормами и однозначно произвольными.

Марксистская теория права.

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XIX – XX веке.

Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин и другие.

Основные идеи:

- право понимается как мера свободы членов общества. Каждый класс в силу его особого положения в системе экономических отношений общества имеет свою меру свободы, свое право. Однако не всякий класс способен выразить свое право в системе общеобязательных норм, в законе. Такой способностью обладал лишь класс, который экономически и политически господствовал в обществе. С помощью закона этот класс закреплял собственные интересы и потребности, и пытался их выдать за всеобщее право, за всеобщую меру свободы. Следовательно, право понимается как возведенная в законе воля господствующего класса, т.е. классовое явление.

Все ранее существовавшие государства закрепляли, и проводили в жизнь право эксплуататорских классов: рабовладельцев, феодалов, помещиков, буржуазии. Рабы и крестьяне не были способны по объективным и субъективным причинам взять государственную власть в свои руки и реализовать свое право в форме законов. Пролетарское право одновременно будет правом всех трудящихся в обществе масс, то есть более демократичным, нежели буржуазное и любое иное эксплуататорское право.

- содержание выраженной в праве классовой воли, в конечном счете, определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках государственную власть.

Право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право – это такие нормы, которые устанавливаются, и охраняются государством.

Достоинства:

1. В связи с пониманием права как закона (т.е. как формально – определенного нормативного акта) выделены четкие критерии правомерного и противоправного.

2.Показана зависимость права от социально – экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него.

3.Обращено внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает, и обеспечивает его.

Слабые стороны:

- преувеличена роль классовых начал в праве в ущерб началам общечеловеческим, ограничена жизнь права историческими рамками классового общества;

- слишком жесткая связь права с материальными факторами.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.