Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие формы государства и ее основные элементы



В мире насчитывается около 200 государств, каждое из кото­рых отличается друг от друга по особенностям сво­ей внутренней организации, что выражается в понятии «форма государства».

Подформой государствапринято понимать совокупность основных, структурообразующих внешних признаков организа­ции и деятельности государственной власти.

Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос: в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государ­стве, то категория «форма государства» от­вечает на вопросы: кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные институты, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как и с помощью каких ме­тодов и приемов осуществляется политическая власть.

Форма государства предполагает единство трех основных сторон организации государственной власти (элементов формы государства):

1) форма правления (характеризует порядок орга­низации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские);

2) форма государственного устройства (отражает территориаль­ную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные);

3) политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей их набора различают демократический и анти­демократический политические (государственные) режимы).

Нередко возникают смешанные формы государства. Напри­мер, выборная монархия (Федерация Малайзия), полупрезидентская республика (Франция).

Историческая практика показывает, что в пределах одного типа государства встречается многообразие его форм, что обус­ловливается влиянием исторических, социально-экономических, природно-климатичес­ких, географических, нацио­нальных, религиозных, культурных и других факторов.

Рассмотрим соотношение типа и формы государства

Раскрывая данный вопрос, следует оговориться, что понятие «тип государства» будет использоваться с позиции формационного подхода, под понятием же «форма государства» будет пониматься по сути дела форма правления.

Тип государства - это совокупность существенных признаков, свойственных государствам единой общественно-экономической формации.

С одной стороны, государства каждого типа облекаются во мно­жество форм - в рамках одного исторического типа встречаются различные формы государства.

В частности, для рабовладельческо­го типа были характерны монархии (древневосточные деспотии - Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия; древнеримская империя) и республики (аристократические, например, Римская в период с VI по I в. до н.э., и демократические, например, Афинское государство); для феодального типа - монархии (раннефеодальная, монархия пе­риода феодальной раздробленности, сословно-представительная, абсолютная) и городские республики (Венеция, Генуя, Новгород, Псков и др.); для буржуазного типа - демократические республики (парламентские, президентские, смешанные) и конституционные (ограниченные) монархии, для социалистического типа - Париж­ская Коммуна, советские республики и республики народной демо­кратии.

С другой стороны, государства определенного исторического типа имеют некоторые формы, присущие только им.

Например, сословно-представительная монархия принадлежит только феодальному типу государства в известный период его развития, а парла­ментская монархия и демократическая республика свойственны буржуазному типу государства.

Государства данного типа не могут воплощаться в любые формы, т.е. в такие, которые явно противоречат их содер­жанию и не соответствуют их экономической основе. Нельзя пред­ставить себе рабовладельческое государство в форме ограниченноймонархии или демократической республики с общенациональными представительными учреждениями.

Конкретная форма государства предопределяется историчес­ким типом государства. Но, кроме того, она зависит и от других факторов:

1) уровня экономического развития общества;

2) соотношения классовых сил;

3) национальных и культурных традиций;

4) международной обстановки и т.п.

Следовательно, тип и форма государства соотносятся как содер­жание и форма, где определяющую роль играет, естественно, содер­жание (т.е. тип государства).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.