Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социальное назначение государства. С понятием и сущностью государства тесно связан также вопрос о социальном назначении



С понятием и сущностью государства тесно связан также вопрос о социальном назначении государства. Сущность государства, как и сущность любого явления, всегда имеет внешнее выражение, т.е. каким-то образом проявляется вовне. Устройство государственной власти, ее внешнее оформление, система государственных органов, порядок их взаимодействия друг с другом не выражают сущности государства. Ведь государства могут иметь различное оформление государственной власти, различную систему органов и т.д. Сущность государства проявляется в его деятельности, в том, какую роль оно играет в общественной жизни, какие функции выполняет. Не случайно при определении сущности государства многие исследователи обращают внимание на тесную связь сущности и социального назначения государства, а также его функций.

Социальное назначение государства показывает, что государство делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества. Государство существует, чтобы обеспечивать нормальное функционирование общества.

Но нельзя просто сказать, что социальное назначение государства выражается в той роли, которую оно играет в обществе. Такой ответ ничего не проясняет, так как по-прежнему остается непонятным, какую же роль государство играет в обществе. Тем более, что к социальной роли государства в науке подходят неодинаково…

 

Вопрос №7 Типология государств.

В истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств, да и сейчас их немало. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией.

Тип государства – это обобщенная характеристика государства, соответствующего определенной общественно – экономической формации.

Согласно марксистско-ленинской теории существует пять общественно – экономических формации:

1. первобытнообщинная;

2. рабовладельческая;

3. феодальная;

4. буржуазная;

5. социалистическая;

6. коммунистическая.

В первой формации государства еще нет, а в последней оно должно отмереть, уступив место самоуправлению. Остальным формациям соответствуют следующие типы государств;

- рабовладельческое, феодальное, буржуазное – эксплуататорские государства, так как в них два антагонистических класса;

- социалистическое – не рассматривается как эксплуатационное, так как в нем классы (рабочие и крестьяне) дружественны, и у них одна цель – построение бесклассового общества.

Формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Уровень развития производственных сил определяет материально – техническую базу общества, а производственные отношения составляют экономическую базу общества. Переход от одной формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Смена одного исторического типа другим – процесс объективный, исторически – естественный. В этом процессе каждый тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Марксистская типология не безупречна. По ней – все государства проходили жестко заданный путь от одного типа к другому. В действительности эволюция государств была более многовариантной. Вместе с тем, нельзя не согласится в том, что марксистская – ленинская типология государств имеет достаточно мощное обоснование, опирающееся на исторические факты, особенно это касается феодальных и буржуазных типов.

В мировой литературе предлагалось немало обоснований классификации государств:

1. - демократические;

- недемократические;

2. – тоталитарные;

- авторитарные

- либеральные;

- демократические.

Цивилизационный подход. По нему в мире существует большое количество видов цивилизаций, развивающихся по своим законам.

1. Западный или прогрессивный (страны Европы).

2. Восточный (Китай, Япония) – Азиатский по Марксу.

3. Непрогрессивный (аборигены Австралии, племена).

Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости, совокупность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем. Целостность цивилизации обуславливается взаимодействием техники, социальной организации и религии и философии. Этот подход игнорирует важные положения исторического материализма о ведущей роли базиса по отношению к настройке, о выделении способов производства и общественно – экономических формаций как степень общественного развития.

Иначе говоря, цивилизационный подход тоже не безупречен, не способен заменить формационный, но в сочетании они могут стать подходящей основой для научной классификации государств. Наиболее разработанным является формационный подход, в связи, с чем ему уделяется больше внимания.

Классификация государств на типы не являются всеохватывающей. Существовали ранее и сейчас немало переходных государств. Одни из них возникли в результате распада колониальной системы, и двигались в своем развитии к одному из существующих типов (чаще буржуазному). Другие сочетали признаки нескольких типов (например, скандинавские государства – буржуазный с ростками социального государства), у третьих возможно появление таких признаков и черт, которых нет ни у одного из известных типов государств. В Марксисткой литературе переходным типам уделялось мало внимания, считалось, что переход от одного исторического типа к другому возможен только революционным путем, поэтому переходное государство рассматривалось как нечто временное и нехарактерное. В действительности же наиболее естествен и перспективен эволюционный путь развития государств. Отсюда наличие переходных государств вполне закономерно, и они могут существовать достаточно долго.

Цивилизационный подход к типологии государств.

Цивилизационный подход. По нему в мире существует большое количество видов цивилизаций, развивающихся по своим законам.

4. Западный или прогрессивный (страны Европы).

5. Восточный (Китай, Япония) – Азиатский по Марксу.

6. Непрогрессивный (аборигены Австралии, племена).

Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости, совокупность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем. Целостность цивилизации обуславливается взаимодействием техники, социальной организации и религии и философии. Этот подход игнорирует важные положения исторического материализма о ведущей роли базиса по отношению к настройке, о выделении способов производства и общественно – экономических формаций как степень общественного развития.

Иначе говоря, цивилизационный подход тоже не безупречен, не способен заменить формационный, но в сочетании они могут стать подходящей основой для научной классификации государств. Наиболее разработанным является формационный подход, в связи, с чем ему уделяется больше внимания.

Классификация государств на типы не являются всеохватывающей. Существовали ранее и сейчас немало переходных государств. Одни из них возникли в результате распада колониальной системы, и двигались в своем развитии к одному из существующих типов (чаще буржуазному). Другие сочетали признаки нескольких типов (например, скандинавские государства – буржуазный с ростками социального государства), у третьих возможно появление таких признаков и черт, которых нет ни у одного из известных типов государств. В Марксисткой литературе переходным типам уделялось мало внимания, считалось, что переход от одного исторического типа к другому возможен только революционным путем, поэтому переходное государство рассматривалось как нечто временное и нехарактерное. В действительности же наиболее естествен и перспективен эволюционный путь развития государств. Отсюда наличие переходных государств вполне закономерно, и они могут существовать достаточно долго.

Содержание формационного подхода к типологии государств.

Формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Уровень развития производственных сил определяет материально – техническую базу общества, а производственные отношения составляют экономическую базу общества. Переход от одной формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Смена одного исторического типа другим – процесс объективный, исторически – естественный. В этом процессе каждый тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Марксистская типология не безупречна. По ней – все государства проходили жестко заданный путь от одного типа к другому. В действительности эволюция государств была более многовариантной. Вместе с тем, нельзя не согласится в том, что марксистская – ленинская типология государств имеет достаточно мощное обоснование, опирающееся на исторические факты, особенно это, касается феодальных и буржуазных типов.

В мировой литературе предлагалось немало обоснований классификации государств:

3. - демократические;

- недемократические;

4. – тоталитарные;

- авторитарные

- либеральные;

- демократические.

Рабовладельческое государство. Исторически первая государственно-классовая организация общества. Эта эпоха была характерна не для всех государств. Рабовладельческие государства имели место в древности в южных регионах.

Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим.

Во всех таких государствах сформировались два класса – свободных людей и рабов. Свободные делились на подклассы: аристократию, ремесленников, земледельцев. Рабы не рассматривались как личности – это были живые орудия труда, своеобразные государственные и личные животные – рабы, находившиеся вне закона.

Форма правления была в виде деспотии, когда вся власть сосредотачивается в руках одного человека – деспота (монарха) и передается по наследству. Существовала высокая степень централизации государственного аппарата. Для Древней Греции и Рима были характерны демократические формы правления, когда власть формировалась путем выборов (в Риме – монархия, в Афинах – Республика). Однако в выборах мог участвовать лишь сравнительно небольшой слой населения – свободные мужчины, обладающие имущественным цензом.

Классовая сущность государства выражалась в его функциях. К внутренним функциям относились:

1) охрана частной собственности рабовладельцев и сознание условий для эксплуатации рабов и неимущих свободных;

2) подавление сопротивления рабов и неимущих свободных методов жестокого насилия;

3) идеологическое воздействие для поддержания дисциплины и порядка.

Обще социальные функции государство осуществляло в той мере, в какой они соответствовали интересам господствующего класса.

Внешние функции: оборона территории и мирные связи с другими государствами; захват чужих территорий и функцию управления завоеванными территориями.

Важную роль играла Армия, но были суды, полиция, административно – чиновничьи органы.

Были юристами разработаны правовые институты: собственности, вещного, обязательного, семейного, наследственного права.

Пройдя период становления и развития, рабовладельческое государство вступило в полосу упадка, и изживало себя. На смену ему шло феодальное государство.

Феодальное государство (V – XVII века). Такое государство, по марксистской теории, есть орудие классового господства крепостников – помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства. Государство обеспечивает право господствующего класса на землю, на владение крепостными и присвоение значительной части их труда.

Классовая дифференциация считалась с делением на сословия, т.е. на группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей (по происхождению).

В своем развитии оно прошло несколько стадий:

1. Децентрализованная феодальная раздробленность.

2. Усиление централизации и установление сословно – представительной монархии.

3. Централизованная абсолютная монархия и разложение феодальной государственности.

Большинство функций обуславливалось классовыми противоречиями. Это охрана феодальной собственности, подавление сопротивления крестьян и других эксплуатирующих групп населения. Государство также выполняло функции, вытекающие из потребностей всего общества. Внешняя функция сводилась к ведению захватнических войн и защите от внешних нападений.

В государственный аппарат входило войско, отряды полиции и жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору налогов, суды.

Форма правления – монархия.

Была относительно высокая роль церкви в решении государственных вопросов и в жизни общества в целом, абсолютное преобладание в принимаемых законах интересов правящих кругов.

На последнем этапе в недрах феодального общества стали зарождаться буржуазные производственные отношения, требующие работника, свободно продающего свой труд. Но развитию новых отношений мешали феодалы, их государство. Следовательно, между молодой буржуазией и феодалами возникли острые противоречия, которые разрешались путем буржуазно – демократических революций. В результате последних возник новый тип государства.

Буржуазное государство (Англия, середина XVIII века). Самый жизнестойкий тип, способный адаптироваться к изменяющимся условиям «свобода, равенство, братство». Этот тип функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров. Экономическому, политическому и идеологическому господству класса буржуазии соответствует и буржуазный тип права, выражающий классовую волю буржуазии, охраняющий капиталистическую систему общественных отношений.

Буржуазный тип – последний тип эксплуататорского государства. Во внутренние функции усиливается функция борьбы с революционным рабочим движением. Во внешней – ведения войн и захват чужих территорий и рынки сбыта. Это сопровождается ростом военно-бюрократического государственного аппарата.

Для буржуазного государства характерны:

1) демократические принципы формирования власти, т.е. путем выборов;

2) отсутствие сословности, т.е. правовое равенство населения;

3) активное развитие представительных органов и, соответственно, отражение в принимаемых законах интересов широких кругов населения;

4) политический плюрализм;

5) высокий темп развития промышленности и сельского хозяйства, концентрация капитала;

6) повышенное внимание гарантиям прав и свобод человека и гражданина.

Объективные противоречия капиталистического общества обуславливают неизбежность пролетарской революции, перехода государственной власти в руки трудящихся масс, возглавляемых рабочим классом и его партий, возникновение социального типа государства, а затем и полное отмирание государственности как таковой.

Социалистическое государство (Китай, Северная Корея, Куба).

Возникает в результате социальной революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину. Отрицая предшествующий тип производственных отношений, как эксплуататорский, новое государство создает такую систему экономических отношений, которая базируется на общественной собственности на орудия и средства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. Оно выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социального общества.

Социальный тип – высший тип правовой системы общества. Социальное право возводит в законодательную волю трудящихся классов, служит классовым регулятором общественных отношений.

Для социалистического государства характерно:

1) формально демократичные, но фактически не соблюдаемые принципы формирования государственной власти;

2) отсутствие политического плюрализма, т.е. монополия одной партии;

3) провозглашение целей повышения народного благосостояния, установления социальной справедливости, недопущения мягкого обогащения;

4) сильное влияние идеологии на государственную политику;

5) тотальное огосударствления собственности, отсутствие частной собственности на средства производства;

6) повышенный контроль за частной жизнью граждан и право ограничения в политических и экономических сферах.

История показывает, что социальное государство во многих областях оказалось неэффективным (распад СССР). Но большей опыт по строительству социальной государственности должен быть глубоко проанализирован и изучен: просчеты, ошибки и достижения, несомненно, будут полезны, ибо идеи социализма благородны и бессмертны.

После этапа социалистического государства должно наступить коммунистическое общество с упразднением государства и заменой его самоуправлением, основанном на высоком сознании людей.

 

Вопрос №9 Понятие, виды и характеристика внутренних функций государства.

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность, социальное на­значение, задачи и цели государства по управлению обществом в присущих ему формах и свойственными ему методами.

По направленности функции государства подразделяются на внутренниеивнешние. Внутренние функции направлены на ре­шение внутренних задач страны, показывают степень активно­сти воздействия государства на данное общество, а внешние - на установление и поддержание взаимовыгодных отношений с другими (зарубежными) государствами и мировым сообществом в целом. В современных условиях между внутренними и вне­шними функциями усиливается взаимосвязь, взаимозависи­мость и взаимопроникновение.

К внутренним функциям государства относятся: экономическая; социальная; обеспече­ние прав и свобод человека и гражданина, охрана правопоряд­ка; экологическая; стимулирование научно-технического про­гресса и ограничение его вредных последствий; информацион­ная.

Экономическая функция современного государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание соци­ально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласовывающей интересы производителей и потребителей.

Экономику, в которой сочетаются рыночное саморегулиро­вание с государственно-правовым регулированием, принято называть смешанной. Сегодня государства со смешанной эко­номикой доминируют в мире и вряд ли сохранились страны, имеющие экономику в классическом (чистом) рыночном вари­анте.

Данная функция государства обеспечила экономике многих стран защиту от разрушительных экономических кризисов, за­тяжных депрессий, экономика приобрела большую устойчи­вость и динамизм. Неотъемлемой частью экономической функ­ции государства является охрана существующих форм собствен­ности.

Главное назначение социальной функции - устра­нить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, не допускать большого разрыва между богатством и бедностью, развивать здравоохранение, образование, культуру. Рассматриваемая функция свя­зана с понятием социального государства, деятельность кото­рого направлена на создание условий, обеспечивающих достой­ную жизнь и свободное развитие человека.

В современных условиях возрастает роль государства в деле поддержания и развития здравоохранения, образования и культуры (пример, национальные проекты в России). Оно разрабатывает и реализует програм­мы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу. Для управления названными видами деятельности го­сударством создаются и финансируются соответствующие орга­ны и учреждения.

Функция обеспечения прав и свобод человека и граждани­на, охраны правопорядка. В последние десятилетия в демократических государствах приобрела особую актуальность проблема обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Статья 2 Конституции РФ гласит: «Че­ловек, его права и свободы являются высшей ценностью. При­знание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Поэтому функция охраны правопорядка модифицируется и становится функцией государства по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка.

Правопорядок - необходимое условие нормальной жизнедеятельности любого организованного в государство об­щества, его объективная необходимость. Правопорядок есть итоговое состоя­ние урегулированности, упорядоченности отношений в обще­стве. Его единичным актом является правомерное поведение конкретного субъекта права. Равно как единичным актом его подрыва (деформации) служит противоправное поведение (пра­вонарушение). Господство правомерного поведения всех субъектов права приводит в итоге к идеальному правопорядку, к желанному для всех спокойствию и полной общественной безопасности.

Экологическая функция или функция охраны природы и рационального использования природных ресурсов. В конце XX - начале XXI в. на планете отмечается факт обострения экологических проблем. Загрязнение воздуха, водных источников, повышение радиации, кислотные дожди, сокращение лесов создают реальную угрозу растительному и животному миру, здоровью и жизни человека. В этих условиях экологическая функция при­обрела исключительное значение не только в отдельных стра­нах, но и в глобальном, международном масштабе, преврати­лась в проблему спасения планеты, сохранения человечества.

Научно-технические достижения XX в. предопределили появление у многих государств мира новой функции - стиму­лирование научно-технического прогресса и ограничение его вред­ных последствий.

Данная функция имеет двоякое проявление.

С одной стороны, деятельность государства проявляется в стимулировании научно-технического прогресса. Государство поддерживает и защищает интеллектуальную соб­ственность, создает условия для успешной научной деятельно­сти, обеспечивает справедливую оценку научного труда и дос­тойное вознаграждение за внедрение результатов научных раз­работок в наукоемкие технологии.

С другой стороны, человечество не сразу осознало вредные последствия научно-технического прогресса, а государ­ство с опозданием и недостаточно энергично стало применять адекватные меры по ограничению этой опасности. В современных условиях создание экологически чистых произ­водств, безотходных технологий - одна из важнейших целей, достижение которой позволит человечеству выжить. Сегодня экологическая функция и по этой причине требует иной сте­пени обязательности, ответственности, применения предупре­дительных и карательных средств и мер против экологических правонарушений.

К появлению новой информационной функции государ­ства подталкивает развивающаяся информатизация об­щества, создание баз данных, информационных си­стем, формирование общемирового информационного пространства.

Информационная функция имеет свой объект воздействия, содержание, способы и структуры обеспечения. Специфика данной функции заключается в способах ее воздействия на об­щество: целенаправленное информирование населения (а под­час и манипулирование общественным сознанием). Различные спо­собы передачи информации создают необходимые условия для нормального функционирования всех ветвей власти и органов государства.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.