Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Предмет, пределы и метод правового регулирования



Право не должно, да и не может регулировать все общесоциальные отношения, все социальные связи членов общества. Поэтому на каждом конкретно-историческом этапе общественного развития должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования.

История правовой жизни общества показала, что в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений.

Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными). Здесь наиболее ярко проявляется возможность и необходимость правового регулирования имущественных отношений, ибо во взаимоприемлемом обмене имуществом заинтересовано и все общество, и каждый отдельный человек. Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил (например, признание выражения ценности имущества в денежном эквиваленте); обязательность признания правил обеспечена действенной силой специального аппарата правового принуждения.

Вторую группу образуют отношения по властному управлению обществом. В управлении социальными процессами заинтересованы и человек, и общество. Управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общесоциальных интересов и должно реализоваться по строгим правилам, обеспеченным силой принуждения. Естественно, в сферу правового регулирования входит гос.управление социальными процессами.

В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обес-печить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе. Это отношения, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы и будут составлять предмет правового регулирования.Это общественные отношения, которые: - по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и

- в конкретно-исторических условиях требуют правового регулирования.

Метод правового регулирования есть совокупность способов правового воздействия на общественные отношения в зависимости от их характера. Различают:

-авторитарный метод (субординации, подчинения) – это централизованное регулирование «сверху донизу» на властно-императивных началах (используется в административном, уголовном праве);

- автономный метод (координации, равноправия) – децентрализованное регулирование, при котором участники общественных отношений выступают как равноправные стороны (применяется в гражданском, семейном праве).

Способы правового регулирования – это приемы регулирования общественных отношений, зависят от особенностей правовых норм:

- запрещение есть возложение обязанности воздержаться от совершения действий (запрещающие нормы);

- дозволение есть предоставление права на активные действия (управомочивающие нормы);

- обязывание есть возложение обязанности по активному поведению – что-то сделать, передать, уплатить (обязывающие нормы);

- рекомендование (совет).

- поощрения.

- гос.принуждение.

Пределы правового регулирования – обусловленные определенными факторами границы властного государственного вмешательства в общественные отношения при помощи норм права. Факторы, которыми обусловливаются пределы правового регулирования, заложены в упорядочивемых общественных отношениях или связаны со свойствами самого права, отражают его закономерности, касаются воли и усмотрения правотворческого органа.

Фактор, заложенный в предмете правового регулирования, свидетельствует о том, что в принципе, такое регулирование может распространяться на все виды общественных отношений.

Второй фактор – даже при наличии волевого момента, то или иное общественное отношение может подвергаться регулирующему влиянию права только при наличии в нем объективной возможности выбора правила поведения.

Третий фактор – заинтересованность государства и целесообразность его воздействия на те или иные отношения при помощи права, обусловливаемые не только объективными тенденциями самого предмета регулирования, но и потребностями общественного организма в целом.

Следующий фактор отражает внутренние закономерности самого права, потенциальные возможности его собственных содержательных свойств.

Последний фактор – психические способности человека к сознательному восприятию правовых предписаний и их осуществлению.

Пределы правового регулирования не могут быть даны раз и навсегда. Они относительно динамичны.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.