Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Образовательный процесс на юридических факультетах дореволюционных университетов во второй половине XIX–начале ХХ в



Модуль 3

Тема 7

Юридическое образование в России в XIX–начале XX вв.

Образовательный процесс на юридических факультетах дореволюционных университетов во второй половине XIX–начале ХХ в.

 

1. Учебный план по юридической специальности российских университетов

В соответствии с университетским уставом 1863 г. учебный план юридического факультета предполагал освоение студентами 13 дисциплин: энциклопедии права; истории важнейших иностранных законодательств; истории русского права; истории славянских законодательств; римского права; государственного права; гражданского права, гражданского судоустройства и судопроизводства; уголовного права, уголовного судопроизводства и судоустройства; полицейского права; финансового права; международного права; политической экономии и статистики; церковного законоведения.

Университетские корпорации в этот период обладали широкой автономией. Проведение семестров, интенсивность занятий, тематика и содержание учебных курсов варьировались в очень широком диапазоне. Так, учебные планы юристов в Дерпте были рассчитаны на 36 учебных недель; при этом первый семестр начинался 20 августа и длился до 20 декабря, второй – с 20 января по 10 июня. Учебный год в Московском университете был на два месяца короче: большинство профессоров начинали занятия в первой декаде сентября и вели их до середины декабря, второй же семестр охватывал период с середины января по начало апреля. В Казанском и Киевском университетах студенты учились всего пять месяцев. «При прежнем уставе лекции посещались профессорами аккуратнее, – свидетельствовал один из преподавателей, – вакации слишком продолжительны. Лекции прекращаются перед страстной, а начинаются нередко в октябре».

Еженедельная нагрузка профессоров-юристов также заметно различалась. Каждый из шести профессоров Дерптского университета еженедельно проводил в учебной аудитории по восемь часов; нагрузка их коллег в Москве и Санкт-Петербурге составляла около семи часов, а в Казани, Варшаве, Харькове, Новороссийске и Киеве – менее пяти. Причина этих различий состояла в том, что Устав 1863 г. не определял объемы часов по каждой дисциплине; он содержал лишь требование «правильности и надлежащей полноты преподавания». В соответствии с п. 83 Устава «штатные преподаватели должны употреблять на изложение своего предмета столько часов в неделю, сколько на основании представленных ими соображений и по рассмотрении всех обстоятельств назначит им факультет» . Таким образом, каждый преподаватель самостоятельно определял перечень тем, а также степень глубины их изложения; здесь все зависело от его профессионализма. Не случайно, в наиболее благоприятном положении оказались юридические факультеты Дерпта (за счет прочных контактов с немецкими университетами и постоянного притока профессоров оттуда), а также Москвы и Санкт-Петербурга – лучшие научные силы располагались в данный период именно в этих университетах.

Для углубления специализации подготовки предполагалось разделение факультетов на два отделения – юридическое и камеральное. Только два университета в 1868 г. – Казанский и Петербургский – осуществили это разделение. Однако это деление существовало недолго. Уже через десять лет университеты от него отказались. Так, 24 мая 1878 г. юридический факультет Казанского университета обратился в университетский совет с предложением отказаться от специализации, обосновывая это «неудобствами преподавания и отсутствием практической потребности».

Как оказалось, административное отделение не привлекало студентов. В 1866 г. в Петербургском университете 84% студентов юридического факультета обучались на юридическом отделении, в Казанском, соответственно, 78%п. Через десять лет соотношение практически не изменилось. В 1878 г. в Казанском университете 73% студентов юридического факультета обучались по разряду юридических наук.

Предметы учебного плана разделялись на главные, которые преподавались в большем объеме, и дополнительные, «изучавшиеся в сжатом виде». Основанием разделения служило то, что предметы, являвшиеся главными в одном отделении, изучались как дополнительные в другом, хотя это не всегда проводилось последовательно.

Рассмотрим распределение дисциплин в Петербургском университете. Для юридического отделения главными дисциплинами являлись:

1. Энциклопедия права,

2. Государственное право,

3. История русского права,

4. Международное право,

5. Римское право,

6. История важнейших иностранных законодательств древних и новых,

7. История славянских законодательств,

8. Гражданское право, судоустройство и судопроизводство,

9. Уголовное право, судоустройство и судопроизводство.

Дополнительными предметами считались:

1. Финансовое право,

2. Полицейское право,

3. Церковное право,

4. Торговое право и межевые законы,

5. Политическая экономия и статистика.

 

Для административного отделения (камерального) действовал следующий список главных предметов:

1. Энциклопедия права,

2. Государственное право,

3. История русского права,

4. Международное право,

5. Финансовое право,

6. Полицейское право,

7. Торговое право и межевые законы,

8. Политическая экономия,

9. Статистика.

Дополнительную подготовку обеспечивали:

1. Гражданское право, судоустройство и судопроизводство,

2. Уголовное право, судоустройство и судопроизводство,

3. История русского права.

4. История славянских законодательств,

5. История важнейших иностранных законодательств древних и новых.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.